Логистика интернет-торговли в России Авторы: Бояринова Д. Стоит ли online-ритейлерам организовывать свой склад и логистику – мнения менеджеров Arvato, Kupivip, Ozon, Wikimart, которые прозвучали на последнем бизнес-форуме BBCG Online Retail Russia Качественный e-commerce ещё только начинает формироваться в России. И на текущий момент онлайн-ритейлерам приходится сталкиваться с огромным количеством проблем. Организация логистики в данном случае является краеугольным камнем интернет-торговли. Учитывая территории нашей страны и уровень сервиса, несложно понять — почему. Главный вопрос, который беспокоит всех ритейлеров — организовывать ли свою логистическую цепочку или пользоваться услугами аутсорсеров. Однозначный ответ на него дать нельзя. Пока в России превалирует мнение, что лучше строить весь бизнес своими силами. По мнению Михаэля Пёчке, гл. исполнительного директора Bertelsmann (Arvato) в России, это связано с тем, что большинство наших бизнесменов не готово отдавать столь важную часть своего дела на аутсорс. «В России принято создавать вертикаль, как государства, так и предприятия. Многие просто боятся, что поток не работает, если ритейлер сам не всё не контролирует, поэтому и создаёт вертикаль», — комментирует Пёчке. С одной стороны это так, но с другой — практически любой ритейлер, имеющий дело с доставкой товаров в другие регионы, во избежание высоких финансовых затрат скорее обратится за помощью к локальным партнёрам, чем будет строить свой логистический центр с нуля. О том, как этот вопрос решается практически, на конференции Online Retail Russia рассказали представители e-commerce-компаний Kupivip, Ozon и Wikimart, а также сторона аутсорсинга в лице российского подразделения Bertelsmann. KupiVIP Компания KupiVIP придерживается следующей политики в вопросе организации логистики. «Не секрет, что в любом сервисе для клиента самыми важными качествами являются скорость, качество и цена. И для того чтобы в логистике реализовать это в полной мере, при запуске нашего холдинга было принято решение работать с собственной службой доставки, с локальными службами доставки и с услугами федеральных агентов доставки», — говоритдиректор по операциям KupiVIP Владислав Бинкин. Изначально (а создавалась фирма три года назад) KupiVIP имел в своём распоряжении всего две машины и четырёх водителей. На сегодняшний день компания располагает уже 155 водителями-экспедиторами и парком в 90 машин, 60 из которых работают по Москве, а 30 — в Санкт-Петербурге. «Поскольку все курьеры являются лицами компании, каждый из них снабжен форменной одеждой, книжечкой курьера, в которой прописаны все критические и необычные случаи с инструкциями, как в них поступать. Также у каждого водителя обязательно имеется некий скрипт диалогов, поскольку очевидно, что водитель или курьер является прямым участником продаж, и он должен обладать навыками торгового агента, причем навыками высокоразвитыми. И для того чтобы обеспечить эти навыки, мы регулярно проводим обучающие программы для наших курьеров», — продолжает Владислав. При таком составе и графике работы службы доставки с 9 утра до девяти вечера, компания способна ежедневно доставлять более 3000 заказов по Москве и около 1500 заказов по Петербургу. «С ростом числа заказов мы столкнулись с такой проблемой как маршрутизация, с необходимостью четко, быстро и, главное, качественно назначать каждому водителю его маршрут и график поездки. Поэтому мы очень активно используем программное обеспечение, которое позволяет нам эффективно выполнять маршрутизацию», — говорит Бинкин (прокладка маршрутов с помощью ПО показано на снимке). Но, понятное дело, одной маршрутизации для своевременной доставки мало. Надо обладать и выгодно расположенным складом. У KupiVIP собственный склад пока один и находится он в Подольске. Для того, чтобы ускорить время доставки заказа до клиента, компания намерена в 2012 году открыть сортировочный хаб на севере Москвы. Он одновременно будет выполнять функцию и склада и пункта самовывоза. Работа KupiVIP с партнёрами в регионах иллюстрируется простой схемой. Здесь компания пользуется услугами четырёх логистических фирм, в частности, EMC, СПСР, «Армадилло бизнес-посылка» (DPD) и DHL Global. С этими агентами KupiVIP ведёт работу по 23 городам, расположенным в Южном, Уральском, Приволжском и Сибирском федеральных округах. KupiVIP самостоятельно производит доставку сборных грузов партнёрам, а те уже сами регламентируют своё действия, выбирая наиболее эффективные пути доставки товара. Стоит отметить, что даже курьеры, входящие в состав региональных компаний-партнёров, имеют в своём распоряжении фирменную униформу KupiVIP, все скрипты и варианты диалогов. «Таким образом, клиент, неважно где он получает заказ — в Москве или в одном из крупных городов Российской Федерации, понимает, что имеет дело с компанией PTECS (Private Trade E-Commerce Services или KupiVIP e-commerce services — полное название организации, — примеч. автора) или с одним из сайтов, которые разработаны и сопровождаются компанией PTECS». Wikimart В «Викимарте» реализована схожая модель организации логистического процесса. В Москве компания делает ставку на свои силы, а в регионах — на силы партнёров. Однако различия всё же есть. Логистический проект Wikimart’а запустился совсем недавно — в октябре 2011 года. Собственно, запустить его решили не столько ради обслуживания онлайн-проекта (магазины — клиенты портала в основном доставляли посылки сами), а ради собственного офлайного магазина, открытого также в октябре. «Логистика Wikimart» на сегодняшний день состоит из 3 департаментов: клиентоориентированная служба доставки, складская логистика и проектная команда. Основные логистические операции здесь — это: клиентоориентированная служба доставки, региональная доставка, складские операции, управление остатками, предпродажный и постродажный сервис, а также возвратная логистика. «Мы создали нашу розницу и интегрированную транспортную логистику, чтобы поддержать наши стандарты качества обслуживания клиентов», — комментирует Елена Гордеева, директор по логистике Wikimart.ru. С этой же целью компания решила пересмотреть свои требования к курьерам. Вместо обычных водителей-экспедиторов и пеших курьеров, «Викимарт» теперь готовит полноценных торговых представителей. Для этого всех водителей в обязательном порядке заставляют пройти полны курс обучения общения с клиентом. Адаптация занимает порядка полутора месяцев, но компания довольна результатами и будет продолжать работать с сотрудниками службы доставки в том же направлении. На работе «Викимарт» по региональным направлениям рассказывать не будем, она аналогична KupiVIP, различия только в партнёрах. Лучше подробнее остановимся на складе. В отличие от KupiVIP, Wikimart не стал создавать собственный склад. Компания решила начать с аутсорсинга. На данный момент у фирмы заключен договор с «Евросеть Логистика», которая предоставляет в аренду свои складские площади и операции. «Мы, конечно же, задаём себе вопрос — нужен ли нам собственный склад. Боюсь, что нужен, — говорит Елена Гордеева, директор по логистике Wikimart. Потому что на сегодняшний день в интернет-торговле, к сожалению, нет хороших предложений от поставщиков складских услуг. Когда мы объявили тендер на новый проект, я была крайне удивлена — после 20 лет работы в логистике никто не хотел приходить ко мне на тендер, никто не хотел предлагать свои услуги. Оказалось только 3 смельчака, три поставщика, которые выставили свои предложения. В общем-то, выбирать было особенно не из кого. Меня это удивляет и хочется спросить складских операторов — вам что, не интересна интернет-торговля? В общем-то достаточно маржинальная и интересная операция, причём очень большие объёмы и быстрорастущий бизнес. Однако на сегодняшний день уровень автоматизации и уровень мобильности услуг наших поставщиков ещё не дорос до тех требований, которые мы ставим и до тех темпов роста, которые мы видим впереди». Также директор по логистике Wikimart.ru выказала недоумение по поводу уровня самих складов: «Хочу сказать, что склад класса A — это, конечно, замечательно. Но хотелось бы, чтобы у нас было больше складов класса B и B+ с высоким уровнем автоматизации. Потому что очень обидно видеть склад с потрясающими полами, прекрасными температурными режимами, замечательной пожарной системой, в котором как в былые времена тётя Маша карточки заводит и что-то в них отмечает. Это неправильно». Однако Елена Гордеева не отчаивается: «Мы видим как ближайшую перспективу альянс с таким партнёром, который бы нам сказал — давайте мы построим операции под вас, под ваш бизнес, будем развиваться вместе и пойдем одним путём. Надо, чтобы этот партнер был профессионалом, верил в будущее интернет-торговли, знал, с какими проблемами ему придётся столкнуться и как работать с огромным количеством заказов ежедневно». Логистический центр Ozon В настоящий момент компания осуществляет доставку в 120 городов РФ и Казахстана, в 2 тыс. пунктов выдачи, включая сетевые. В другие страны заказы отправляются Почтой России. Свои пункты выдачи Ozon имеет в Твери, Владивостоке, Москве и Санкт-Петербурге, остальные пункты — партнерские. В самый разгар кризиса, в сентябре 2009 года состоялось открытие нового операционно-логистического центра OZON.ru «Боровлёво-2» в Твери. Инвестиции в строительство и технологическое оборудование составили $20 млн. Компания начала строить логистический комплекс, когда было принято решение уйти от имиджа мономагазина, где можно купить только книги и медийную продукцию, и стала интенсивно развивать другие категории товаров самостоятельно. Для хранения такого ассортимента понадобились дополнительные площади. Склад в Боровлево-2 является одним из крупнейших в Вост. Европе операционно-логистических комплексов для электронной коммерции. У компании есть также логистические центры в Москве и Санкт-Петербурге и распределительный узел (хаб) в Екатеринбурге, который отправляет заказы по УФО (в Тюмень, Курган, Челябинск и др. города). Боровлево-2 — это зона, где свое производство или склады имеют многие компании. У Твери удобное для Ozon расположение, т.к. очень многие клиенты компании из Москвы и Санкт-Петербурга. Также не является секретом тот факт, что строительство и содержание логистического комплекса в Москве или Санкт-Петербурге обошлось бы гораздо дороже. Площадь ЛЦ 12 тыс. кв. метров, в нем работает 450 человек. Перед новогодними праздниками компания получает большое количество заказов, поэтому дополнительно нанимает сотрудников. При большом количестве заказов склад обслуживает 15 грузовых машин в день. Компания планирует расширять свои площади в Боровлево-2, но планов по строительству складов на других территориях РФ пока нет. На складе используется поштучное стеллажное хранение. Партнерами в проектировании и технологическом планировании комплекса являются Swisslog (Швейцария) и DOCdata (Нидерланды). Партнеры внесли в проект новейшие операционные технологии, основанные на применении современного оборудования и ИТ-систем, которые позволяют оптимизировать складские бизнес-процессы и автоматизировать большинство операций. Bertelsmann (Arvato) В заключение хотелось бы сказать пару слов о второй стороне, участвующей в этом процессе — компаниях, предоставляющих услуги по аренде складских помещений, доставке товаров из пункта А в пункт Б и т.п. Разберём это на примере концерна Bertelsmann и его подразделения по оказанию различных аутсорсных услуг Arvato. В России у компании есть свой складской центр — DZB (Distribution Center Bertelsmann), который находится в Ярославле. На текущий момент он располагается на площади 44 тыс. кв.м., позволяющих вместить до 280 тыс. SKU. Хранение товаров на складе стеллажное, многоуровневое. С клиентами работа у фирмы строится следующим образом. Вначале потенциальный заказчик заполняет анкету, в которой отмечает, что ему надо — поставка, приёмка. Потом — чек-лист, в котором обозначается — что предоставляет заказчик и что с этим будет делать исполнитель. Третий этап — составление бизнес-процессов и схем. Схематично это все выглядит так, как на рисунке. Источник: Retail-tech.ru дата: 26.08.2013 18:37:27 просмотров: 23919 рейтинг: (Голосов: 3, Рейтинг: 5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию