Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Почему курьерам надо поторопиться. Доставка. Транспортная логистика

Почему курьерам надо поторопиться


В марте запустился сервис "Голод", который доставляет еду за восемь минут, а спустя месяц он привлёк инвестиции в размере 3,4 млн рублей. Генеральный директор группы компаний Univer Club Family и руководитель проекта "Голод" Алексей Овчинников рассказал "Секрету", как работает его модель и почему скорость может изменить любой рынок.

Главной проблемой всех сервисов, где присутствует доставка, остаётся скорость. Особенно сильно это проявляется в foodtech — еда, как и такси, необходима здесь и сейчас, но если машину можно заказать за 2–3 минуты, то чтобы поесть, сегодня всё еще приходится ждать полтора часа. Традиционная модель доставки еды превращает обыкновенный заказ блюда в квест, состоящий из ненужных и бесполезных звеньев: выбор из тысячи блюд, звонок по телефону или онлайн-заявка, общение с менеджером, СМС, разговоры с курьером по телефону, томительное ожидание, а на сладкое — неприятная суета со сдачей. Прибавьте к этому целый ряд ограничений вроде минимальной суммы заказа или платной доставки — это всё безнадёжно устарело.

Впервые эту проблему заметили в США, где в 2013 году появился сервис Sprig. Он начал доставлять еду за 15 минут, а небольшой выбор блюд компенсировал скоростью. За три года сервис успел увеличить зону покрытия до четырёх городов, привлечь $52 млн и поглотить прямого конкурента SpoonRocket. Сан-Франциско нашпигован самыми современными службами доставки из ресторанов, где вы можете "одним кликом" получить еду в течение 45 минут. Однако благодаря космической скорости в 10–15 минут Sprig не вступает с ними в борьбу за клиента, а создаёт себе новый рынок, свободный от прямой конкуренции. Сегодня стартап оценивается в $250 млн.

Так бывает всегда, когда на консервативный рынок выходит компания, которая строит свою модель вокруг моментального удовлетворения услуги или потребности. Так было с Booking, который предложил бронировать номера в отеле не по телефону, а в интернете, так было с Amazon, который избавил людей от походов по супермаркетам. Российский foodtech умудряется расти даже в кризис, но продолжает оставаться крайне консервативной сферой. Мы решили изменить этот рынок, который оценивается в $1,5 млрд в год, с помощью сервиса "Голод" — доставки еды за 8 минут.


Как это работает

 

Чтобы быстро разогнать любое транспортное средство, в первую очередь нужна прямая и ровная дорога: чем меньше поворотов, развилок и препятствий, тем выше скорость. То же самое нужно сделать для ускорения любого сервиса: создать инфраструктуру, сузить ассортимент, отполировать все этапы заказа и убрать с дороги мелкие камушки. Необходимо минимизировать отклонения от стандарта.

Наш продукт состоит из двух приложений: одно для клиентов, а второе для водителей. Клиент выбирает из двух блюд и делает заказ — без промежуточных звеньев в лице менеджеров или диспетчеров. Заявка падает курьеру, который уже находится близко к клиенту, и он отправляется к нему. Когда еда у курьера заканчивается, запас пополняет специальный фудтрак, который подвозит с кухни новую партию. У каждого водителя свой сектор покрытия, в границах которого он и доставляет еду. В итоге на нашей карте Москва разбита на несколько участков, за которые отвечают конкретные водитель и кухня.

Создание инфраструктуры требует большого количества ресурсов — как человеческих, так и финансовых. Сервисы моментальной доставки окупаются лишь в том случае, если плотность заказов на каждый из районов достигает нужной отметки. В обратном случае такая модель сулит гигантские расходы на сотрудников и на продукт. Плотность рабочих мест в центре Москвы, в районе Садового кольца, в несколько раз выше, чем в любом городе Калифорнии. В этом районе города ежедневно обедает около 3 млн только работающих горожан. Это почти в четыре раза выше, чем всё население того же Сан-Франциско, включая детей и стариков. В итоге курьеру приходится проезжать от одного до другого клиента совсем небольшое расстояние, что позволяет добиться стоимости доставки ниже, чем у любого другого сервиса в России.


Скорость изменит всё

 

Модель, где продукт или услуга доставляются здесь и сейчас, можно адаптировать практически к любой сфере. Еда — только вершина айсберга. В дальнейшем мы можем заняться цветами, пиццей, продуктами, сигаретами, напитками и даже запасными шинами, если уж на то пошло. Наиболее перспективные сферы — продажа алкоголя, сигарет, товаров первой необходимости и средств контрацепции. В Китае еще в 2011 году появлялись приложения по доставке презервативов, в 2013 году такую услугу Durex предложил жителям Дубая. Если у доставки еды много проблем с хранением, то презервативы и другие не портящиеся продукты будут лежать в бардачке у таксиста до 2020 года и ждать своего заказа.

Преимущество модели в том, что люди готовы переплачивать за моментальную доставку. Те, кто курит, знают по себе, что порой может возникнуть острая нужда в сигаретах. Сахар или кофе могут закончиться в любой момент, а круглосуточные магазины есть не везде. Подойдёт даже такой банальный продукт, как туалетная бумага, то есть всё, что не занимает много места в багажнике и может быть доставлено в любой момент.

Самый большой рынок, который ждёт ускорения, — это доставка продуктов питания из магазинов. Он измеряется сотнями миллиардов долларов. Пока рынок не выявил устойчивых бизнес-моделей скоростной доставки, но уже началась масштабная работа в этом направлении. Сейчас лидирует калифорнийский единорог InstaСart: сервис доставляет продукты из нескольких сетей гипермаркетов в течение 1–2 часов.

В России уже работает несколько аналогов, например, "Гросер", который доставляет продукты из "Ашана" за 2,5–3 часа. Клиенты больше не хотят планировать доставку на завтра или послезавтра в промежутке 19:00 до 22:00, поэтому скоростные проекты скоро повалят неповоротливых динозавров онлайн-ретейла вроде "Утконоса" на лопатки.


Постуберификация

Uber показал людям, что любое время можно сократить без риска для качества, и аудитория давно ждёт аналогичных прорывов и в других сферах. Но если взглянуть на рынок срочной доставки, можно увидеть, что компании все еще называют время в полтора часа "срочно" и "быстро". Хотя на дворе 2016 год, и счёт пошёл на минуты. В ходу уже не только мобильные решения, но и физические — например, кнопки от Amazon, которые позволяют совершить заказ одним нажатием и получить его немедленно (ранее вы выбираете в приложении, что именно вам нужно доставить при нажатии на кнопку).

В ближайшее время основным параметром, вокруг которого развернётся конкуренция, станет не столько сервис, сколько его скорость. Так появятся компании, которые будут работать не в плоскости "Uber для чего-то", а скорее по модели "пост-Uber": сначала в продукте важна доступность, а уже потом его свойства. Uber расшифровал код и показал, что принцип одного клика может работать, а "пост-Uber" на основе этого кода придумывает новые сервисы. Компании нового поколения не просто собирают игроков на одном маркетплейсе (этим уже никого не удивишь), а сокращают на основе этого всё: скорость доставки, скорость обслуживания, скорость заказа, скорость расчёта. Если клиент может получить то, что хочет, в течение пяти минут, он возьмёт это. И быстро забудет о привычном сравнении характеристик у конкурентов, в том числе и ценовых.


05 Мая 2016,  Алексей Овчинников, генеральный директор Univer Club Family

дата: 06.05.2016 12:40:41    просмотров: 1283

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 4)



Рекламный блок

Компания Consid реализовала импортозамещение WMS-системы на складах компании Health & Nutrition (ex-Danone) Эксперт рассказала о трендах развития маркетплейсов в 2024 году Крупная транспортная компания "Деловые линии" открыла первый в ЛНР грузовой склад устав от борьбы с РЖД