Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Может ли цифровизация склада стать драйвером роста эффективности производства?

Может ли цифровизация склада стать драйвером роста эффективности производства?


Руководители предприятий ищут новые инструменты наращивания эффективности — в том числе за счет активной цифровизации. WMS — то, что многим нужно сейчас.  


Для бизнеса экономика процессов всегда стоит на первом месте, а тем более в периоды турбулентности, один из которых мы переживаем прямо сейчас. Особенно непростые времена настали для производственных компаний: у кого-то схлопнулись рынки сбыта, кто-то потерял поставщиков сырья и комплектующих, где-то нет доступа к обновлению или обслуживанию парка станков и т. д. В такой ситуации руководители предприятий ищут новые инструменты наращивания эффективности — в том числе за счет активной цифровизации. На мой взгляд, WMS — то, что многим нужно сейчас.


Российские промышленные предприятия не новички в автоматизации: на многих давно используются разнообразные ИТ-решения, станки с ЧПУ и т. д. Но преимущественно все инструменты работают именно на процесс самого производства, так что сам производственный цикл не позволяет проводить оптимизацию. Именно поэтому, в частности, не так давно модными трендами стали долгосрочные системы повышения производительности — бережливое производство, практики кайдзен. Но эффект от их внедрения уже не столь масштабен, как можно было добиться на ранних стадиях автоматизации.


Вход и выход


Такое положение вещей приводит к тому, что в поисках процессов для трансформации руководители производственных компаний выходят за рамки собственно производства — одной из самых близких оказывается складская логистика, которая фактически представляет собой вход на производство и выход с него. И оказывается, что цифровизация здесь может дать очень много преимуществ.


Разберемся с первым процессом — входом на производство. На этом этапе одна из самых частотных проблем — пересортица. Например, выдали со склада не подходящие комплектующие, не ту смесь для выпуска изделий — возможно, другого цвета, или с несколько отличными от нужных характеристиками. К несчастью для бизнеса, далеко не всегда несоответствие выявляется до запуска линии. А если проблема вскрылась уже после изготовления продукции, это означает выбраковку партии, которая обойдется недешево.


Другая болевая точка — удлинение производственного цикла за счет нарушения логистической концепции Just In Time. Она достаточно понятна: поставлять комплектующие и сырье нужно точно к тому времени, когда они понадобятся. Но это в теории, а в реальности на предприятии может существовать несколько складов подвоза, что-то могут не найти и т. д. В итоге потери составляют от нескольких часов до дней.


Третья проблема связана с отсутствием понимания остатков сырья и комплектующих на складах. Если плохо ведется учет на складе, нет прозрачности по остаткам (а это достигается только с помощью WMS), то производству сложно планировать выпуск продукции. Выход ищут разными путями: например, один из наших заказчиков, чтобы понять наличие комплектующих, был вынуждены отправлять все данные по проекту на склад, чтобы сотрудники проверили полки и по каждой позиции указали текущий свободный остаток — только после этого делался дозаказ и запускалось производство. Все это удлиняет цепочку, увеличивает трудозатраты производства и склада. Подобные проблемы WMS позволяет устранить за счет оцифровки процесса учета реального наличия товаров на складах, их размещения и т. д.


С точки зрения выхода готовой продукции тоже есть ряд проблем. 


Во-первых, менеджменту необходимо понимать, в какой момент продукция готова, чтобы ее можно было отгружать на склад или клиенту. На большинстве предприятий обмен информацией идет через бумажный документооборот, а на этом теряются дни и даже недели. Если пересчет идет в ручном режиме и через визуальное распознавание, происходят ошибки, как результат — недостача, пересортица, перепутанные паллеты, отправка на другой склад и т. д. Все это тоже влияет на жизненный цикл продукции. Страдает и партионный учет: когда номер партии и количество продукции вручную вводятся в ERP-систему, то до цифровизации еще очень далеко.


WMS же позволяет оцифровать процесс приемки и тем самым, устраняя перечисленные проблемы, помогает уменьшить время производственной цепочки.


Под «Честным знаком»


Необходимость внедрения WMS на производстве стимулируется в том числе и инициативами регулятора. Одна из них — обязательная маркировка «Честный знак». Она была запущена еще в 2019 году, но начинался процесс очень медленно. Сейчас же под нее уже попадают молочная продукция, упакованная вода, табак, лекарства, обувь, товары легкой промышленности, шубы, духи, шины, фотоаппараты. В экспериментальном режиме работает маркировка пива и слабоалкогольных напитков, БАДов, медизделий, антисептиков и других товаров. Большинство производителей уже сейчас понимают, что рано или поздно маркировка доберется и до них, а без цифровизации справиться с нововведениями будет очень сложно.


Опыт показывает, что компания, которая попадает под маркировку, в принципе не может эффективно работать без WMS. Она не сможет принимать и отгружать товар, инвентаризировать и перемещать его, вести внутренний учет кодов маркировки. Менеджмент понимает: если вовремя не оцифровать работу складов, придется увеличивать персонал, производительность которого будет низкой. Это серьезный вызов для промышленности, а следствием является рост интереса к внедрению WMS.


Ложка дегтя


Но без ложки дегтя не обойтись: есть множество проблем, которые тормозят цифровизацию складов на промышленных предприятиях. 


Одна из ключевых — отсутствие единого взгляда на цифровизацию у представителей бизнеса. Многие любой переход от Excel к учетной системе уже считают цифровизацией, хотя это и не так.


Вторая проблема — нехватка профессионализма в работе ИТ-отделов промышленных предприятий. Зачастую их действия не имеют логики. Например, мы постоянно сталкиваемся с тем, что компании пытаются силами своих ИТ-отделов разработать и запустить собственную WMS либо самостоятельно внедрить «коробочное» решение WMS. 

В результате за сумму, схожую со стоимостью профессионального решения, компания получает лишь 20–30% функционала, да еще и недоработанного. Какое-то время система действует, а потом, когда разработчики уходят, поддерживать и тем более развивать ее становится некому, а айтишники в связи с их дефицитом и «перегретостью» зарплат меняют работу легко. Есть и компании, где на собственный мощный штат айтишников возлагается задача сделать WMS с нуля. 

Но доведение ее до уровня зрелого решения обойдется кратно дороже, чем покупка готового продукта. К тому же проверять самописное решение практикой и дорабатывать придется долго.


Недостаточен и уровень цифровой грамотности управленцев. Многие даже не понимают, что должна представлять собой WMS и каков ее базовый функционал, а постановка ими задачи основывается исключительно на личном опыте и собственных идеях. Недавно мы вели переговоры с корпорацией, где хотели внедрить WMS, но управленцы описывали систему с минимальным простым функционалом, который не дал бы им желаемого эффекта. И даже базовый функционал «коробочного» решения кажется фантастикой.


Встречаются проблемы и на этапе непосредственно внедрения WMS. Многие до сих пор опираются в проектах на методологию waterfall, которая предполагает линейное внедрение — от составления детального ТЗ и дальше по плану. Лет 10–15 назад она была неплоха, но сейчас без agile не обойтись. Причина в том, что компаниям приходится постоянно дорабатывать системы, а бизнес-процессы очень быстро меняются. Мы сталкивались с ситуацией, когда занимавшаяся лишь оптовыми поставками компания через год на 60% работала на розничные продажи, отгружала товар интернет-магазинам, часть склада отдала под ответственное хранение, то есть ее процессы изменились коренным образом. Такая трансформация бизнеса требует ускоренного введения новых функций WMS. И если предприятие запускает WMS за 1,5 года вместо четырех месяцев, то более года она попросту теряет деньги на ФОТ, низком уровне клиентского сервиса, упущенных продажах.


Почему складских роботов пока можно не ждать


Есть расхожее мнение о том, что будущее цифровизации складов — это полная их роботизация. Разочарую: такой оптимизм — по крайней мере на данном этапе экономического и технологического развития — не имеет под собой почвы. Людские ресурсы достаточно дешевы во всем мире — даже в Европе, что уж говорить про Россию. Роботизация же по цене проигрывает.


Поэтому если роботы и заменят работников складов в обозримой перспективе, то только в очень и очень больших хабах или там, где человек работать в принципе не может. Пример последнего случая — архивы с бумажными документами, где необходимо поддерживать среду с низким содержанием кислорода. Такой, кстати, в РФ работает.


В остальных же случаях внедрение WMS промышленному предприятию приносит значительно больший эффект, чем последующая роботизация. Повторюсь: это на данном этапе. А что будет дальше — время покажет.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64773/

https://ekspertov.ru/

Журнал IT Manager

Иван Денисов

Генеральный директор компании GTLogistics
дата: 30.11.2022 11:13:55    просмотров: 299

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Грузовладельцы Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании