Управление логистикой в современной компании: проблемы, возможности и точки роста Олег Качмашев - кандидат экономических наук и доцент СПбГЭУ. В круг его научных интересов входят международная логистика, логистика недвижимости, гибкие методы управления. На практике Олег проводит консультации по выбору и использованию программ управления логистикой. В течение нескольких лет он занимался научной разработкой алгоритмов с применением искусственного интеллекта для поиска лучших ценовых решений в области гостиничного бизнеса. В разговоре мы обсудили следующие вопросы: Какие ошибки совершают компании в управлении логистикой? Какими свойствами должна обладать система управления логистикой организации? Какие технологии логистики будут наиболее востребованы в ближайшие 2–3 года? В чем плюсы и минусы облачных логистических решений? Какие факторы мешают развитию логистики в информационных технологиях? Почему компаниям с собственными службами доставки необходимо инвестировать в цифровизацию логистики? Что подталкивает компании на поиск информационных логистических решений? Какие ошибки совершают компании в управлении логистикой? Большинство компаний, которые организуют процессы доставки самостоятельно, верны устоявшимся привычкам в управлении своей логистикой. Они не хотят делать правильно, ведь это требует не только перестройки процессов внутри бизнеса, но и перестройки ментальности. В компаниях не работают с прозрачностью. Например, не заводят остатки на складе. Возникает «эффект хлыста», когда незначительные изменения в спросе приводят к большим колебаниям в закупках и затовариванию складов. В феврале 2022 года с внутренним «хлыстом» столкнулось подавляющее число владельцев бизнеса, имеющих закупки в валюте. Когда закупочные цены увеличились, технологи в панике сформировали большие запасы. Эти закупки даже не фиксировали в учетных системах. Теперь, когда цены нормализовались, неоприходованные товары оказались никому не нужны: реализовать их по реальным ценам невозможно, а в производственных планах им нет места. Глобальная тому причина – отсутствие информации. Регламентированных процедур по управлению логистикой в предприятиях малого и среднего масштаба нет, как и не определены лица, ответственные за эти процессы. Чтобы избежать подобных кейсов, системой должны быть предусмотрены все процедуры. С внутренним «хлыстом», например, это процедура срочной закупки. Какими свойствами должна обладать система управления логистикой организации? Программа управления логистикой должна быть понятна и доступна. У нее должно быть информационное сопровождение. У отраслевого софта с этим проблемы. Поэтому бизнес часто нуждается в помощи при выборе программного обеспечения. Следует обращать внимание на то, чтобы у вендоров систем управления логистикой в команде были аналитики-логисты. Они помогут создать работающий инструмент автоматизации и реорганизовать при необходимости внутренние процессы. Система управления логистикой накладывает требования на IT-инфраструктуру компании. Важна помощь в ее подготовке для запуска новой программы и проработка резервных каналов хранения и передачи информации. Какие технологии логистики будут наиболее востребованы в ближайшие 2–3 года? В глобальном масштабе: перспектива развития искусственного интеллекта. Это технологии самостоятельного определения «триггеров», которые влияют на выбор пользователя. Текущие системы могут работать с заданными параметрами: программа, к примеру, ориентируется на погоду, загруженность дорог и выбирает для логиста наилучший вариант. Будущее технологий логистики за поиском «триггеров» искусственным интеллектом. Пока таких систем нет, но они появятся в самом скором будущем. В масштабе России первоочередный вектор – комплексное развитие и распространение WMS- и TMS-систем. Программ, которые отличаются простотой (в противовес ERP-системам) и станут доступны предприятиям любого размера. В чем плюсы и минусы облачных логистических решений? Плюс «облака» в том, что логистическое решение можно легко развернуть. Подготовка IT-инфраструктуры не потребуется. «Облако» также закрывает вопрос утери данных: создаются резервные копии учетной системы, которые при желании можно хранить в других «облачных» сервисах. Дублировать информацию необходимо в любом случае: и в «облаке», и на серверах. Большая проблема, которая тормозит развитие облачных логистических решений – in-house программисты. «Если у меня есть свои специалисты, зачем я должен платить за какую-то систему?» - задается вопросом типичный владелец бизнеса. Например, в компании купили и поставили логистическое решение, а всю дальнейшую работу по сопровождению оставили на своего информационщика. Обычно через 6–7 месяцев у такого бизнеса начинаются проблемы. Штатный специалист не справляется, потому что новую систему не знает, а средства на обслуживание вендором изначально не заложили. Пока в России мало кто готов идти по пути подписки. Посмотрите на музыкальные стриминги: кто-то пользовался Spotify, перешел на Яндекс.Музыку и ругается. Но большинство в стране не понимает, что им не нравится, ведь они ни Яндексом, ни Spotify никогда не пользовались. Очень мало, кто готов платить за подписки – это главный минус облака для России. Какие факторы мешают развитию логистики в информационных технологиях? Человеческий фактор по-прежнему побеждает все остальные факторы. Либо стандартов работы нет, либо они есть, но их игнорируют. Большое количество тараканов, которые препятствуют развитию логистики, в головах дирекции. Это странная боязнь потерять информацию или раскрыть свои тайны, которые в общем-то ни для кого тайнами не являются. Например, стоимость каналов или продуктовых сегментов. С подобным страхом рекомендовать системы сложно. В консультациях часто приходится не выбирать эффективную систему, а бороться с тараканами в голове собственника бизнеса. На наших предприятиях нет унификации. Мой партнер, специалист по проектированию атомных систем из Европы, начал работать на российскую компанию и ужаснулся. В учетной системе куча разных стандартов, а процессы дублируются «на всякий случай». В России участники логистических процессов одинаковые вещи учитывают и измеряют по-разному: даже адреса и штрихкоды записываются везде по-своему. А без унификации нет массового продукта, который не требует доработок и отвечает финансовым возможностям бизнеса. В наших компаниях редко налажены процессы сбора обратной связи от пользователей и клиентов. Руководитель не знает, как удобно получать товар клиенту, чем удобно пользоваться сотруднику. Возникает ситуация, когда систему поставили, но никто ей не пользуется. Необходимо стимулировать обратную связь от работников и от покупателей. При этом, важно, чтобы и клиент, и работник получал реальную выгоду. Почему компаниям с собственными службами доставки необходимо инвестировать в цифровизацию логистики? Чтобы не терять потенциальную прибыль У огромного количества компаний, которые имеют свой автопарк, нет срочной доставки (доставки день в день). Проблема решается установкой информационной системы и возможностью логисту отслеживать водителей, оперативно назначать им новые задания. В компании боятся потратиться на сервис, а в итоге теряют долю рынка в доставке. Чтобы оптимизировать работу службы доставки Цифровизация логистики и работа в информационных системах позволит объединять грузы. Это актуально для 90% компаний, ведь на практике перевозка формируется вручную. Логистическое решение оптимизирует создание маршрутных листов и позволяет сэкономить ресурсы. Чтобы контролировать водителей Эта причина банальна, но от этого не менее актуальна. Проблема, как была 20 лет назад, так и продолжает существовать сегодня: клиент ждет свой заказ, а водитель ездит по своим делам. В компаниях нет систем отслеживания, хотя бы трекинга водителей и контроля за ГСМ. Что подталкивает компании на поиск информационных логистических решений? Влияет только один фактор. Он определяет, в какой момент в компании пойдут искать систему: Только натуральная потеря клиентов начинает говорить о том, что надо что-то предпринимать. В большинстве случаев в компаниях работают в хаосе и решают большинство вопросов в пожаре. Ведь, если клиент заплатил – все хорошо. Это неправильный подход. Необходимо смотреть вперед и понимать, что в определенный момент текущее устройство не справится и случится крах. Однако, цифровизация – зачастую не самая актуальная проблема малого и среднего бизнеса в России. https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64639/ https://ekspertov.ru/ дата: 25.08.2022 14:39:46 просмотров: 919 рейтинг: (Голосов: 2, Рейтинг: 5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию