Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Как бизнес выстроил новые экспортные пути

Как бизнес выстроил новые экспортные пути


Произошла ли в условиях санкционных ограничений переориентация бизнеса на внутренний рынок или экспорт по-прежнему играет значительную роль в развитии предприятий?
Какая помощь государства наиболее востребована?

Об этом, а также об изменениях в логистике, о новых трендах и трудностях переориентации на новые рынки рассказали "РГ" руководители региональных центров поддержки экспорта.



Посмотрели по сторонам


- В нынешних турбулентных условиях происходит активная перестройка рынка - как внутреннего, так и внешнего. Конечно, бизнес не может на это не реагировать. На внутреннем рынке, для которого была характерна острая конкуренция с западными производителями, освобождаются новые ниши - и отечественный бизнес стремится их занять, - рассуждает руководитель Рязанского центра экспорта АНО "Агентство развития бизнеса" Анатолий Маркин. - В то же время у нас есть много компаний, традиционно ориентированных на экспорт, - до 90 процентов их продукции отправлялось за рубеж. 


Соответственно, у них налажены каналы сбыта, выстроены отношения с партнерами. Понятно, что разрывать их - резать по живому. Есть страны, традиционно ориентированные на работу с российскими компаниями, - прежде всего это государства ЕАЭС и другие страны ближнего зарубежья. Да и компании осознают: если сейчас потерять рынок, то назад вернуться на него будет практически невозможно. 


Все-таки конкуренция на потребительских рынках сейчас огромная. Поэтому экспортное направление для них так и остается приоритетным - в этом смысле ничего не поменялось. Поставки за рубеж по-прежнему идут, даже в страны, которые присоединились к антироссийским санкциям - например, страны Евросоюза. Хотя по понятным причинам конкретных направлений экспорта называть не будем.


И все же у многих компаний произошла переориентация на рынки стран - партнеров крупных экономических объединений (БРИКС, ШОС, АСЕАН и других), также увеличивается товарооборот со странами ЕАЭС и СНГ. Так, по словам Анатолия Маркина, бизнес активно сотрудничает со странами Евразийского экономического союза - это направление экспорта всегда активно развивалось, поскольку отсутствие таможенных барьеров традиционно было хорошим стимулом для начала экспортной деятельности. 

"Почти любой рязанский бизнес, который пробует свои силы на экспортном направлении, начинает с этих рынков", - заметил эксперт. А в Калужской области оборот внешней торговли со странами дальнего зарубежья в 1,6 раза превышает оборот со странами СНГ.


- Активно идет работа с теми странами, с которыми у нас уже налажены торгово-экономические отношения, в которых у российских экспортеров уверенные позиции и есть перспективы дальнейшего роста. Это растущие платежеспособные рынки стран бывшего СССР: Казахстана, Узбекистана, Азербайджана и Беларуси. Традиционные дружественные торговые партнеры России, где рост поставок возможен за счет роста рынка и освоения новых сегментов. Это крупные страны Азии и Ближнего Востока, - уточняет руководитель Центра поддержки экспорта Тульской области Дарья Медведева.



Однако не все так гладко. Как рассказал эксперт Центра поддержки экспорта Калужской области Анатолий Смирнов, в данный момент основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, - осуществление банковских транзакций, заключение внешнеторговых контрактов в национальных валютах (в зависимости от готовности контрагента и условий рынка), загруженность погранпереходов и ожидание и, конечно, сама переориентация на новые логистические пути. 

С тем, что основным барьером при переориентации на Восток является логистика, согласна и Дарья Медведева - речь как о выстраивании новых логистических цепочек, так и об увеличении стоимости затрат на них.


Активно идет работа с теми странами, с которыми у нас давно налажены торгово-экономические отношения


- Если мы говорим о ближнем зарубежье, прежде всего это недостаток железнодорожных вагонов и пробки на границе, - добавляет Анатолий Маркин. - А основной вызов, с которым сталкиваются наши экспортеры в дальнее зарубежье, - особенности кросс-культурной коммуникации. Арабская или турецкая культуры, например, довольно сильно отличаются от нашей тем, что люди не начнут с вами работать, пока не убедятся, что вам можно доверять. Для них личные взаимоотношения гораздо важнее бизнеса. Поэтому выстраивание таких отношений может занять довольно долгое время.



Новая логистика


Конечно, кризис, который начался еще в пандемию коронавируса, не мог не сказаться на состоянии перевозок. С февраля давление на российских экспортеров увеличилось, но, пережив первый шок, бизнес сумел выстроить новые каналы доставки, отмечают эксперты. При этом стоимость перевозок выросла - и за счет роста цен, и за счет удлинения каналов сбыта, - но жизнь не остановилась. 


В связи с санкционными ограничениями и смещением мировых центров экономической активности в страны Юго-Востока и Юга ведется разработка подходов, в рамках которых определены три ключевых транспортно-логистических коридора. Прежде всего это восточное направление: с уходом крупных европейских логистических провайдеров с российского рынка Дальний Восток стал новыми морскими воротами России. 


В качестве иллюстрации стоит напомнить, что в мае из транспортно-логистического центра "Ворсино" в Калужской области во Владивосток отправился первый почтовый контейнерный поезд "Россия", который 1,5 тысячи километров преодолевает за семь дней. Кроме того, этой осенью между Россией и КНР открылся новый ускоренный железнодорожный контейнерный маршрут.



Далее коридор в направлении Азово-Черноморского бассейна, где крупным логистическим узлом стала Турция: с апреля действует новый маршрут между Новороссийском и Стамбулом FESCO Turkey Black Sea. 

И третий коридор - совместный российско-иранский проект "Север - Юг" (INSTC) длиной семь тысяч километров, чье развитие позволит сформировать конкурентоспособную транзитную магистраль, способную поменять всю мировую логистику глобальных транспортных потоков. Он соединяет Россию с Индией и Юго-Восточной Азией, позволяя обойти Босфор и Суэцкий канал в случае их блокады. 


Как заявили в "РЖД", в России по итогам 10 месяцев этого года уверенный рост продемонстрировали все ключевые направления, на которые были переориентированы грузопотоки. Кроме того, по словам экспертов, активно продолжаются автомобильные перевозки с осуществлением перецепки-перегрузки грузов на границе с ЕС.


Государство поддержит


В сфере государственной поддержки предпринимателей появилась новая самостоятельная услуга "Транспортировка продукции", которая предоставляется СМСП на условиях софинансирования: центры поддержки экспорта оплачивают до 80 процентов затрат, связанных с осуществлением транспортировки продукции по территории РФ в целях экспорта.

- Несмотря на сложные геополитические условия, Центр поддержки экспорта сохранил продуктовую линейку и продолжает оказывать широкий спектр услуг экспортно ориентированным предприятиям региона на условиях полного или частичного финансирования, - отметила Дарья Медведева, говоря о поддержке бизнеса.


- Деятельность центра экспорта в последнее время не сильно изменилась, потому что, несмотря на жизненные обстоятельства, наша главная задача не изменилась: мы должны помогать рязанским экспортерам выходить со своим товаром на зарубежные рынки. И помощь мы оказываем абсолютно на всех этапах экспортного проекта - от выбора рынка и поиска покупателя до сопровождения экспортного проекта, переговорного процесса, экспертизы экспортного контракта и так далее. С любым вопросом, который возникает у экспортера, он может обратиться к нам, - вторит ей Анатолий Маркин.


- В рамках соответствующей поддержки малому и среднему бизнесу субсидируются участие предпринимателей в выставочно-ярмарочных мероприятиях, деловых бизнес-миссиях за рубежом и реверсных бизнес-миссиях в регионе, затраты на зарубежную сертификацию, поиск партнеров на интересующих рынках, размещение на электронных торговых площадках, - конкретизирует руководитель Центра поддержки экспорта Калужской области Людмила Дмитриева.


По их словам, самым большим спросом среди экспортеров пользуются услуги по организации выставок и бизнес-миссий. То есть те услуги, которые дают экспортеру возможность напрямую пообщаться с потенциальным клиентом. Кроме того, центры экспорта предлагают целый ряд образовательных программ, которые также пользуются большим спросом у бизнеса. "Грамотные кадры всегда востребованы, и многие бизнесмены понимают, что обучение сотрудников жизненно необходимо для развития компании. А преподаватели школы экспорта РЭЦ не просто теоретики, а эксперты с большим опытом работы именно в экспорте", - поясняет Анатолий Маркин.


Справка "РГ"


За 11 месяцев этого года товарооборот России и Китая вырос на 32 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 172,4 миллиарда долларов. Как сообщают информагентства со ссылкой на Главное таможенное управление КНР, этот показатель - максимальный за всю историю торговых отношений наших стран. И экспорт российских товаров в Китай вырос на 47,5 процента, достигнув 105,1 миллиарда долларов.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64798/
https://ekspertov.ru/

Елена Шулепова

дата: 14.12.2022 16:57:00    просмотров: 78

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике