Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Локальный рынок: судьба «умных складов»

Локальный рынок: судьба «умных складов»


Склады следует особо выделить из всего спектра «умных зданий» — от вокзалов до ЦОДов — по причине важности для российской экономики именно сейчас. Санкции стали причиной резкого изменения цепочек поставок, транспортные услуги дорожают, дефицит складских площадей остается тормозом для экономики.


Очевидно, что нужно активно применять цифровые решения, но в данном случае на склады нужно смотреть шире, чем на «умные здания» с определенной специализацией. Разумеется, контроль температуры, влажности и прочих физических параметров — причем с современным уровнем энергоэффективности! — важен, но еще важнее вписать склады и происходящее внутри них в системы управления бизнес-процессами предприятий, в логистические цепочки и т. д. Вопросы, связанные с цифровыми складами, простираются далеко за границы задач трансформации использования самих складских помещений и прилегающих к ним территорий (пунктов контроля, зон погрузки и проч.).


Склады и особенности момента


Складские помещения и раньше были в дефиците, а сейчас еще и строительство новых уменьшается — согласно предварительным прогнозам, строительство в секторе коммерческой недвижимости уменьшится на 40%, как сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на результаты опроса межотраслевой ассоциации саморегуляторов в области строительства и проектирования «Синергия». Кроме того, на складах не хватает рабочих рук. Приток мигрантов в страну сократился в начале пандемии, сейчас идет отток, а образующийся дефицит на рынке труда не может быть скомпенсирован россиянами, сообщают «Ведомости». Единственный вариант для национальной экономики: разворачивать и совершенствовать цифровые решения, которые позволят увеличить эффективность использования имеющихся складских помещений.


Мы не будем сейчас говорить про внедрение новейших решений в складском хозяйстве — например, автопилотируемых погрузчиков, роботов-погрузчиков и т. д. Конечно, такие системы существенно повышают эффективность работы складов, но требуют существенных инвестиций (а с деньгами сейчас у всех проблемы), не совсем понятно, где и как приобретать нужно «железо» (ряд производителей такого оборудования оказался санкционно-неустойчивым), а также как использовать (ряд компаний, обладающих профильной экспертизой, приостановил деятельность на российском рынке). Однако и без этого модернового хай-теха с RPA есть много digital-решений, которые пойдут на пользу складскому хозяйству, позволив, например, оптимизировать хранение/перевозки и снизить непроизводительные потери: от «усушки/утруски» до тривиальных краж.


Antitheft как необходимость


При наступлении сложных времен в экономике и падении уровня доходов населения количество краж возрастает. Насколько значимым будет это рост в текущей ситуации пока сказать сложно, но защитой от краж интересуется все большее количество пользователей, что показательно. Например, по результатам прошедшего марта спрос на охранные услуги в Москве вырос на 86% по сравнению с февралем и на 20% — с аналогичным периодом прошлого года, причем эта динамика оказалась «поверх» роста в 30% во время пандемии, как сообщает «Москвич Mag» со ссылкой на «Delta Охранные системы». Конечно, транспонировать происходящее в сегменте столичных частных заказчиков на нишевых корпоративных по всей стране проблематично, но рост количества пользователей, которые озабочены сохранностью имущества, налицо.


Гранды рынка, чувствуя пожелания сегмента, предлагают разнообразные решения. Например, МТС развернула систему интеллектуального видеонаблюдения, которая обеспечит безопасность воронежской Особой экономической зоны «Центр». Интересно, что система использует 155 единиц IP-камер — они, разумеется, smart — и 170 вибродатчиков, которые фиксируют целостность ограждения площадок. Камеры и датчики работают в «сцепке», одновременная обработка данных с них позволяет повысить уровень защиты периметра. 

Видеокамеры системы также обеспечивают распознание лиц и номеров автотранспорта, могут вести статистику пребывания в зоне таможенного контроля и на других площадках, а также контролировать совершение конкретных действий на территории. Функциональность решения заметно больше, чем antitheft. Ее применение создаст повышенную безопасность имущества резидентов, а также значительно упростит и ускорит логистику материалов на производства, отмечает Алексей Камышев, генеральный директор «Воронежской индустриальной корпорации», управляющей ОЭЗ «Центр» и индустриальным парком «Масловский».


Регионы приветствуют открытие крупных складских комплексов. «Для региона важны капитальные вложения крупных игроков, развивающих инфраструктурные проекты, — сказал Олег Чемезов, вице-губернатор Свердловской области, комментируя открытие фулфилмент-центра AliExpress Россия. — Такие проекты создают дополнительные рабочие места, способствуют развитию сопутствующих отраслей, а также благоприятствуют развитию малого и среднего предпринимательства». Но в современных условиях региональная поддержка может оказаться недостаточной для появления большого количества новых складских комплексов.

Склад как часть системы сквозной цифровизации предприятий


Цифровизация складов важна для оптимизации процессов управления предприятиями. Заметим, что склады бывают не только для размещения готовой продукции, но и внутренними, где предприятия хранят сырье, топливо, изделия промежуточной готовности и т. д. Далеко не все требуют аntitheft-решений — например, проблематично украсть многотонные железные слябы с металлургического комбината, равно как и получаемый из них прокат. Но склады должны быть цифровизированы, так как это позволит реализовать интеграцию с другими системами разного уровня.


Интеграция нужна для сквозной цифровизации предприятия, что актуально для выполнения производственных задач как цеховыми системами, так и коммерческими отделами — например, для отгрузки готового товара нужно точно знать, в каком месте лежит продукция, которую требуется отправить адресату. Кроме того, состояние складов должны учитывать EPR-системы и другие ИТ-решения, обеспечивающие поддержку менеджерских решений, в том числе, на высшем управленческом уровне. Как видно, цифровизация складов необходима для обеспечения оперативного и тактического управления предприятием. Кроме того, без нее невозможна «цифровая трансформация», которая в современных условиях остро необходима.


Особенность момента требует применения решений, которые могут быть развернуты быстро и недорого. В качестве примера можно привести технологии видеонаблюдения в сочетании с видеоаналитикой. Использование видеонаблюдения для большого количества сфер общественной жизни — от благоустройства до промышленности и медицины — демонстрирует, насколько универсальны и легко применимы цифровые технологии, отмечает Василий Голуб, директор МТС в Воронежской области.


Склад как часть логистических цепочек


От эффективности работы складского хозяйства в значительной мере зависят накладные расходы компании, поэтому совершенствовать процессы, происходящие внутри склада, крайне важно. 

Сказанное справедливо и для взаимодействия складов с другими элементами логистических цепочек, для оптимизации чего нужно учитывать ряд факторов, например, локации складов, их запасы по емкостям, особенности подъездных путей, погрузочно-разгрузочных терминалов и т. д.


Очевидно, что оптимизация «на глазок» противопоказана — перед изменениями в физическом мире структур складского хозяйства и логистических цепочек нужно цифровое моделирование. 

Про особенности моделей и детали их применения к складам сейчас говорить не будем, лишь отметим, что только цифровые решения позволят быстро, недорого и с минимальными рисками выполнить проверку гипотез и из всего спектра выбрать оптимальную.


Вместо заключения


Как видно, склады даже сейчас представляют собой огромный фронт работы для интеграторов. Но сегменту нужны не столько системные интеграторы, сколько бизнес-интеграторы, способные связать данные складских систем с решениями сквозной цифровизации, обеспечить управление складами и, что важно, моделирование имеющихся складских и логистических структур для их дальнейшего развития и оптимизации.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64451/

https://ekspertov.ru/

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

дата: 04.04.2022 13:07:15    просмотров: 180

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Крупная транспортная компания "Деловые линии" открыла первый в ЛНР грузовой склад биржа труда тарифы ММЛФ-2024 – бизнес-форум для логистов