Полки местного значения Доля российских товаров повседневного спроса растет Сокращение импорта продуктов и товаров повседневного спроса с началом военных действий РФ на Украине позволило российским производителям к июлю увеличить долю рынка до 83%. Заметнее всего тенденция проявилась в продажах пива, крепких алкогольных напитков, снеков и средств гигиены. Потенциал для роста доли у местных игроков сохраняется, но будет зависеть в том числе от стоимости и сложности импорта. Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ К июлю доля локальных продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) в структуре продаж торговых сетей достигла 83% против 79% годом ранее, подсчитали в «NielsenIQ Россия». По словам директора по работе с ритейлом компании Константина Локтева, местные бренды активно замещали исчезнувшие с полок товары в последние несколько месяцев. Из-за ажиотажного спроса в начале военных действий на Украине и сопутствующего экономического кризиса, а также перебоев с поставками ассортимент в продовольственных категориях сократился на 10%, а непродовольственных — более чем на 20%, что создало возможности для местных игроков, рассказывает господин Локтев. По оценкам NielsenIQ, заметнее всего — с 79% до 89% — выросла доля российского пива. В категории крепких алкогольных напитков показатель увеличился с 39% до 46%, средств личной гигиены — с 28% до 35%, снеков — с 85% до 92%, замороженной еды — с 94% до 99%, шоколада — с 76% до 79%. В продажах молочной продукции и сигарет доля местных товаров осталась на уровнях 91% и 80% соответственно, а в категории прохладительных напитков выросла с 90% до 91%. По словам Константина Локтева, крупные производители таких напитков давно выпускали продукцию в РФ. Хотя на фоне кризиса начали расти двузначными темпами продажи газировок со вкусами «Тархун», «Байкал», «Дюшес», а новые бренды CoolCola, Street, Fancy, Fantola, «Черноголовка Кола» всего за два месяца заняли 5% продаж в категории, отмечает он. Гендиректор «Волковской пивоварни» Алексей Аксель отмечает, что сокращение импорта пива связано с нежеланием владельцев крупнейших брендов работать в России, проблемами с логистикой и взаиморасчетами. На этом фоне будет расти доля локализованных брендов, также появятся новые продукты, которые могут заменить исчезнувшие, указывает он. К примеру, Московская пивоваренная компания (МПК) выпустила Ballantine Stout, который может стать альтернативой Guinness, и отдельный сорт в британском стиле Ballantine Chocolate Stout. Но доля импортного пива на российском рынке останется, говорит господин Аксель. Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз отмечает, что, хотя импорт алкоголя в апреле—июле мог сократиться более чем на 40%, запасы у дистрибуторов еще должны сохраняться, и резкое увеличение доли местной продукции начнется с сентября. На первом этапе это может привести к сокращению числа позиций в ряде категорий и переключению потребителей, например, с виски на коньяки, указывает эксперт. Основатель и гендиректор NappyClub (выпускает товары для гигиены, косметику, бытовую химию и др.) Роман Квиникадзе поясняет, что росту доли местных брендов способствует серьезное снижение маркетинговых бюджетов транснациональных компаний, а также рост стоимости ввозимого теми европейского сырья. Если политическая обстановка останется напряженной, логистика из Европы не нормализуется, то доля местных игроков в сегменте гигиены может вырасти и до 70%, прогнозирует господин Квиникадзе. Но, отмечает он, в любом таком продукте слишком много отсутствующих в РФ импортных компонентов, а само производство высоко механизированное, требующее квалификации и исключающее простои. Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов отмечает, что наличие известных импортных брендов в той или иной категории было важным фактором ценностного позиционирования торговых сетей, так как для части покупателей это было признаком достаточности ассортимента. Но в условиях общего сокращения импорта этот фактор отходит на второй план, и потребители постепенно все чаще переключаются на российские бренды, указывает он. Так, «Лента» 25 июля в отчетности сообщила, что ведет работу с ассортиментом и ценообразованием для оперативного реагирования на изменение внешней рыночной конъюнктуры. Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев ожидает, что доля выпущенных в РФ продуктов и товаров FMCG пока продолжит расти, в первую очередь за счет российских производителей и оставшихся в стране глобальных компаний. Кроме того, ситуация способствует появлению на рынке новых игроков при наличии у тех необходимых инвестиций. Увеличение доли импорта в массовых сегментах FMCG, как считает господин Поповичев, сейчас вряд ли возможно, так как усложнение логистики приводит к удорожанию продукции. Анатолий Костырев https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64603/ https://ekspertov.ru/ дата: 26.07.2022 18:51:45 просмотров: 91 рейтинг: (Голосов: 1, Рейтинг: 5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию