Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Как «СБЕР ЕАПТЕКА» снизила расходы на логистику

Как «СБЕР ЕАПТЕКА» снизила расходы на логистику


Алексей Мусаткин, директор по логистике «СБЕР ЕАПТЕКА» о том, как использовать минимум транспорта для доставки заказов в аптеки и пополнения стока.


У «СБЕР ЕАПТЕКИ» самый широкий ассортимент на рынке интернет-аптек в России: более 50 тыс. товаров и 1,5 млн заказов в месяц по всей стране.

«СБЕР ЕАПТЕКА»

Сервис «СБЕР ЕАПТЕКИ» доступен жителям 64 регионов России – от Калининграда до Владивостока. Для этого работают более 9 тыс. пунктов выдачи заказов и 100 собственных аптек и хабов (даркстор для аптечной сети). В каждом из них представлено до 13 000 товарных единиц, из которых 70% товаров поставщики привозят напрямую в хабы.



Для оперативной доставки заказов в аптеки и пополнения стока мы используем минимальное количество транспорта за счет ночной логистики со складов в хабы, ночной сортировки всех заказов по одним маршрутам. Так потоки заказов объединяются и становятся эффективнее. Территория, которую покрывает «СБЕР ЕАПТЕКА», поделена на сектора. Благодаря этому, у нас работает гибкая модель логистики.


Задачи и вызовы

У нас довольно сложная логистическая цепочка: из-за территориальной удаленности подразделений друг от друга невозможно внедрить единый подход во всех 64 регионах присутствия сервиса. Затраты на логистику могут различаться в несколько раз от региона к региону. В то же время важно учитывать, что снижение частоты доставки на магистральной логистике негативно сказывается на доступности лекарств в конкретной аптеке (out of stock). Клиенты при этом ждут доставки препаратов в кратчайшие сроки.


С учетом этих вызовов нужно решать и другие важные задачи сервиса:

1. Возвратная логистика при ротации товаров в смену сезона
2. Возврат оборотной тары (термоконтейнеров)
3. Совмещение в одном транспортном средстве разных температурных режимов для перевозки лекарств
4. Соблюдение холодовой цепи на всем пути следования (это особенно критично для доставки в термоконтейнерах более 3-4 суток)


  В нашей модели мы пришли к тому, что на пути между центральным складом и точкой выдачи заказа необходим промежуточный элемент – хаб (его же мы называем даркстором).

Хаб выполняет роль распределительного центра для заказов и пополнений, а также обеспечивает последнюю милю для своего полигона обслуживания с быстрым сервисом доставки. Кроме того, имея собственный ассортимент товара, в три раза превышающий сток обычной аптеки, такой хаб сам генерирует поток заказов и дополнительно обеспечивает продажи в сегменте офлайн.


Как мы формировали удобную доставку для клиента


  Пользователь оформляет заказ на сайте или в приложении «СБЕР ЕАПТЕКА». После этого выбранный товар для него автоматически резервируется в зависимости от геолокации клиента: в ближайшей аптеке, в хабе или на складе, на котором есть все позиции из заказа.


еаптека1.png



Важно понимать, что адресная доставка для клиента связана с необходимостью быть дома в определенный промежуток времени. И чем больше интервал, тем менее удобен сервис.


 Также значимым параметром является скорость сборки и Cut Off Time – крайнее время для размещения заказа, чтобы он был отправлен день в день в обещанный интервал.


 Мы экспериментировали с различным количеством интервалов для клиента, анализировали объем заказов в этих диапазонах. Максимальное количество интервалов в экспериментах доходило до 12 по одному часу каждый. Вводили проекты по круглосуточной доставке с двухчасовыми интервалами. Тестировали сервис срочной доставки заказа в течение двух часов с момента заказа на сайте.


Результат: мы сформировали четыре интервала со SLA сборки в течение 1 часа. Баланс затрат к качеству сервиса при интервалах менее трех часов не являлся рентабельным для компании.


 После анализа клиентского спроса и аналогичного сервиса онлайн-ретейлеров, мы сформировали несколько интервалов доставки для клиента:

- 9:00-12:00
- 13:00-17:00
- 18:00-21:00
- 20:00-23:00


еаптека2.png



Например, Клиент, заказавший товар в Москве до 19:00, может получить его в интервале 20:00-23:00 в этот же день. Данное предложение повысило спрос на адресную доставку в несколько раз.


Как оптимизировали логистику с учетом коротких и дальних маршрутов доставки


Ввели ночную сортировку. Зонирование территории полигонами позволяет получить гибкую модель логистики – в зависимости от количества хабов, мы можем управлять объемами заказов и перераспределять нагрузку между ними по полигонам. Сортировать все заказы по одним маршрутам, объединяя потоки, начали в ночное время, чтобы сократить срок доставки на один день.


 Если сортировка будет производиться в дневное время, то удлиняется срок доставки. То есть мы не теряем дневное время клиента и не ухудшаем клиентский сервис.


Сэкономили 30% при объединении потоков для подпитки товарных запасов аптек, хабов и доставки заказов клиентов. Наша задача – объединить заказы, скомплектованные на складе и на хабе в одни маршруты.


 Три потока, с которыми мы работали:

1. Объединение на складе потоков заказа и пополнения матрицы
2. Доставка консолидированной партии заказов (В2С) и перемещений (В2В) в хаб
3. Доставка консолидированной партии заказов (В2С) и перемещений (В2В) в аптеку


Схема потоков по объединению заказов «СБЕР ЕАПТЕКИ»



Схема потоков по объединению заказов «СБЕР ЕАПТЕКИ»



Запустили отправку сборными партиями и сэкономили на магистральной логистике 22%. Для этого использовали партнерскую логистику в формате LTL с тарификацией за единицу веса/объема товара. Это позволило оптимизировать затраты на магистраль.


 Перевозка сборным грузом (LTL, Less Truck Load) – это способ автомобильной грузоперевозки, при котором различные грузы перемещаются общим транспортом. Отгрузка товара одного температурного режима в едином термоконтейнере логистическому партнеру позволяет делать доставку в одном модуле с термологгером (регистратором температуры — Ред.) на всем пути следования.


 В результате нам, как заказчику, нет необходимости возврата оборотной тары, самостоятельной закупки и эксплуатации термологгеров на LTL-маршрутах. Пополнение матрицы можно делать чаще в 2-3 раза. Периодичность отгрузки не влияет на стоимость перевозки.


Сделали доступной максимально широкую матрицу для клиента с выводом сроков доставки. Для дальних направлений использовали авиадоставку. Ее стоимость оказалась сопоставима с затратами на LTL, но скорость доставки на Дальний Восток в 3-4 раза быстрее, чем у наземного транспорта - вместо наземных 12 дней сократили сообщение до 3-4 дней.


 Поддерживать температурный режим при авиаперевозках в термоконтейнере проще, чем при наземной доставке из-за срока в пути.


Пример расчета способов доставки в нескольких городах


Пример расчета способов доставки в нескольких городах



Как учитывать и особенности при использовании авиадоставки:

1. На стадии сборки заказов нужно ознакомиться с правилами перевозки опасных грузов.
2. У авиаперевозчиков есть квоты и погодные ограничения. Это может приводить к переносу рейсов.
3. Контроль движения товара через LTL происходит опосредованно по информации от 3PL оператора, поэтому скорость коммуникаций, их качество и интеграция становятся не менее важным фактором, чем сроки и стоимость транспортных услуг.


Общий вывод


Крупным компаниям в сегменте e-commerce, где логистика играет сервисную роль, для оптимального баланса затрат и уровня клиентского сервиса, необходим комплексный подход к анализу скорости доставки, ее вида и ограничений, а также расходов по каждому из вариантов.

Принятие решения по итоговым расходам на заказ (Cost per Order) формируется исходя из допустимого процента затрат на логистику в общей маржинальности товара, а также целей компании по уровню своевременности доставки (on time).

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64866/
Алексей Мусаткин
директор по логистике «СБЕР ЕАПТЕКА»

https://marketmedia.ru/media-content/kak-sber-eapteka-snizila-raskhody-na-logistiku/
дата: 26.01.2023 11:55:20    просмотров: 130

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом