Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Необходимость переосмысления традиционного подхода к проблеме товарного запаса ДМИТРИЕВА Валерия Олеговна

Необходимость переосмысления традиционного подхода к проблеме товарного запаса


ДМИТРИЕВА Валерия Олеговна, Начальник отдела обработки информации (ТЕХНОСИЛА). © Клуб логистов


В последние годы на российском рынке активизировалась деятельность многих серьезных крупных фирм, пытающихся завоевать значительную долю своего рынка. Как правило, это фирмы с очень разветвленной структурой снабжения и дистрибуции, огромной товарной номенклатурой и огромным количеством функциональных циклов, выполняемых в рамках всего процесса управления цепями поставок. Фирмы поставляют на российский рынок востребованные товары, поэтому товарооборот неуклонно возрастает, очень быстрыми темпами.


Российский рынок входит в состояние зрелости и насыщения, поэтому в ближайшие годы (2005-2006 гг. – мои личные исследования) существенно повысится конкурентная борьба и условием выживания для мелких фирм и удержания своих позиций для крупных будет оптимальное использование фирмами своих ресурсов:
- материальных
- финансовых
- трудовых
- энергетических
- ресурсов времени
- информационных
- интеллектуальных,
а также повышение межфункциональной координации, системный подход к решению вопросов и конфликтных ситуаций и быстрое реагирование на изменение окружающей среды (социальной, технологической, экономической, экологической, политической).

Комбинированное использование ресурсов позволит существенно повысить конкурентоспособность фирм на рынке, т.к. лидерами будут те фирмы, которые хорошо себе представляют суть происходящих процессов и оперативно и функционально могут реагировать на быстрые изменения как внутри фирмы, так и во внешней среде.

Одним из вариантов комбинированного подхода к своим ресурсам является централизованное управление товарными запасами предприятия. Ни для кого не секрет, что товарные запасы являются основными денежными вложениями для любой торговой фирмы и основной проблемой ежедневного контроля. В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с проблемой конкуренции, которая оказывает давление на устанавливаемую наценку. Поэтому для обеспечения необходимой отдачи от вложенных в бизнес средств, для обеспечения необходимых темпов роста фирмы актуальным является использование научных методов управления запасами. Через два-три года для выживания фирмы и упрочения ее положения на рынке основным параметром будет являться оптимальное соотношение уровня товарного запаса к потребности фирмы в товаре, с учетом концепции фирмы по отношению к своим клиентам. А именно – при VIP подходе любой из предлагаемых фирмой товаров должен всегда быть в наличии в неограниченном количестве, при концепции оптимизации издержек – только востребованный товар в оптимально необходимом количестве, при концепции минимизации издержек – только самый продаваемый товар в строго определенном количестве при четких сроках восполнения.


В управлении запасами необходим системный подход, т.е. товарные запасы должны рассматриваться во взаимосвязи с другими сторонами деятельности фирмы. Учитывая связь скорости оборота запасов и транспортных расходов, объема инвестирования в запасы и уровня обслуживания клиентов, логистический подход обеспечивает оптимальные запасы и одновременное улучшение соответствующих показателей.

Одной из главных целей развития компании должно являться стремление выстроить систему управления запасами, позволяющую эффективно управлять потоком товарно-материальных ценностей, проходящим через склад предприятия.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ текущего положения дел в процессе управления запасами;
- определить, с чего следует начать работу по разработке структуры системы управления запасами;
- разработать алгоритм работы системы управления запасами
- сформировать исходные данные
- определить параметры и провести имитационное моделирование работы системы
- разработка инструкции по контролю над состоянием системы управления запасами.


Такой подход поможет решить не только прямую проблему излишних запасов и вытекающих из этого проблем.

Одновременно с этим подход позволит решить некоторые социальные вопросы, очень существенные для повышения лояльности персонала, как то: при разработке проекта управления товарными запасами необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов, каждая компания в большинстве случаев имеет в штате некоторое количество не полностью востребованных специалистов, за счет привлечения которых возрастет использование внутренних человеческих ресурсов, и участие в реализации весьма интересного проекта позволит добиться карьерного роста заинтересованным в этом менеджерам компании, а также не увеличивать затрат для найма дополнительного персонала. За счет оптимизации денежных средств возможно будет разработать и провести ряд мероприятий для создания и распространения среди сотрудников фирмы принципов корпоративной культуры и командной работы, а также многое другое.


Основная болезнь современного бюджетирования и планирования заключается в том, что многие компании неизменно используют электронные таблицы или устаревшие программные пакеты. На сегодняшний день компании нередко используют для стратегического планирования, бюджетирования, финансовой консолидации и управленческой отчетности несколько автономных приложений. Конечный результат такой же, как и во времена, предшествующие появлению ERP: качество и целостность данных при передаче их из одного приложения в другое не гарантируется, а координирование операций между различными бизнес-функциями и подразделениями, ответственными за эти приложения и задачи, - весьма затруднено. Это – одна из наиболее значимых проблем для многих ведущих российских фирм на сегодняшний день.

Вторая проблема – отсутствие четко скоординированного взаимодействия между департаментами, отделами, группами; отсутствие формализации бизнес-процессов. Многие бизнес-процессы идут по устаревшему пути (что требует дополнительных рабочих мест, тормозит карьерный рост сотрудников, замедляет процесс развития фирмы и т.д. – можно перечислять до бесконечности), как результат – отсутствие обратной связи, невозможность установить цепочку принятия решений и, в глобальном понимании – сквозное управление процессами. Вывод: бизнес-процессы фирмы требует описания, формализации, доведения до ответственных лиц в виде положений, должностных инструкций, регламентов и стандартов.

Третья проблема – более локального масштаба. Во многих фирмах процесс интеграции логистики не завершен (хотя много сделано в этом направлении), а в некоторых – даже и не начат. Логистическая система должна быть интегрирована в бизнес-процесс фирмы и являться платформой поддержки бизнеса. Осознание этого процесса вызывает сложности, т.к. логистике в российском бизнесе зачастую не уделяется достаточно серьезное внимание. Процесс интеграции логистики зачастую должен начинаться с убеждения высшего руководства в том, что логистика существует. Как бы этот процесс ни назывался в компании – логистические процессы происходят, они по-разному конфигурируются в зависимости от профиля деятельности и специализации фирмы. Очень часто менеджеры высшего звена, призванные решать стратегические задачи для фирмы, сталкиваются с необходимостью разъяснения руководству фирмы сути логистики и ее роли в развитии фирмы и укрепления ее позиции.
Наиболее яркое проявление современной логистики заключается в том, что она обеспечивает комплексный результат за счет внутренней и внешней интеграции даже только одной из ключевых сфер компетентности любой фирмы. При этом оптимизация издержек происходит практически мгновенно не требуя никаких долгосрочных инвестиций или трудоемкого проектирования.

Но самой главной, на мой взгляд, проблемой для России является очень ограниченный круг дипломированных специалистов в области логистики. 

Образуется парадокс – высшее руководство фирмы начинает понимать, что что-то происходит не так, как надо, при этом не всегда может четко сформулировать – а что же не так и что нам надо? И очень редко на фирме появляется специалист, специально обученный для решения задач оптимизации логистических процессов. Не секрет, что при размещении вакансий в сфере логистики, работодатели зачастую пишут – «образование в области логистики является ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ».


Почему мы при подборе финансового директора не пишем – «образование в области финансов является ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ»?

Это ведь как догма – если ты финансист, то обязан иметь профильное образование в области финансов, не так ли?

Почему же в сфере логистики ситуация иная?


Ответ очень прост – не все руководители высшего звена представляют себе, какого специалиста они хотят видеть у себя в штате, нет четкого списка требований, есть некая дань моде, и поэтому многие объявления о вакансиях выглядят как братья-близнецы. Надо давать себе отчет в том, что выстроить четко функционирующую службу логистики (т.е. подразделение, осуществляющее предоставление логистического сервиса) может только специалист с соответствующими знаниями, навыками и опытом.

Только при таком подходе дилетантство в сфере логистики начнет уступать профессиональному подходу и обеспечит фирмам дополнительный приток «кислорода», который даст импульс для укрепления своего положения на рынке и поможет выстоять в непростую эпоху завершения формирования цивилизованного рынка в России 

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2646

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

10 признаков ММЛФ-2024 – бизнес-форум для логистов уходят с сети Быстро заводим нового 3PL-клиента в WMS