Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

КАК ВЫБРАТЬ ПОСТАВЩИКА? Дмитриева Валерия Олеговна

КАК ВЫБРАТЬ ПОСТАВЩИКА?

Дмитриева Валерия Олеговна


Каждая коммерческая компания, работающая с большой номенклатурой, время от времени сталкивается с проблемой выбора оптимального поставщика товаров.


Что может вызвать необходимость подбора поставщика?
Ну, во-первых, ввод в матрицу нового товара. Во-вторых – необходимость переформировать пул существующих поставщиков из-за изменения экономической ситуации в компании. В-третьих – приход на рынок новых поставщиков товаров. Это основные причины.


Алгоритм поиска и подбора нового поставщика:

1. Формулируются потребности в товаре

2. Определяется рынок товара (Activity Based Costing, составление спецификаций и т.д.)

3. Изучаются имеющиеся поставщики на предмет расширения спектра поставляемых товаров. 

4. Изучаются потенциальные поставщики, имеющиеся на данном рынке (способы – посещение поставщиков; запрос образцов, прайс-листов, условий работы) 

5. Составляется сравнительная таблица по матричному типу.

6. Из созданной таблицы отбираются наиболее привлекательные поставщики (не менее 6-7). 

7. В таблицу включаются нижеперечисленные пункты:
удаленность поставщика по потребителя
периодичность поставок
срок реагирования на заказ
форма оплаты
качество продукции
цена, возможность скидок
финансовая надежность поставщика
возможность быстрого реагирования в случае внепланового заказа
комплектность поставок
упаковка
размер партии
качество продукции
качество и скорость коммуникаций с поставщиком
сервисное обслуживание (если требуется)
складские условия поставщика (если необходимо)
итоги тестирование образцов


Матрица используется для определения тестового пула поставщиков. На основании дальнейшей более углубленной оценки потенциальных поставщиков (приведенной ниже) формируется окончательный пул или кандидатура единственного поставщика. 


Критерии оценки представляют собой блоки вопросов, ответы на которые, в конце концов, дадут более расширенную характеристику поставщика и тем самым помогут принять наиболее оптимальное решение.


Критерии оценки новых поставщиков

Характер деятельности:
- поставщик – является ли потенциальный поставщик самостоятельным производитель, лицензированный дистрибутор, посредник?
- если он является производителем – обеспечивает ли полностью весь цикл производства или нет?
- если самостоятельно не производит продукцию (полностью или частично) – какова степень компетентности его поставщиков (субподрядчиков)?

Контроль качества:
- имеется ли у поставщика сертификат качества? Какая система сертификации?
- поставщик имеет собственную систему контроля качества? Имеет договор с сертификационной лабораторией?
- поставщик проводит текущий или только конечный контроль качества?

Персонал и производственные ресурсы:
- какова квалификация ключевых работников, задействованных поставщиком для общения с покупателями?
- какова мощность предприятия (или структурных подразделений)?
- приходится ли поставщику привлекать дополнительные ресурсы для выполнения крупных заказов? Если да – какие именно внешние источники, на какой основе?

Финансовое положение:
- стабильно ли финансовое положение поставщика?
- каковы перспективы роста поставщика и надежны ли его гарантии выполнения заказа?
- поставщик является головной компанией, филиалом, связан договором с известным поставщиком (и каким)?
- производится ли продукция поставщика по лицензии либо патенту другого известного производителя?

Репутация и рекомендации
- поставщиком каких других известных организация является поставщик?
- сколь длителен опыт взаимодействия с поставщиком этих потребителей?
- мнение потребителей о качестве работы с поставщиком?
- какая информация о деятельности поставщика была в СМИ?

После уточнения всех вышеперечисленных вопросов и определения оптимального пула поставщиков можно переходить к определению оптимальных условий заключения договора.

Иногда компании необходимо переоценить существующих поставщиков – насколько полно они удовлетворяют нужды компании, насколько эффективно выстроена с ними работа? Очень часто возникают ситуации, что работа с поставщиком идет по накатанным рельсам, никто не задумывается, почему компания работает с тем или иным поставщиком, а на поверку оказывается, что работа невыгодна, взаимодействие неэффективно, на рынке достаточно альтернативных поставщиков.

Для того, чтобы понимать, стоит или нет продолжать работу с поставщиком, необходимо провести оценку каждого по нижеприведенному или близкому к этому методу:

Критерии оценки действующих поставщиков
Условия работы:

- отзывал ли поставщик заявку, предложенную в ходе переговоров?
- были ли случаи, когда поставщик принимал заявку и не поставлял продукцию в полном объеме?

Сроки поставок:
- средний срок исполнения поставки продукции, обещанный поставщиком - на сколько он отличается от предложений аналогичных поставщиков?
- фактический срок реализации заказов поставщиком за последний год (сравнение плана-факта)?
- каковы были потери компании (явные и скрытые) в результате задержки поставки?

Реакция на запросы:
- регулярно ли поставщик предоставлял информацию о статусе заказа?
- регулярно отвечал на запросы?

Исполнение договоренностей по доставке:
- соблюдалась ли комплектность поставки?
- производилась ли доставка продукции в места, оговоренные контрактом, вовремя и в полном объеме?

Транспорт, упаковка, маркировка:
- соблюдались ли условия транспортировки и хранения?
 - соблюдались ли договоренности по маркировке?
- были ли случаи недовложений, как проблема решалась?

Документооборот:
- предоставлялась ли документация вовремя и надлежаще оформленная?
- как решалась проблема отсутствия соответствующей документации либо ошибок в документации?

Сроки годности товара:
- вся ли продукция всегда соответствовала условиям контракта по сроку годности?
- каковы были действия поставщика по нейтрализации негативных последствий поставки продукции с неприемлемым сроком годности (в случае если такое бывало)?

Выполнение финансовых договоренностей:
- всегда ли счета поставщика соответствовали условиям контракта?
- соответствовали ли условия страхования и доставки финансовым условиям контракта?
- возникали ли с поставщиком проблемы в получении компенсаций, возмещений, штрафных санкций?

Соблюдение качества:
- соблюдал ли поставщик требования к качеству, оговоренные контрактом?
- как решал вопросы с некачественным товаром (в случае, если такое случалось)?

Общие вопросы
- предлагал ли поставщик способы сокращения издержек?
- предоставлял ли по первому обращению информацию по взаиморасчетам?

Получив ответы на эти вопросы по всем поставщикам, с которыми работает компания, можно сделать предварительное заключение о том, насколько эффективно выстроена работа и насколько поставщик в принципе выгоден компании. На основании сделанных заключений можно принять решение о необходимости привлечения дополнительных поставщиков, о создании пула альтернативных поставщиков – чтобы повысить дисциплины работы каждого индивидуального поставщика. 


Ни для кого не секрет, что на этапе закупок и доставки товара до склада, коммерческая компания тратит основное количество средств. И от того, насколько эффективно выстроены все элементы цепи поставок (с акцентом на закупки), зависит прибыльность и эффективность деятельности компании.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56388/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 3466

рейтинг: 
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

04 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Логистика Будущего» на следующий день у нас не будет персонала!» «Если по соседству открылся Wildberries то караул