Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Гладко было на бумаге, но забыли про овраги. Дмитриева Валерия Олеговна

Гладко было на бумаге, но забыли про овраги.

Дмитриева Валерия  Олеговна


Ни для кого не секрет, что планирование является одним из краеугольных камней российского бизнеса. 
С самого зарождения Советского Союза руководители страны умели и любили планировать, но по-своему – «Пятилетку за 2 года», «Перевыполним план на 300%», не задумываясь, а надо ли это стране. Нужно ли иметь зерна столько, что его не в состоянии будут переработать, и оно сгниет? Не лучше ли вырастить зерна ровно столько, сколько нужно? А часть сил перераспределить на выращивание, например, картофеля или посадку фруктовых деревьев? За неисполнение «планов партии – планов народа» можно было поплатиться жизнью…

Всегда на всех советских предприятиях существовали плановые отделы, которые и занимались этим самым планированием – зачастую, непонятно чего и непонятно зачем. Мало кто, да чего там, абсолютно никто, не задумывался над сутью планов, которые спускали «сверху» - просто надо было исполнить и отчитаться. 

Но наша страна всегда любила и развивала экстремальный подход к ведению дел. Если сначала мы фанатично планируем все подряд и рубимся за планы, то в другой период жизни страны мы совершенно забываем о том, что все процессы, особенно в экономике, необходимо планировать и отслеживать эффективность того или иного подхода с течением времени. 

Это же касается и коммерческих компаний. Зачастую бывает так, что акционеры компаний просто указывают ту нормы прибыли (чистой или валовой), которую они хотят видеть за период, совершенно не ломая себе и наемному менеджменту голову о том, а за счет чего это можно сделать. 
Понятно, что на бумаге написанные планы не всегда возможно исполнить – рынок и внешние факторы вносят свою лепту, учесть все влияния на планы в процессе их составления невозможно, с течением периода времени планы необходимо пересматривать, адаптировать, корректировать. 

Полководцы знают, что все сражения сначала разрабатываются на бумаге – а уже потом воплощаются в жизнь. Причем очень ювелирно и осторожно.
Что же зачастую происходит в компаниях в настоящее время? Многие компании планируют продажи – но не планируют закупки, или планируют поступление денег – но не планируют, за счет чего плановые поступления исполнятся. Т.е. придерживаются фрагментарного подхода к планированию. Такой подход не дает никакого результата, т.к. планирование должно быть сквозным, захватывать все области бизнеса, стратегическим – служить высшим целям присутствия компании на рынке, результаты – измеримыми, планы – гибкими к изменениям.

Успешная компания должна осуществлять стратегическое (долгосрочное) планирование, детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению. Тактические планы (месячные, квартальные, полугодовые), должны содержать конкретизирующие данные о задачах предприятия, сведения обо всем заказанном товаре или услугах, об реальных возможностях обеспечения деятельности материальными ресурсами, о наличии в компании мощностей для обработки товаров или услуг, а также человеческих ресурсов, для осуществления запланированных действий. 
Для экономического успеха компании очень важно составить продуманный, обоснованный план с максимальной детализацией, в котором должна отражаться стратегия и тактика ведения бизнеса, включая все технологии поставок и реализации товаров и услуг.  


Что нам даст план?

В первую очередь позволит максимальным образом использовать конкурентные преимущества компании, предотвращать ошибочную действия;

Во-вторых, поможет учитывать, отрабатывать и своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков;

В-третьих, конечно же, даст возможность объективно оценить результаты деятельности.

План не может и не должен быть жестким, это некий инструмент для проверки правильности целей компании, для составления и корректировок прогнозов деятельности. По мере реализации и при изменении обстоятельств план может и должен корректироваться – причем, корректировке подлежат как оперативные, так и стратегические планы. При оценке эффективности деятельности компании можно использовать сопоставление планов с результатами фактической деятельности компании за период, а также сопоставление изначального и конечного плана между собой – с чего начали и к чему пришли в результате. Такое сравнение поможет создать базу для корректировки стратегии компании.
Успех деятельности компании во многом зависит от качества процесса составления планов, включающего определение целей, способов их достижения и оценки ресурсов и сроков реализации той или иной части плана. 

Импровизация и судорожные спонтанные действия с большой долей вероятности не приведут компанию к стабильному успеху и возможности развития.

Любые импровизации – это некая рулетка, где можно угадать, а можно и прогадать.

Так же подходить к процессу планирования? С чего начать?

 

Процесс планирования должен включать:

- определение и фиксирование целей присутствия компании на рынке
- формирование задач, установление конкретных показателей, оценка ресурсов
- детализация задач и показателей до уровня подразделения 
- разработка параметров оценки эффективности исполнения каждой задачи 
- установление точек обратной связи по каждому этапу планирования
- корректирующие мероприятия и адаптация стратегического плана в соответствии с принятыми корректировками


Формы планирования

Всего существует 4 вида наиболее эффективных «горизонтов» планирования:
~ оперативный
~ тактический;
~ среднесрочный;

~ стратегический.


Во всех 4 видах объект планирования, как правило, не изменяется, различаются только сроки получения конечного результата. 

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. 

Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Оперативное планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности. Основным звеном текущего плана производства являются краткосрочные планы (как правило – 1 месяц), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных стратегическим и среднесрочным планами. 

Все виды планов обязательно должны сопоставляться с бюджетами и ресурсами предприятия. Без оценки ресурсов и выверки бюджета все планирование становится неэффективным. 


Основу бюджета составляет прогноз продаж, расчет издержек, связанных с деятельностью компании, финансовые возможности по привлечению кредитных средств и оборачиванию собственных. 


Прогнозирование и планирование товарооборота


Прогнозирование – это управленческий инструмент для создания базы планирования и разработки политики принятия решения.

Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.

На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом периоде с большой долей вероятности будут влиять на развитие того сектора рынка, где работает предприятие. Отбираются и оцениваются наиболее важные факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.

Д алее планируется структура оптовых продаж. Следует отметить, что процесс прогнозных расчетов по общему объему, формам товародвижения и структуре оборота представляет собой единое целое, а методику и порядок планирования выбирает само предприятие. Так, возможны варианты плановых расчетов продаж по видам товаров и покупателям, предваряющие прогнозы валового объема оптового оборота. Данная методика планирования применима, когда в состав продаж входят товары, удовлетворяющие различные потребности, и изменения в спросе на одни товары не влияют на спрос на остальные группы товаров.

Затем необходимо провести нормирование товарных запасов, так как это важнейшая величина для составления взвешенных планов продаж.

Простейший метод, применяемый для нахождения норматива запаса в сумме или в днях, — метод экстраполяции, который переносит темпы изменения показателя, сложившиеся в прошлом, на будущее. Наилучшие результаты этот метод дает, если период наблюдения достаточно длительный — три-четыре года. Для расчета требуются данные об уровне запасов (в сумме, днях, % к товарообороту), разбитые по исследуемым годам. 


Провалы советской экономики в прошлом обусловлены застоем некогда неплохо работавшей плановой системы, что вызвано догматизмом партийного аппарата КПСС, не допускавшего отступлений от раз и навсегда принятых нормативов. Качество планирования и критерии, по которым оценивается работа предприятия, а также их адаптивность и возможность быстро перенастраивать систему являются ключевыми факторами успеха предприятия.
Сторонники чисто капиталистической системы хозяйствования исходят из ошибочного положения, что часть предпринимателей, став хозяевами предприятий, самостоятельно без каких-либо планов, на основе здравого смысла могут эффективно управлять производством, не нуждаясь в стороннем вмешательстве. «Предприниматели спасут Россию», - любят повторять они.
Стремление российских реформаторов 1990-х годов копировать западные методы хозяйственного управления, как якобы цивилизованные, свидетельствует лишь о крайне низкой квалификации и полном отсутствии понимания вопроса. Западные стандарты, мировые стандарты – это понятия совершенно абстрактные. В каждой стране есть свои нормы и стандарты, которые соответствуют конкретным условиям того или иного государства.


В принципе, не существует такого понятия, как идеальная или универсальная система планирования, безоговорочно подходящая всем без исключения предприятиям.

Каждая компания в своём роде уникальна. Без сомнения, при изучении практического опыта других фирм определённую пользу извлечь можно, но было бы серьёзной ошибкой полагать, что любая функционирующая система, как бы отточена и эффективна она не была, может быть элементарно скопирована и без каких-либо изменений применена на другом предприятии. 


Эффективная система планирования
может быть создана и применена только после того, как высшее руководство будет иметь чёткое представление о том, что есть стратегическое планирование, что оно может принести компании и самому руководству, и какие функции это руководство собирается возложить на систему, какие требования оно к ней предъявит. У каждой компании есть довольно широкий выбор ключевых факторов, определяющих характеристики будущей системы планирования. Все зависит от выбранных подходов к её построению, среди которых можно назвать целостность системы, глубину анализа, степень формальности, качество связей, временные горизонты, наличие или отсутствие квалифицированного персонала, способного эффективно заниматься планированием, роль и компетентность руководителя, и пр. 
В каждой компании существуют определённые жизненные циклы, и система планирования должна иметь достаточную гибкость для отражения действительности, соответствующей текущей ступени. 

Обычно в компании не исключены всякого рода предубеждения, направленные против планирования, и необходимо приложение усилий на нейтрализацию негативного отношения. 


Главная цель планирования состоит в том, чтобы своевременно выявлять средства, альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.


Очень важно, чтобы при комплексном планировании цели более низкого порядка согласовались с целями более высокого порядка;


Важнейшие принципы, на которых должен быть построен процесс планирования в компании:

Принцип единства – предполагает, что планирование в компании должно иметь системный характер. Понятие система, в данном контексте, означает: существование совокупности элементов, взаимосвязь между ними, наличие единого направления развития элементов системы, ориентированного
на общие цели бизнеса.

Координация плановой деятельности выражается в том, что: деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если такое планирование не связано с плановой деятельностью других единиц данного уровня, всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений.

Интеграция плановой деятельности предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных планов подразделений, т.е. разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует исходя из общей стратегии, а каждый отдельный план является частью плана более высокого уровня. 

Принцип участия – тесно связан с принципом единства и означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. Иными словами, процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает.

Принцип непрерывности заключается в следующем: процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках жизненных циклов проектов и производимых продуктов, необходимы систематические корректировки и перепланирование;

Принцип гибкости – тесно связан с непрерывностью планирования, заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Принцип точности – всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неопределенностью. Таким образом, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности.


Некоторыми авторами дается более детализированное представление о фазах планирования:

разработка целей;
постановка проблем;
поиск альтернатив;
прогнозирование;
оценка и принятие решений;
исполнение;
определение плановых показателей;
расчет фактических показателей;
сравнение фактических и плановых показателей;
анализ отклонений;
принятие мер по корректировке.



В общем, подводя итог всему сказанному выше, существует множество способов облегчить компании свой нелегкий путь на тернистом рынке России, почему бы не начать пользоваться тем, что так заботливо и продуманно создали для нас теоретики и практики, гуру менеджмента?

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56575/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2513

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками Формирование и управление волнами в WMS на складе 3PL FMCG Компания Consid реализовала импортозамещение WMS-системы на складах компании Health & Nutrition (ex-Danone) Эксперт рассказала о трендах развития маркетплейсов в 2024 году