Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Вы задумываетесь о покупке на предприятие транспорта или что же Вас ожидает потом? Олег Сергеев

10.08.2012 Олег Сергеев

Вы задумываетесь о покупке на предприятие транспорта или что же Вас ожидает потом?



Все сомнения позади. Вы, вдохновившись прочтением статей по эффективности и высокой рентабельности от обладания собственным транспортом (автомобиль, трактор, специальная техника и т.д.), все же подумываете его купить. Пока не поздно, может стоит одуматься? Особенно после прочтения данной статьи. Итак, собственный транспорт и все прочие «бонусы» в нагрузку с ним.



НУЖЕН ЛИ ОН ВАМ ВООБЩЕ?


Для решения задачи по доставке грузов и товаров, можно пойти тремя путями:

1. Заключить договор со сторонним транспортом и нанимать сторонний транспорт на каждую перевозку имея постоянные проблемы только с его поиском.

2. Взять его в аренду и часть проблем по его содержанию переложить на собственника транспорта.

3. Приобрести собственный транспорт и возить в свое удовольствие что угодно и сколько угодно без ограничений.


А также использовать все способы сразу умело комбинируя их между собой. К примеру: от поставщиков - доставлять грузы наемным транспортом, развозить по торговым точкам - собственным, а на подстраховку иметь арендный.


Конечно же для расчетов рентабельности содержания собственного транспорта необходимо учесть тарифы на местном рынке грузоперевозок и затраты на покупку, содержание и риски аналогичного собственного транспорта.


В первом случае, вам будет не нужна транспортная служба на предприятии вообще и вы освобождаетесь от ответственности как собственник, транспортного средства, но в тоже время вам придется нести затраты на более высокие проценты при страхованию грузов, риски при их доставке, содержанию логистов, а также потерям на «чехарде» с платежными документами, претензиями и отчетами перед налоговиками. Во втором и третьим случае, вы получаете все «прелести» от владения транспортом, включая дополнительную необходимость вести массу бумаг, иметь собственную транспортную службу, пусть в и в одном – трех лицах, да еще и нести все виды ответственности за свои «колеса», включая уголовную. Для упрощения управления, некоторые организации разграничивают транспортное хозяйство и прочие подразделения (торговля, производство) в разные предприятия. Так АТП стараются выделить в ООО с упрощенной схемой налогообложения (до 20 автомобилей) с «0» рентабельностью, пытаясь снизить затраты на налогах. В этом есть определенный смысл, особенно при выводе активов при сомнительных или рискованных сделках. Решать вам!



КАКОЙ ТРАНСПОРТ ПРИОБРЕСТИ?


Новый, т.е. с завода или старый и уже бывший в употреблении, иномарку или отечественный, крупнотонажный или много маленьких грузовичков? Это все конечно же придется считать Вам. Вот несколько советов от специалистов практиков.


Если транспорт будет иметь малую интенсивность эксплуатации: 2-4 часа при 120-160 км пробега в день по городу или до города туда и обратно (не более 40 000 км в год), то лучше иметь недорогой транспорт, возможно умеренно изношенный («нашамарка» - ГАЗ, Камаз, МАЗ в хорошем состоянии с водителем-умельцем), но если у вас интенсивность использования приближается к 7 дневному использованию в течение недели по 8-16 часов ежедневно и при 400 000 км пробега в год, то транспорт конечно же должен быть как можно надежней и качественней (желательно солидная «иномарка»). 


И это не ради «престижа», а только потому, что у нашего транспорта (ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ, ЗИЛ, УРАЛ) согласно советских ГОСТ техническое обслуживание нужно проходить раз в 10 000 км, а у Мерседеса (MAN,Volvo и т.д.) – раз в 45000 - 60 000 км., а это как минимум один день простоя, а то и два в сервисном центре. В результате на «нашамарку» за год набегает до 40 дней простоя на ТО, а у «иномарки» - только 4-5 дней (в 6-8 раз меньше). Иномарки более надежнее хотя и дороже, так как весь мир давно уже пришел к тому, что нормальный пробег автомобиля до капитального ремонта по двигателю должен быть не менее 1 миллиона км., а не 200 тыс. км как у нас по ГОСТ. Новые и машины более экономичнее так расход топлива на старом КАМАЗЕ достигает до 60 литров на 100 км, у новой ВОЛЬВО около 31 литра на 100 км. (1,5 раза и т.д.) при тойше грузоподъемности.



Не стоит забывать, что затраты на технику стоит рассчитывать на весь срок ее эксплуатации, учитывая остаточную стоимость при ее продаже. Вот такая арифметика. В качестве примера можно рассчитать стоимость перевозки 1 тонны груза и 1 км. пробега, количество дней простоя на ремонтах и ТО на различных марках автомобилей и вывести для себя оптимальные параметры в определении типа и марки машины. Однако, к сожалению, такой расчет будет весьма условным, потому что многие эксплуатационные параметры техники (количество поломок, стоимость ремонтов, реальные затраты можно взять только условно, так как производитель часто такие данные скрывает, как самую важную тайну. Вам очень повезет, если вы нападете на профессионалов, и лучше на сервисной станции, которые вам скажут более и менее правдивую информацию о данном типе автомобиля.


Советы по расчету рентабельности:

·  Вопрос о том, какую технику стоит приобретать (марка автомобиля, производитель (иностранный или отечественный), состояние (новую или бывшую в употреблении и т.д.) и как за нее рассчитываться (разовым платежами, по договору лизинга или в кредит) рассматривается на основе расчетных данных за год и срок эксплуатации до капитального ремонта транспорта, в зависимости от его «жизненного цикла» техники на предприятии.

·  При этом показателем рентабельности транспорта являются затраты на 1 км пробега, а также затраты на 1 день эксплуатации в зависимости от того, какие затраты превышают. Так для передвижения по городу, где пробег автомобилей минимальный, рентабельность целесообразно рассчитывать в ежесуточных затратах, а за городом в затратах на 1 км. пробега.

·  В расходах стоит предусмотреть следующие составляющие: первоначальная стоимость техники с расходами на ее доставку, эксплуатационными расходами и данными по гарантийному моторесурсу до капитального ремонта, а также количество рабочих дней в течение которых эксплуатируется транспорт в компании и прочие накладные расходы, как то: содержание ИТР и ремонтного персонала, наличие и затраты на содержание ремонтной базы, стоянок и т.д. В данной ситуации, все расходы относятся к накладным расходам и подлежат частичному налогообложению, что не мало важно при расчете налогов.

·  При замене отечественного транспорта на аналогичный по грузоподъемности иностранный с существенно большими техническими возможностями или надежностью возможно также существенное снижение затрат на эксплуатацию на 10-15% т.е. (1,2-1,6 мл. руб. в год), кроме того это также приведет к уменьшению простоя транспорта для его планового обслуживания с 180 до 40 машинодней в год (снижение на 78%)

·  Не стоит забывать о таких параметрах, как проходимость машин под знаки запрещающие въезд грузового транспорта в городе, возможностью проезда в арки и дворы для подъезда к месту разгрузки и движение зимой с возможной ночевкой водителей в кабине, максимальной грузоподъемностью по осям и т.д. Да мало чего еще, все разве опишешь…

Не стоит забывать и о том, что выбор техники может все же основываться на субъективных эмоциях руководителей предприятия и транспортного персонала, вопреки расчетам.



СКОЛЬКО МАШИН ИМЕТЬ?


Расчет проводится в соответствии со средней суточной потребностью транспорта. Как правило, он вычисляется как средние показатели на основе имеющейся статистики (количество мест загрузки и разгрузки, плечо доставки, средняя производительность по доставке одной единицей транспорта). Учитывается так же и дополнительные требования и сложности в организации доставки: необходимость собственного экспедирования товара, его охрана и сопровождение, частота поездок в течение определенного времени, срочность возникновения доставок и т.д., а также изношенность транспорта, наличие ремонтных баз и т.д. Не стоит забывать, а где взять на все это деньги?


Если предприятие имеет собственную транспортную службу для обслуживания собственной торговой сети, то естественно ежедневная грузоподъемность автопарка должна обеспечивать вывоз грузов (товаров) в сеть во все дни включая пиковые (праздники, новый год, летняя жара и т.д.) полностью, т.е. на 100%. В зависимости от того, что более приоритетно: объем кузова или грузоподъемность машин, это показатель будет основным. Так при вывозе пива в поддонах приоритет будет за грузоподъемностью (товар тяжелый и малообъемный), при вывозе тюков с одеждой или мягкой мебели (товар относительно легкий, но объемный) конечно же объем. При более низкой интенсивности и необязательности соблюдения точных сроков доставки, можно ограничится и одной машиной с подстраховкой в случае ее ремонта – наймом транспорта на стороне.


Не стоит забывать, что на линию у вас ежедневно будет выходить не 100% техники, а в среднем, как правило только 75% - 95%, так как часть машин будет находится в ремонте, на обслуживании или после аварии, поэтому количество транспорта стоит увеличивать на 5-25%. А это дополнительные затраты и ответ на риторический вопрос: «какая техника лучше - «новая или старая иномарка»?


Сколько водителей на машину должно быть?


По поводу количества водителей стоит провести аналогичный расчет. Количество рабочих дней транспорта стоит привести к количеству водителей с учетом, требований по организации труда данной категории работников, прямо скажем не простой, а это значит, что на 100% техники должно быть не менее 110% водителей, а в некоторых случаях и до 440 %. К примеру, в компаниях занимающихся развозом ГСМ по автозаправкам круглосуточно 365 дней в году на каждом автомобиле закреплено по 4 водителя.



ВЫБОР СПОСОБА ПРИОБРЕТЕНИЯ ТЕХНИКИ


Даже в такой мелочи как покупка нужно взвесить ряд важных вопросов, а именно как покупать машину: за наличные или в кредит, а может в лизинг; на кого оформлять покупку: на частное лицо или организацию. Рассмотрим более подробно все варианты:


У вас ЧП и вы купили машину на себя, значит всю сумму сразу выставляете в «затраты» с вычетом из налогов, но при этом если что то будет не так и ваш «бизнес» разорится, то и машину у вас отнимут или арестуют в первую очередь – таков закон. Если купить машину на жену, при ЧП на вас, то про возмещение стоимости покупки стоит забыть – жалко денег! При покупке машины в ООО все еще сложнее. Транспорт можно купить за полную его стоимость, оплатив всю сумму сразу из средств предприятия или средствами взятыми в банке в кредит или же оформить транспорт в лизинг. Кроме того можно «взять» его в аренду у себя любимого (своей жены, тещи) как без экипажа так и с экипажем с возмещением части затрат или полностью. При этом не стоит забывать, что потом тоже придется возмещать и налоги и затраты уже из собственного кармана, после получения прибыли в виде вознаграждения (зарплаты) или чистой прибыли.


Так какие же получаются у каждого способа преимущества и недостатки.


При покупке в собственность: 

  • при покупке собственными средствами разовыми платежами потратите меньше средств по сравнению с лизинговыми схемами на 30 - 50% меньше, но сразу, а не в течение 1-5 лет как при лизинге;
  • вы увеличиваете свою «капитализацию» и имеете право на получение более дешевых кредитов от банков кредиторов, закладывая собственный транспорт в банке, при лизинге это не «прокатит»;
  • списываете затраты на «амортизацию техники» с прибыли для снижения своих налогов;
  • меньше рискуете при просрочке платежей, боясь потерять транспорт. 


При покупке в лизинг: 

  • вы сможете получить транспорт без наличия у вас всей необходимой суммы денег и использовать его зарабатывая деньги прямо сейчас, в том числе и на выплаты лизингодателю, имея всего от 30% суммы в наличии;
  • кредиторы (не лизингодатели) не смогут у вас изъять транспорт в случае просрочки выплат и вашего банкротства по банковским кредитам;
  • в случае «банкротства» можете отказаться от транспорта без выплаты всего долга полностью, сэкономив некоторую часть средств (если это будет сделано преднамеренно, то это уже квалифицируется как «мошенничество», но при этом если же вы не выплатили 1% лизингодателю, то он все равно заберет у вас транспорт, а значит и 99% ваших прежних выплат;
  • при взятии автомобиля в аренду, хотя бы даже и у собственника предприятия, вы не сможете начислять на него амортизацию, а это большие деньги, но в то же время и не потеряете транспорт в случае фосмажорных обстоятельств в вашем ООО;
  • при взятии транспорта в аренду с экипажем вы освободите себя от необходимости платить ЕСН за персонал, но одновременно возлагаете эту обязанность на собственника транспорта. Опять же решать Вам! 

 


ПОЛУЧЕНИЕ У ДИЛЕРА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТО


Все сомнения позади и Вы определились какой приблизительно Вам нужен транспорт и как его будете покупать и оформлять. И вот в ясный и солнечный день Вы направляетесь в офис автодилера или лизинговую компанию и сообщаете персоналу офиса о своем намерении купить у них транспорт. 

Вас встречают с улыбкой, предлагают кофе или чай и вежливо интересуются какой именно автомобиль Вам приглянулся и тоже вежливо сообщают, что такой автомобиль 

Вам придется подождать от 3-9 месяцев при 10- 100% предоплате, а его стоимость на момент прихода скорее всего будет повышена – «Кризис, ничего не поделаешь!». 

Вы начинаете уговаривать менеджера, что у вас начинается сезон и вы без машин не сможете вывести весь урожай (товар) и разоритесь и т.д. И тогда он Вам «обещает посмотреть получше в компьютере» и «доверительно» сообщает, что именно такой «единственный и неповторимый» транспорт ждет вас где нибудь в «N-ске» и вы его можете забрать хоть сегодня, но за умеренную плату лично менеджеру. 

Вы соглашаетесь, не предполагая, что эта машина там стоит уже больше года, или она после капитального ремонта и отказная, или частично разукплектованна и т.д.Не огорчайтесь и взгляните на ситуацию иначе. 

  • Почему прежний владелец от него отказался?
  • Почему он уже год стоит при явном дефиците транспорта?
  • И зачем вам нужен такой «подарочек»? 



Неоспоримо, одно: « Нормальная дилерская сеть продает технику на взаимовыгодных для покупателя условиях (время дефицита прошло, рынок безжалостен и нужно бороться за клиентов). Попробуйте сходить ко всем дилерам в регионе и соседних областях, сравните их предложении и вы удивитесь их разнице.


Да, заказ нужно ждать - это нормально ( от 1 до 9 месяцев), так работают все автозаводы, но техника должна соответствовать вашим параметрам и цене на момент заказа.


При оформлении договора, не смотря на то, что вы находитесь в «фешенебельном» торговом центре с «лейбом» известной марки внимательно изучите договор и как можно больше узнайте про торгующую организацию. Здесь мелочей нет и не может быть. Так может оказаться, что Вы оплатили не предоплату за автомобиль, а лишь «информационные (клиентские) услуги посреднику сделки\", а в договоре может не оказаться перечня комплектации и стоимости «опций» и вам потом любезно, но уже без кофе, предложат доплатить еще «N-ю» сумму (за коврики, сигнализацию, отопитель и т.д.) по ценам «лунной федерации». 


Кроме того, организация ООО «Рога и копыта», с которой вы подписали этот договор, уже давно разорилась и где она в данный момент находится никому не известно, потому как здесь она только арендовала барную стойку и то в течение одного дня, а то что персонал прежний, «так куда же ему бедолаге то деться, он же не виноват, что кругом одни мошенники, не считая нас с вами конечно». Словом все как всегда - не расслабляйтесь, Вы на войне и кругом «мины» и злые «прощелыги-менеджеры» которые пытаются на вас нагреть руки!!! Сопротивляйтесь и не связывайтесь с очень уж лесными предложениями от дилеров, в конце концов, Вы не за кофе сюда пришли, а за машиной.


И вот это момент настал. Вам позвонили, и сказали, что с небольшой задержкой (1-6 месяцев), Ваш заказ доставлен в салон (на стоянку). Вам необходимо его принять и подписать документы. 


Вы берете с собой: 

  • договор;
  • платежное поручение (копия);
  • доверенность от организации на право получения автомобиля;
  • чистую страховку ОСАГО без номера машины;
  • путевой лист на водителя;
  • канистру бензина (ДТ);
  • аптечку;
  • знак аварийной остановки;
  • огнетушители;
  • водителя с правами данной категории;
  • буксировочный трос;
  • эвакуационный тягач;
  • грязную спецовку себе и водителю;
  • запас еды и воды на двоих и едите за машиной. 


Как только Вы вошли в салон, к Вам тут же бросается менеджер и просит срочно подписать договор, скуля, что то вроде: «Спасайте! Так как бухгалтер (кассир, уборщица) уезжают в офис на Луну нужны срочно ваши документы!». Не соглашайтесь!!! После подписания актов – все проблемы с машиной, это уже ваши проблемы и салон перестает быть «любезным» и становится «вызывающи хамским». 

Поэтому Вы вместе с водителем направляетесь на стоянку (площадку) и просите менеджера (как правило, девочку с длинными ногами и в короткой юбке) показать машину. Она охает, причитает, говорит, что она не знает, как ее заводить, в ней нет бензина (соляры), сел аккумулятор и т.д. Вас это не должно интересовать, стойте на своем: «Сначала сверка номеров агрегатов, контрольный осмотр, контрольный пробег 5-10 км, повторный осмотр или диагностика, проверка комплектации по описи и комплектовочному листу, проверка паспорта машины и агрегатов, сервисные отметки, заполнение сервисной книжки, техосмотр и т.д., а потом подписание документов». Она продолжает скулить, потом видя, что вы «не клюнули» на ее хитрость смачно матерится и исчезает в подсобке. 


Оттуда выходит «дядя Вася» и у вас начинается обычный нормальный процесс приема транспорта, как предписано инструкцией салона. Вы твердым голосом все отвергаете, требуете заменить аккумулятор и достаете из своей машины канистру с топливом и заливаете ее в бак новой машины. Поздравляем!!! Сопротивление сломлено и вы наконец-то открываете капот. Если вы не спец по транспорту, то лучше возьмите самого грамотного водителя, а лучше именно того кто будет работать на этой машине и пусть он примет ее как надо, что бы потом «не зудел». В данном случае добавим только одно – машина должна пройти предпродажную подготовку и полностью быть готова к эксплуатации, а установленные на ней детали и агрегаты иметь заводские пломбы и отметки и выпущены не намного раньше самого автомобиля.


При выявлении недостатков, составьте письменную претензию, зарегистрируйте ее и потребуйте ее устранения за счет дилера. В случае, полного удовлетворения ваших требований, вы подписываете АКТ, комплектовочную ведомость и принимаете от менеджера ПТС, документацию, сервисную книжку, руководство по эксплуатации и ЗИП (запасные части и инструменты). Вот только теперь вас можно поздравить с покупкой!!! 


Теперь машина формально уже ваша, а следовательно, прежде чем выехать из салона у вас должна быть: 

  • ПТС с отметкой о продаже ее вам;
  • страховка «ОСАГО» на этот автомобиль от имени вашего предприятия;
  • путевой лист на водителя с медосмотром сегодня;
  • номерной знак «транзитный»;
  • права у водителя данной категории;
  • огнетушители;
  • аптечки;
  • знак аварийной остановки;
  • деньги или карточку на топливо в бак. 


В противном случае, любой ГИБДД – шник вправе выписать вам штраф за отсутствие таковых документов и предметов невзирая ни на что, чем собственно они и «промышляют» возле таких автосалонов.


Выезжаете из салона и сразу едете на ближайшую автозаправку – топлива в баке должно в идеале хватить только до нее, заправляете машину и вперед – «до дому до хаты и с богом».



ОФОРМЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ


После столь долгих и нудных описаний Вы без штрафов и приключений добрались до своего гаража. 


Начинается процесс оформления машины. Его основные этапы:

1. Завести инвентаризационную карточку и внести данные в учетную систему по технике.

2. Составить акт приема по форме № ___, ведомость прима водителем и приказ по предприятию о вводе в эксплуатацию.

3. Разработать и ввести приказом по предприятию нормы расхода ГСМ, автошин, АКБ именно на эту машину.

4. Разработать нормы ТО и ввести их приказом на данный автомобиль.

5. Завести и выдать водителю карточку на ГСМ на этот автомобиль.

6. Провести поиск организаций на поставку запасных частей, оказанию услуг по мойке, техническому обслуживанию ремонту, охране и заключить с ними договора.

7. Провести переподготовку водителей для управления на данном типе автомобилей, сделать записи в журналах, отдать их приказом о допуске и составить инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту данного типа транспорта с их доведением по роспись персоналу.

8. Разработать ведомости списания расходных материалов, ГСМ, запасных частей, шин, АКБ.

9. Получить госномера, регистрационные знаки, сигнальные и специальные таблички и т.д.

 


ПОСТАНОВКА МАШИНЫ НА УЧЕТ в ГИБДД (Гостехнадзор)

 

Собираем документы в ГИБДД. См.  при постановке транспортного средства на учет в ГИБДД, ГостехнадзорЗаписываемся на осмотр и в нужное время едем с огнетушителем, аптечками, знаком аварийной остановки, табличками, наклейками, правами данной категории на водителя, страховкой ОСАГО в МРО ГИБДД. Получаем и сразу прикручиваем номер на машину в установленное место, а не кладем его под сиденье и едем в гараж. Оригинал ПТС, квитанции, копию свидетельства о регистрации автотранспортного средства, отдаем на хранение в бухгалтерию, а сами сдаем машину по акту водителю и получаем на нее шанцевый инструмент, спецодежду и аппаратуру GPS и т.д. Все, завтра в рейс !!!


Важно:

Для управления автомобилем должны быть назначены должностные лица ответственные, изготовлена документация, оборудован гараж и т.д.

Вся транспортная деятельность предприятия регламентирована в приказах по предприятию и необходимой документацией.

В настоящее время законодательством определен следующий перечень должностных лиц, которые в зависимости от объема работы могут совмещать или быть назначенными персонально на следующие должности:

 

  • руководитель транспортной службы (начальник отдела транспортной логистики) он же заместитель Руководителя по транспортному обеспечению, который помимо организационных функций несет и персональную административную и уголовную ответственность за эксплуатацию транспорта организации;
  • механик (механики) занимается практическими вопросами по эксплуатации, техническому обслуживанию, контролю за ремонтом транспорта и действиям водителей на линии;
  • диспетчер (диспетчеры) по транспорту (проводит распределение транспорта по маршрутам, учет путевой документации, выпуск на линию водителей, подготовку первоначальных отчетов по работе транспорта и водителей в бухгалтерию предприятия);
  • водители автомобилей (выполнение функций по обслуживанию и ремонту автомобилей, экспедирование грузов, доверенные лица по передаче товаров);
  • экспедиторы по сопровождению грузов (по необходимости);
  • слесарь по ремонту автомобилей (газоэлектросварщик, слесари по ремонту электрооборудования, проведения ТО и ремонта автомобилей, обслуживанию механо-технологического оборудования и его ремонту);
  • медицинский персонал для проведения ежедневного предрейсового и послерейсового осмотра водителей.

 

Данная структура позволит создать гибкую систему транспортной службы, сменяемость и заменяемость персонала как в круглосуточном так и двух сменном режиме работы.

Лозунг «Кадры решают все» в каждой фирме трактуется по своему и это прерогатива отдела по персоналу, однако на практике подбором и поиском приходится заниматься самим транспортникам. Отсюда и критерии у транспортников будут свои, детальнее и шире. В данном вопросе, стоит добавить, что прием на работу работников должен проводиться в строгом согласовании с транспортной службой.



ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТА


Хранение машин должны соответствовать требованиям «Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» и «Правилам пожарной безопасности», а также обеспечивать сохранность транспорта и обеспечивать легкий пуск двигателей в холодную погоду и защиту от атмосферных осадков. Идеальным вариантом содержания транспорта при ежедневном его использовании признаны освещенные боксы или навесы с точкой доступа к электропитанию для подключения электроподогревателей для запуска двигателей в холодную погоду на охраняемой стоянке предприятия в непосредственной близости от складов и загрузочных рамп.


Для планирования использования транспорта целесообразным принят вариант автоматизированного распределение транспорта с использованием соответствующих программных комплексов, в том числе и с GPS мониторингом, как функцией обратной связи по контролю за планированием.


Обеспечение ГСМ в существующих противопожарных и экологических требованиях к оборудованию собственных пунктов заправки для небольших организаций не рентабельно и проводится как правило, с заключением договоров с компаниями владельцами АЗС по кредитным картам по безналичному расчету с предоставлением скидок за объем и возмещением НДС (18%). В крупных организациях, возможно содержание (аренда) собственной заправки, с покупкой топлива по оптовым ценам со скидкой от 10 до 15%.


Залог безаварийной эксплуатации и долговечной работы техники заключается в своевременном и качественном обслуживании и ремонте техники. Его можно проводить как собственными силами, так и в специализированных мастерских. Не стоит забывать, что ремонт ходовой части и тормозов, запрещено проводить в организациях, не имеющих соответствующую сертификацию.


Также при ремонте стоит учесть, что рентабельность некоторых ремонтов может быть отрицательной, а содержание транспорта с повышенным выходом в ремонт – не рентабельным для организации. Поэтому возраст имеющейся техники также должен быть определен директивно и отражаться в Плане замены автотранспорта на год, который разрабатывается на 3-5 лет., т.к. его покупка в настоящий момент может быть затянуться на 1 - 9 месяцев.



СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСПОРТА


Снижение расходов по транспорту также проводится комплексной модернизацией производственных процессов на предприятии: 

  • подготовка собственных кадров по цепочке: стажер, водитель, наставник с грамотно выстроенной системе позволит избежать кадровой чехарды и увеличит срок безаварийной эксплуатации транспорта;
  • расчет сроков эксплуатации транспорта стоит проводить на срок эксплуатации основных агрегатов до капитального ремонта: двигателю, коробке передач, фургону;
  • в основных случаях транспорт стоит содержать только на контролируемой руководством предприятия территории, так как водитель, всячески стремиться заполучить машину в собственное и единоналичное пользование, что при допущенной им аварии помимо затрат на восстановление транспорта несет и полное возмещение всех затрат с его участием при дорожно-транспортном происшествии;
  • при условии больших объемов по ремонтам и обслуживанию целесообразно организовать собственный ремонтный участок:
  • при обеспечении ГСМ большинство автопредприятии перешли на заправку транспорта на АЗС по кредитным картам с оплатой по безналичному расчету с предоставлением скидки за объем полученного топлива в размере 3-5 % от розничной цены за топливо, что в сумме с НДС составляет до 22% стоимости за наличный расчет;
  • разработкой в автоматическом режиме маршрутов движения согласно маршрутных карт по городу, а также расчетом технически обоснованных норм на списание ГСМ, своевременным и грамотно организованным контролем за его использованием на линии, регулировкой систем питания двигателя, контролем спидометрового оборудования, установкой GPS систем позволяет экономить до 10 % от общих затрат на ГСМ. 


Ключевыми предложениями для повышения эффективности работы транспорта на предприятии в данном проекте являются: 

  • переход на машины иностранного производства по отношению к отечественным, несмотря на их большую стоимость покупки автомобиля на 20%, даст снижение суммарных затрат на перевезенный груз на 34 - 84% и увеличит коэффициент использования транспорта в связи с его большей надежностью с 75% до 95% (+20%);
  • увеличение грузоподъемности транспорта с 20 до 30 тонн (на 30 %) для уменьшения количества рейсов (на 30%);
  • переход на 3–х сменный режим работы, что при увеличении численности персонала и фонда оплаты труда позволит увеличить коэффициент использования транспорта с 33 до 99%, что в итоге потребует его меньшего количества, а следовательно и затрат на его покупку и содержание.
  • для повышения эффективности использования транспорта необходимо максимально задействовать имеющуюся грузоподъемность автомобилей и их объем кузова.  Так анализ организации действующих перевозок в ООО «Х» показал, что объем кузова используется только на 50-60%, а грузоподъемность на 60-70%. Увеличить загрузку не позволяет тара груза – «стандартный дерявянный европоддон» из за способа его комплектования и условий разгрузки. Как альтернатива его использования на 2011-2015 г.г. было предложено закупить «сетчатый контейнер». С его использованием объем загрузки увеличится бы до 70-80% (+ 20%), а загруженность на 25%, т.е до максимально возможной по техническим характеристикам грузоподъемности автомобиля. Для реализации данного проекта необходима покупка данных контейнеров (3,2 мл. руб.) и модернизация кузовов транспорта, и мест разгрузки в магазинах. Так как, с имеющимся транспортом данная модернизация будет очень дорогостоящей, проект необходимо вводить поэтапно - по мере замены автомобилей на новые, при их выводе из эксплуатации. Кроме увеличения коэффициента загрузки единичной машины с 0,6 до 0,95, общая потребность транспорта в организации сократиться на 25-30%, что в связи с ростом грузооборота в 2011 г. на 23% позволит в последствии не увеличивать численность парка, а оставить ее на уровне 2008 г. При этом расчет показывает, что данная модель использования транспорта окупит покупку в течение 1 года и позволит снизить стоимость перевезенной тонны груза на 14%;
  • замена транспорта выработавшего свой срок эксплуатации «жизненного цикла на предприятии» на новый, даст экономию средств на ГСМ до 20%, на расходных материалах и запасных частях на 80%, на увеличении коэффициента использования с 75% до 95%, что также принесет снижение стоимости перевезенной тонны груза на 25-35%;
  • введение мотивации персонала за экономию расхода ГСМ с выплатой 30% сэкономленных средств водителю, даст экономию затрат на ГСМ в масштабе предприятия до 10 %, а экономия на ремонтах и автошинах – до 10 % от общих затрат на содержание транспорта, при этом важным вопросом вступает применение средств контроля за водителями и транспортом на основе GPS- систем, так при затратах в 450 тыс. руб., срок окупаемости проекта составит 1-2 месяца. Кроме того, система позволит увеличить коэффициент использования транспорта как минимум на 10-25%, что также позволит снизить затраты на доставку груза. 

Важным фактором введения подобных систем контроля на предприятии является и одновременное введения систем премирования водителей с увеличением его совокупного дохода. В противном случае, это приведет к массовому увольнению водителей.



СПИСАНИЕ И УТИЛИЗАЦИЯ


Век транспорта недолог. До первого капитального ремонта. Анализ затрат показывает, что в современных условиях капитальный ремонт не «рентабелен!!!» целесообразным считается замена транспорта на новый.

Справочно: затраты на содержание транспорта старше 5 лет по отношению к новому транспорту составляют дополнительно до 35 %.на каждую машину  (до 0,53 мл.в год на каждую единицу старше 5 лет ).


Ресурс до проведения капитального ремонта.

В настоящий момент в ТК имеются автомобили  МАЗ-57430А на шасси МАЗ-533702-240 и  ГАЗ газ-473839 на шасси ГАЗ 3309.

В соответствии с гарантией завода изготовителя на шасси до капитального ремонта отводится на МАЗ  до 600 тыс. км., а при его интенсивной эксплуатации под постоянной нагрузкой пробег снижается до 500-400 тыс. км.

А/м ГАЗ гарантия завода изготовителя на шасси  до 400 тыс. км. – в наших условиях - д о 250 – 320 тыс. км.

При очередном ремонте на капитально отремонтированные автомобили величина пробега снижается на 20% т.е. до 320 тыс. км.


Работы выполняемые на а/м МАЗ при КР и их стоимость.

При капитальном ремонте подлежит ремонту или замене основные узлы и агрегаты: двигатель, коробка скоростей, задний мост, а также элементы трансмиссии и ходовой части, навесное оборудование двигателя, электрооборудование, топливный бак, деревянные и металлические элементы фургона и подъемного устройства.

При этом стоимость запасных частей и агрегатов в розничных магазинах  на 40 – 80% выше цены аналогичных поставляемых на завод изготовитель. Общая стоимость: заменяемых деталей может составить от 40 % до 60% стоимости нового автомобиля, а затраты на проведение работ по их замене в автосервисе еще  около 30% стоимости запасных деталей.

При этом качество запасных частей поступающих в розничную сеть существенно отличается от поставляемых на завод изготовитель, а качество выполненных работ в автосервисе значительно ниже чем на заводе изготовителе.

Кроме того, завод изготовитель заявляет коэффициент надежности нового автомобиля –  0,95; капитально отремонтированного как  0,75. В результате, чего простой нового автомобиля по причине проведения текущего обслуживания и ремонта в год (при 355 рабочих днях) составляет  до 18 рабочих дней, а капитально отремонтированного –  118 рабочих дня ( на 655 % больше).

При этом норма расхода топлива и ГСМ на капитально отремонтированную а/м увеличиваются  до 20% от норм нового автомобиля.



Общие итоги:

- рыночная стоимость нового автомобиля  1900 тыс. руб.;

- рыночная стоимость а/м находящегося в эксплуатации 5 лет –  около 500 тыс. руб.

- рыночная стоимость а/м находящегося в эксплуатации 8 лет после КР –  до 300 тыс. руб.

- затраты на капитальный ремонт а/м находящегося в эксплуатации 5 лет  от 1000 до 1404 тыс. руб. (стоимость запасных частей: от 760 до 1080 тыс. руб.; работы по их замене: 228 до 324 тыс. руб.);

- при наличии в транспортном парке более  2-4 автомобилей со сроком эксплуатации более 5 лет необходимо увеличение количество автомобилей  на 10-15% (.т.е. на 1-2 автомобиля).



Вывод:

- при продаже а/м находящегося в эксплуатации  5 лет за сумму около  500 тыс. руб. затраты на покупку нового автомобиля за  1900 тыс. руб. составят около  1400 тыс. руб. при гарантированной эксплуатации в течение последующих  5 лет;

- при проведении капитального ремонта с общими затратами на ремонт - до  1400 тыс. руб., и дополнительных затрат на его эксплуатацию - около  380 тыс. руб. в год (на топливо –  124 тыс. руб., содержание резервного  0,25 автомобиля - в  257 тыс. руб.) принесут дополнительные затраты за три года -  1143 тыс. руб.). При продаже через  3 года а/м за  400 тыс. руб. убыток составит около  2143 тыс. руб.



Общий вывод:

Затраты на замену отработавшего свой ресурс автомобиля МАЗ на новый в расчете на 5 лет эксплуатации без эксплуатационных расходов в отношении к затратам на проведение и эксплуатацию капитально отремонтированного меньше чем в 2 раза.



ПРОДАЖА

 

Существует два способа, что бы избавиться от транспорта его можно или продать или утилизировать (сдать в металлолом). Что более «выгодно», а что «практично» это придется решать Вам, так как все определяется субъективно Однако стоит помнить, что помимо вырученных денег вы потеряет массу времени и нервов продавая автохлам и выдавая его за «ласточку», не говоря от том что с вырученных денег вы при его продаже третьим лицам Вы обязаны возместить с продаж НДС (18%) и заплатить налог на прибыль (30%), а при утилизации – оприходовать прибыль за металлолом или запасные части и агрегаты и заплатить налог.


В обоих случаях вывод транспорта необходимо проводить на основе: 

  • плана замены основных фондов предприятия;
  • приказа с выводом из эксплуатации;
  • акта по форме № 4;
  • дефектной ведомости;
  • приказа о списании по предприятию;
  • снятия транспорта с учета в ГИБДД (Гостехнадзоре) с сдачей государственных номеров т.д. и проведением всех действий через бухгалтерию, делопроизводство и т.д. 

Если последняя машина наконец то продана, персонал давно уже разбежался сам, то Вам теперь опять придется нанимать транспорт на стороне и мечтать о собственном.До свидание собственный транспорт или здравствуйте проблемы по доставке!


А теперь ответьте на вопрос: \"Зачем Вам собственный транспорт?\"

см. также: НАШИ ПРОЕКТЫ

Удачи в бизнесе!

Скорая логистическая помощь   - проект сайта   \"Логистика. Онлайн \".

Помощь предпринимателям и руководителям предприятий малого и среднего бизнеса повысить эффективность их логистических подразделений по закупке, доставке, хранению и учету товаров и материалов для максимальной отдачи и с минимальными потерями.

http://logistlain.ru/content/articles/1143/


дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 3577

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

ERP СИСТЕМЫ – ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЛИ ЗАКОПАННЫЕ ДЕНЬГИ? tms Библиотека логиста со статьями и книгами по теории Вычитание скоростей Никто не знает Как мотивировать персонал в условиях кризиса Личный бренд как инструмент карьеры Московских водителей заставят снизить скорость оптимизация склада Партнёры компании Лобанов-логист склад