Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Экономика склада

Экономика склада



По мнению специалистов, инвестиции в современные роботизированные склады-автоматы постепенно становятся оправданными, особенно там, где ошибки оператора наиболее критичны.

Экономика склада

Экономика склада

Николай Лобанов, руководитель консалтинговой компании «Лобанов-логист»


В последние годы интерес к роботизированным складам и к поддерживающим их работу системам автоматизированного управления WMS на российском логистическом рынке растет. Склад-автомат может управлять погрузочно-разгрузочными работами, контролировать запасы товаров и выполнять другие складские операции с минимальным участием человека или без него.

В структуре склада предусмотрены специально оборудованные места приема-выдачи товара, определенным образом организовано стеллажное хранение, для перемещения грузов используются вертикальные и горизонтальные конвейеры и управляемые роботы-штабелеры.

В условиях, когда потребители уделяют больше внимания точности и скорости отгрузок, оптимальному использованию складского пространства, наличию дополнительных сервисов, роботизированные склады приобретают весомое конкурентное преимущество. Вместе с тем в ближайшее время вряд ли стоит рассчитывать на рост роботизированных складов, полагает Николай Лобанов, руководитель консалтинговой компании «Лобанов-логист».


– Николай Борисович, в прошедшем году девелоперы отрапортовали о рекордном за последние семь лет приросте складских площадей. Какова в целом динамика логистического рынка?

– Логистический рынок по-разному реагирует на новый кризис, спровоцированный санкциями наших «иностранных партнеров». Например, транспортный рынок среагировал практически мгновенно, сократив грузоперевозки в западном направлении. Многие транспортные компании предпочли закрыть свой бизнес, и лишь некоторые адаптируются к новым логистическим маршрутам.

Складской бизнес, как самый инертный в логистике, с начала 2015 года показывает тенденции к замедлению роста, в основном в связи с резким падением инвестиций и введением экономических санкций, что сразу сказалось на технологическом оснащении складов.

 К сожалению, в РФ пока не производят подъемно-транспортного оборудования должного уровня, а китайское ПТО не очень надежно, поэтому закупки этой техники производились в ЕС, в основном в Германии. С осени 2014 года поставки ПТО практически заморожены, и запасы у поставщиков в РФ раскуплены. Ситуация аховая для складской логистики.


– Эксперты относят логистику к сфере деятельности, где IT-технологии развиваются особенно динамично. Как можно оценить сегодня степень автоматизации складов?

– С моей точки зрения, современная логистика начала развиваться вместе с первыми персональными компьютерами, когда появилась возможность быстро просчитывать товарные потоки и получать от этого максимальную экономическую выгоду. Можно сказать, что логистические и IT-технологии стимулируют взаимное развитие, где информационные технологии выступают в роли исполнителя, а логистика – в роли заказчика новых программных продуктов.

Современный склад аккумулирует в себе огромные финансовые ресурсы в товарных запасах и персонале, поэтому меры по снижению складских издержек путем оптимизации бизнес-процессов дают существенный финансовый эффект. Без IT-технологий современный склад работать не может в принципе.

Другое дело, уровень автоматизации склада определяется возможностями бюджета. Если на небольших складах в 1000 кв. м с персоналом не более 10 человек можно обойтись двумя-тремя компьютерами, оснащенными базовыми складскими программами 1С и принтером, то современный логистический терминал с большим грузооборотом не сможет обеспечить конкурентоспособность без системы управления складом WMS. Большинство российских складов площадью более 5000 кв. м оснащены WMS разного уровня.

Экономика склада

– Как утверждают интеграторы, внедрение WMS на 25% уменьшает потребность в персонале и технике, на 30% увеличивает эффективность использования складских площадей, до 20% – оборачиваемость товаров на складе.


Есть ли ограничения в применении этих систем? Что можно сказать об их удорожании и окупаемости?

– Интеграторы систем автоматизации не совсем точны в своих оценках, так как меряют «среднюю температуру по больнице». Как правило, количество персонала при внедрении WMS не уменьшается, но меняется его структура, появляются новые специальности – операторы склада, IT-специалисты. Но при равной численности штата с правильно настроенной WMS эффективность работы персонала увеличивается, а производительность труда повышается в два-три раза.

Эффективность использования складских площадей в большей степени зависит от организации хранения и применяемого складского оборудования (стеллажей, подъемно-транспортной техники), а WMS оказывает на этот показатель косвенное влияние, так как позволяет внедрить более качественные стратегии хранения и грузопереработки.

Что касается оборачиваемости товара на складе, то WMS тут ни при чем – это сфера ответственности отделов продаж и закупок. Да, WMS серьезно повышает качество учета на складе, что, в свою очередь, в разы увеличивает «уровень сервиса» клиентов компании, – и это становится конкурентным преимуществом при выборе складского оператора и организации логистической цепочки. Снижение количества «пересортов», «вычерков», повышение скорости сборки заказов позитивно влияет на увеличение клиентской базы и товарооборота компании.

Ограничением внедрения системы может стать организационный хаос на складе. Наивно думать, что WMS самостоятельно все приведет в порядок, скорее, только усугубит ситуацию. Прежде чем внедрять WMS, необходимо отладить бизнес-процессы, предварительно описав их и создав логистическую модель склада.

Второй фактор – стоимость внедрения. Системы WMS бывают разного уровня сложности и отличаются по цене, но во всех случаях это не дешевое удовольствие. Недо­оценка бюджета на автоматизацию склада посредством WMS часто становится причиной провала проекта. Стоимость систем WMS начинается с 2 млн рублей, а ее окупаемость зависит от успешности внедрения. В среднем сроки внедрения составляют примерно полгода, а окупаемость – 8–12 месяцев.

Второй фактор – стоимость внедрения. Системы WMS бывают разного уровня сложности и отличаются по цене, но во всех случаях это не дешевое удовольствие. Недо­оценка бюджета на автоматизацию склада посредством WMS часто становится причиной провала проекта. Стоимость систем WMS начинается с 2 млн рублей, а ее окупаемость зависит от успешности внедрения. В среднем сроки внедрения составляют примерно полгода, а окупаемость – 8–12 месяцев.

– Есть данные, что по итогам прошедшего года спрос на отечественные WMS вырос на 20%. В чем причина – ввод в эксплуатацию новых объектов складской недвижимости, спрос на более качественные услуги, интеграция складов в экспортно-импортные логистические цепочки и т. д.?

– Приведенная цифра – это собственная оценка одного из разработчиков WMS. Реально никто еще не просчитывал рост рынка WMS в России, и точной аналитики по количеству и бюджетам внедрения отечественных систем нет.

По моей практике могу отметить, что качество отечественных систем управления складом выросло, как и доверие к ним со стороны клиентов. В то же время репутация импортных систем подорвана банкротством в РФ серьезных иностранных поставщиков WMS. Кроме этого, огромное влияние на выбор у клиентов оказывает использование ими в качестве КИС 1С 8.2. Отечественные WMS изначально создаются с интеграцией с 1С в отличие от импортных продуктов.

При этом нельзя сказать, что спрос на качественные склады класса А растет, он остается стабильным. Более востребован сегмент класса В, так как он доступен для среднего бизнеса.


– На авторском семинаре вы говорите о критериях оценки логистической деятельности, или КПЭ – ключевых показателях эффективности работы склада. Эти критерии каким-либо образом связаны с автоматизацией процессов?

– Вся логистика базируется на расчете и конкретных показателях оценки эффективности бизнес-процессов. Понятия «хорошо», «плохо», «балльные системы» считаю в логистике неуместными: мы, логисты, должны все про­считывать и приводить в результате к одному знаменателю – рублю.

Логистика – это особое мировоззрение, это умение смотреть на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек с целью их оптимизации, контроля и управления ими. Полагаю, что именно логистика сейчас может вытащить как отдельную компанию, так и страну из кризиса, поскольку управляет затратами, которые можно и нужно сокращать, повышая эффективность бизнеса.

Разработанные мною 26 ключевых показателей эффективности склада дают возможность оценивать его работу с трех позиций: экономической, количественной, качественной. Этот подход на практике показал свою универсальность для всех складов независимо от их типа и отрасли.

Например, коэффициент эффективности использования склада выводится как отношение бюджета к товарообороту и является показателем добавленной стоимости на складскую логистику, то есть доли всех складских затрат в цене товара. Пользуясь предложенными методами расчета, можно также вывести коэффициенты эффективности: использования трудовых ресурсов, аренды склада, использования общего складского объема, объема грузооборота, производительности труда склада и так далее. Критерии оценки позволяют определить уровни претензий клиентов, отказов товара, точности учета товарных остатков, недостачи при инвентаризации, коэффициент товарных потерь.

Автоматизация бизнес-процессов очень хорошо гармонирует с расчетными показателями эффективности, позволяя управлять ими и оперативно принимать правильные управленческие решения в быстро меняющихся условиях работы на рынке.


– В этой связи роботизированные склады – это перспективное направление в логистике? Чем отличается такой склад?

– Что касается роботизации и создания складов-автоматов, то здесь логистика двигается проторенными путями и многое заимствовала в своих технологиях у промышленного производства. Например, при описании бизнес-процессов на складе я разрабатываю «Технологическую карту», как это делает технолог на любом производстве.

Такие давно известные средства производства, как конвейер, начали применяться на складах десятилетия назад, практически одновременно с промышленными предприятиями. В результате склады перестали быть только местом хранения товара, а стали производственными цехами по грузообработке. Поэтому применение на складе роботизированных систем не столько новое слово, сколько естественный процесс модернизации складов, связанный с изменением их роли.

По сути, роботизированный склад – это технология перемещений «товар к человеку», вместо традиционной – «человек к товару».

При наличии большого выбора оборудования для создания склада-автомата развитию роботизированных складских систем ничто не мешает, кроме необходимости инвестировать серьезные финансовые средства.

Логистика, повторюсь, считает затраты, а первый ключевой показатель эффективности – это как раз доля затрат на грузопереработку в цене товара. Именно высокая цена является основным препятствием внедрения роботизированной техники на складах.


– Существуют ли особые требования к планировке, технологическому оборудованию, использованию механизации для роботизированного склада? Есть ли возможность модернизировать готовое складское помещение?

– Чтобы стать источником дополнительной прибыли, проект роботизированного склада должен быть экономически и технологически обоснованным. Обычно только те операторы логистического рынка, которые для повышения производительности труда «выжали» все из других складских технологий, обращаются к роботизации складских операций.

Переоснащение склада начинают с установки технологического оборудования: рольгангов, ленточных, гравитационных конвейерных линий для перемещения товаров на постоянных маршрутах с автоматической идентификацией товара и упаковки. Конвейерные линии можно установить на любом новом или модернизируемом складе без особой подготовки помещения. Требования к температурному режиму для рефрижераторных терминалов также не являются препятствием к роботизации.

В мире созданы и эксплуатируются роботизированные системы для товаров практически любого размера и типа: гофрокоробов, паллет и другого габаритного товара. Проблемы могут возникнуть только с негабаритным грузом, но и те решаются при желании и хорошем бюджете.

Логистика способна вытащить и отдельную компанию, и страну из кризиса, так как управляет затратами, которые можно и нужно сокращать, повышая эффективность бизнеса

Окупаемость и эффективность таких систем являются основными факторами при выборе решения автоматизации складской операции. Роботизированный склад на порядок, а то и на два дороже по оснащению, чем склад с традиционными технологиями «человек к товару».


– В чем тогда, на ваш взгляд, преимущества роботизированного склада и при каких условиях он наиболее выгоден собственнику? Каковы перспективы развития роботизированных складов в России?

– Роботизированный склад – это верх совершенства, позволяющий достичь максимальной производительности труда и качества складских операций.

Наибольшее распространение роботизированная техника получила на складах фармацевтических и пищевых производств. Пользуются спросом аптечные складские системы, которые показали свою эффективность в автоматизации аптек даже на небольших площадях.

Что нужно для постройки склада-автомата? Постоянный грузооборот, стабильность на много лет вперед и приличные инвестиции. Окупаемость традиционного склада составляет пять-десять лет, а вот роботизированный нужно рассчитывать при окупаемости от 30 лет. Это могут себе позволить только компании с высокорентабельным бизнесом в экономически стабильной стране.

Россия пока не может похвастаться экономической стабильностью, к сожалению, поэтому вряд ли стоит сейчас ждать большого распространения роботизированных складов.


Татьяна Рейтер

дата: 17.06.2015 16:03:13    просмотров: 4581

рейтинг: 
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы