Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Мнение логиста о рынке страхования в перевозках

Мнение  логиста  о  рынке  страхования  в  перевозках.

 

Редакция журнала "РЖД-Партнер" обратилась к  Николаю  Лобанову - эксперту по логистике консалтинговой логистической компании Лобанов-логист https://www.lobanov-logist.ru/  за мнением  по  теме:  "Состояние рынка страхования в транспортной отрасли   и  наиболее актуальные виды страхования на транспорте".


Вопросы следующие:

Как вы оцениваете конфигурацию рынка страхования в транспортной   отрасли?  Какие виды страхования наиболее актуальны сегодня на транспортном рынке?

Какие основные проблемы в сфере страхования ответственности и страхования грузов наиболее актуальны сегодня? 

Какие тенденции  в  страховании  при перевозках  можно ожидать?


Николай  Лобанов


Страхование – отрасль, которая  стала  естественной  частью «западного»  общества, где  страхуется «всё и вся»,  в  России  пока  находится  в  начальной  стадии  «формирования».


Видимо прошло слишком мало времени,  чтобы  изменить  наше  психологическое  сознание  из «советского прошлого», где был один Госстрах  с очень узким  стандартным  перечнем  услуг  страхования. 


Юридическая грамотность нашего  населения,  необходимая  для того, чтобы  понимать  нюансы  договоров  страхования,  находится на  крайне  низком  уровне.  Этим  пользуются «дельцы-мошенники от страхования»,   что вызывает  недоверие  к  негосударственным  страховым  компаниям. 


Даже «честные»  страховые  компании  в  своих  договорах «мелким шрифтом»  вносят  условия,  чтобы  не платить  деньги   при наступлении  страхового  случая.


Да  и  юридическое регулирование страховой  отрасли со стороны  Государства  оставляет  желать лучшего.  Поэтому  на сегодняшний  день  отрасль представлена  только четырьмя десятками крупных  компаний – неповоротливыми монстрами,  лидерами   среди которых   являются: Ингосстрах, Согаз, Ресо-гарантия, Росно, Росгосстрах. 


Вот эти компании  и лоббируют  свои  интересы  в  Государстве,  естественно  в  ущерб  нашим   интересам, ведь  мы  обычные  «обыватели»  пусть даже  и называем себя «бизнесменами-предпринимателями», а  страхование  для  нас «тёмный  лес».


Поэтому  в  транспортном  бизнесе, который  является частью  логистики,  «страхование  грузов»  и  «ответственности перевозчика»  использует  очень  небольшая  часть компаний,  в  основном  занимающаяся международными  перевозками.


Остальными  компаниями,   занимающимися  перевозками  своих  и даже  чужих  грузов  на  внутреннем  транспортном рынке,  страхование  воспринимается  как   затраты  с  непредсказуемым  результатом.


Поэтому     даже   многие   ТЭК (транспортно-экспедиторские компании)  и  ТК (транспортные компании)  несущие все  логистические   риски  по  перевозке  грузов  своих  клиентов,  не  имеют  договоров      со  страховыми  компаниями.

Договора  ОСАГО и КАСКО  не в счёт,  так  как  от обязательного ОСАГО не уйдёшь,   а  КАСКО  делают в  основном  только  на  новые машины.  


При этом многие  владельцы  груза  рассчитывают  на «русское  авось»,  что ничего не случится,  а  если  и случится,  то  ответит  всецело перевозчик и всё возместит.

«Святая наивность»,  ведь перевозчик – это ООО у которого  в уставном капитале только   10 тысяч рублей –мера и  предел  его ответственности.

Поэтому  мелкие и  недорогие  грузы,  коих  подавляющее  большинство  не  страхуются  вообще никем, ни владельцем  груза,  ни перевозчиком.


Только  дорогие  грузы,  в исключительном порядке,  некоторые  компании  всё  же     страхуют  на «всякий  случай».  Но при наступлении  такого  случая  многие  компании  остаются «в дураках»,  так как  подписывают  со страховой  компанией  их  «типовой» договор, в котором  интересы  страховой  компании защищены на все 100%, а  их  интересы оговариваются в  «общих понятиях» типа: «все  споры  решаются по Законам РФ».


Только крупные  ТЭК и ТК, которые  можно пересчитать по пальцам  имеют  договора  со страховыми  компаниями,  где  страхуют  свою  «ответственность перевозчика»,  да  и то с большой  франшизой  и  ограничениями  по страховым  случаям.


Грузовладелец,  доверяя  свой  товар  таким ТЭК,  думает, что его  товар имеет 100% защиту, если от застрахован  в  ТЭК, но не тут-то было.  Ведь  перевозчик  отвечает за  потерянный груз  только  в том случае,  если его вина  будет доказана.  Ну,  а если порча  или потеря  груза произошли при обстоятельствах, которые  перевозчик  не  мог предотвратить,  то  и отвечать он  не  будет.


Все  в Суд – наш самый  справедливый суд в мире!

Даже  если  вина  перевозчика  будет  доказана, то он  всё равно ответит  перед  грузовладельцем  только  в  пределах  того «лимита  ответственности», который  указан  в договоре  на  перевозку.


А  много ли грузовладельцев  читают  этот «типовой»  договор  ТЭК  или ТК  внимательно?

Многие  ли понимают  условия  в нём  прописанные?

Даже, если и прочитают  договор  и поймут  что-то,  то  какая  ТЭК  согласится  вносить  изменения  в свой  «типовой» (кабальный)  договор?


Логисты-практики  точно знают,   что никакая – просто пошлют вас подальше  с вашими «хотелками»!

Вот поэтому на практике  при наступлении страхового случая  всё переводят  на  «стрелочника», то есть на нищего  водителя  автомашины. 


А что  с  водителя  возьмёшь при потере  груза  на миллионы рублей?


Как  работает  наша  судебная  система  все  знают:  долго, дорого  и непредсказуемым  результатом,  точнее: кто сильнее, тот и прав!


Поэтому страхование грузов пока не стало популярной услугой среди российских компаний.


Сейчас основными клиентами страховщиков являются экспортеры, которые вынуждены страховать груз по условиям контрактов, и малые предприниматели, для которых потеря одной партии товара ставит под вопрос существование бизнеса. Остальные 50-60% компаний предпочитают не тратиться на страховку.


Но не всё так  печально,  как  может  показаться  -  тенденции  страхования  в  России  показывают  его рост,  растёт  также  интерес  к  отрасли  страхования  у  целого  ряда  отраслей,  которые  раньше  о  страховании даже  и  не думали:  страхуют  даже  спутники  и запуски  ракет.


По мере  нашей  интеграции  в  мировую  экономику,  России  придётся  перейти  на мировую  систему  страхования,  подтянув  под  общие  требования   государственные  институты,  судебную  систему,  документооборот,  принципы  взаимодействия  между  субъектами  бизнеса  и государства. 


Увеличение  количества  внешнеторговых  сделок - это общий  тренд, стимулирующий  отрасль  страхования!


Автоматизация  процессов,  электронный  документооборот, электронный  страховой  полис, работа и контроль в режиме  «он-лайн»,  мониторинг  транспорта  системами Глонас  и GPS,  развитие «Системы Платон» в направлении  мониторинга и контроля перевозимого  товара, «Большой Брат» наблюдает  за вами - это общие  тенденции  в  мире,  поэтому  в  страховании  это также  внедряется  повсеместно.


Тяжело,  с переменным  успехом,  но предпринимательство  в России  развивается.  Развитие  малого и  среднего  бизнеса  в  транспортной  отрасли  стимулирует  развитие  «лизинга» транспорта,  что  невозможно  без  страхования.


Стабилизация  российского  финансового  рынка,  закрытие  ненадёжных  банков  - это  тренд,  который  также  является  позитивной  тенденцией  в  страховой  отрасли.


Как  эксперт  по логистике  я  провожу  логистические  аудиты  многих  компаний  и  то что я вижу  не вселяет  большого  оптимизма,  так  опять появилась  тенденция  на  уход  компаний  в «тень»,  в  «серый  импорт».


А  какое  страхование,  если  компания  в  «тени»? 

С  такими  компаниями  страховщики  работать не могут  в принципе!


Но  так  хочется  верить,  что  всё  будет  хорошо!

 

С уважением,

Николай Лобанов

ведущий эксперт по логистике консалтинговой логистической компании Лобанов-логист

https://www.lobanov-logist.ru/

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/63320/

Статья в журнале РЖД-партнёр:  

http://www.rzd-partner.ru/logistics/interview/strakhovanie-gruzov-poka-ne-stalo-populyarnoy-uslugoy-...

дата: 15.04.2017 15:45:43    просмотров: 2698

рейтинг: 
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)



Рекламный блок

Грузовладельцы устав от борьбы с РЖД Группа компаний «Черноголовка» перешла на новое поколение Axelot WMS уходят с сети