Мнение логиста о рынке страхования в перевозках. Редакция журнала "РЖД-Партнер" обратилась к Николаю Лобанову - эксперту по логистике консалтинговой логистической компании Лобанов-логист https://www.lobanov-logist.ru/ за мнением по теме: "Состояние рынка страхования в транспортной отрасли и наиболее актуальные виды страхования на транспорте". Вопросы следующие: Как вы оцениваете конфигурацию рынка страхования в транспортной отрасли? Какие виды страхования наиболее актуальны сегодня на транспортном рынке? Какие основные проблемы в сфере страхования ответственности и страхования грузов наиболее актуальны сегодня? Какие тенденции в страховании при перевозках можно ожидать? Николай Лобанов. Страхование – отрасль, которая стала естественной частью «западного» общества, где страхуется «всё и вся», в России пока находится в начальной стадии «формирования». Видимо прошло слишком мало времени, чтобы изменить наше психологическое сознание из «советского прошлого», где был один Госстрах с очень узким стандартным перечнем услуг страхования. Юридическая грамотность нашего населения, необходимая для того, чтобы понимать нюансы договоров страхования, находится на крайне низком уровне. Этим пользуются «дельцы-мошенники от страхования», что вызывает недоверие к негосударственным страховым компаниям. Даже «честные» страховые компании в своих договорах «мелким шрифтом» вносят условия, чтобы не платить деньги при наступлении страхового случая. Да и юридическое регулирование страховой отрасли со стороны Государства оставляет желать лучшего. Поэтому на сегодняшний день отрасль представлена только четырьмя десятками крупных компаний – неповоротливыми монстрами, лидерами среди которых являются: Ингосстрах, Согаз, Ресо-гарантия, Росно, Росгосстрах. Вот эти компании и лоббируют свои интересы в Государстве, естественно в ущерб нашим интересам, ведь мы обычные «обыватели» пусть даже и называем себя «бизнесменами-предпринимателями», а страхование для нас «тёмный лес». Поэтому в транспортном бизнесе, который является частью логистики, «страхование грузов» и «ответственности перевозчика» использует очень небольшая часть компаний, в основном занимающаяся международными перевозками. Остальными компаниями, занимающимися перевозками своих и даже чужих грузов на внутреннем транспортном рынке, страхование воспринимается как затраты с непредсказуемым результатом. Поэтому даже многие ТЭК (транспортно-экспедиторские компании) и ТК (транспортные компании) несущие все логистические риски по перевозке грузов своих клиентов, не имеют договоров со страховыми компаниями. Договора ОСАГО и КАСКО не в счёт, так как от обязательного ОСАГО не уйдёшь, а КАСКО делают в основном только на новые машины. При этом многие владельцы груза рассчитывают на «русское авось», что ничего не случится, а если и случится, то ответит всецело перевозчик и всё возместит. «Святая наивность», ведь перевозчик – это ООО у которого в уставном капитале только 10 тысяч рублей –мера и предел его ответственности. Поэтому мелкие и недорогие грузы, коих подавляющее большинство не страхуются вообще никем, ни владельцем груза, ни перевозчиком. Только дорогие грузы, в исключительном порядке, некоторые компании всё же страхуют на «всякий случай». Но при наступлении такого случая многие компании остаются «в дураках», так как подписывают со страховой компанией их «типовой» договор, в котором интересы страховой компании защищены на все 100%, а их интересы оговариваются в «общих понятиях» типа: «все споры решаются по Законам РФ». Только крупные ТЭК и ТК, которые можно пересчитать по пальцам имеют договора со страховыми компаниями, где страхуют свою «ответственность перевозчика», да и то с большой франшизой и ограничениями по страховым случаям. Грузовладелец, доверяя свой товар таким ТЭК, думает, что его товар имеет 100% защиту, если от застрахован в ТЭК, но не тут-то было. Ведь перевозчик отвечает за потерянный груз только в том случае, если его вина будет доказана. Ну, а если порча или потеря груза произошли при обстоятельствах, которые перевозчик не мог предотвратить, то и отвечать он не будет. Все в Суд – наш самый справедливый суд в мире! Даже если вина перевозчика будет доказана, то он всё равно ответит перед грузовладельцем только в пределах того «лимита ответственности», который указан в договоре на перевозку. А много ли грузовладельцев читают этот «типовой» договор ТЭК или ТК внимательно? Многие ли понимают условия в нём прописанные? Даже, если и прочитают договор и поймут что-то, то какая ТЭК согласится вносить изменения в свой «типовой» (кабальный) договор? Логисты-практики точно знают, что никакая – просто пошлют вас подальше с вашими «хотелками»! Вот поэтому на практике при наступлении страхового случая всё переводят на «стрелочника», то есть на нищего водителя автомашины. А что с водителя возьмёшь при потере груза на миллионы рублей? Как работает наша судебная система все знают: долго, дорого и непредсказуемым результатом, точнее: кто сильнее, тот и прав! Поэтому страхование грузов пока не стало популярной услугой среди российских компаний. Сейчас основными клиентами страховщиков являются экспортеры, которые вынуждены страховать груз по условиям контрактов, и малые предприниматели, для которых потеря одной партии товара ставит под вопрос существование бизнеса. Остальные 50-60% компаний предпочитают не тратиться на страховку. Но не всё так печально, как может показаться - тенденции страхования в России показывают его рост, растёт также интерес к отрасли страхования у целого ряда отраслей, которые раньше о страховании даже и не думали: страхуют даже спутники и запуски ракет. По мере нашей интеграции в мировую экономику, России придётся перейти на мировую систему страхования, подтянув под общие требования государственные институты, судебную систему, документооборот, принципы взаимодействия между субъектами бизнеса и государства. Увеличение количества внешнеторговых сделок - это общий тренд, стимулирующий отрасль страхования! Автоматизация процессов, электронный документооборот, электронный страховой полис, работа и контроль в режиме «он-лайн», мониторинг транспорта системами Глонас и GPS, развитие «Системы Платон» в направлении мониторинга и контроля перевозимого товара, «Большой Брат» наблюдает за вами - это общие тенденции в мире, поэтому в страховании это также внедряется повсеместно. Тяжело, с переменным успехом, но предпринимательство в России развивается. Развитие малого и среднего бизнеса в транспортной отрасли стимулирует развитие «лизинга» транспорта, что невозможно без страхования. Стабилизация российского финансового рынка, закрытие ненадёжных банков - это тренд, который также является позитивной тенденцией в страховой отрасли. Как эксперт по логистике я провожу логистические аудиты многих компаний и то что я вижу не вселяет большого оптимизма, так опять появилась тенденция на уход компаний в «тень», в «серый импорт». А какое страхование, если компания в «тени»? С такими компаниями страховщики работать не могут в принципе! Но так хочется верить, что всё будет хорошо! С уважением, Николай Лобанов ведущий эксперт по логистике консалтинговой логистической компании Лобанов-логист https://www.lobanov-logist.ru/ https://www.lobanov-logist.ru/library/352/63320/ Статья в журнале РЖД-партнёр: http://www.rzd-partner.ru/logistics/interview/strakhovanie-gruzov-poka-ne-stalo-populyarnoy-uslugoy-... дата: 15.04.2017 15:45:43 просмотров: 2698 рейтинг: (Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию