Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

ФАС и Высший арбитражный суд занялись российской таможней

ФАС и Высший арбитражный суд занялись российской таможней


11 Марта 2009


Сложившуюся коллизию с оказанием таможенных услуг намерены внимательно изучить в ближайшее время сразу два российских ведомства – Высший арбитражный суд РФ и Федеральная антимонопольная служба РФ. В обоих случаях поводом послужили действия Федеральной таможенной службы по монополизации одного из сегментов банковского рынка эмиссии и эквайринга пластиковых карт, используемых участниками ВЭД для проведения бюджетных платежей в процессе таможенного оформления (т.н. «Таможенных карт»). 


 
Как говорится в официальном пресс-релизе антимонопольного ведомства, признаки нарушения законодательства ФАС России усматривает в издании ФТС России в марте-июле 2008 года приказов, согласно которым ФТС России решила наделить себя правом единоличного назначения оператора, работающей с 2000 года межбанковской платежной системы. Приказы ограничивают кредитным организациям выбор хозяйствующих субъектов, предоставляющих процессинговые услуги и обеспечивающие информационное и технологическое взаимодействие при уплате таможенных платежей с использованием таможенных карт. 


Умная «карта» 

Поясним вначале, что представляет собой «таможенная карта». По сути, это единая межбанковская электронная система, которая позволяет рассчитываться на таможне с помощью электронной банковской карты. Одним из ее преимуществ является то, что участнику системы не требуется переводить авансовые платежи при таможенном оформлении груза, деньги остаются на банковском счете фирмы. Это удобно и для предпринимателя, поскольку таким образом он сокращает срок производства таможенного оформления товаров, и для государства, которое оперативно и в полном объеме получает положенные средства. 

«Таможенная карта» является международной платежной системой. До недавнего времени с использованием данной системы в российский бюджет поступало около миллиарда рублей ежедневно. Разработанная электронная система приема таможенных платежей должна лечь в основу создания единой системы приема таможенных платежей государств-участников Евразийского экономического сообщества, так как есть принципиальное решение об использовании карт при транзите товаров через территории стран ЕврАзЭС. 

Что касается России, то данная система получила активное распространение как в московском регионе, так и во многих других российских регионах. Работы по установке терминалов для приема таможенных карт охватывают все без исключения региональные таможенные управления. А в принципе развитие системы позволяет в сокращенные сроки оборудовать любой из таможенных постов на территории РФ. 

Предпочтение данному способу оформления грузов оказали и оказывают ведущие предприятия пищевой промышленности, авиаперевозчики, предприятия нефтяного и энергетического комплекса, импортеры медикаментов, лесоперерабатывающие предприятия. Для физических лиц открыта возможность уплаты таможенных пошлин при ввозе автотранспорта. 

На протяжении последних лет оператором межбанковской платежной системы являлось ООО «Таможенная карта» (объединяет 103 банка-участника и через нее осуществляется порядка 30% всех таможенных платежей без учета экспорта энергоносителей), учрежденное рядом коммерческих и общественных организаций, в том числе Независимой ассоциацией таможенных брокеров. Между ООО «Таможенная карта» и Государственным таможенным комитетом РФ еще 10 ноября 2000 года было заключено Генеральное соглашение, регулирующее взаимоотношения таможенных органов и ООО «Таможенная карта» в процессе разработки, внедрения и эксплуатации электронной системы уплаты таможенных платежей с использованием банковских карт. 


Отмена соглашения 

Между тем, 13 марта 2008 года ФТС России издает приказ № 259, в соответствии с которым без предварительного согласования с банками, как это предусмотрено приказом ГТК России от 03 августа 2001 № 757, координатором эмиссии таможенных карт назначается ФГУП «РОСТЭК». Арбитражный суд Москвы отменяет этот приказ. 

Однако уже 21 июля 2008 года ФТС России издает новый приказ № 888, в соответствии с которым в качестве координатора эмиссии таможенных карт определено ООО «Таможенная платежная система». Ранее эта фирма занималась оказанием складских услуг. По мнению ряда экспертов, ООО «Таможенная платежная система» имеет опосредованное отношение к ФГУП «РОСТЭК». 

Более того, в течение последующих месяцев ФТС России среди банков–участников межбанковской платежной системы «Таможенная карта» распространяло письмо о «намерении ФТС России с 1 февраля 2009 года отказаться от исполнения Генерального соглашения от 10 ноября 2000 года». Формулировка более чем странная. Ведь если есть основания для расторжения договора, то чего тянуть? Достаточно привести внятные причины и оформить решение законным порядком. Однако только в декабре 2008 года глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов направил ООО «Таможенная карта» письмо, в котором сообщил об отказе от исполнения Генерального соглашения. 

Отметим, что Арбитражный суд Москвы решением от 30 января 2009 года запретил «таможенным органам РФ чинить препятствия приему таможенных и иных платежей, уплачиваемых в бюджет РФ через электронную систему приема таможенных платежей, разработанную ООО «Таможенная карта», с использованием специализированных микропроцессорных пластиковых карт. Что касается экономического эффекта от действий руководства Федеральной таможенной службы, то, по сообщению средств массовой информации, поступление средств в российский бюджет за первые три недели 2009 года сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 9,41 миллиардов рублей до 5,86 миллиардов рублей. 


Под прицелом ФАС 

Действия ФТС России вызвали пристальный интерес Федеральной антимонопольной службы. Напомним еще раз, что признаки нарушения законодательства ФАС усматривает в издании Федеральной таможенной службой в марте-июле 2008 года приказов, согласно которым координатор эмиссии таможенных карт определяется ФТС единолично, что таможенники и проделали, определив в качестве координатора вначале ФГУП «РОСТЭК», а затем ООО «Таможенная платежная система». 

И это не первый случай, когда ФАС РФ вмешивается в дела таможенного ведомства и аффилированных структур. Так, в начале 2000-х годов комиссия ФАС РФ рассмотрела дело о нарушении Государственным таможенным комитетом РФ статьи 12 Закона о защите конкуренции в части препятствования деятельности страховым организациям, осуществляющим обязательное страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Основанием послужили жалобы на действия таможенников, которые требовали от автовладельцев, чтобы те заключали договора с немногими страховщиками, заключившими в свою очередь договора с ФГУП «РОСТЭК». Государственному таможенному комитету пришлось в итоге поправиться. 

В декабре 2005 года Арбитражный суд Новгородской области подтвердил решение Новгородского управления Федеральной антимонопольной службы РФ по делу в отношении ЗАО «РОСТЭК-Псков». Областное управление ФАС сделало заключение о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, в транспортном средстве на территории склада временного хранения открытого типа и прилегающей к нему территории в зоне таможенного контроля. «РОСТЭК-Псков» пытался оспорить это заключение, но потерпел неудачу в суде. 

В конце марта 2007 года Красноярская таможня обратилась с жалобой в местное управление Федеральной антимонопольной службы РФ на собственное же Сибирское таможенное управление с жалобой на оказание преференций государственному брокеру «РОСТЭК». Как сообщал тогда начальник отдела собственной безопасности Красноярской таможни Сергей Кошпаренко, к конкурсам на обслуживание околотаможенной инфраструктуры в 2007 году не были по формальным основаниям допущены брокеры-претенденты, за исключением «РОСТЭК», а квалификационные требования при отборе контрагента были изменены с целью скрытого предоставления преимущества тому же «РОСТЭКу». Рассмотрение этого дела вызвало большой интерес, поскольку впервые в своей работе сотрудники красноярского управления ФАС столкнулись с тем, что сотрудники таможни пожаловались на вышестоящее управление в регулирующий орган. 

Наконец, 14 октября 2008 года решением заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрея Кашеварова на генерального директора ФГУП «РОСТЭК» Александра Повстяного был наложен штраф в размере 12 тысяч рублей. Основанием послужило то, что компания не предоставила антимонопольной службе сведения об объектах таможенной инфраструктуры, переданных Федеральной таможенной службой России ФГУП «РОСТЭК» во владение, пользование (включая право аренды), хозяйственное ведение, оперативное управление (с детализацией по региональным таможенным управлением, таможням и пунктам пропуска ФТС России и указанием оснований получения). 


Приостановка приказов 

Очередное заседание комиссии Федеральной антимонопольной службы по делу «таможенной карты» назначено на 12 марта. Аналогичное судебное разбирательство в Высшем арбитражном суде РФ должно состояться 30 марта 2009 года. Казалось бы, ФТС РФ, считая свои аргументы убедительным и болея за интересы российского бюджета, должна быть заинтересована в скорейшем рассмотрении конфликта. Однако, судя по всему, таможенники сомневаются в собственной юридической правоте. 

Ведь ФАС РФ приступило к изучению дела «таможенной карты» еще 23 января 2009 года. Но представители Федеральной таможенной службы попытались отсрочить разбирательство вначале на том основании, что оспариваемые приказы находятся на рассмотрении в Высшем арбитражном суде РФ. А затем 29 января таможенники подали дополнительное ходатайство об отложении рассмотрения дела на 3 месяца, ссылаясь на необходимость подготовки аналитических материалов в качестве дополнительных доказательств своей позиции для представления в ФАС, однако антимонопольная служба им отказала. 

Требование дать три месяца отсрочки очень странное. Ведь, по идее, все аналитические материалы ФТС РФ должна была иметь на руках на момент подготовки и издания приказов по замене оператора системы «Таможенная карта», то есть, еще в начале прошлого года, когда и началась эта история. Или же получается так, что основанием для кардинальной реформы одного из важнейших институтов по сбору таможенных платежей послужили совсем иные причины, не имеющие отношения к государственным нуждам и потребностям, а такие, о которых вслух говорить не принято и не прилично? 

И вдвойне странно, что «перестройку» эту Федеральная таможенная служба затеяла фактически в разгар финансового кризиса, когда правительство РФ прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить экономику страны. Еще недавно существовала реальная опасность, что отечественная банковская система может свалиться в штопор, сегодня на счету каждый рубль, что идет в российский бюджет. Ради чего в таком случае надо было ломать отработанную систему платежей «Таможенная карта», совершенно непонятно. 

Разумеется, и Федеральная антимонопольная служба, и Высший арбитражный суд при рассмотрении сути дела будут руководствоваться юридическими аргументами, опираясь на законодательные нормы и практику. Так и должно быть. Однако Правительство России, которому подчиняется таможенная служба, более свободно в своем толковании, что полезно для страны, а что не очень. Поэтому представляется разумным, чтобы высшая правительственная инстанция приостановила бы на период разбирательства в антимонопольном ведомстве и судах спорные приказы Федеральной таможенной службы, восстановив существовавший до того статус-кво. 


Источник: tamognia.ru

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2036

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

10 признаков ММЛФ-2024 – бизнес-форум для логистов устав от борьбы с РЖД Быстро заводим нового 3PL-клиента в WMS