Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Концепция развития рынка услуг почтовой связи до 2010 г

Файл для скачивания полного текста здесь:

http://www.lobanov-logist.ru/index.php?newsid=620

 

Проект

Концепция развития рынка услуг почтовой связи до 2010 года
2003 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
1.1. Цели и задачи Концепции
1.2. Роль и место почтовой связи в экономике России
2. Анализ состояния и прогноз развития рынка услуг почтовой связи
2.1. Современное состояние рынка услуг почтовой связи
2.2. Сегментация рынка и состояние рынка по видам услуг
2.2.1. Письменная корреспонденция
2.2.2. Распространение периодической печати
2.2.3. Выплата и доставка пенсий и пособий
2.2.4. Почтовые переводы
2.2.5. Курьерская и экспресс-почта
2.2.6. Посылки
2.2.7. Почтовые инфокоммуникационные услуги
2.3. Основные выводы по прогнозу развития рынка услуг почтовой связи
2.4. Действующая система лицензирования услуг почтовой связи
2.5. Действующая система мониторинга состояния рынка услуг почтовой связи
3. Механизмы реализации государственной политики в области развития рынка услуг почтовой связи
3.1. Нормативно-правовая база в области государственного регулирования рынка услуг почтовой связи
3.2. Определение состава и качества универсальных услуг почтовой связи
3.3. Финансирование и ценовое регулирование универсальных услуг почтовой связи
3.4. Развитие конкуренции на рынке услуг почтовой связи
3.5. Лицензирование деятельности на рынке услуг почтовой связи и мониторинг состояния рынка
4. Основные этапы реализации Концепции
5. Заключение

1. Общие положения
Концепция развития рынка услуг почтовой связи (далее – Концепция) разработана во исполнение поручения Правительства Российской Федерации (протокол заседания Правительства от 28.06.2002 № 8).
Настоящая Концепция определяет перспективы дальнейшего развития российского рынка услуг почтовой связи и роль государственного управления в процессе его развития на период до 2010 года.
В соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» (ст. 9 «Виды почтовой связи в Российской Федерации») в Российской Федерации действуют: «почтовая связь общего пользования, осуществляемая государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи; специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи; федеральная фельдъегерская связь; фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны». Настоящая Концепция рассматривает вопросы развития почтовой связи общего пользования.

1.1. Цели и задачи Концепции
Целями настоящей Концепции являются:
• обеспечение граждан страны универсальными услугами высокого качества;
• повышение качества оказываемых услуг почтовой связи и расширение их перечня за счет внедрения новых технологий;
• активизация рыночных механизмов функционирования почтовой связи, развитие конкуренции, создание благоприятных условий для развития предпринимательства;
• повышение инвестиционной привлекательности организаций почтовой связи;
• совершенствование механизма защиты прав пользователей услуг, гарантированных Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.
Для достижения вышеперечисленных целей требуется решение следующих основных задач:
• пересмотреть систему качественных показателей универсальных услуг почтовой связи и привести ее в соответствие с требованиями экономики и потребностями граждан страны;
• изменить механизм финансирования деятельности организаций федеральной почтовой связи по оказанию универсальных услуг;
• усовершенствовать порядок лицензирования деятельности по оказанию услуг почтовой связи;
• усовершенствовать систему нормативно-правового регулирования деятельности в области почтовой связи;
• сформировать систему мониторинга состояния и тенденций развития рынка услуг почтовой связи.

1.2. Роль и место почтовой связи в экономике России
Почтовая связь играет важнейшую роль для экономического и социального прогресса общества. Эффективность почтовой связи относится к тем условиям, без которых невозможны нормальное функционирование производства и обращение товаров и услуг, а также жизнедеятельность человека на современном этапе развития общества. Связывая производство и потребление товаров и услуг, обслуживая и производителей, и потребителей, почтовая связь активно воздействует на экономику, управление, развитие бизнеса и повышение благосостояния людей.
Почтовая связь в России остается единственным общедоступным механизмом адресного общения граждан, одним из факторов, обеспечивающих политическую и экономическую целостность Российской Федерации. По исследованиям, проведенным Всемирным банком, почтовая связь остается самым широкодоступным средством общения в мире. Почтовая связь также обеспечивает пользователям на всей территории Российской Федерации доступ к услугам по пересылке и доставке денежных средств путем почтовых переводов.
Общий объем оказанных услуг почтовой связи в 2002 году составил около 1 млрд. долларов США, что составляет 0,3% ВВП России. По официальной статистике рынок услуг почтовой связи составил в 2002 году 8,3% от рынка услуг связи в целом. Организации почтовой связи являются крупными работодателями и налогоплательщиками. Только в организациях федеральной почтовой связи среднесписочная численность сотрудников составила в 2002 году 309,2 тысяч человек, а платежи в бюджет – около 5,0 млрд. рублей.
Эффективное развитие рынка услуг почтовой связи, включающего в себя информационные, товарные и финансовые потоки, является необходимым условием создания и развития в Российской Федерации таких важных направлений предпринимательства, как торговля по почте, электронная коммерция, адресное распространение печатной и рекламной продукции и т.п.
Рынок услуг почтовой связи пересекается с рынками транспортно-логистических услуг (в части грузоперевозок и курьерской почты), инфокоммуникаций (услуги почтовой связи как конкурируют, так и интегрируются с новыми инфокоммуникационными услугами: гибридная почта, доступ в Интернет и т.п.) и финансовых услуг (выплата и доставка пенсий и пособий, осуществление коммунальных и иных платежей). С точки зрения пользователей услуги почтовой связи по пересылке почтовых отправлений конкурируют на рынке транспортно-логистических услуг, особенно в сегментах услуг, связанных с перевозкой товаров. Услуги почтовой связи также конкурируют на рынке финансовых услуг, особенно в сегменте почтовых переводов, так как с точки зрения пользователей эти услуги схожи с услугами банков по безналичному переводу денежных средств.
Инфраструктурная роль почтовой связи в экономике и социальной сфере, сетевой характер построения, неразрывность процессов производства и потребления услуг обусловливают важные особенности производственной деятельности и рыночной структуры в области почтовой связи.
Деятельность организаций почтовой связи связана с удовлетворением потребностей экономики, населения и государственного управления в услугах по пересылке письменных сообщений, товарно-материальных ценностей и денежных средств.

2. Анализ состояния и прогноз развития рынка услуг почтовой связи
2.1. Современное состояние рынка услуг почтовой связи
С начала 90-х годов, после распада Советского Союза, органы государственного управления и организации почтовой связи проделали определенную работу по улучшению организации и системы управления в области почтовой связи. Было проведено разделение государственной почты и телекоммуникационных предприятий, подлежавших акционированию и приватизации, в результате чего организации федеральной почтовой связи получили хозяйственную и коммерческую самостоятельность. В 90-е годы широко распространились негосударственные организации почтовой связи. В число услуг новых компаний вошли экспресс-почта, курьерская почта, пересылка и доставка посылок, адресная доставка печатной и рекламной продукции.
В настоящее время услуги почтовой связи на территории Российской Федерации оказывают наряду с организациями федеральной почтовой связи (ФГУП «Почта России») 82 негосударственных оператора, получившие лицензии на оказание услуг почтовой связи.
Вместе с тем деятельность негосударственных организаций почтовой связи практически не связана с оказанием универсальных услуг почтовой связи, так как в основном ограничена прибыльными городскими сегментами рынка.
В России уровень развития региональной экономики, транспортной и рыночной инфраструктуры, благосостояния и платежеспособности населения приводит к географическим диспропорциям по уровню привлекательности рынка услуг почтовой связи.
Наиболее привлекательным сегментом рынка услуг почтовой связи в географическом разрезе является «городской», охватывающий города и густонаселенные районы проживания, где высокий процент пользователей услуг составляют коммерческие организации.
Менее привлекательным географическим сегментом рынка является «сельский», включающий сельскую местность, а также отдаленные и труднодоступные районы со сложными климатическими условиями, где основным пользователем услуг является население. К этому географическому сегменту относятся также районы Крайнего Севера и Дальнего Востока со сложными климатическими условиями, низкой плотностью населения и недостаточно развитой рыночной инфраструктурой.
Высокая себестоимость оказания услуг в сельском сегменте, а также низкий уровень спроса и слабое развитие транспортных магистралей являются основными причинами сравнительно низкой привлекательности данного географического сегмента рынка услуг почтовой связи. Хотя в сельской местности проживает всего 25% граждан России, 72% объектов почтовой связи федеральной почты находятся на селе. Одним объектом почтовой связи обслуживается в среднем 5 населенных пунктов. Доля доставочных участков и почтальонов в сельской местности распределяется аналогично: 63% и 60%, т.е. на обслуживание в 4 раза меньшего числа жителей задействовано более двух третей производственных ресурсов.
Это связано с тем, что большая часть территории России приходится на сельскую местность, где низкая плотность населения и большая протяженность почтовых маршрутов снижают производительность труда почтовых работников. В то же время средний уровень потребления услуг почтовой связи на человека в сельской местности в 1,5-3 раза ниже, чем в городах, что также приводит к увеличению себестоимости услуг в сельской местности. В связи с этим географические сегменты рынка вне крупных городов не представляют значительного интереса для негосударственных организаций почтовой связи.
По данным исследований Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) в «городском» географическом сегменте рынка услуг почтовой связи значительную долю рынка занимают негосударственные почтовые операторы, в то время как в «сельском» сегменте преобладают организации федеральной почтовой связи.
Для ускорения процесса улучшения качества универсальных услуг почтовой связи, с целью задействования внутренних резервов организаций федеральной почтовой связи в 2002 году начат процесс их реструктуризации. 7 марта 2002 года на заседании Правительства Российской Федерации была одобрена Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи. План мероприятий по реализации указанной Концепции утвержден 28 июня 2002 года Председателем Правительства РФ М.М. Касьяновым. В соответствии с этим планом 5 сентября 2002 года вышло распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации о создании ФГУП «Почта России» с целью объединения всех государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий почтовой связи в единую структуру.
Анализ и рекомендации, представленные в настоящей Концепции, относятся к институциональным вопросам функционирования рынка услуг почтовой связи и задачам органов государственного управления на этом рынке. При этом вопросы совершенствования деятельности, определения стратегии и инвестиционной политики ФГУП «Почта России», а также задач органов государственного управления по контролю над деятельностью ФГУП «Почта России» в настоящей Концепции не рассматриваются.
2.2. Сегментация рынка и состояние рынка по видам услуг
В настоящей Концепции рассматриваются ключевые сегменты рынка услуг почтовой связи, сложившиеся в ходе его развития.
В Федеральном законе «О почтовой связи» «услуги почтовой связи» определяются как «действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств». Кроме традиционных услуг почтовой связи, определенных в указанном законе, настоящая Концепция рассматривает также и другие услуги, предоставляемые организациями почтовой связи – распространение и доставку периодической печати, выплату и доставку пенсий и социальных пособий, курьерскую и экспресс-почту.
Характеристика состояния и структуры рынка услуг почтовой связи была разработана на основе статистических данных организаций, отчитывающихся перед Минсвязи России и Госкомстатом России в соответствии с полученными лицензиями, опубликованных данных международных операторов экспресс-почты и курьерских служб, а также экспертных оценок. Для более точной оценки перспектив развития рынка услуг почтовой связи границами рынка по всем операторам принят только основной вид деятельности; в целях сопоставимости с мировыми тенденциями расчеты проведены как в рублях, так и в долларах США.
Общая емкость рынка услуг почтовой связи в 2002 году составила более 30 млрд. рублей (около 1 млрд. долларов США), что составляет 0,3% ВВП России. В странах Европейского Союза на долю рынка услуг почтовой связи приходится более 1% ВВП, а в США – около 1.3%, что свидетельствует о необходимости развития данного рынка в России и повышения его вклада в общие результаты российской экономики. Наибольшие доли в объеме услуг, предоставляемых операторами почтовой связи, составляют выплата и доставка пенсий и пособий (24%), почтовые переводы (17%), распространение и доставка печатных изданий (16%), пересылка письменной корреспонденции (14%) и экспресс-почта (11%).
Основные направления деятельности организаций федеральной почтовой связи и других операторов рынка различаются. В сфере деятельности организаций федеральной почтовой связи преобладают традиционные услуги: выплаты пенсий и пособий (24%), пересылка письменной корреспонденции (18%), распространение печатных изданий (13%), пересылка почтовых переводов (11%). Деятельность негосударственных операторов почтовой связи направлена на выплату пенсий и пособий (20%), доставку печатных изданий (20%), а также и на сравнительно более дорогие и высококачественные услуги, такие как экспресс-почта (26%) и переводы денежных средств (26%).
Поскольку в силу различной природы сегментов их текущее состояние и перспективы развития различны, каждый сегмент следует рассматривать отдельно.
2.2.1. Письменная корреспонденция
Объем письменной корреспонденции в России в 2002 году составил более 1,3 млрд. штук. В пересчете на душу населения количество писем в России ниже не только уровня Западной Европы и Северной Америки, но и стран, где ВВП на душу населения сопоставим с российским. Для сравнения, в то время как в России на человека в год приходится 8 писем, в США этот показатель составляет 700, во Франции 432, в Германии 252, в Чехии 68, в Польше 48, в Бразилии 26, в Индии 15.
Одна из основных причин низкого уровня развития услуг по пересылке письменной корреспонденции в России – отсутствие массового корпоративного спроса на эти услуги при существующем их качестве. По статистической отчетности за 2002 год основным пользователем услуг по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции является население – 63%, в то время как коммерческие организации составляют 22%, а бюджетные организации – 15%. Это отличается от мировой практики, где основными пользователями услуг по пересылке письменной корреспонденции являются компании, осуществляющие периодическую рассылку адресной информации. В структуре пользователей услуг по пересылке письменной корреспонденции с объявленной ценностью коммерческие организации составляют 51%, население 46%, а бюджетные организации 3%.
Основными причинами низкого уровня корпоративного спроса на услуги по пересылке письменной корреспонденции являются:
• отсутствие установившейся традиции адресного общения компаний с населением посредством письменной корреспонденции;
• низкая скорость пересылки письменной корреспонденции основным поставщиком данной услуги – организациями федеральной почтовой связи, занимающими более 98% данного сегмента рынка.
Средняя скорость пересылки письменной корреспонденции в России в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых и развивающихся стран. Например, между странами Европейского союза более 80% писем доходят до места назначения в среднем за три дня, а внутри стран Европейского союза более 95% писем доставляются на следующий день после отправки. В России, по официальной статистике, 84% письменной корреспонденции доставляется в контрольные сроки, которые составляют до 20 дней, а по Москве контрольный срок пересылки тот же, что и между странами Европейского союза.
Тарифы на пересылку письменной корреспонденции, государственное регулирование которых осуществляет МАП России, в настоящее время поддерживаются на сравнительно более низком уровне, чем в мировой практике. В настоящее время тариф на пересылку простого письма весом до 20 г (введенный в действие 01.12.2002) составляет 3 рубля 70 копеек, что составляет 0,12 долл. США. Эти тарифы действуют на 70% территории Российской Федерации. В северных регионах действуют тарифы от 0,13 до 0,24 долл. США. Для сравнения, сопоставимый тариф в Бразилии составляет 0,17 долл. США, в Польше 0,30, в США 0,37, а в Мексике 0,60. Оплата услуг почтовой связи по пересылке письменной корреспонденции составляет в России 0,2% расходов населения.
В связи с ликвидацией пассажирских поездов, в составе которых курсировали почтовые вагоны и уменьшения частоты курсирования оставшихся поездов, не обеспечивается достаточная стабильность перевозок почтовых отправлений. Одновременно из-за отсутствия достаточного пассажиропотока и средств в организациях федеральной почтовой связи, сокращаются авиаперевозки почтовых отправлений. Низкое качество обусловлено также низким уровнем автоматизации обработки корреспонденции, так как большое количество ручных операций при сортировке письменной корреспонденции не только замедляет этот процесс, но и значительно увеличивает количество погрешностей при сортировке и, соответственно, процент неправильно отправленной почты.
В настоящее время доля негосударственных операторов в сегменте письменной корреспонденции составляет около 2%, в то время как доля организаций федеральной почтовой связи в указанном сегменте составляет более 98%. Такая ситуация соответствует мировой практике, что обусловлено экономическими особенностями этого сегмента в целом. Для сравнения, доля государственных операторов в сегменте пересылки письменной корреспонденции в странах Западной Европы и Северной Америки составляет 98%, а в Восточной Европе 95%.
По данным исследований Всемирного почтового союза (далее – ВПС) темпы развития сегмента письменной корреспонденции рынка услуг почтовой связи определяют следующие основные факторы:
• экономические (рост ВВП, развитие секторов рынка, являющихся основными потребителями услуг почтовой связи, инфляционные процессы);
• социально-демографические (изменение числа домохозяйств, уровня образованности населения);
• технологические (развитие инфокоммуникаций и замещение услуг почтовой связи другими инфокоммуникационными услугами);
• внутриотраслевые (деятельность организаций почтовой связи, органов государственного управления).
Эти факторы также являются ключевыми факторами, определяющими темпы развития других сегментов рынка услуг почтовой связи, которые будут рассмотрены в разделах 2.2.2 – 2.2.7.
Результаты исследования ВПС также свидетельствуют, что наибольшее влияние на темпы развития сегмента письменной корреспонденции рынка услуг почтовой связи оказывают экономические и внутриотраслевые факторы, за ними следуют социально-демографические и только затем технологические.
Несомненно, важным фактором для развития сегмента письменной корреспонденции является состояние экономики страны. Исследования, проведенные во многих странах, включая Великобританию и США, показали, что 1% прироста ВВП дает 1% прироста объема письменной корреспонденции. Если объем ВВП в России в течение ближайших пяти лет будет увеличиваться на 4-5% в год, это приведет к аналогичному приросту объема письменной корреспонденции.
Второй фактор, оказывающий влияние на состояние рынка – это социально-демографические тенденции в стране и, в частности, изменение числа домохозяйств. В связи тем, что тенденция к увеличению населения России только намечается, в настоящей Концепции принято допущение о нулевом росте спроса на услуги по письменной корреспонденции за счет влияния данного фактора.
Третьим фактором, влияющим на рассматриваемый сегмент рынка, являются технологические тенденции развития рынка коммуникаций, в частности, факсимильной и телефонной связи, а также электронной и гибридной почты. Согласно прогнозам ВПС и Международного союза электросвязи к 2010 году письменная корреспонденция составит около 15% мирового рынка коммуникаций по количеству сообщений, факсимильная связь и телефон – 75%, а электронная и гибридная почта – 10%.
Вместе с тем письма в России являются самым массовым средством для адресных сообщений, так как, по сведениям Госкомстата, в стране имеется более 50 тыс. населенных пунктов без телефонной связи, а к электронной почте имеют доступ только 2% населения страны. В рамках программы «Электронная Россия» к 2010 году планируется увеличить доступ к сети Интернет и, соответственно, к электронной почте, до 18%. Исследования ВПС показывают, что благодаря эффекту дополнительности между разными средствами связи более частое использование одного средства связи обычно не приводит к более редкому использованию других средств, а оказывает позитивное влияние на частоту их использования. Соответственно более массовый доступ к электронной почте в России не должен привести к снижению объемов других услуг почтовой связи при условии, что их качество будет соответствовать требованиям пользователей.
В отличие от перечисленных выше факторов, воздействие внутриотраслевых факторов на темпы развития рынка услуг почтовой связи напрямую зависит от проводимой государственной политики в сфере почтовой связи, а также от работы организаций почтовой связи. Среди внутриотраслевых факторов наиболее существенным является качество услуг.
Повышение уровня качества увеличивает спрос и заметно ускоряет рост объемов письменной корреспонденции. Опыт Италии, Новой Зеландии, Бразилии, Эстонии и других стран показывает, что радикальное улучшение качества универсальных услуг почтовой связи приводит к дополнительному увеличению темпа роста объемов письменной корреспонденции до 15% в год. К примеру, в Бразилии в 1997-2000 годах Empresa Brasileira de Correios e Telégrafos инвестировала около 160 млн. долл. США в создание 17 новых сортировочных центров. В результате повышение эффективности и качества предоставляемых услуг привело к росту объема письменной корреспонденции на 10% в год. В Эстонии инвестиции в инфраструктуру, транспорт, обучение персонала, создание нового сортировочного центра в Таллинне, а также ремонт и переоборудование 60% отделений почтовой связи государственной почты привели к росту письменной корреспонденции на 13% в год.
Таким образом, темпы роста услуг по пересылке письменной корреспонденции в России будут в основном определяться уровнем качества универсальных услуг единственного их поставщика – организаций федеральной почтовой связи. При сохранении существующего уровня качества рост объемов указанных услуг не будет превышать роста ВВП. Радикальное улучшение качества услуг по пересылке письменной корреспонденции, предполагаемое настоящей Концепцией, приведет к дополнительному увеличению темпа роста объемов до 15% в год. В этом случае к 2010 году размер указанного сегмента услуг превысит 600 млн. долл. США.
2.2.2. Распространение периодической печати
В 80-е годы Россия была самой читающей страной в мире (по совокупному тиражу периодических печатных изданий). Причины столь массового спроса на периодическую печать носили не экономический, а скорее политический и идеологический характер. В процессе социальных изменений в стране рынок периодической печати сокращался с 1990 по 1999 год в среднем на 20% в год. Эта тенденция прекратилась в 2000 году, и к настоящему времени совокупный тираж периодических изданий стабилизировался на уровне 7,5 млрд. единиц в год, что составляет около 50 единиц периодики на душу населения. Этот показатель соответствует базовому уровню развитых стран. Для сравнения, количество газет на душу населения составляет 75 единиц в Германии, 62 в США, 51 в Чехии, 45 во Франции и 39 в Испании.
На рынке распространения периодической печати присутствуют два основных канала – розничная продажа периодических изданий и доставка подписной периодики. С точки зрения пользователей эти два канала конкурируют.
В области розничной продажи периодических изданий основными игроками являются негосударственные компании, включая группу «Логос», концерн «Системы массмедиа» (СММ), ДМ Пресс, Марк Медиа. В розничной продаже периодических изданий наблюдается процесс консолидации. В частности, концерн «Системы массмедиа» (СММ), входящий в АФК «Система», приобрел «ТД \"Паблик-пресс\"», а также акции розничных компаний «Метропресс», «Столичная пресса» и «Врата», входивших в группу «Паблик-пресс».
В настоящей Концепции в оценку размера рынка услуг почтовой связи включаются доходы, получаемые операторами от оказания услуг по доставке подписной периодики. Услуги по доставке подписной периодики оказываются как организациями федеральной почтовой связи, так и другими операторами. В 2002 году сегмент доставки подписной периодики составил, по оценкам МТУСИ, более 190,0 млн. долл. США. Доходы организаций федеральной почтовой связи от оказания услуг по доставке подписной печати составили 95,0 млн. долл. США, в то время как доходы других операторов составили около 98,0 млн. долл. США. Потребителями услуг по распространению периодической печати являются: 11% бюджетные организации, 55% население и 34% коммерческие организации.
Существуют различные способы организации подписки – через каталоги в отделениях почтовой связи, непосредственно в издательствах и через компании, занимающиеся подпиской и доставкой. В отделениях почтовой связи оказываются услуги по оформлению подписки как через каталоги организаций федеральной почтовой связи (например, в Москве – каталог Московского почтамта), так и через каталоги негосударственных компаний, включая Роспечать, АПР («Пресса России») и МАП. Операторы, в структуре пользователей которых преобладают корпоративные клиенты, как, например ООО «Интер-Почта», во многих случаях работают без взаимодействия с организациями федеральной почтовой связи и оказывают услуги как по оформлению подписки, так и по доставке подписных изданий.
В 1990 году подписная периодика составляла около 75% совокупного тиража периодических изданий и доставлялась, главным образом, организациями федеральной почтовой связи. К 2000 году доля организаций федеральной почтовой связи в распространении периодической печати снизилась до 45%. Одна из причин – наличие претензий со стороны потребителей на несвоевременную доставку периодики, несмотря на низкую стоимость услуг по доставке периодической печати. В то же время это в несколько раз выше аналогичных показателей Deutsche Post World Net в Германии (11%) и La Poste во Франции (14%).
Вместе с тем негосударственные операторы, занимающиеся организацией подписки и доставки, также имеют определенные конкурентные преимущества, включая более точное время доставки ежедневных периодических изданий, более короткие сроки пересылки журналов и других неежедневных периодических изданий. Негосударственные операторы также используют такие подходы, как персональный сервис (выделяется сотрудник, ответственный за все вопросы обслуживания подписчика), гибкая система начала подписки (можно оформить подписку с любого удобного срока и сразу начать получать издания), широкий охват периодических изданий (предоставляется подписка на все газеты и журналы, издающиеся в России, а также на зарубежную периодику). Также предоставляются дополнительные услуги, такие как ранняя доставка по специальным маршрутам для отдельных подписчиков, например, для радиостанций и посольств.
В связи с этим в крупных городах происходит постепенное перераспределение сегмента доставки периодических изданий в пользу негосударственных компаний, и эта тенденция будет сохраняться до 2010 года. За пределами крупных городов емкость рынка ограничена более низкой платежеспособностью населения, что наряду со сравнительно более высокой себестоимостью услуг по доставке периодической печати ограничивает конкурентную активность негосударственных операторов в этих районах.
Дальнейшее развитие сегмента распространения и доставки периодической печати в России будет схожим с развитием этого сегмента рынка в большинстве развитых стран. Прогнозируется усиление конкуренции как со стороны операторов, занимающихся распространением и розничной продажей периодических изданий, так и между различными операторами, оказывающими услуги по доставке подписной периодики. Задействование внутренних резервов организаций федеральной почтовой связи в рамках созданного единого предприятия ФГУП «Почта России» позволит сохранить долю организаций федеральной почтовой связи на рынке услуг по распространению периодической печати.
Для повышения скорости прохождения почтовых отправлений, в том числе и периодической печати, будут проведены работы по совершенствованию структуры магистральных перевозок почты. Одно из направлений такого совершенствования – курсирование почтовых вагонов в составе скорых пассажирских поездов, более широкое использование авиадоставки.
Общий рост доходов организаций, осуществляющих доставку периодических изданий, на перспективу до 2010 года прогнозируется на уровне 4-5% в год с учетом значительного существующего уровня развития указанного сегмента с точки зрения количества единиц периодики на душу населения. При этом к 2010 году объем сегмента доставки подписной периодики увеличится до 250-300 млн. долл. США.
При этом будет улучшаться и качество предоставляемых услуг, особенно в городской местности, главным образом, благодаря усиливающейся конкуренции. Повышение качества услуг по доставке периодической печати будет выражаться в более точном времени утренней доставки ежедневной периодики, сокращении сроков доставки других периодических изданий и предоставлении дополнительных услуг пользователям.
2.2.3. Выплата и доставка пенсий и пособий
В настоящее время доставка пенсий, выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также различных пособий осуществляется структурами Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и комитетов по труду и социальной защите как самостоятельно, так и с привлечением организаций федеральной почтовой связи, Сбербанка России, других коммерческих банков. Выбор того или иного способа доставки выплачиваемых сумм в каждом регионе сегодня делает либо получатель выплаты (как в случае с пенсиями), либо выплачивающая организация.
Доставка пенсий и пособий является социально значимой услугой, особенно для пользователей в сельской местности. Россия является одной из немногих стран мира, где пенсионерам предоставляется бесплатная услуга по доставке пенсий на дом. В то же время качество услуги продолжает расти, так как расширяются альтернативы получения пенсий и пособий, включая развитие таких услуг, как перевод средств на банковский счет пользователя.
В 2002 году объем оказанных услуг по выплате и доставке пенсий и пособий составил более 300 млн. долл. США. К 2010 году размер указанного сегмента услуг превысит 700 млн. долл. США. Сегмент выплаты и доставки пенсий распределен между его участниками следующим образом: в среднем доля организаций федеральной почтовой связи составляет около 65%, Сбербанка Российской Федерации 20%, а других альтернативных операторов 15%. На период до 2010 года, несмотря на создание единого предприятия ФГУП «Почта России», прогнозируется постепенное увеличение доли альтернативных операторов в рассматриваемом сегменте рынка в результате сохранения существующих тенденций. 2.2.4. Почтовые переводы С точки зрения пользователей этих услуг почтовые переводы конкурируют на рынке денежных переводов. Услуги по переводу денежных средств между физическими и юридическими лицами, аналогичные почтовым переводам, в России оказывают агенты международных систем денежных переводов и российские розничные банки: послать денежный перевод без открытия счета может любой гражданин в любом банке России, имеющем право на работу с физическими лицами. Однако для некоторых групп пользователей (например, проживающих в населенных пунктах без телефонной связи) почтовые переводы являются единственной доступной услугой по переводу денежных средств, так как для получения почтового перевода, в отличие от денежного, не требуется наличия телефонной связи с адресатом. В течение ряда последних лет рынок денежных переводов динамично растет. О потенциале роста этих услуг свидетельствует, в частности, интерес, проявляемый иностранными компаниями к этому сегменту рынка. В 2002 году еще две международные системы переводов (Ria Envia и Travelex Worldwide Money Ltd.) начали работу на российском рынке. В то же время продолжает расти объем услуг компаний, пришедших ранее – Western Union, MoneyGram, Анелик и Contact. В настоящей Концепции оценка размера рынка услуг почтовой связи включает доходы по оказанию услуг почтовых переводов, переводов по международным ссистемам (например, Western Union и MoneyGram) и банковских переводов, производящихся без открытия банковского счета. Банковские переводы со счета на счет не включаются в оценку размера рынка услуг почтовой связи. В 2002 году указанный сегмент составил, по оценкам МТУСИ, более 200 млн. долл. США, из них доходы организаций федеральной почтовой связи составили 80 млн. долл. США. Прогнозируется, что к 2010 году объем данного сегмента повысится до 500 млн. долл. США. По данным опросов населения структура производителей услуг по переводу денежных средств выглядит следующим образом. 39% переводов денежных средств осуществляется путем банковских переводов, 24% – через знакомых, 11% – организациями федеральной почтовой связи, 8% – Western Union, 11% –- другими международными системами переводов, и 7% – водителями автобусов и проводниками поездов. По статистической отчетности за 2002 год по категориям пользователей в структуре потребителей услуг почтовых переводов денежных средств, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, население составляет 61%, бюджетные организации – 13%, а небюджетные организации – 26%. Уровень цен на услуги экспресс-почты в настоящее время характеризуют следующие показатели. На 15.04.2003 тариф на перевод 100 долл. США из Москвы в Санкт-Петербург Почтой России составляет 8 долл. США (8% от суммы перевода), Western Union – 13 долл. США, Moneygram – 20 долл. США, Сбербанком 3 долл. США. При увеличении суммы перевода до 500 долл. США, тариф Почты России увеличивается до 40 долл. США, Western Union – 42 долл. США, Moneygram – 30 долл. США, Сбербанком 5 долл. США. Перевод через Western Union и Moneygram осуществляется за 15 минут. Организации федеральной почтовой связи пересылают почтовые переводы в те же контрольные сроки, что и заказную письменную корреспонденцию (до 20 дней). Скорость перевода Сбербанком составляет 3-5 дней. Для повышения своей конкурентоспособности участники рынка активно внедряют современные информационные технологии высокоскоростного осуществления переводов, что требует больших материальных затрат. В настоящее время отдельные российские банки создают собственные информационные технологии осуществления переводов между физическими и юридическими лицами без открытия счета, но большинство оказывают услуги по переводу денежных средств физическим лицам путем заключения соглашений с международными компаниями, упомянутыми выше. Внедрение современных информационных технологий повышает качество услуги денежных переводов, так как эти технологии позволяют значительно увеличить скорость пересылки переводов. В данное время федеральная почта предоставляет в основном услуги простых почтовых переводов, которые пересылаются по такой же технологии, как заказные письма и бандероли. Поэтому средняя скорость пересыла простых почтовых переводов соответствует скорости письменной корреспонденции. Услуги ускоренных почтовых переводов, пересылаемых с использованием сетей электрической связи, предоставляются только в наиболее крупных почтовых отделениях. Большинство отделений почтовой связи не оснащено системой электронных почтовых переводов, что приводит к низкой конкурентоспособности почтовых переводов по скорости доставки. Для решения этой проблемы Почта России продолжает развертывание Единой системы почтовых переводов (ЕСПП). В 2003 году планируется переход на осуществление почтовых переводов денежных средств по электронной технологии в целом по Российской Федерации. Это потребует инвестиций в размере 40 млн. долл. США. Размеры инвестиций международных систем переводов, таких как Western Union и Moneygram в развитие этих услуг в России являются закрытой внутренней информацией этих компаний. Инвестиции этих компании направлены главным образом на развитие информационных технологий. В 2003 году ФГУП «Почта России» будут внедрены на сети отделений почтовой связи собственные технологии высокоскоростного осуществления денежных переводов, в результате чего конкурентное равновесие в данном сегменте рынка услуг почтовой связи сохранится до 2010 года. 2.2.5. Курьерская и экспресс-почта «Экспресс-почтой» являются индивидуальные регистрируемые почтовые отправления, пересылаемые по системе ускоренной почты в сроки существенно ниже утвержденных контрольных сроков. «Курьерской почтой» являются регистрируемые почтовые отправления, доставляемые лично сотрудником оператора услуг от отправителя до адресата. Услуги курьерской и экспресс-почты характеризуются более высоким качеством по сравнению с услугами по пересылке письменной корреспонденции и посылок и являются значительно более дорогостоящими. Емкость сегмента экспресс-почты в России выросла, по экспертным оценкам, со 100 млн. долл. США в 1999 году до 120 млн. долл. США в 2002 году. Около 90% этого сегмента услуг почтовой связи занимают иностранные компании или совместные предприятия с иностранным капиталом, специализирующиеся на этих услугах и имеющие сильные позиции в других странах: DHL (51%), TNT (19%), UPS (10%), FedEx (7%), EMS Гарантпост (13%). За последние пять лет операторы услуг экспресс-почты инвестировали более 50 млн. долл. США в развитие этих услуг. Прогнозируется, что в ближайшие годы операторы данных услуг инвестируют еще 50-70 млн. долл. США в развитие инфраструктурной сети для оказания этих услуг в России. Качество услуг экспресс-почты на российском рынке соответствует базовому уровню качества этих услуг в развитых странах, как по скорости, так и по надежности пересылки. Цены на услуги экспресс-почты зависят от срока доставки, объема заказа и веса груза. Помимо услуг экспресс-почты по принципу «от двери до двери» некоторые операторы предоставляют более экономичные услуги – доставку до города назначения. Уровень цен на услуги экспресс-почты характеризуют следующие показатели. Базовый тариф на пересылку письма минимального веса из Москвы в Санкт-Петербург на 01.04.2003 составил 735 рублей в DHL, 655 рублей в UPS, 550 рублей в TNT, и 189 рублей в EMS Garantpost, а из Москвы в Красноярск 980 рублей в DHL, 820 рублей в UPS, 943 рублей в TNT, и 509 рублей в EMS Garantpost. Качество услуг также различается. Например, DHL гарантирует доставку на следующий день, в то время как EMS Garantpost – в течение трех дней. Кроме того, минимальный вес отправления DHL определяет как 100 грамм, а EMS Garantpost – как 200 грамм. Сегмент экспресс-почты является быстрорастущим, особенно в отношении международного обмена. Прогнозируется, что российский рынок экспресс-почты будет развиваться темпами, характерными для рынков Восточной Европы в целом, что составит около 15% в год на период до 2007 года, а в 2008-2010 годах темпы роста сегмента прогнозируются на уровне роста ВВП. При данных темпах роста сегмент экпресс-почты увеличится до 350 млн. долл. США к 2010 году. Прогнозируется сохранение тенденции преобладания на рынке крупных международных компаний: подобная ситуация отражает мировые тенденции. В мировой практике рынок экспресс-почты является высококонкурентным, с высокой концентрацией операторов в результате слияний международных экспресс-компаний. В связи с этим 60% мирового рынка экпресс-почты в настоящее время занимают 5 крупнейших международных компаний. Основными движущими факторами консолидации в сегменте экспресс-почты являются интернационализация клиентской базы, возрастающие требования клиентов и экономический эффект масштаба от роста объемов перевозок. Эти факторы действуют также и в России и являются основными причинами преобладания в этом сегменте крупных международных компаний. В то же время в России отсутствуют какие-либо административные барьеры, ограничивающие возможность развития деятельности организаций почтовой связи, и в том числе организаций федеральной почтовой связи, по оказанию услуг экспресс-почты. Поэтому не исключается возможность того, что единое предприятие ФГУП «Почта России» сможет развить указанные услуги и стать одним из основных участников этого сегмента рынка услуг почтовой связи. Размер сегмента курьерской почты в России составил, по экспертным оценкам, около 20 млн. долл. США в 2002 году. Услуги курьерской почты в России в основном предоставляются частными российскими компаниями и принадлежат к прибыльному и быстроразвивающемуся сегменту рынка. Организации федеральной почтовой связи в этом сегменте рынка в настоящее время практически отсутствуют. Внутригородской сегмент услуг курьерской почты является наиболее развитым и высококонкурентным. Благодаря высокому уровню конкуренции качество услуг курьерской почты в России соответствует базовому уровню качества этих услуг в развитых странах. Размер рынка курьерской почты в Москве, по экспертным оценкам, составляет около 10 млн. долл. США. Среди участников этого сегмента в Москве – компании «Курьер», «Зест Экспресс», «Сити Экспресс», а также другие операторы. Темпы роста услуг курьерской почты до 2010 года прогнозируются на уровне 10-15% в год. При данных темпах роста размер сегмента курьерской почты к 2010 году превысит 50 млн. долл. США. 2.2.6. Посылки В развитых странах в связи с высоким качеством услуг по пересылке посылок, включая короткие сроки пересылки и высокую точность их выполнения, пересылка посылок конкурирует с услугами экспресс и курьерской почты, что приводит к объединению этих видов услуг в один сегмент курьерской, экспресс и посылочной почты, именуемый «CEP». В настоящей Концепции сегмент посылок рассматривается отдельно ввиду значительной разницы в качестве и стоимости услуг по пересылке посылок в отличие от услуг экспресс и курьерской почты, а также в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2000 №725. В то же время с точки зрения пользователей услуги по пересылке посылок экспресс-почта и курьерская почта являются частью единого спектра услуг и различаются, главным образом, по параметру цена/качество. В настоящее время средний контрольный срок пересылки посылок составляет около 12 дней, экспресс-почта – как правило, на следующий день. Кроме того, с дальнейшим развитием сегмента посылок, повышением качества этих услуг и усилением конкуренции между операторами пересылки посылок, экспресс и курьерской почты граница между данными сегментами будет стираться. Размер сегмента посылок в России по официальной статистике составляет около 40 млн. долл. США, или 13 млн. посылок в год. В расчете на душу населения это составляет около 0,1 посылки в год на человека, что на порядок ниже уровня ЕС, где этот показатель составляет 6,8 посылки на человека в год. По некоторым экспертным оценкам, официальная статистика по посылкам может быть значительно занижена, так как данные по пересылке посылок негосударственными организациями почтовой связи отсутствуют. По статистической отчетности за 2002 год в структуре потребителей услуг по пересылке посылок население составляет 62%, бюджетные организации – 3%, а небюджетные организации – 35%. В мировой практике 70% посылок приходится на оборот между корпоративными клиентами. Основную базу пользователей этих услуг по пересылке посылок составляют компании по производству электроники, одежды и галантереи, а также фармацевтические компании. Основным фактором роста данного сегмента рынка является быстрое развитие посылочной торговли. По данным Европейской ассоциации посылочной торговли, российский уровень услуг «товары почтой» ниже среднеевропейского в 100 раз (всего 1 евро на человека в 2002 году). В то же время продажи компаний, предоставляющих в России услуги «товары почтой», растут на 60-70% в год. При прогнозировании развития сегмента посылок в рамках настоящей Концепции делается предположение о темпах роста этого сегмента 25% в год до 2007 года и 15% в год в 2008-2010 годах, главным образом, за счет роста услуг «товары почтой». При данных темпах роста сегмент посылок увеличится к 2010 году до 200 млн. долл. США. Прогнозируется, что ФГУП «Почта России» останется основным участником данного сегмента, но доли других организаций почтовой связи в этом сегменте будут расти. 2.2.7. Почтовые инфокоммуникационные услуги К концу двадцатого столетия изменения в жизни общества, связанные с внедрением и развитием инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета, привели к появлению концепции «информационного общества», предполагающей использование научно-технической и другой информации в экономике, науке, образовании, культуре и социальной сфере в качестве главного фактора их развития. Стратегия построения глобального информационного сообщества на базе ИКТ становится главной и неотъемлемой частью национального развития любой страны и формируется совместными усилиями правительства, частного сектора, общественных и некоммерческих организаций. При этом для сокращения времени охвата населения услугами ИКТ рекомендуется использовать для организации общедоступных терминалов доступа отделения почтовой связи. Рост российского рынка информационных технологий в 2002 году по сравнению с 2000 годом составил более 18%. Доля информационных технологий в ВВП России в настоящее время составляет 0,6%, тогда как в развитых странах – 10-15%. К 2010 году планируется увеличить долю сектора информационных технологий в 3-4 раза по сравнению с существующим уровнем. В настоящее время организации федеральной почтовой связи предпринимают шаги и активизируют усилия по техническому и интеллектуальному перевооружению объектов почтовой связи на основе внедрения современных технологий. В результате развивается новый сегмент рынка услуг почтовой связи на основе ИКТ. С использованием информационных технологий реализованы такие проекты услуг почтовой связи, как: • создание сети пунктов коллективного доступа в Интернет на базе отделений почтовой связи – «КиберПочт@»; • получение через Интернет свежих газет, их печать в отделениях почтовой связи и доставка подписчикам – проект «КиберПресс@»; • объединение локальных сетей отделений почтовой связи в единую инфраструктуру на основе радиосети передачи данных (г. Иваново). Участвуя в решении проблемы доступа в Интернет для российских граждан, организации федеральной почтовой связи могут использовать свою инфраструктуру, системы доставки материальных ценностей и перевода денежных средств для предоставления целого комплекса новых ИКТ-услуг, относящихся к сферам электронного бизнеса, электронной коммерции, рекламы, телеобучения и т.д. Таким образом, ФГУП «Почта России» может стать одним из важнейших инструментов реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и ряда других федеральных программ, направленных на вхождение России в ГИС и ВТО, что позволит российской почте внести дополнительный вклад в решение социально значимых проблем нашего общества. Ускорение данного процесса зависит от адекватности поддержки развития федеральной почты со стороны государства с помощью соответствующего участия в федеральных целевых программах. 2.3. Основные выводы по прогнозу развития рынка услуг почтовой связи Анализ состояния сегментов и перспектив их развития показывает, что уже в настоящее время некоторые сегменты рынка услуг почтовой связи в России находятся на базовом уровне развитых стран по таким ключевым показателям, как объем услуг на душу населения и уровень качества услуг. По этим показателям в настоящее время наиболее развитым сегментом является выплата и доставка пенсий и пособий. Сегмент доставки подписной периодической печати находится на базовом уровне развитых стран как по объему услуг на душу населения, так и по уровню качества услуг. Сегменты курьерской и экспресс-почты находятся на уровне развивающихся стран по объему услуг на душу населения, но уже достигли уровня развитых стран по качеству услуг. Прогнозируемый рост объема услуг в этих сегментах к 2010 году обеспечит дальнейшее развитие данных сегментов. Сегмент посылок в настоящее время находится на низком уровне развития, но благодаря прогнозируемым темпам роста спроса на данные услуги в связи с развитием услуг «товары-почтой», значительному усилению конкуренции между различными операторами внутри этого сегмента, а также росту конкуренции со стороны операторов курьерской и экспресс-почты, к 2010 году прогнозируется значительное улучшение ситуации в сегменте. Тенденции развития сегмента почтовых переводов также положительны как с точки зрения качества услуг, так и с точки зрения прогнозируемого роста объемов оказываемых услуг. Качество услуг, оказываемых операторами систем денежных переводов, уже соответствует базовому уровню развитых стран, а качество услуг, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, будет повышаться при условии внедрения планируемой программы инвестиций в единую систему почтовых переводов. Развитие инфокоммуникационных услуг почтовой связи будет определяться как планами реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», так и успешным развитием ФГУП «Почта России» в целом. Развитие сегмента письменной корреспонденции в перспективе до 2010 года будет наиболее зависеть от государственной политики в области рынка услуг почтовой связи ввиду того, что данный сегмент является наиболее проблемным в настоящее время с точки зрения качества услуг и объема услуг на душу населения, а также ввиду отсутствия других факторов, способных обеспечить положительные тенденции развития. На основе проведенного анализа состояния рынка и перспектив его развития, а также исходя из целей и задач настоящей Концепции, определяется следующее целевое состояние рынка на перспективу до 2010 года. Целевым состоянием рынка во всех сегментах рынка услуг почтовой связи, за исключением сегмента письменной корреспонденции, является свободная конкуренция. В сегменте письменной корреспонденции целевым состоянием рынка на перспективу до 2010 года является государственное регулирование, так как именно такой подход наиболее способствует развитию данного сегмента. Для достижения целевого состояния и приведенных прогнозов развития рынка услуг почтовой связи на 2010 год необходима государственная поддержка развития всех видов деятельности в области почтовой связи. Для реализации государственной политики в области развития рынка услуг почтовой связи требуется ряд механизмов. 2.4. Действующая система лицензирования услуг почтовой связи Лицензирование деятельности по оказанию услуг почтовой связи осуществляется на основе Федерального закона «О связи», Федерального закона \"О почтовой связи\", а также «Положения о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94, №642. Согласно ст. 17 Федерального Закона \"О почтовой связи\" операторы осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным Законом \"О связи\". Указанные лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается. Выдача лицензий на деятельность по оказанию услуг связи осуществляется Министерством Российской Федерации по связи и информатизации на основании решений создаваемых им лицензионных комиссий. В лицензиях могут предусматриваться ограничения по территории их действия. Для получения лицензии должны быть представлены следующие документы: • заявление по форме, устанавливаемой Министерством связи Российской Федерации; • копии документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, и учредительных документов, заверенные в установленном порядке; • в случае предполагаемого использования оборудования, принадлежащего другому лицу, подтверждение аренды (использования) этого оборудования. Подтверждение может быть представлено в виде договора или его копии, заверенной в установленном порядке. На 01.04.2003 года действует 186 лицензий на оказание услуг почтовой связи, из которых 99 выданы государственным предприятиям, а 97 негосударственным предприятиям. Количество лицензий с продленным сроком действия составило 32. Общее количество аннулированных лицензий составило 95. Из них 77 лицензий были аннулированы в связи с окончанием срока действия и отсутствием заявлений на продление действия лицензий от лицензиата; 8 – по просьбе самого лицензиата в связи с отказом от деятельности по почтовой связи, и 10 – по заключению органов надзора за связью. Действующие лицензии распределены по регионам Российской Федерации следующим образом: Центральный ФО – 42%, Северо-Западный ФО – 14%, Приволжский ФО – 11%, Сибирский ФО – 10%, Южный ФО – 9%, Уральский ФО – 8%, Дальневосточный ФО – 6%. Контроль лицензируемой деятельности осуществляют органы государственного надзора за связью в Российской Федерации на основании вышеуказанного Постановления, а также Инструкции по контролю лицензируемой деятельности в области связи, утвержденной Приказом Госкомсвязи РФ от 03.03.1999, № 11. Органы государственного надзора имеют право: • затребовать сведения, связанные с лицензируемой деятельностью, а также осуществлять проверки этой деятельности на месте • требовать от владельцев лицензий соблюдения условий, предусмотренных лицензией • проводить инспекцию на любом объекте с целью проверки соответствия его техническим характеристикам, условий эксплуатации, соблюдения техники безопасности и других указанных в лицензии требований. В соответствии с характером выявленных нарушений может быть принято решение о прекращении или приостановлении действия лицензии до устранения этих нарушений. 2.5. Действующая система мониторинга состояния рынка услуг почтовой связи Существующая в настоящее время система мониторинга состояния рынка услуг почтовой связи состоит из нескольких элементов. Основная работа в этой области проводится соответствующими департаментами Минсвязи с привлечением отраслевых научно-исследовательских институтов. Деятельность Минсвязи ориентирована главным образом на мониторинг показателей деятельности организаций федеральной почтовой связи, составляющей значительную часть рынка услуг почтовой связи. В то же время, помимо подведомственных Минсвязи организаций, статистическая отчетность собирается также и по показателям деятельности других операторов, имеющих лицензии на оказание услуг почтовой связи. Минсвязи собирает, анализирует и публикует в ежегодном статистическом справочнике отчетные данные о работе почтовой связи РФ. В справочнике приводятся статистические данные, характеризующие рынок услуг почтовой связи, объем предоставляемых услуг в натуральном и стоимостном выражении, экономические и качественные показатели деятельности почтовых организаций, инфраструктуру и материально-техническую базу подотрасли. Кроме того, проводятся единовременные обследования ряда показателей деятельности операторов услуг почтовой связи. Например, проводятся анализы рынка по категориям потребителей услуг почтовой связи и анализируются весовые показатели пересылаемых разными операторами отправлений. В настоящее время Минсвязи проводит проверки качества универсальной услуги, в частности выполнения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (универсальной услуги), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 №472. В отношении услуг почтовой связи по пересылке посылок и экпресс-почты, проводится мониторинг соответствия сроков пересылки объявленным срокам. Также ведется контроль лицензируемой деятельности операторов рынка услуг почтовой связи, т.е. контроль соответствия фактически осуществляемой деятельности условиям выданных лицензий. Проводится мониторинг лицензиатов по категориям услуг, а также по территории деятельности. 3. Механизмы реализации государственной политики в области развития рынка услуг почтовой связи Как уже отмечалось, почтовая связь является одним из основных элементов социальной инфраструктуры и важным механизмом обеспечения экономических, политических и социальных отношений в Российской Федерации. Реализация целей и задач развития рынка услуг почтовой связи требует проведения соответствующей государственной политики в области почтовой связи, учитывающей все особенности нынешнего состояния как рынка услуг почтовой связи в целом, так и каждого из сегментов этого рынка, а также значение этого рынка для развития экономики России. Весь комплекс мер государственного регулирования рынка услуг почтовой связи должен быть направлен на решение задач всестороннего развития этого рынка. В мировой практике задачами государственного регулирования рынка услуг почтовой связи являются: • определение состава универсальных услуг почтовой связи и требований к уровню их качества, контроль за выполнением этих требований; • защита интересов пользователей услуг почтовой связи; • определение метода финансирования универсальных услуг почтовой связи; • ценовое регулирование универсальных услуг почтовой связи (тарифная политика); • развитие конкуренции на рынке услуг почтовой связи; • лицензирование деятельности на рынке услуг почтовой связи, контроль за выполнением всеми участниками рынка условий лицензий и регистрационных обязательств; • определение налоговой политики в отношении рынка услуг почтовой связи. Как правило, государственное регулирование рынка услуг почтовой связи направлено на гораздо более активное регулирование универсальных услуг, чем неуниверсальных. Основная задача государственного регулирования универсальных услуг состоит в определении и внедрении метода их финансирования, а также в контроле достижения целевого уровня качества этих услуг. Что касается неуниверсальных услуг, то здесь задача государственного регулирования заключается в создании справедливых условий для конкуренции, стимулирующих развитие рынка услуг почтовой связи в целом. 3.1. Нормативно-правовая база в области государственного регулирования рынка услуг почтовой связи Согласно Конституции Российской Федерации федеральная связь находится в ведении Российской Федерации, а вопросы правового регулирования рынка услуг почтовой связи относятся к компетенции федеральных органов исполнительной власти. Рынок услуг почтовой связи регулируется актами общего и специального характера. Нормативно-правовая база общего характера состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации, федеральных законов «О естественных монополиях», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите прав потребителей» и др., указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и актов федеральных органов исполнительной власти. Основными актами специального характера, имеющими отношение к регулированию рынка услуг почтовой связи, являются акты Всемирного почтового союза (ВПС), федеральные законы «О связи» и «О почтовой связи», Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2000 №725. В соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» (ст. 4) правовое регулирование отношений в области почтовой связи определяется также законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Эти законы и нормативно-правовые акты также затрагивают вопросы содействия в реализации единой государственной политики в области почтовой связи, участия в развитии и расширении сферы услуг, предоставляемых гражданам и юридическим лицам, содействия в привлечении инвестиций в объекты почтовой связи. 3.2. Определение состава и качества универсальных услуг почтовой связи Для развития рынка услуг почтовой связи органы государственного управления должны играть наиболее активную роль в регулировании универсальных услуг почтовой связи. Необходимость государственного регулирования универсальных услуг почтовой связи вызвана отнесением указанной услуги к естественной монополии. Основными задачами государственного управления в области универсальных услуг почтовой связи являются: • определение состава универсальных услуг почтовой связи и требований к ним; • осуществление контроля над соответствием качества универсальных услуг установленным требованиям; • определение принципов финансирования универсальных услуг и их ценового регулирования. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О почтовой связи» к универсальным услугам почтовой связи относятся «услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам». В соответствии со статьей 2 в проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О связи» универсальные услуги связи определяются как «услуги связи, оказание которых любому пользователю на территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания». Международный опыт развития почтовых рынков различных стран свидетельствует о том, что универсальные услуги формируются под воздействием ряда политических, исторических и экономических факторов. Детальный анализ состава универсальных услуг почтовой связи в мире показывает, что почтовая услуга является универсальной, если она удовлетворяет следующим основным признакам: • необходимость услуги для осуществления единой информационной, законодательной, налоговой и социальной политики на всей территории страны; • социальная значимость услуги; • наличие давно устоявшихся традиций почтовой связи, нарушение которых негативно скажется на благосостоянии граждан и их восприятии стабильности и устойчивости государства; • принятые государством международные обязательства, в первую очередь членство во Всемирном почтовом союзе;

• государственная или уполномоченная государством организация почтовой связи позволяет оказывать дан

 

http://www.lobanov-logist.ru/index.php?newsid=620

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2199

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

аудит бизнес-процессы вэд логистика логистический консалтинг оптимизация склад складские проекты транспорт форум