Positive SSL
Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Увеличение пропускной способности склада без дополнительных инвестиций в строительство Сергей Таран,

Увеличение пропускной способности склада без дополнительных инвестиций в строительство
Сергей Таран,

Руководитель проектного направления компании Logistics Systems

   

Дальновидные руководители торговых или производственных компаний всегда нацелены на расширение своей деятельности и увеличение товарных объемов.
А для этого надо ответить на вопрос: удастся ли справиться с планируемым товарным потоком без ввода в строй новых складских площадей?
Можно ли обработать большую товарную массу, не располагая средствами для расширения имеющихся мощностей (см. схему 1)?


      

Схема 1.

Анализ финансовых результатов деятельности компании за отчетные периоды поможет понять, является ли склад «узким» местом в системе поставок или может стать таковым, почему в системе распределения постоянные сбои и процент материальных потерь не уменьшается, а с ростом объемов увеличивается. И если в период роста и становления компании закладывался определенный процент на убытки в области обработки товаров, то без сокращения логистических издержек выжить в современных условиях не удастся.

   

Обычно к предложениям со стороны по совершенствованию логистических операций руководство компании относится без должного внимания или же просто их игнорирует. В итоге руководители логистических и складских подразделений, устав биться со «стенкой - руководством компании», перестают разрабатывать меры по оптимизации складских и транспортных операций. Практика общения с руководителями логистических подразделений показывает, что они большей частью способны разработать и предложить способы оптимизации операций при обслуживании товарного потока.

Однако эти предложения не находят поддержки у руководителей компании по следующим причинам (см. Схему 2):
• Проведение руководством политики экономии во всем.
• Отсутствие концепции (стратегии) развития компании и мероприятий по ее реализации.
• Мнение помощника руководителя или руководителя другого отдела, имеющего влияние на руководство и не являющегося специалистом в логистике.
• Отведенная руководителю по логистике роль в управлении компании.


   

Схема 2.

Многие руководители компаний не понимают, что большинство решений по оптимизации складских операций напрямую зависит от комплексных мер по развитию коммерческого, транспортного, финансового и других подразделений компании.

   
Так как работе склада практически во всех компаниях раньше не уделялось достаточного внимания, то она строилась на основании имеющихся возможностей. Под склады отводились бывшие производственные помещения или складские объекты, но старой постройки. Система зонирования в таких складах не проработана, а стеллажное оборудование установлено неоптимально. Технология работы с товарами настолько несовершенна, что позволяет осуществлять только самые основные операции с ними.

   
Для обработки товаров на складе есть только минимум технических средств. И никакой возможности повышения квалификации для сотрудников склада. Все вопросы о совершенствовании складских операций решаются в последнюю очередь, и любые попытки руководителя склада сделать это пресекаются руководством компании.

   

Как же определить имеющийся потенциал склада?

   
1. Прежде всего необходимо провести аудит товародвижения на складе с применением АВС анализа по ряду характеристик товаров. Такой аудит позволит оценить существующие возможности склада и выявить факторы, влияющие на складскую переработку товаров.

   
2. Затем провести аудит существующей складской технологии, системы зонирования и размещения стеллажного оборудования. С помощью такого аудита можно выявить «узкие» места в работе с товарами и оценить потенциал имеющихся площадей с точки зрения возможной обработки товарных объемов и условий, при которых это осуществимо.

   
3. Далее необходимо разработать модель склада «как должно быть» с учетом обработки планируемых товарных объемов. Если ставится задача создать модель склада без значительных финансовых затрат, то основным решением будет совершенствование складской технологии, оптимизация операций и использование имеющихся площадей.

   
4. В завершение определяются потребности в дополнительном складском оборудовании.

   

Но, как уже говорилось выше, разрабатываются окончательные решения, которые могут быть реализованы только после согласования их с другими подразделениями компании с учетом их возможностей (см. Схему 3).



Схема 3.

Некоторые примеры увеличения пропускной способности склада на имеющихся площадях

   

А. Сокращение срока товарного запаса

   

По результатам аудита товародвижения выявляются товарные группы или товары с определенными сроками хранения, скорость их реализации (ухода со склада), реальный срок товарного запаса по всем товарным группам и/или артикулам. Эти данные позволяют увидеть реальную работу сотрудников отдела закупок и продаж, деятельность которых напрямую влияет на работу склада.

   

Для разработки и утверждения срока хранения товарного запаса необходимо учитывать следующие основные факторы:

   
1. Сроки и объемы поставок.

   
2. Планируемые сроки продаж и маркетинговые данные на будущие периоды.

   
3. Мощность склада по хранению товарных запасов.

   

Решение вопроса о количестве товарного запаса на складе (двухнедельный, месячный и т.д.) позволяет рассчитать потребность в зоне хранения и в максимальном товарном объеме, который может находиться на складе. Принятое решение должны реализовывать все задействованные подразделения, в первую очередь отделы закупок и продаж, а также подразделения логистики по транспортировке товаров.

   
Следует ежемесячно выявлять на складе залежалые товары (неликвиды), по которым необходимы оперативные решения (уценка, списание, уничтожение). У некоторых компаний товары на складах лежат от нескольких месяцев до 1 года и более. Это приводит к снижению эффективности использования складских площадей и прямым убыткам компании.

   
По результатам аудита складской технологии, исходя из величины товарного запаса, используемого стеллажного и подъемно-транспортного оборудования, определяется потребность в площади зоны хранения. В зависимости от результатов АВС анализа определяются участки хранения для каждой категории товаров по скорости их реализации, объемно-весовым характеристикам и принятому порядку их отбора.

   
Реализация разработанной технологии требует наличия соответствующих возможностей (применение метода штрихкодирования товаров, адресной системы хранения, формирование необходимых отчетов и др.). Применяемый программный продукт должен позволять проводить ежемесячный АВС анализ по обрабатываемым товарам, чтобы можно было корректировать участки хранения для наиболее востребованных товаров и порядок их размещения на хранение.

   


Б. Увеличение скорости обработки товаров при их приемке и отгрузке

   

На постоянно работающем складе средняя величина объемов поступлений и отгрузок примерно одинаковая. Она напрямую зависит от ежедневных объемов продаж, которые могут меняться в силу сезонности и других факторов.

   
По результатам аудита товародвижения определяются:
• величина входящего и выходящего товарного потока;
• количество и виды транспортных средств, перевозящих товары;
• объемы партий поставок и отгрузок и другие величины.

   

Полученные данные позволяют проанализировать процессы выполнения операций с товарами при приемке и отгрузке и выявить реальную пропускную возможность склада по этим потокам.

   
Если количество входных и выходных ворот ограничено и недостаточно площадей для обработки планируемых товарных объемов, то потребуется более детальное изучение всех операций, входящих в процесс приемки и отгрузки.

Такое изучение в рамках аудита складской технологии позволяет определить:
• какое количество и в какие временные периоды (в течение суток) автомобили прибывают на склад для разгрузки и погрузки;
• каким образом загружены автомобили (товар на паллетах или в навал);
• какие объемы товаров прибывают на разных видах автомобилей;
• сколько времени уходит на разгрузку/погрузку автомобиля вручную и при помощи транспортных тележек или погрузчиков;
• другие вопросы.

   

Способы решения, которые требуют согласования с другими подразделениями компании, участвующими в организации движения товаров, могут быть, например, такими:
• Увеличение или переход на доставку всех товаров на европаллетах, что сокращает процесс разгрузки/загрузки автомобиля в 1,5-2 раза.
• Приемка всех товаров по состоянию внешней упаковки без пересчета вложений, что сокращает время приемки в несколько раз.
• Заблаговременная передача данных от поставщика о поступающих товарах для внесения в базу данных АСУ склада, что позволяет ускорить процесс приемки товаров.
• Возможность использования одинаковых штрихкодов для поставщиков, склада и получателей, что экономит время на распечатку и наклейку складских этикеток со шрихкодом и ускоряет процесс приема товаров.

   
Решение этих вопросов выходит за рамки деятельности склада и зависит от возможностей, имеющихся у других подразделений компании и у поставщиков. Если хотя бы часть этих вопросов будет реализована, то площадь зоны приемки сократится, так как потребуется меньше времени на приемку товара. Следовательно, на одной площади можно будет обслужить большее количество товаров.

   

В. Рациональное использование объема склада

Как правило, возможности объема складского помещения (независимо от вида склада) максимально используются только в зоне хранения, где установлены высотные стеллажи. В остальных зонах (разгрузки, приемки, комплектации, экспедиции и загрузки) высота склада обычно не используется. Конечно, для разных складов, выполняющих разные задачи и имеющих разные операции с товарами, трудно предложить единое унифицированное решение. Но сам принцип использования высоты склада должен быть рассмотрен при оптимизации складских площадей. При жесткой ограниченности площади склада обработку больших товарных объемов можно осуществлять следующим способом:
• Установить в зоне комплектации стеллажи для хранения собранных заказов. Такая система может быть актуальна для складов, формирующих и отгружающих многочисленные заказы в течение суток и на следующий день.
• Установить в зоне экспедирования стеллажи для хранения партий товаров, подготовленных к отправке. Эта система актуальна для складов, которые готовят заказы в течение длительного времени, а отгружают в течение ограниченного времени.

   
При использовании стеллажей для хранения заказов в зоне комплектации или экспедирования следует иметь в виду, что могут появиться дополнительные операции по размещению и изъятию паллет с мест хранения в этих зонах. Поэтому необходимо все взвесить и решить, какой способ будет более рациональным.

   
Выполнение на складе различных дополнительных операций (стикерование, антикражирование и др.) требует складских площадей. Так как подобные операции производятся вручную с каждой товарной единицей, то это требует штучного отбора товаров с мест хранения. Для этого подойдет мезонин, на котором можно установить полочные стеллажи для ручного отбора товаров. На мезонине можно разместить и рабочие места сотрудников, выполняющих данные операции.

   
Таким образом, мезонины - это дополнительные складские площади, но на их покупку и установку нужны средства.

   

Сделаем выводы.

Возможности по оптимизации работы склада, более рациональному использованию складских площадей не могут быть реализованы без проработанного плана развития всей компании и изучения возможностей в других подразделениях и у партнеров, так как склад является только средством, обеспечивающим движение товаров, а условия и параметры товарных потоков задаются другими подразделениями компании.

 
  Существует два основных способа увеличения пропускной способности склада:


   
1. Совершенствование объемно-планировочных решений в имеющихся складских помещениях.

   
2. Ускорение выполнения операций с товарами на всех участках склада.

   
Наиболее полное и квалифицированное обследование и аудит осуществляют специалисты консалтинговых компаний, которые не только делают выводы, но и дают рекомендации о том, что и как надо сделать, чтобы решить стоящие перед компанией задачи.


 
http://www.cia-center.ru/cc/portal/mal2.php?dei=1&id=43




дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2508

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

аудит бизнес-процессы вэд книги логистика оптимизация сайт склад складские проекты статьи транспорт управление управление запасами учёт