Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Оформление транспортных документов при самовывозе Владислав Артамонов

№ 12 январь 2006 г

Владислав Артамонов
Логист компании «Теплотекс»

Оформление транспортных документов при самовывозе



В статье «Подводные камни самовывоза» («ЛОГИСТИК&система» №7/июль 2006) мы указали, что в случае EXW продавец должен выписать один товаросопроводительный документ – товарную накладную, а в случае FCA еще и оформить транспортные документы. Кто, когда, как и какие транспортные документы должен оформлять при доставке товара автомобильным транспортом? Какие бумаги подлежат возврату с исполнением и кто за это ответственен?

В данной статье речь пойдет только о внутрироссийских перемещениях товарно-материальных ценностей (хотя у ТМЦ есть новое название – материально-производственные запасы, но старое как-то ближе, да и в упомянутых нормативах фигурирует термин «ТМЦ»). Согласно действующему законодательству, на территории РФ документом на перевозку грузов автотранспортом является товарно-транспортная накладная (ТТН). ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозку на территории РФ. Документ, как правило, оформляется грузоотправителем, однако по согласованию сторон может составляться и перевозчиком.

В каких же случаях продавец должен формировать перевозочные документы? Как уже говорилось, это группа терминов F по Инкотермс 2000. Кроме того, если в договоре поставки товара указан базис поставки из группы терминов C или D, то к обязанностям продавца добавляется составление договора перевозки и его оплата.

Договор перевозки автомобильным транспортом может быть заключен как непосредственно с самим перевозчиком, так и через посредника. Я намеренно не уточняю правовой статус экспедитора, ибо это как раз и есть ключевое звено, и речь об этом пойдет ниже. И также намеренно не затрагиваю другие виды транспорта, поскольку большинство случаев аналогичны разбираемым.


ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ С ПЕРЕВОЗЧИКОМ


Сначала разберем вариант, когда договор перевозки автомобильным транспортом заключен непосредственно с самим перевозчиком (группы терминов F, C или D по Инкотермс 2000). В этом случае все предельно просто. Независимо от того, кто заключает договор перевозки (продавец или покупатель), обязанность оформления (выписки) транспортного документа согласно действующему законодательству лежит на грузоотправителе, то есть на продавце (поставщике). При автоперевозках таким документом является товарно-транспортная накладная по утвержденной форме 1-Т.

В соответствии с пунктом 47 Устава автомобильного транспорта «грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную. Она является основным перевозочным документом и по ней производится списание груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются. Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР» (см. врезку «Типовая форма ТТН»).

Согласно Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом, товарно-транспортная накладная должна выписываться в минимальном количестве, как правило, в четырех экземплярах. Первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю. Второй экземпляр ТТН передается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза. Третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются автотранспортному предприятию или организации. Автотранспортное предприятие прилагает третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, к счету за перевозку и высылает плательщику – заказчику автотранспорта. А четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Разделы ТТН представлены во врезке на стр. 63.Типовая форма ТТН

Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа утверждена Инструкцией о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом, принятой сторонами: Минфином СССР No 156, Госбанком СССР No 30, ЦСУ СССР No 354/7, Минавтотрансом РСФСР No 10/998 от 30 ноября 1983 г. (в редакции постановления Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. No 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»). Стоит отметить, что указанным постановлением Госкомстата изменена и утверждена форма 1-Т, которая ранее была в Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом. В упомянутой инструкции осталось приложение No 3 «Порядок изготовления, учета и заполнения товарно-транспортных накладных на перевозку грузов автомобильным транспортом».


Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры ТТН, количество которых устанавливается участниками договора. Кстати, при необходимости в любую форму, утвержденную Госкомстатом, можно вносить дополнения, например строки или столбцы, которых не хватает. Обратите внимание на то, что суммы в данной накладной указываются без НДС.


ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРИИ


В случае, когда договор перевозки заключен непосредственно с перевозчиком для подтверждения транспортных расходов в бухгалтерии потребуются следующие документы: договор перевозки (необязательно), первый и третий экземпляры ТТН, отрывной талон путевого листа, счет на оплату, акт выполненных работ, счет-фактура. Следует заметить, что товарно-транспортная накладная обязательна, а вот акт об оказании услуг нет, поскольку перевозка и экспедирование по нормам (п. 2 гл. 39 ГК РФ) не являются услугой. ГК РФ, Уставом автомобильного транспорта и другими распорядительными документами, касающимися перевозок, акт об оказании услуг по перевозке как документ не предусмотрен. Налоговые органы своим письмом от 30 апреля 2004 г. No 04-02-05/1/33 также признали, что акт выполненных работ (оказанных услуг) не является обязательным подтверждающим документом. Он необходим только в том случае, если его составление предусмотрено договором.


ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА


Если базис поставки EXW, а договор перевозки заключен покупателем через посредника – экспедитора, то никакой ТТН у продавца не будет. Экспедитор в данном случае будет являться представителем покупателя по поручению. Соответственно из документов будут только поручение покупателя на ТЭК, ТОРГ-12 и доверенность М-2 от экспедитора. Если же в договоре поставки есть ссылка на термин групп F, C или D Инкотермс 2000, то ответственный за выписывание транспортного документа будет определяться видом договора с посредником.Международная экспедиторская практика

Известно, что в международной практике экспедиторы осуществляют свою деятельность в двух качествах:
в качестве агента от имени клиента, когда экспедитор выступает как посредник между клиентом и перевозчиком согласно полученным инструкциям. В контракте по перевозке экспедитор выступает от имени своего клиента и не берет на себя ответственность за действия и упущения перевозчиков. Все претензии к перевозчикам, грузчикам клиент экспедитора предъявляет сам. Тем не менее экспедитор остается ответственным за тщательный выбор перевозчиков;
в качестве перевозчика. Это означает, что экспедитор может либо перевозить товары собственным транспортом, либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за транспортировку и доставку товаров. В этом случае экспедитор с юридической точки зрения считается так называемым перевозчиком по договору, ответственным за груз и перевозку в целом.


ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ЧЕРЕЗ АГЕНТА


Если при заключении договора перевозки посредник выступает в роли агента (гл. 52 ГК РФ), то оформление транспортных документов (в нашем случае ТТН) целиком и полностью ложится на продавца. Тут все ясно и прозрачно: агент нашел транспорт и получил за это вознаграждение, все остальное – проблемы продавца.

Если агент заключает договор перевозки от имени клиента, то ТТН оформляет последний, поскольку ТТН и есть основная письменная форма договора перевозки. Сложность в данном случае состоит в подтверждении целесообразности оплаты услуг агента, особенно если расчеты за выполненную перевозку происходят напрямую от клиента к перевозчику, а дополнительных услуг никаких нет. Вот тут-то и пригодится возможность дополнять любую форму, утвержденную Госкомстатом. Например, можно внести в ТТН строку «Основание» и вписывать в нее агента и реквизиты договора с ним.

Если договор перевозки заключен от имени клиента, агент не может оформлять перевозочные документы от своего имени, даже если такое обязательство прописано в договоре. Ведь для оформления ТТН клиент должен передать ему ТМЦ, а это уже другой вид договора – экспедиторский.


ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРИИ


В случае когда договор перевозки заключен с перевозчиком через агента, для подтверждения транспортных расходов и расходов по агентскому договору в бухгалтерии потребуются следующие документы: договор агентирования, договор перевозки (необязательно), первый и третий экземпляры ТТН, отрывной талон путевого листа, счет(а) на оплату, отчет агента, акт выполненных работ с перевозчиком (необязательно), акт выполненных работ с агентом, два экземпляра счета-фактуры.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ С ЭКСПЕДИТОРОМ



Правовой статус экспедитора (гл. 41 ГК РФ) при заключении договора перевозки груза требует более детального анализа. Чтобы разобраться в хитросплетениях законодательных норм, необходимо провести деление договоров транспортной экспедиции по ответственности. Международная экспедиторская практика представлена во врезке.

Согласно нормам российского законодательства, а именно статье 801 ГК РФ, экспедитор может заключать договоры перевозки как от имени клиента, так и от своего имени, что порождает в свою очередь различные правовые последствия для обеих сторон. Коренное отличие агента от экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента, состоит в следующем. Для перевозки экспедитор обязан принять товар и выдать экспедиторский документ, свидетельствующий о том, что экспедитор товар принял и в дальнейшем право распоряжения товаром принадлежит исключительно экспедитору. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 30 июня 2003 г. No 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи груза получателю. Разделы ТТН

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. Первый определяет отношения между отправителем и получателем груза и служит для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя. Второй раздел отражает отношения грузоотправителя (заказчика автотранспортных услуг) с организацией – владельцем этого транспорта, выполняющим перевозку грузов. Он служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам. Таким образом, ТТН позволяет выполнять одновременно несколько функций.


Полная цепочка передачи груза в данном случае выглядит так: поставщик (продавец) – экспедитор, экспедитор – перевозчик, перевозчик – экспедитор, экспедитор – получатель (покупатель).

Нужно отметить, что по Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом товарно-транспортная накладная заполняется грузоотправителем. В данном случае грузоотправитель не поставщик (продавец), а экспедитор, поскольку договор перевозки груза с перевозчиком заключен от его имени. Соответственно за выписку и оформление ТТН для перевозчика ответственен экспедитор, а не поставщик (продавец). Для заполнения товарного раздела клиент обязан передать экспедитору всю информацию, касающуюся товара, например в документе «Поручение (заявка) экспедитору». ТМЦ передаются экспедитору по экспедиторскому документу, составленному в произвольной форме с соблюдением необходимых условий.

В соответствии с вышеупомянутой инструкцией грузоотправителем должно быть лицо, производящее списание ТМЦ. Так вот, полученные товарно-материальные ценности экспедитор как раз по ТТН и списывает. В сопроводительных документах, отправляемых с товаром (товарной накладной ТОРГ-12 и счете-фактуре), в графе «Грузоотправитель» указываются реквизиты экспедитора.


ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРИИ


В этом случае для подтверждения расходов по экспедированию в бухгалтерии потребуются следующие документы: договор транспортной экспедиции (необязательно), поручение экспедитору (заявка клиента), экспедиторский документ (экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора и др.), акт выполненных работ (необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором), счет-фактура (Когда экспедитор оказывает какие-либо услуги, эти операции не являются посредническими. Налоговая база по НДС определяется как стоимость услуги, и на эту сумму экспедитор должен выставить счет-фактуру.). Если накладную на перевозку для перевозчика выписывает сам экспедитор, то для подтверждения его взаиморасчетов с перевозчиком третий экземпляр должен вернуться к нему же. Покупатель подтверждает получение товара отправкой продавцу накладной ТОРГ-12 с исполнением.


О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ


Если в договоре поставки есть ссылка на термин Инкотермс 2000 из группы D, экспедитор будет еще обязан возвратить ТОРГ-12 с исполнением как подтверждение выполнения иных услуг, связанных с организацией доставки грузов и обусловленных договором транспортной экспедиции. К иным услугам также относится участие в оформлении коммерческих и других актов в соответствии с установленными формами в случае прибытия грузов и перевозочных средств с недостачей, порчей или повреждением. На иные услуги экспедитор должен иметь полномочия, которые необходимо прописать в договоре. В этом случае предприятие, выделившее его, выдает ему удостоверение со ссылкой на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в сдаче или приемке ТМЦ.

Если экспедитор и перевозчик – одно лицо, цепочка передачи груза выглядит так: поставщик (продавец) – экспедитор (перевозчик), экспедитор (перевозчик) – получатель (покупатель). В данной ситуации экспедитор как бы выполняет перевозку для собственных нужд. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы 1-Т.


ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ОТ ИМЕНИ КЛИЕНТА


Товаросопроводительные документы при отправке через экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента, должны быть оформлены следующим образом. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. No 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ. Также он обязан представить клиенту оригиналы договоров, заключенных им в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной последним доверенности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. В этой статье не названы лица, составляющие и выдающие транспортный документ. Порядок составления и выдачи накладной и других транспортных документов определяется транспортными уставами и кодексами. В соответствии с пунктом 47 Устава автомобильного транспорта товарно-транспортную накладную должен представить грузоотправитель. Так кто же в таком случае должен оформлять ТТН? Как заполнять строки «Грузоотправитель» и «Плательщик» в товарном разделе? И что писать в строке «Заказчик (плательщик)» транспортного раздела?

Выход из этой запутанной ситуации на самом деле довольно прост. Так как у поставщика (продавца) товар уже принял экспедитор, следовательно, грузоотправителем должен быть экспедитор. В строке «Грузоотправитель» делается запись следующего содержания: «ООО «Экспедитор» от имени ООО «Клиент» на основании доверенности No, дата (указываются реквизиты выданной доверенности)». В зависимости от указанного в договоре купли-продажи термина Инкотермс 2000 клиентом может быть как покупатель, так и продавец, В этом случае добавляется строка (опять пригодилась возможность вносить дополнения в любую форму, утвержденную Госкомстатом) «Экспедиторский документ», в которую заносятся реквизиты данного документа. Строку «Заказчик (плательщик)» следует разбить на две, если плательщиком будет выступать ООО «Клиент», а не ООО «Экспедитор», который является фактическим заказчиком и чей телефон и контактное лицо указывается в этой строке.

В накладной должна стоять подпись представителя экспедитора и печать последнего. ТТН оформляется в количестве пяти экземпляров. Два экземпляра перевозчик вместе с отрывным талоном путевого листа возвращает экспедитору, один экспедитор впоследствии обязан передать клиенту.


ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРИИ


В этом случае для подтверждения транспортных расходов и расходов по экспедированию в бухгалтерии потребуются следующие документы: договор транспортной экспедиции (необязательно), поручение экспедитору (заявка клиента), экспедиторский документ (экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора и др.), третий экземпляр ТТН, акт выполненных работ с перевозчиком (необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором), акт выполненных работ с экспедитором, счет-фактура от перевозчика (если плательщиком будет клиент), счет-фактура от экспедитора.Проверьте содержание

Если акт выполненных работ не оформляется, то в экспедиторский документ, форма которого в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации отсутствует, обязательно включите следующие реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.


ЭКСПЕДИТОРСКИЙ ДОКУМЕНТ


Единственным белым пятном при отправке груза через экспедитора остается экспедиторский документ. Международного транспортно-экспедиторского законодательства нет, но активно формируется такое правовое поле на национальном уровне.

Законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности в России основывается на положениях главы 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 30 июня 2003 г. No 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Федеральный закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности: оказания услуг по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее – экспедиционные услуги). Закон впервые определяет экспедитора в качестве организатора перевозки грузов, что является значительным шагом вперед в правовом положении экспедитора как важного звена в продвижении груза (товара) от производителя к потребителю.

Статьей 2 Закона в систему правоотношений экспедитора и грузовладельца вводится понятие правил транспортно-экспедиционной деятельности. Правила транспортно-экспедиционной деятельности были утверждены постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. No 554 (с 25 ноября 2003 г., когда Минтранс России обнародовал их проект, прошло три года).

Проект правил содержит перечень и описание экспедиторских документов международного образца. По существу это документы, разработанные Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), представляют собой русскоязычные аналоги складской и экспедиторской расписок, экспедиторского сертификата перевозки, мультимодального транспортного коносамента экспедитора, мультимодальной транспортной накладной экспедитора. Ни один из перечисленных экспедиторских документов в российском законодательстве до сих пор не утвержден.


НЮАНСЫ ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНЫХ ДОКУМЕНТОВ


Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю правильно оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз. К ТТН могут прилагаться специализированные формы, например товарная накладная по форме ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. No 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». В этом случае в таблице товарного раздела ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов между грузоотправителем и грузополучателем и учета транспортной работы.

При выдаче грузоотправителем перечисленных в строке «Приложение» документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (например, сертификатов, счетов, счетов-фактур, счетов-проформ, удостоверений, свидетельств и т. д.), водитель обязан их принять и передать вместе с грузом получателю.

В товарном разделе ТТН в части, отражающей приемку-передачу груза, заполняется только строка «Груз к перевозке принял». Когда товарно-материальные ценности принимаются к перевозке по количеству и ассортименту на основании доверенности грузополучателя (аналогично ТОРГ-12), указываются ее реквизиты. Принимающий груз должен расписаться за его получение в строке «Груз получил». При этом грузоотправитель указывает, кем выдана доверенность, номер и дату ее выдачи.

Указываемые реквизиты доверенности относятся к нижней строчке (подписи), которая также заполняется только, когда происходит прием товара по количеству и ассортименту, а не по грузовым транспортным единицам. Водитель свое право на получение груза подтверждает путевым листом. Почему так сделана форма, можно только гадать. Вообще, в альбоме унифицированных форм в тексте формы в этом же месте допущена еще опечатка: фразу перед подписью следует читать «Груз получил грузополучатель» вместо «Груз получил грузоотправитель»•

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 7660

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Быстро заводим нового 3PL-клиента в WMS Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании экспедиторами Грузовладельцы