Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Скованные одной цепью...

Скованные одной цепью...
Несмотря на некоторую банальность в названии статьи, оно как нельзя лучше отражает взаимоотношение поставщиков и потребителей логистических услуг в торговле: производителей, торговцев и их логистических посредников. И те, и другие находятся в одной цепи - в цепи поставок товаров от производителя к потребителю, от производственного конвейера до полки магазина. Известно, что надежность цепи определяется надежностью каждого отдельного звена. В случае логистической цепочки это означает, что ключевым фактором успеха становится степень «логистической» компетенции каждого ее участника. Отсюда можно сделать вывод, что успех общего «торгового» дела зависит как от провайдеров логистических услуг, так и от готовности/способности/возможности производителей и торговцев передать часть своих взаимоотношений на аутсорсинг. Или от их умения организовать собственные логистические цепочки.

Памятник любителям
«Божоле»
Рядовой покупатель, приходя в гипермакет за повседневными товарами, хочет увидеть их на полке в любой день и в любое время года. Это, во-первых. А во-вторых, при наличии большого выбора товара чаще всего он делает выбор в пользу цены, т.к. различия в качестве повседневных товаров для него едва ощутимы. Для большей части нашей страны, «где цена имеет значение», это более чем разумный выбор (к слову сказать, такой выбор является разумным и для большей части земного шара). «Несознательное» по отношению к производителю, но разумное по отношению к своему кошельку поведение рядового покупателя заставляет производителей и ритейлеров постоянно повышать эффективность и конкурентноспособность своего бизнеса. Последнее время чаще всего это достигается именно за счет расширения спектра логистических услуг и повышение их качества.
Для того чтобы заглянуть в ближайшее будущее нашего ритейла, достаточно сесть в самолет и перенестись из России в Европу. Здесь с ростом конкуренции «погоня за потребителем» привела к необходимости создания гибкого логистического сервиса, направленного на удовлетворение индивидуальных потребностей магазина или розничной сети. «Чем дальше в лес, тем больше дров» - «индивидуальный» логистический сервис потребовал применения современных информационных технологий и надежных телекоммуникаций. А это в свою очередь, создало новый высокотехнологичный бизнес и вывело на рынок логистических услуг комплексных провайдеров и системных логистических интеграторов (так называемых 3PL и 4PL провайдеров, о которых речь пойдет дальше). Только за одно это торговые палаты США и ЕЭС обязаны поставить памятники в честь «настойчивости и лояльности» своих граждан - рядовых любителей испанских оливок и французского «Божоле», этих бескорыстных и упрямых «двигателей» научно-технического прогресса.

Подход Майкла Портера
Согласно ставшей уже классикой теории Майкла Портера, чтобы быть успешными на рынке, современные компании должны сосредоточиться на своих ключевых (базовых) компетенциях, т.е. делать то, что у них получается лучше всего, а все остальное, «непрофильное», передать на аутсорсинг. Заниматься только профильным бизнесом вполне разумно. Таким образом оптимизируется цепочка создания потребительской стоимости товара или услуги. Производитель должен производить в срок товары нужного качества, а ритейлер должен как можно больше их продавать. Понятно, что ни для производителя, ни для торговца доставка товаров не является основной компетенцией, скорее всего - это их основная «головная боль». Следовательно, согласно теории г-на Портера, ее надо передать на аутсорсинг вместе со всеми, связанными с ней проблемами.
В подтверждение нашего тезиса приведем кредо одного из известных международных поставщиков продуктов питания, которое выражается следующими словами: «Мы пришли на этот рынок, чтобы делать то, что мы умеем делать лучше всего, а именно - производить и продавать. Все остальное мы будем покупать как услугу у местных экспертов, которые лучше нас знают этот рынок и будут делать свое дело лучше и дешевле, чем мы».

Логистика - двигатель торговли
Международные торговые компании успешно применяют подход М. Портера к оптимизации цепочки создания потребительской стоимости в рамках модели SCM - управления цепями поставок (SCM - Supply Chain Management), построенной на основе логистического аутсорсинга. По мнению автора статьи, более правильно значение SCM, следует переводить как «управление логистическими цепочками». Логистическая цепочка - это материальные и информационные потоки, возникающие в процессе товародвижения, а логистика - это управление и оптимизация этих потоков. Правильно организованная логистика позволяет разумно вести бизнес, рационально расходовать свои силы и средства. Как метод, логистика востребована всеми видами бизнеса, а в современной торговле она является одним из основных средств повышения конкурентного преимущества компании.
В той или иной степени логистика существовала во все времена. Например, во времена Госснаба СССР существовали ее разрозненные звенья, которые никак не взаимодействовали между собой. Был снабженец, который доставал товар, перевозчик, который перевозил его, а кладовщик - хранил. Каждый работал сам по себе, при этом три разных товаропотока не были взаимоувязаны. Современная логистика связала и оптимизировала их. В итоге на товарах FMCG экономия в пересчете на себестоимость составила от 25 % - 40 % (в США и Европе) и 30-35 % (в России).
В логистике действует старое «голливудское правило», которое гласит, что нельзя быстро и дешево снять хорошее кино. Из трех параметров - цена, качество и время - одновременно оптимизировать можно только два. Цель решения логистической задачи в торговле - достижение необходимого баланса между этими параметрами при определенных условиях. Возможность минимизации стоимости при определенных требованиях к качеству и срокам поставки сделали логистику полноправным, а порой и главным, участником в процессе товародвижения.

Третья сторона
в логистике
Логистический рынок - это рынок услуг. В настоящие время на российском рынке доминируют традиционные виды логистических услуг, такие как транспортировка, складирование, грузопереработка, страхование грузов и т.п., которые носят ярко выраженный операционный характер. В то же самое время на западных рынках доминируют контрактные логистические, так называемые 3PL-провайдеры (3PL, 3rd Party Logistics - третья сторона в логистике), берущие на себя основные виды операционной логистической деятельности и оказывающих комплексный сервис. Контрактная логистика может включать в себя разработку контрактов и документацию, складирование и обработку заказов, доставку до конечного потребителя, послепродажный сервис и др. Кроме всего прочего 3PL-провайдеры несут ответственность по условиям контракта за выполняемые ими операции.
Прежде всего, контрактная логистика в торговле опирается на соответствующую логистическую инфраструктуру: дороги, склады, разгрузочные терминалы и т.п. При этом сам 3PL-провайдер может не иметь в своем распоряжении логистических активов, таких как транспорт или недвижимость, а выступать только в качестве субконтрактора. Однако, отсутствие необходимой инфраструктуры делает невозможной контрактную логистику. Отсутствие обязательств по контрактной логистике на большей части территории исключает экспансию в глубь России большинства западных розничных сетей - теперь понятно, почему там никого нет, кроме METRO и IKEA, которые в России почти все делают сами. Единственный выход из создавшейся ситуации заключается в инфраструктурных инвестициях (торговая и складская недвижимость, транспортные терминалы, дороги, ИТ и каналы связи), которые должны взять на себя первопроходцы: ритейлеры, поставщики товаров и/или их логистические операторы.


Рынок логистических услуг

Провайдеры средств электронной логистики
Присвоение кодов товарной нумерации EAN/UCC
Размещение в глобальных каталогах поставщиков и товаров
Разработка процедур электронного обмена данных (EDI)
Техническая поддержка EDI (аренда оборудования, аренда каналов и ПО, хранение данных)

Традиционные логистические операторы
Складирование и грузопереработка
Экспедирование и перевозка грузов
Таможенное оформление
Страхование грузов

3PL-провайдеры
Комплексный логистический сервис
Контрактная логистика

4PL-провайдеры
Управление цепями поставок (SCM)


«Вычислять и управлять»
Управления цепями поставок торговой компании в рамках SCM осуществляют 4PL-провайдеры (4PL, 4th Party Logistics - четвертая сторона в логистике), т.е. системные логистические интеграторы, которые предоставляют услуги по проектирование и управлению бизнес-процессами в цепях поставок, включая координацию действий заказчика и основных контрагентов, а также обмен данными в цепи поставок в реальном масштабе времени. До сих пор 4PL-провайдеры в России отсутствовали. Однако, их выход на российский рынок ожидается в самое ближайшее время в связи с ростом конкуренции в торговле и продолжающейся экспансией международных компаний. До недавнего времени выход 4PL-провайдеров на территорию России сдерживался отсутствием в стране необходимой ИТ-инфраструктуры для поддержки электронной логистики (в частности электронного обмена данными EDI).
Пока SCM-провайдеры только собираются придти в Россию, в мире уже ожидается появление виртуальных логистических операторов (5PL-провайдеров). Их появление связывают с развитием электронной логистики в торговле. Греческое слово логистика означает «искусство вычислять и рассуждать». Пристальный взгляд на отрасль позволяет констатировать, что торговая логистика на Западе уже завершает один круг развития: от «искусства вычислять и рассуждать», через узкофункциональное «управление материальными потоками» до «искусства вычислять и управлять» в реальном масштабе времени на качественно новом уровне - на уровне SCM и 5PL.

Глобальная кооперация в торговле
Не будет преувеличением сказать, что вся современная торговая логистика начала свою историю в начале 70-х годов прошлого века, благодаря появлению товарных ШК и электронных технологий автоматической идентификации. Появление ШК не только увеличило на порядки скорость обработки товарных и информационных потоков, самое главное - штрих-код стал одним из инструментов глобализации и международной кооперации в торговле. В настоящее время «процесс глобализации и кооперации» в торговле поддерживается GDSN (Глобальная сеть синхронизации данных). GDSN состоит из сертифицированных каталогов товаров, работающих на основе стандартов GS1 и взаимодействующих на основе сообщений EDI (Electronic Data Interchange - Электронный обмен данных).
Возьмите пачку кукурузных хлопьев, произведенных в России, и поднесите ее к сканеру оператора российского распределительного центра (РЦ). В ответ на экране монитора вы прочтете наименование и производителя товара. Если поднести ту же самую пачку к сканеру оператора американского или японского РЦ, то, скорее всего, вы не увидите ничего, кроме сообщения об ошибке. В то же самое время пачка американских хлопьев будет успешно «прочитана» в Японии, а японские хлопья будут идентифицированы в США. При этом, благодаря GDSN и EDI, классификацию, описание и статус товара операторы разных стран будут читать на своем родном языке: английском, японском, французском, китайском и т.д. В чем же здесь дело?
Как известно, код товарной нумерации EAN/UCC является международным. Это своеобразное эсперанто в мире торговли. Поэтому, считать информацию сканером и «перевести» ее на нужный язык не составляет особого труда. Возможность не подстраиваться под каждого торгового партнера существует только в том случае, если информация о вашем предприятии и вашем товаре находится в одном из глобальных товарных каталогов. Такие каталоги существуют уже много лет и доступ к ним имеют все международные торговые сети, а также производители многих стран, но пока кроме России.
Теперь становится понятным, почему российские кукурузные хлопья, а также тысячи других российских товаров, до недавнего времени не могли быть известны и «доступны» в прямом и переносном смысле большинству международных ритейлеров. Дело в том, что российские производители до сих пор не использовали GDSN для публикации информации о своих товарах. С приходом на наш рынок технологий международных ритейлеров возникла необходимость в создании российского каталога товаров, адаптированного к особенностям национального торгового сообщества. Российский каталог RusDP1 начал свою работу в марте 2005 г. и был сертифицирован в октябре 2005 г. Инициатива создания каталога RusDP1 и миссия по его продвижению в России принадлежит национальной организации GS1-Россия (до 2005 г. ААИ ЮНИСКАН). Услугу подключения к RusDP1 оказывает Международный Фонд автоматической идентификации (МФАИ). В настоящее время МФАИ совместно с головным офисом и российским отделением METRO GROUP проводится пилотный проект по размещению в каталоге RusDP1 информации о предприятиях и товарах российских поставщиков METRO.
Идея глобальной синхронизации данных в торговле вполне очевидна и выражается на языке обывателя тремя вопросами: кто вы (где находитесь), что продаете и на каком рынке. У себя на родине и во всем мире МЕТRО GROUP строит общение с поставщиками на базе сети сертифицированных товарных каталогов, суть работы которой заключается в синхронизации стандартизированных данных о товарах. Путь российского производителя к штрихкоду был долгим - осознание необходимости маркировать свою продукцию так, как это принято в современном мире, заняло 10 лет. Сколько времени займет стандартизация и синхронизация данных о российских товарах, покажет ближайшее время. Очевидно, что первыми по пути «глобальной синхронизации и стандартизации» пройдут российские поставщики международных торговых компаний.

История возникновения кодов товарной нумерации

Существует несколько версий возникновения штрих-кода (ШК), одна из которых непосредственно связана с традиционной логистикой на железной дороге. В конце 50-х годов в Пенсильвании (США) работал инженер Дэвид Коллинз, который занимался сортировкой вагонов, выясняя их номера и отслеживая дальнейший путь. Коллинз предложил для распознавания вагонов записывать номера специальным кодом, состоящим из красных и синих полос, освещать коды прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. Интересно, что таким образом удавалось правильно считывать первые ШК даже при скорости 100 км/ч. В 1968 г. прожекторы были замены жестко сфокусированным лазерным лучом, что значительно сократило расходы энергии и размеры сканирующего устройства. Друг Коллинза, работавший на складе супермаркета, навел инженера на мысль, что ШК можно использовать для пользы дела и в торговле. Так ШК появился в супермаркетах.
В 1972 г. в США была создана организация «Универсальный код продукции» UPC (Universal Product Code), преобразованная в 1974 г. в Совет по унифицированному коду (UCC). В 1977 г. в Западной Европе была создана Европейская ассоциация товарной нумерации EAN (European Article Numbering) и для идентификации потребительских товаров стал применяться код EAN. В 2002 г. европейская и американская организации объединились в Ассоциацию EAN-UCC. В 2005 г. произошло окончательное слияние, и объединенная организация стала носить название GS1.
В СССР первые ШК на товарах появились в 1986 г. Однако, повсеместное «внедрение» ШК на территории России началось только через 10 лет, со второй половины 90-х годов после известных постановлений правительств РФ и Москвы, которые совпали по времени с образованием первых отечественных розничных сетей.
Технология товарной нумерации подразумевает уникальность кода для товара, поэтому в каждой стране организовано централизованное распределение и присваивание префиксов предприятий, на основе которых строятся коды товарной нумерации EAN-UCC. В России организацию GS1 представляет Ассоциация GS1-Россия (до 2005 г. Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN-Россия). В настоящее время членами GS1-Россия являются более 12 тыс. компаний-производителей, поставщиков и ритейлеров.

Российский каталог товаров RusDP1

В современных торговых отношениях для поставщика необходимо определить, кто он, где находится, что продает и на каком рынке. Для ответа на эти вопросы на языке автоматической идентификации разработаны ключевые коды : целевой рынок TM (Target market), Глобальный идентификационный номер GLN (Global Location Number) для торгового партнера - поставщика или ритейлера - и Глобальный номер товара GTIN (Global Trade Item Number). Поскольку сами по себе эти идентификаторы не обеспечивают достаточной информации о товаре, они дополняются поясняющими их атрибутами, например, описание товара, цена товара, габариты товара, вид товарной упаковки, и прочими атрибутами. Одним из атрибутов, занимающих важное место в глобальной синхронизации данных, является также код Глобальной классификации продукции GPC (Global Product Code), указывающий, каким видом продукции является данный товар и к какой группе товаров он принадлежит. Таким образом, каждый товар классифицируется по принятым международным торговым сообществом стандартам - стандартизация гарантирует согласованную информацию во всех приложениях электронного бизнеса.
С октября 2005 г. участники рынка розничной торговли могут оформить подписку и разместить стандартизованные данные о товарах в Российском национальном каталоге товаров RusDP1. Каталог предоставляет доступ в глобальную сеть синхронизации данных и поддерживает соответствующий сервис по обеспечению целостности и точности стандартизованной информации в цепи поставок. Каталог RusDP1 создан по инициативе и при участии GS1-Россия американской компанией GXS, специализирующейся на технологиях электронной коммерции В2В. Российским провайдером услуг подключения к каталогу является Международный Фонд автоматической идентификации (МФАИ). Пилотный проект по размещению данных российских производителей и поставщиков в первом Российском каталоге товаров проводится МФАИ и российским отделением компании METRO GROUP.

Направления деятельности GS1-Россия

1) Штриховое кодирование
Применение новых стандартов и решений в области автоматической идентификации
Присвоение кодов товарной нумерации EAN/UCC

2) Глобальная сеть синхронизация данных (GDSN)
Сертификация и продвижение Российского каталога товаров
Обучение и информирование в области технологий GDSN

3) Электронный обмен данными (EDI)
Поддержка разработки и продвижение локальных стандартов в области EDI
Обучение и информирование в области технологий EDI

4) Электронный код продукции (EPC)
Разработка и продвижение локальных технологических стандартов RFID/ EPC
Обучение и информирование в области технологий EPC

/ Михаил Букреев, Web http:// www.tovr.ru©/




дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1791

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

аудит вэд книги логистика логистический консалтинг оптимизация склада склад складские проекты транспорт управление