Positive SSL
Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Как выбирать таможенного брокера Ю.А. Алексеенко

Как выбирать таможенного брокера

Ю.А. Алексеенко,
директор по логистике BRAZIS GROUP

Сложность внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России предопределяет необходимость появления специалистов, которые бы занимались организацией исполнения формальностей, связанных с таможенным оформлением товаров. Но ВЭД не сводится только к таможенному оформлению. В организации ВЭД задействовано большое количество разноплановых специалистов самой компании участника ВЭД и логистических провайдеров (а также банков, поставщиков, различных государственных структур и т.д. – но сегодня речь идёт не о них). Поэтому необходимо распределить работы и ответственность как между отделами самого заинтересованного лица (участника ВЭД), так и между участником ВЭД и специализированными компаниями, оказывающими сервис в области логистики, и, в том числе, с теми, которые занимаются организацией таможенного оформления – таможенными брокерами.

В данной статье предпринята попытка понять, чем следует руководствоваться при выборе таможенного брокера.

Так кто такой таможенный брокер?

Руководящие документы (например, Таможенный кодекс РФ, Глава 15) в меру внятно описывают требования к лицам, которые могут стать таможенными брокерами (представителями):
- это российское юридическое лицо (неказённое предприятие), включённое в Реестр таможенных брокеров;
- в штате не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат;
- уставный (складочный) капитал сформирован;
- осуществлено обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 50 миллионов рублей;
- застрахована гражданская ответственность (страховая сумма не менее 20 миллионов рублей), которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц.

Это официальные брокеры, у которых есть соответствующие документы, подтверждающие право заниматься брокерской деятельностью. Однако помимо них, существует ещё определённая группа специалистов, порой профессионально ничуть не хуже первых, а то и лучше, но без таковых документов.

В просторечье брокер – это тот, кто решает вопросы с таможней. В каждом случае необходимо деликатно выстраивать бизнес отношения с упомянутыми специалистами. Чтобы всё работало. Чтобы не нарушались законы. Чтобы не нести убытки.

Зачем нужны таможенные брокеры?

Они нужны государству, чтобы упростить систему общения с участниками ВЭД. Государство создало сложную и запутанную систему регулирования ВЭД. Надо, чтобы установленные процедуры исполнялись, а обучить всех – дело достаточно трудоёмкое. Обилие недобросовестных (это версия государства) участников ВЭД, требует выстраивать механизмы (и брокер - один из этих механизмов), которые бы помогли выявлять этих недобросовестных, повысить собираемость налогов и т.д. Но понятно, что тут речь идёт только об официальных брокерах.

На уровне таможенного органа, непосредственно занимающегося таможенным оформлением товаров, брокеры (всякие) нужны, поскольку, конечно, проще общаться с ограниченным количеством людей, повышать их компетенцию, доводить информацию о нововведениях и т.д.

Брокеры нужны сами себе – это бизнес. Зарабатывать можно несколькими способами:
1. плохой брокер зарабатывает на постоянном объяснении участнику ВЭД, что он (участник ВЭД) ничего не знает, документы не в порядке и т.д. Чем слабей участник ВЭД, чем сложней правила – тем брокеру лучше, выше его значимость, более рельефны и героичны его действия по преодолению трудностей. Для таких специалистов также характерен нормальный макротекст: мы хотим помочь вам сэкономить, - что следует понимать как беспринципное желание заработать немотивированные деньги;
2. хороший брокер зарабатывает в первую очередь культивацией своего имени, через плотную работу с участником ВЭД, через кропотливую проработку деталей, консультирование, предугадывание возможных трудностей ещё до того, как они случились, через расширение сервиса и предоставление дополнительных услуг, повышение информированности, развития прозрачности бизнеса и т.д.

А для бизнеса?

В одной компании автору также задали этот самый вопрос: а зачем они – брокеры – нам вообще нужны? Вопрос справедливый. Неважно в этой компании дела обстоят. Потому что плохие брокеры. Так эта компания думает. Возможно, что именно так дело и обстоит.
Но компания совершенно искренне верит, что тема ВЭД в России её не касается. Компания – мировой лидер в своей отрасли, она придумывает, производит товары, осуществляет маркетинговую поддержку и продажи. А брокер должен решать все вопросы по ВЭД. Все.

В общем-то, конечно, можно и самостоятельно заниматься таможенным оформлением товаров. Необходимо только подумать вот о чём:

- о стоимости. Предположим, что оформляются в таможенном отношении 100 грузов в месяц, и оплата работы брокера составляет 30,000 долларов США (если оформление одного груза обходится в 300 долларов США). На самом деле, за такие деньги можно нанять людей, обучить их, снять офис рядом с таможенным постом, купить транспорт и мобильную связь, программы, подключить электронную почту и т.д.

- о доступности таможенного органа к нормальной работе. В создание инфраструктуры (склад, офисные здания, дороги и т.д.), в обеспечение деятельности (персонал, МТО и т.д.), в выстраивание работы с таможенным органом и т.д. вложены серьёзные деньги, поэтому владельцу склада интересно, чтобы общение с таможенным органом не уходило из-под его контроля. Таможенный орган не может отказать в приёме документов, но всегда существуют возможности по усложнению работы участников ВЭД, действующих не по правилам данного конкретного таможенного поста. Это не означает, что так везде. Но реально существует угроза неэффективной работы, то есть с появлением дополнительных, неконтролируемых и непрогнозируемых расходов.

- о безопасности. Всегда есть угроза остаться один на один с государством. Брокер в какой-то степени гарант, что вопросы будут улажены, если совсем всё плохо. Речь не идёт о злом умысле, но участник ВЭД порой является заложником недобросовестной работы поставщика, перевозчика, таможенных органов и самого брокера.

Конечно, экономическая эффективность может быть оценена, таможенный орган лоялен, и сама работа так выстроена, что не несёт реальных угроз.

Предложенное условие задачи может быть усложнено. Грузов может быть больше, они могут не только импортироваться, но и экспортироваться, даже в Московском регионе в силу ряда причин (используемого транспорта, топологии поставок и т.д.) работа может вестись в нескольких местах и т.д., но операции также могут осуществляться и в разных регионах. Да и объём работ, и их стоимость могут отличаться от заявленных выше. Поэтому, конечно, в каждом конкретном случае необходимо соотносить стоимость работ (включая затраты на организацию и поддержание функционирования соответствующих подразделений), как если бы они осуществлялись самостоятельно с учётом влияния вышеперечисленных факторов, и оплату работы брокера.

Вместе с тем, очевидно, что ставки брокеров за исполняемые ими работы несколько (а порой, и значительно) завышены. И можно только догадываться, каким образом происходит перераспределение средств. Диспропорция между возможными собственными расходами и ставками брокеров – предмет внимания со стороны менеджмента и внутренних аудиторов. Однако как представляется, нет чистой конкуренции между этими двумя способами таможенного оформления. Преимущество в любом случае у того, кто держит в руках нити общения с таможенным органом – именно здесь и создаётся стоимость, порой трудно поддающаяся экономическому анализу, но которая и должна трансформироваться в качество сервиса. Чтобы быть в равных условиях, участнику ВЭД надо строить свой склад, оформлять свои документы, полностью и самостоятельно замыкать таможенный орган на себя. Только в этом случае можно реально сопоставлять расходы и эффективность.

Конечно, надо ещё иметь в виду, что в России дешёвый сервис означает плохой сервис, а дорогой сервис точно не означает хороший.

Но, тем не менее, что такое хороший брокер? И как его выбрать. Выше было описано главное, что есть в поведении брокера – элементарная бизнес порядочность, что правильно для всех жизненных реалий.

А первый тестовый вопрос у участника ВЭД: за чьей печатью будет оформляться таможенная декларация, его или брокера? Печать – это вопрос ответственности. Если брокер делает всё для участника ВЭД, но не ставит свою печать на документы, то имеется в виду, что он тут вообще ни при чём, и за ошибки его и участника ВЭД отвечать только последнему.
Но что такое отдать свою печать? Да ещё незнакомым людям? И надо как-то выстраивать отношения, чтобы отвечать всем требованиям законодательства. Да когда речь идёт о товарах, деньгах, налогах, документации.
И не факт, что на начальном этапе работы, когда участника ВЭД никто не знает, он найдёт брокера, который согласится ставить свою печать на декларации.

Поэтому, хороший брокер сделает всё для того, чтобы оформлять декларации за своей печатью – это его конкурентное преимущество. А участнику ВЭД надо думать, насколько чисто и честно он сам выстраивает бизнес, чтобы быть интересным брокеру и убедить его, что не несёт ему реальной угрозы.

Но приходилось держать в руках документы некоторых участников ВЭД. Будь автор брокером, то никогда бы с такими бизнесменами не работал бы ни за какие деньги. Хотя Таможенный кодекс и не предусматривает отказ в заключении договора на оказание услуги брокером при наличии возможности оказать её, но, как представляется, тут речь не идёт об отказе в самом оказании услуги – может просто не быть этой самой возможности.

ВЭД – составная часть логистической операции по перемещению товаров, просто в этом процессе есть особенность – необходимо выполнить формальности по урегулированию с государством вопросов легального ввоза товаров на территорию РФ или вывоза с неё. Поэтому расположение места таможенного оформления (таможенного поста и брокера) по возможности должно быть органично связано с другими элементами топологии поставки (основными элементами маршрута перемещения, местоположением склада окончательной разгрузки и т.д.). Даже работая в Московском регионе, когда место таможенного оформления не совпадает с местом разгрузки товара, грузовики могут проходить дополнительные сотни километров, что можно хотя бы частично избежать, разумно вписав место таможенного оформления в схему. Другое дело, насколько эта разумность исполнима.

Однако хороший брокер находится в удобном месте, оптимизируя схему движения товаров. Построение топологии бизнеса зависит от участника ВЭД. Но хороший брокер при развитии или перемещении бизнеса клиента постарается создать ему нормальные условия работы и на новом месте. Другой вопрос – возможно ли это.

Понятно, что к брокеру обращается какое-то количество клиентов. У них всех разные товары, разный уровень понимания бизнес процесса, разный уровень мотивации, разный уровень качества подготовки товаров и документов и т.д., поэтому важно, чтобы товары и транспортные средства конкретного участника ВЭД не были забыты, чтобы у брокера и, соответственно, таможенного поста хватило ресурса справиться с ними в определённые сроки. Автором было выведена метрика – ёмкость брокера. Было замечено, что при превышении некоего количественного уровня прибывающих грузов, качество работы брокера падает и, порой, резко. Управление этой метрикой – одна из важнейших задач при организации таможенного оформления. Данная метрика не может быть описана математической формулой, оценить её возможно только опытным путём. Дело в том, что на конкретный проект брокером выделяются конкретные люди и материально-техническое обеспечение. Если объём работы больше возможностей людей, то это ведёт к ухудшению качества и увеличению сроков. Таким образом, на ёмкость брокера влияют как факторы внешнего, так и внутреннего свойства. Вместе с тем, в течение рабочей недели надо иметь в виду, что основная нагрузка приходится на её начало (до 50-70% прибывающих грузов), поэтому изучение возможностей и поведения брокера, других клиентов, таможенных органов становится достаточно серьёзной задачей, поскольку удлинение сроков оформления или ошибки при составлении документов ведут к появлению дополнительных (незапланированных и плохо управляемых) расходов. Существуют также и ряд сезонных периодов, когда происходит резкое одномоментное увеличение количества грузов. Бывает также, что работа самого таможенного органа просто останавливается (по огромному количеству причин), но этот фактор не поддаётся прогнозированию. Вместе с тем, и он влияет на выбор брокера – желательно работать там, где подобное происходит редко.
Существует ещё и фактор ёмкости площадки для прибывающего транспорта, где также могут возникнуть проблемы из-за того, что, например, у какого-то другого клиента проблемы, и он не вывозит свои грузовики, а вновь прибывшие поставить просто некуда.

Хороший брокер всегда справится с предложенным ему объёмом работы и изыщет возможности по принятию транспорта, организации стоянки и т.д. Задача участника ВЭД в постоянном изучении поведения брокера, поста, других клиентов. Необходимо анализировать статистику по количеству оформленных грузов, по времени, затраченному на оформление и т.д. для постоянной оценки эффективности работы.

Главной особенностью современной ВЭД в России, как уже говорилось выше, является её достаточно запутанный характер. Для того чтобы наработать знания по конкретным товарным группам, ценам, средствам доставки, по таможенным режимам и т.д., брокеру порой требуются значительные время и усилия. Специализация в этой области – явление естественное, поскольку своё влияние окажут и имеющаяся инфраструктура, и существующие приёмы работы, в том числе чисто логистические и напрямую к таможенному оформлению отношения вроде бы не имеющие. Многое также построено на людях, и увольнение декларанта или брокера, которые были непосредственно связаны с конкретной группой товаров, например, может привести – и не только временно - к потере знаний в этой сфере. Специализация может также зависеть от возможностей по преодолению мер нетарифного регулирования. Ряд товаров также требует определённых мест доставки, поэтому и это влияет на специализацию брокера.

Но опыт показывает, что хороший брокер не тот, который заявляет о том, что он может работать с любыми товарными группами, любыми таможенными режимами, заниматься решением любых нетарифных мер регулирования и способен работать с любыми видами транспорта, а тот, который честно скажет, что он не может. Или он скажет о том, что нужно для того, чтобы суметь выполнить ставящиеся задачи.
Участник ВЭД всегда рискует, особенно, когда он сам не очень хорошо представляет особенности своего бизнеса. В ряде случаев даже предыдущий положительный опыт не гарантирует успех с новым проектом, если у брокера недостаточно знаний в новой сфере.

Ёмкость брокера, топология поставок и специализация предопределяют появление вопроса о количестве брокеров, вовлечённых в процесс таможенного оформления. Долгие годы автор придерживался концепции одного брокера. На самом деле есть очевидные преимущества: все документы в одном месте, одноканальное общение, платёж и его регистрация осуществляются также в одном месте. Таможенный пост и брокер привыкают. Однако на каком-то этапе при очередной смене таможенного поста, по которым перемещались вслед за брокером, компания пришла к полному параличу в работе, поскольку в конце этого процесса стали работать с постом, который просто саботировал работу. С этого момента пришло понимание (и в первую очередь у руководства) необходимости диверсификации бизнеса, создав здоровую конкуренцию между брокерами и таможнями за объёмы работы, получив гибкость в манёвре в случае возникновения сложностей на отдельно взятом посту, развивая специализацию и контролируя эффективность процесса. Негативная часть подхода также очевидна: больше платежей, контрактов, проверок счетов, коммуникаций и т.д.
Двигаясь в регионы, пришлось ещё больше увеличивать количество брокеров – сетевых сегодня практически нет, а в нужных городах – почему-то совсем нет.

Хорошие брокеры есть, другое дело – участник ВЭД должен правильно оценить свои и их возможности по организации работы и распределить её.

Очень важно согласовать с брокером объём и все особенности осуществляемых работ, а также их стоимость.
У брокеров, даже хороших, есть практика формулирования длинного прайс-листа с перечислением всех видов исполняемых работ. Порой достаточно трудно даже опытным людям разобраться, во что это выльется в итоге. Приходилось видеть в прайс-листах и такие виды работ: снятие копии - … долларов США, звонок по телефону клиенту - … долларов США и т.д. Всегда хорошо, когда работы можно проконтролировать, а как быть с количеством копий и звонков?
Но так бывает, что и сам участник ВЭД предполагает, что ему окажут некий сервис, спланированный в его мечтах, но в реальности может оказаться, что об этом-то как раз никто и не договаривался.
Также необходимо договориться о распределении ответственности и работ между участником ВЭД и брокером: 1. кто, когда, какие документы, кому передаёт, против составления каких документов, 2. кто, куда и при каких условиях едет и какие вопросы решает (особенно это касается мер нетарифного регулирования).

Хороший брокер учтёт особенности всех производимых работ, предельно чётко опишет их стоимость и предоставит необходимые подтверждения осуществления этих работ. Участник ВЭД должен выработать приемлемую для него систему учёта и оплаты работ. Оба контрагента согласуют и синхронизируют свои работы.

Тема ответственности, конечно, ключевая. Хорошо, когда никто не ошибается. Но так не бывает. Поэтому хороший брокер признает свою вину и найдёт путь решения. Который, порой, может быть не совсем идеально чистым с точки зрения закона.

Существует и проблема избыточных работ, когда смычка между постом, брокером и складом выжимает из участника ВЭД максимум, предлагая ненужные согласования, разгрузочно-погрузочные работы, дополнительный экспертизы и т.д. Это не характерно для хорошего брокера.

Грузы прибывают на таможенный пост, и обычно в этот момент начинается отсчёт времени ответственности участника ВЭД перед перевозчиком. Участник ВЭД, который вступает в договорные и финансовые отношения с продавцом/покупателем или напрямую с самим перевозчиком по вопросу использования транспортного средства, заинтересован в отсутствии дополнительных расходов, а потому и в фиксировании всех перемещений транспортных средств и грузов после их прибытия. Для чего (особенно при наличии серьёзных объёмов поставок) необходимо составление отчётов о прибытии грузов, их выпуске и т.д. с указанием времени.

Здесь возникает вторая метрика, которой участнику ВЭД нужно уметь управлять: отведённое перевозчиком бесплатное время на таможенное оформление и разгрузку. Хорошо, если брокер понимает это. В принципе, ему нет дела до отношений между участником ВЭД и перевозчиком, но тем и отличается хороший брокер – он не только соглашается на некие сроки оформления грузов, увязывая их по времени с исполнением других логистических операций, но и понимает важность исполнения своих обязательств перед участником ВЭД и помогает (как это оплачивается, или не оплачивается – вопрос второй) составить временну́ю картину движения товаров и транспортных средств.

Хорошего брокера можно попросить организовать:

- погрузочно-разгрузочные работы, учёт на складе;
- заказ транспорта для перевозки уже оформленных грузов;
- при отсутствии склада ни в коем случае не разгружать;
- оформление отчётов об остатках денежных средств;
- изменение таможенного режима;
- оплату пошлин и налогов;
- своевременное информирование об изменениях в законодательстве, процедурах и т.д.;
- пломбирование грузовых мест;
- передачу документов водителю или от водителя;
- обеспечение безопасности, сопровождения и т.д., -

и он это сделает или сам, или договорится, а его работы потом будут оплачены.

Сам по себе хороший брокер:

- элементарно не теряет документы,
- начинает работать с проектом до момента прихода товара,
- умеет диагностировать проблему и трезво оценивает свои возможности,
- быстро преодолевает стартовый этап с новым контрактом, товаром, условиями поставки и т.д.,
- позвонит, справится о приходах на следующую неделю,
- скажет, что такие-то документы заканчиваются сроком, что вышли новые приказы, происходят такие-то изменения,
- предложит просмотреть документы,
- спросит, когда привезти отработанные документы и забрать новые,
- посетует, что мало работы,
- и так далее, -

то есть оказывает сервис и создаёт стоимость.

Какое-то количество вышеописанных вопросов возможно разрешить через сбор информации о брокере. Ключевые темы (объём, характер и стоимость работ, разграничение ответственности, процедуры, отчёты, дополнительные работы и т.д.) следует обсуждать непосредственно при составлении договора. Но многое можно почувствовать только с опытом и, к сожалению, в ряде случаев только после преодоления серьёзных трудностей.

Но хороший брокер также задаст свои вопросы, например: а насколько сам участник ВЭД разбирается в своих товарах, бизнес схемах, валютах, ценах, условиях поставки и платежа, контрактах и сертификатах, какая предварительная работа была проведена, чтобы документы были отработаны хотя бы удовлетворительно.

Хороший брокер ищет хорошего клиента - с мировым именем, с контролируемым движением товаров и транспортных средств, нормальным дорогим брендированным товаром, с большими и своевременными таможенными платежами, с понятной классификацией товаров, с небольшим ассортиментом, с несложными мерами нетарифного регулирования (а лучше вообще без них), с нормальными документами, с оплатой за работы в срок, со своевременной передачей документов, большим объёмом поставок, с простыми таможенными режимами, с понятной бизнес схемой, с открытой системой общения и т.д. Ну, или хотя бы с чем-то из вышеперечисленного. Вот только, где таких взять?

Пока у участника ВЭД есть потребность в покупке сервиса, будут люди, которые способны его оказывать. Объём работ, стоимость, условия, качество – да, это темы для обсуждения. Автор с удовольствием констатирует, что общее качество работ, исполняемых брокерами, последние годы неуклонно растёт. И порой уровень квалификации растёт быстрее, чем у участников ВЭД.
А брокер хорош ровно на столько, на сколько участник ВЭД способен сформулировать задачу и требования, исполнить свою часть работы, а также разумно оценить работу брокера.

Плохо только то, что уж слишком очевидно в своей суровости государство наше.

Но трудности, очевидно, и являются причиной появления грамотных людей.


22 декабря 2005

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2557

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

Atlet PEGASOLIFT STILL бизнес-процессы логистика логистический консалтинг оптимизация оптимизация логистики складская логистика складские технологии сопровождаемый штабелер Транспортировщик паллет Штабелер Электрическая тележка