Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Заблуждения в ВЭД Ю.А. Алексеенко,

Заблуждения о ВЭД


Ю.А. Алексеенко,
директор по логистике BRAZIS GROUP

Организация и осуществление ВЭД окружены мифами и заблуждениями. В данной статье предпринята попытка вскрыть причины их появления.

Заблуждение 1.

ВЭД – это таможенное оформление товаров

При осуществлении импортно-экспортных операций совершаются те же самые логистические действия, что и при поддержке поставок товаров внутри страны. Действительно, следует организовать транспортировку, продумать порядок оформления товарно-транспортных документов, согласовать с контрагентом условия поставки и оплаты, продумать складские операции и документооборот.

Но есть особенность: поскольку товары пересекают границу страны, то ВЭД сопровождается специфическим регулированием, определённым сформулированной (то есть: в российских условиях существующей сегодня) системой государственных интересов (определения списка и ставок налогов, а также налогооблагаемой базы, сбора этих налогов, ограничений в области валютного контроля, реализации мер нетарифного регулирования, регулирования транзита товаров и транспортных средств, перевозящих эти товары, порядка защиты интеллектуальных прав и т.д.), что предопределяет совершение большого комплекса специфических (то есть нацеленных на исполнение регуляторных требований государства в области внешней торговли) действий по предварительной подготовке проектов и их документальному сопровождению, координации усилий различных подразделений внутри компании – участника ВЭД, так и внешней координации с перевозчиками, складами, таможенными брокерами, государственными и другими регулирующими структурами.

Количество регулируемых объектов и отношений, а также комплексность действий по исполнению требований государства не может свести ВЭД ни к чисто логистическим аспектам ввоза или вывоза товаров, ни только к таможенному оформлению.

Сам процесс таможенного оформления достаточно хорошо отработан и более-менее внятно прописан, однако для того, чтобы он прошёл гладко, необходимо исполнить ряд предварительных мероприятий, связанных с подготовкой товаров и документов.

Именно это и включается в организацию ВЭД, которую следует понимать как надстроечную часть логистического процесса при осуществлении импортно-экспортных операций.

Для международных компаний в условиях внутрикорпоративных торговых операций поставки из-за рубежа и за рубеж обычно понимаются как снабжение (как если бы они в рамках ЕЭС отгружали из Франции в Испанию), а надо бы относиться к этому процессу и с точки зрения организации, и с точки зрения исполнения как к бизнесу. Поэтому сведение ВЭД лишь к таможенному оформлению товаров и, соответственно, снижение статуса важности организации внешнеторговых операций и квалификации и роли персонала, участвующего в этой организации, губительным образом повышает уязвимость безопасности бизнеса.

Большинство проводимых тренингов нацелено на разъяснение сложностей таможенного оформления, то есть: какие бумаги готовить и куда нести. Однако на практике торговым компаниям надо заниматься построением именно внешнеэкономической деятельности – бизнеса, а это значит: нужно эффективно отгружать, перевозить, оформлять товары в таможенном отношении, платить налоги, преодолевать меры нетарифного регулирования.

Заблуждение 2.

Государство – один карман, и в стране существуют единые правила

В представлении особенно неотечественной составляющей бизнеса, занятой продвижением импортируемых товаров в Россию, российское государство, наверное, по каким-то своим аналогиям, представляется как нечто монолитное, с системными интересами и мудрой заботой о благе общества.

Однако находящееся в состоянии постоянной реорганизации государство, тем не менее, сохраняет стойкость в главном: каждое ведомство работает самостоятельно и как-то не скоординировано.

Это предопределяет постоянную дисгармонию в требованиях разных ведомств. При этом на таможенные органы наваливаются неприсущие им функции, в основном связанные с нетарифным регулированием, перегружая и тормозя процесс выпуска товаров.

Однажды иностранное начальство предлагало автору объяснить таможенным органам, что не хорошо сомневаться в правильности заявляемой таможенной стоимости и корректировать её с целью увеличения массы уплачиваемых налогов, поскольку ведь будет уплачен налог на прибыль. Автор воздержался от комментариев, согласившись с мудростью начальства, но кому объяснить эти открывшиеся истины не знает до сих пор.

Самые большие сложности возникают на уровне уплаты налогов, особенно НДС. У таможенных органов нет понимания (или, скорее, позиция таможенных органов выстраивается как непонимание), что НДС, уплаченный в момент таможенного оформления, налог возвратный, поэтому таможенные органы ведут борьбу за повышение таможенной стоимости, даже если это и не ведёт к увеличению налогооблагаемой базы для импортной пошлины.

Длительное время таможенные органы пытались понять, не завышены ли продажные цены при экспорте, как будто они применяются при расчёте базы для возврата НДС. Где их интерес в этом НДС – осталось загадкой.

Известна любовь государственных органов любых уровней к оформленным таможенным декларациям. Их просят инспекторы дорожной службы при проверке товаров, уже находящихся в свободном обороте. Налоговые инспекции, контролирующие работу транспортных предприятий, которые осуществляют перевозку товаров в рамках внешнеторговых операций, для подтверждения льготы по НДС ссылаются на Налоговый кодекс и требуют таможенную декларацию, подтверждающую, что импортёр выпустил товар в свободное обращение (ну или хотя бы какую-нибудь декларацию). Странно требовать документ, который не может по определению принадлежать транспортной компании.

На самом деле размах страны предполагает не только обилие часовых поясов, о чём руководители Таможенной службы всегда рассказывают с любовью (и делают это не без оснований), но и сложности с инфраструктурой (собственно таможенной и логистической) и квалификацией государственных структур (и не только таможенных). Несгибаемая воля ветеринарных органов, препятствовавших экспортным операциям на юге страны, предопределяла у автора не только укрепление желания всё-таки их исполнить, но и развитие более простых альтернативных путей экспорта из Центральной России, где те же самые проблемы оказались не столь планетарного масштаба.

Массовые сокращения таможенных органов внутри страны (в рамках реорганизации, особенно при производственных площадках) при достаточно трудном исполнении мер нетарифного регулирования вынуждают переносить места таможенного оформления на границу.

На практике государство предлагает подстраиваться под свои постоянно изменяющиеся требования. И поэтому одна из серьёзнейших особенностей бизнеса в России – это девальвация знаний. Уже выстроенные процедуры и операции требуют постоянного контроля и модернизаций, поскольку изменения в политике государства (в том числе и связанные с упрощением регулирования) обязательно повлекут за собой необходимость в изменениях порядка подготовки документов, коммуникации и т.д. И порой нужно начинать чуть ли не с нуля.

Заблуждение 3.

У нас легальный бизнес – нас не тронут

Чем больше рекламы товаров и чем громче заявления об инвестициях, тем пристальнее государство присматривается к реализуемым внешнеторговым операциям. Крупным компаниям не спрятаться: офис, люди, склады, - что и предопределяет трезвый выбор государственных органов. Охотиться за маленькими компаниями – терять время и силы.

В практике автора был такой случай: ГТК РФ решил сконцентрировать усилия на неком товаре, приняв классификационное решение по конкретной товарной марке, естественно с увеличением ставки импортной пошлины. И очень удивился (или интеллигентно сделал вид, что удивился), когда узнал, что на рынке присутствует очень широкий ряд аналогичных товаров. Просто их рекламы по телевидению не было, и они остались за кадром анализа. Поэтому удар целенаправленно наносился по лидеру рынка.

Инвестируя, компании прибегают к практике налоговых льгот, а всякая льгота даже в ситуации полной прозрачности предмет огромного интереса. Угроза тут как в затягивании процесса решений по предоставлению льгот, что ведёт к незапланированным расходам, так и в последующих проверках законности предоставления. А ошибки в действиях самого таможенного органа при полной легальности действий частника ВЭД могут иметь неприятные последствия.

Сказанное не означает, что не надо рекламировать товары или отказываться от редких предоставляемых законодательством льгот. Однако очевидно, что процесс организации ввоза и вывоза товаров (особенно известных и популярных торговых марок и известных производителей) должен предусматривать очень высокую требовательность к предварительному анализу особенностей осуществления торговой или инвестиционной операции, к подготовке товарно-транспортных документов и документов, подтверждающих выпуск товаров.

Заблуждение 4.

Нетарифные меры – проблема таможни

Когда нет сертификатов соответствия, трудности с ветеринарными документами, или разрешениями органов противопожарного надзора, товары не выпускаются, они задерживаются на таможне. При этом появляются какие-то совсем не подвластные анализу расходы.

Особенность таможенного оформления в его комплексности. Но комплексность не только по своей внутренней структуре, но и по существующей взаимосвязи с другими видами государственного контроля. В самом общем случае не будет таможенного оформления, если не исполнены меры нетарифного контроля, если они применимы.

Организация ВЭД предполагает понимание реализации мер нетарифного регулирования как свою составную часть. Это безусловная и жизненно важная составляющая формулирования бизнес процесса. Необходимо не только определиться с мерами, процедурами и требованиями государства по осуществлению контроля, но и адекватно предпринять действия, направленные на их исполнение. Это влечёт за собой необходимость осознания, бюджета, найма и обучения персонала.

Надо также понять, что эти контроли не заканчиваются при комплексном исполнении таможенного оформления. Ветеринарный контроль будет сопровождать товар до места розничной продажи. Поэтому правильное оформление ветеринарных документов в начале импортной операции – залог безопасности всей бизнес операции.

Заблуждение 5.

Вся проблема в брокере

Товары быстро не оформляются, возникают какие-то сложности с документами, транспортники грозят простоем, груз помещается на СВХ, появляются незапланированные расходы, связанные с хранением и последующим вывозом.

Самое простое решение – виноват брокер, он не умеет оформлять грузы, не проговорил условия работы, нет каких-то там сертификатов, появилась какая-то там взаимозависимость и таможенная стоимость.

Определение брокера, его функций и ответственности подробно описаны в нормативных документах. Активная целенаправленная борьба с так называемыми серыми брокерами на самом деле мало к чему ведёт, поскольку рискованный характер внешнеэкономических операций вообще и таможенного оформления в частности предопределяет нежелание брокера отвечать за возможные ошибки участника ВЭД. Вместе с тем, для участника ВЭД оформление товаров руками брокера, но за своей печатью, предполагает риск ответственности при совершении брокером ошибки. Поэтому чистый характер операций возможен только при полной открытости бизнеса (а это предполагает его высокую квалификацию и практически безошибочное построение) и наличии доброй воли.

В любом случае, от брокера можно и нужно требовать эффективной работы против согласованного списка оказываемых услуг и оплачиваемых расходов. Но это возможно сделать, только если есть понимание происходящего, документы внятно составлены, товары возможно идентифицировать, исполнение нетарифных мер продумано и организовано, налоги предоплачены.

Без распределения обязанностей и ответственностей между участником ВЭД и брокером невозможна эффективная работа. Но груз-то нужен импортёру, он планирует заработать на его перепродаже или использовании в процессе производства – этот тезис и должен определять лидера процесса. Брокеру, в конце концов, всё равно, какие грузы оформлять (по крайней мере, так должно быть), а участнику ВЭД не может быть всё равно. Это его бизнес.

Заблуждение 6.

Логистического провайдера нельзя менять

Комплексный характер осуществления ВЭД требует очень тщательного подбора провайдеров. Поскольку в построении бизнес схемы принимает участие большое количество разноплановых логистических провайдеров (транспортных, складских, брокерских и т.д.), при этом каждый из них имеет свои собственные внутренние системы ограничений и разный уровень квалификации, то участнику ВЭД необходимо выстраивать систему мониторинга эффективности их работы и введения метрик.

Также в большом количестве случаев в процесс вмешивается государство, и вся цепочка становится заложников его действий (справедливых или несправедливых – это другая тема). Умение преодолеть складывающиеся проблемы – конечно, конкурентное преимущество провайдера.

Следует иметь в виду, что в ряде случаев имеет место так называемый конфликт интересов, когда провайдер заинтересован в наличии проблем у участника ВЭД – и чтобы дополнительно заработать на создании ненужного сервиса (то есть преодолимого эффективной организацией), и чтобы показать свою нужность через демонстрацию преодоления трудностей.

Вне всякого сомнения, ко всем логистическим провайдерам, обслуживающим внешнеэкономическую операцию, следует предъявлять достаточно серьёзные требования, как связанные с сохранностью груза, так и с безусловным исполнением определённых государством требований.

Событийная логика достаточно проста: правильность оформления уставных, товарно-транспортных, контрактных, платежных, таможенных и прочих документов главное условие вступить в распоряжение товарами. Подготовка документов – оплачиваемая участником ВЭД услуга.

А задачи участника ВЭД - в формулировании требований к провайдерам и в их подборе, чтобы за адекватное вознаграждение получать сервис требуемого уровня. Работа по сопоставлению уровня качества работ с затратами предопределяет необходимость постоянного реинжениринга процесса исполнения ВЭД, что, как одно из решений, может предполагать и смену провайдеров.

Заблуждение 7

Тут так всё сложно – сделать ничего нельзя

Взгляд автора на это заблуждение формулируется предельно ясно – если работа сложная, то надо искать какую-то другую, попроще.

Огромное количество компаний импортирует и экспортирует товары, да, с разным уровнем эффективности, да, в ряде случаев видоизменяя структуру бизнеса и подстраиваясь под требования государства, да, постоянно анализируя и сопоставляя.

Откровенно запутанный характер ВЭД в России предъявляет высокие требования к персоналу, который занимается организацией этого процесса, но также и создаёт благоприятную почву для злоупотреблений и для разноплановых конфликтов, которые могут возникать между многочисленными участниками процесса, что опять же предопределяет ведущую роль персонала участника ВЭД в структурировании бизнес процесса.

Нужно исходить из того, что, действительно, ряд вопросов не имеют решения, часть вопросов решается через потерю денежных знаков (тут важно не спутать реальную проблему с неумелым администрированием и принять эти потери), а оставшаяся часть – через повышение управляемости процесса осуществления ВЭД.
Главное – не перепутать эти вопросы между собой.

И осознавать, что всегда можно сделать лучше.

Автору приходилось долгие годы обсуждать с таможенной службой вопросы классификации по конкретной группе товаров – в итоге получилось уместная диверсификация в рамках прежде некоего единого и не очень понятного описания. В течение лет генерировалась идея о необходимости сведения классификации по ТН ВЭД и ОКП, например, для определения списка товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, что также нашло свою материализацию. Эти примеры говорят о том, что и при общении с государством можно добиться каких-то своих требований, если они справедливо и профессионально сформулированы.

Но на самом деле, наверное, не следует преувеличивать возможности бизнеса на сегодняшнем этапе общения с государством.

Снижение риска для бизнеса возможно при полном понимании тех задач, которые стоят перед ним, а также узких мест законодательства и ограничений, связанных с управлением логистикой поставок.

Всё знать невозможно, но возможно сформулировать некую методологическую систему, способную стать основой для построения ВЭД.

Со стороны государства мифологизация ВЭД имеет целью искусственное расшатывание системы управляемости бизнесом для создания себе самому благоприятных условий по собственному управлению им. Провайдерам это интересно для скрытия своих собственных огрехов в работе для создания ненужных услуг и, как результат, стоимости.

Бизнес имеет две возможности: подчиниться стороннему управлению, либо выстраивать систему экономических интересов и исполнять их самостоятельно.


2 декабря 2005

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1851

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады