Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

РЦ сети – больше чем склад Андрей Черкасов

РЦ сети – больше чем склад


Андрей Черкасов, Мое дело. Магазин


Для розничных сетей все большее значение начинает играть логистика поставок товаров. Ключевое звено логистической структуры – распределительный центр. Для эффективной работы центра необходима правильная организация бизнес-процессов внутри него и использование эффективной системы автоматизации. Такова краткая схема успешной организации логистики внутри сети.

С развитием розничного рынка и усилением конкуренции для многих операторов становится все более ясно, что прибыльность компании определяется не уровнем торговой наценки, а способностью минимизировать издержки и эффективно работать. Для розничной сети показатель эффективности, а также сегмент, в котором часто очень велики затраты – это логистика. Компания, умело управляющаяся с товаропотоками и успешно решающая логистические проблемы, скорее всего будет справляться и со всеми остальными проблемами бизнеса. Все западные сети делают особый упор на логистику. Этот вопрос особо актуален и для российского рынка с его огромными расстояниями и извечными дорожными проблемами. Это уже почувствовали многие сети, особенно те, что управляют не одним десятком магазинов.

Как отметил Денис Степин, руководитель группы внедрения WMS – автоматизированной системы управления складами компании i2 СНГ, в России стоимость логистики в общей цене продаваемого товара составляет 30%, в Европе – 5%.

Как отметил Александр Белов, ведущий эксперт практики автоматизированных складских решений компании IBS, для современных торговых сетей важна единая технология логистики, где задача управления запасами является одной из центральных. Она должна рассматриваться совместно с вопросами управления закупками, сбыта, доставки товаров. Современное развитие торговых сетей предполагает наличие как отдельных распределительных складов большой емкости, так и небольших складских помещений в магазинах.

Зачем он нужен?

Распределительный центр является узловой точкой логистической структуры розничной сети. Безусловно, есть компании которые, владея более полсотней магазинов, обходятся без распределительных центров, полагаясь на прямые поставки производителей и поставщиков. Но в таком случае им приходится выделять в каждом магазине большие площади под хранение товаров. Кроме того, они оказываются в зависимости от поставщиков, срыв работы которых может поставить под угрозу нормальное функционирование магазина.

Большинство сетей понимают необходимость организации распределительного центра. Как отметил Дмитрий Филатов, бизнес-аналитик направления логистических систем компании \"Пилот\", наличие собственного склада в составе розничной сети позволяет высвободить часть площадей под торговый зал, за счет складских помещений в магазинах. Это позволяет также экономить на персонале от грузчиков до менеджеров по закупкам. Последние нужны только в штате РЦ, а не при каждом магазине. Склад объединяет не только товары, но и людей. Кроме того, распредцентр – это более эффективный контроль как над поставщиками, так и над собственными магазинами.

Распределительный центр выполняет двоякую функцию: с одной стороны, он распределяет товары по магазинам, управляет товаропотоками. Вторая его функция – непосредственно складская – это аккумулирование товаров. Как известно, поставщики не всегда выполняют свои обязанности и могут задержать поставки товаров. Кроме того, продажи магазинов идут не равномерно, всегда есть снижения объемов продаж и пики. Распределительный центр – это некий буфер, который накапливает запасы товаров на случай срыва поставок. Он также позволяет сгладить колебания спроса на товары, увеличивая объемы отгрузок в случае необходимости, например, в праздничные дни. На складе формируется страховой запас, который в любой момент может быть отправлен в магазин.

Складские услуги

Обычно распределительный центр необходим сети, в составе которой более десятка магазинов. Как отметил Денис Степин, розничная компания может арендовать складские помещения у 3PL-арендодателя (3PL- third party logistic). Аренда, конечно, дороже, потому что предполагает оплату услуг сторонней компании, но и собственный распредцентр требует серьезных инвестиций, которые будут изъяты из основного бизнеса и заморожены на достаточно длительное время. При этом для эффективной работы площадь распределительного центра должна превышать 10 тыс. кв.м, а такие площади не всегда нужны сетям.

Так или иначе 3PL – достаточно перспективный и интересный бизнес. Особенно это актуально для регионов России, где качественные склады являются большим дефицитом. Это одно из препятствий для выхода московских сетей в регионы, которым надо открывать не только магазины, но и распредцентры, обеспечивающие работу торговых точек.

Тем более, что в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, где ритейлеры играют на рынке все большую роль и определяют правила игры, в регионах розничные операторы пока зависят от поставщиков. Таким образом, распределительный центр является дополнительным залогом эффективности бизнеса, снижает зависимость торговой точки от поставщиков.

Роль пространства

РЦ – это не просто помещение под крышей, в котором находятся товары. Склад должен быть \"заточен\" под бизнес, который накладывает свои требования даже к внутреннему устройству. От характера товара, который хранится на РЦ, зависит его организация и расположение отделов.

В распределительных центрах, как правило, происходит постоянная ротация товаров. На таком складе желательно иметь более мелкие ячейки-подразделения для хранения, которые позволяют быстро взять или поставить продукцию на любое место. На складе может храниться продукция, требующая различных условий хранения. Одни товары должны храниться в морозильнике, другим достаточно нулевой температуры, третьи не прихотливы к температуре и влажности.

Как отметил Денис Степин, наиболее оптимальным способом является разделение склада на несколько зон, в которых существуют различные условия и способы организации пространства. Такой склад универсален и позволяет работать с любым товаром.

Как сообщил Владимир Новиков, технический директор компании FIT, работа склада зависит от нескольких факторов: от размера номенклатуры, от характера товара – его размеров, штучный он или весовой, и от сроков годности товара, что во многом определяет интенсивность процессов. Различные условия хранения определяют зонирование склада – наличие сухого склада, склада заморозки.

Модель бизнес-процессов определяет топологию склада, сложность организации внутреннего пространства. При этом, как отметил Денис Степин, организация пространства необыкновенно важна, если что-то сделано не правильно, распределительный центр будет не снижать логистические издержки, а создавать дополнительные проблемы. Это необходимо учитывать розничной сети, как при строительстве собственного склада, так и при выборе складских помещений в аренду.

Эти факторы очень важны для розничных компаний. По мнению Владимира Новикова, в сегменте food склады работают в режиме наивысшей интенсивности, таким образом, распределительные центры продуктовых компаний – самый сложный тип складов.

Автоматизация процессов

Для повышения эффективности работы склада, помимо правильной организации его пространства, необходима установка системы автоматизации.

Как отметил Александр Белов, управление распределительным центром – достаточно сложная задача. Использование таких складов предполагает переработку большого объема товаров широкой номенклатуры. Это снижает точность идентификации товаров и скорость проведения складских операций, а также требует значительных затрат. Для решения этих проблем необходимо использование систем автоматизированного складского учета, интегрированных в общую систему управления товародвижением торгового предприятия.

На складе может быть установлено два типа программного обеспечения: это учетная система или же система уровня WMS – Warehouse Management System. Учетная система позволяет учитывать приход-расход товаров и фиксировать место хранения того или иного товара. Она оправдана только на небольших складах, где использование более мощной среды просто не рентабельно.

WMS – система управления складом. Она достаточно дорога и оправдана при использовании на больших распределительных центрах. Но в таких случаях она значительно повышает эффективность работы, поскольку фиксирует не только, какой товар прибыл-убыл, но определяет наиболее эффективные способы его хранения и перемещения.

В распределительном центре розничной сети, для которого характерна большая номенклатура товаров и значительный оборот, имеет смысл устанавливать WMS.

Конечно, распределительный центр розничной сети, торгового дистрибьютора, производителя может функционировать без системы автоматизации. Как отметил Дмитрий Филатов, распределительные центры в России уже существуют, но только некоторые из них начинают устанавливать системы автоматизации. Остальные работают по старинке, с помощью человеческого ресурса – кладовщиков. Максимум автоматизации в таком случае – это использование какой-либо компьютерной учетной программы, в которой отмечается прибытие и убытие товара.

Автоматизация склада позволяет решить такую проблему как человеческий фактор. Введение системы автоматизации приводит к тому, что кладовщики упраздняются, вместо них остается несколько диспетчеров. Сокращается время обучения отборщиков, поскольку им не надо знать ассортимент продукции, что взять и где за них решает система. Во многом уменьшается воровство, система автоматизации делает прозрачными все процессы, происходящие на складе, и следовательно, повышает контроль.

Кроме того, система позволяет повысить эффективность работы склада. Правда, при условии его правильной организации. Как отметил Константин Рахилин, начальник департамента информационно-технического обеспечения \"Национальной логистической компании\", если склад спроектирован верно, то надежная система автоматизации только повысит эффективность его работы. В обратном случае она не в состоянии исправить ошибки проектировщиков.

Как считает Денис Степин, внедрение профессиональной системы автоматизации на складе позволяет повысить эффективность работы склада от 5% до 25% в случае существования до этого хоть какого-то программного обеспечения. Введение же системы с нуля дает эффект в разы.

По мнению Дмитрия Филатова, оборот склада в случае внедрения системы автоматизации увеличивается на 20–30%.

Товар красен ценой

Цена системы автоматизации может варьироваться значительно. Все зависит от склада, его характеристик – объема и оборота, а также от функционального наполнения системы. Как отметил Денис Степин, система может стоить от нескольких десятков тысяч долларов до нескольких миллионов, как в случае крупных решений западных производителей для больших складов. По мнению Дмитрия Филатова, установка стандартной системы составляет $100–250 тыс.

Для системы автоматизации важна окупаемость, потому что она предназначена для того, чтобы зарабатывать деньги. Установка системы, по словам Дениса Степина, окупается от полугода и выше, в некоторых случаях это происходит уже в течение первых месяцев после внедрения. Как рассказал Дмитрий Филатов, система может окупиться и в течение года. Это в том случае, если склад является наиболее узким местом в логистической системе компании, когда люди, задействованные на складе, не успевают отгружать, и у ворот всегда стоит очередь из грузовиков. Но это совсем крайний случай.

Дмитрий Филатов отметил, что достаточно часто устанавливают систему автоматизации с базовым функционалом. По мере же того, как она работает и зарабатывает деньги, докупаются дополнительные функциональные возможности.

Впрочем, трудно посчитать, как быстро окупается система автоматизации, поскольку розничный бизнес зависит от слишком большой совокупности факторов. Важнее другое: автоматизация склада и снижение логистических издержек повышают эффективность бизнеса, что делает компанию более конкурентоспособной на рынке.

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1685

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Х5 Group разработала новую систему управления складом Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике 04 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Логистика Будущего» на следующий день у нас не будет персонала!»