Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Центр управления товаром

Центр управления товаром




На определенном этапе развития бизнеса многие владельцы торговых сетей закономерно приходят к необходимости создания распределительного центра (РЦ). И здесь одним из самых ответственных решений является выбор информационной системы для управления этим сложным и неординарным объектом.

Любая ошибка в выборе системы автоматизации для распределительного центра чревата не только потерей первоначальных инвестиций в покупку и внедрение программного обеспечения (ПО), но и снижением эффективности всего бизнеса в целом, связанным с неадекватной работой одного из ключевых звеньев торговой компании. Сегодня при выборе систем автоматизации РЦ теоретически можно пойти несколькими путями.

Очевидно, что необходимость внедрения тех или иных решений зависит не столько от параметров РЦ, сколько от структуры сети, товарного ассортимента, способа и графика снабжения торговых точек. Поэтому некоторые решения могут быть просто неприемлемы для ряда РЦ.

Распределительный центр в силу схожести бизнес-процессов представляет собой фактически склад, поэтому и вопросы его автоматизации решаются с помощью складских информационных решений. Самый дешевый вариант — установить в РЦ складскую учетную систему, которая автоматизирует процесс приемки-отгрузки товара, будет помнить расположение ячеек, но при этом перемещение товара останется вне ее компетенции, т.е. заказчик получит минимальный набор функциональности.

На рынке представлено значительное количество таких систем (от компаний \"Фолио\", \"Лаис\", \"Аи Ти Скан\" и др.). Нередко те же возможности реализованы в комплексных торговых решениях всем известных столичных системных интеграторов. Автоматизированные таким образом РЦ позволяют решить задачи складского учета, однако многие эксперты полагают, что эти объекты нельзя называть распределительными центрами в принятом на Западе смысле этого слова. С другой стороны, если розничное предприятие видит единственную задачу своего РЦ в приемке-отгрузке и поиске товара на складе, то возможности торговой системы, в которой реализовано адресное хранение, эту проблему решит. Правда, к управлению складом такое решение будет иметь минимальное отношение.


От учета к управлению


Задачи управления складом решают системы класса WMS (warehouse management systems), которые автоматизируют не учетные задачи (т.е. работу с ресурсами), а технологические процессы. Это основной определяющий признак WMS-систем. Поэтому, если под видом WMS предлагается продукт, с помощью которого ведется товарный учет, пусть даже и с привязкой товара к адресному хранению, то это, по меньшей мере, некорректно.

Другими словами, если система поддерживает не только операции входа/выхода, но и движение товара внутри склада, то это уже, скорее, WMS. Сегодня о WMS-решениях в России говорят много, однако этот рынок у нас находится в зачаточном состоянии. Не так давно в русскоязычном интернете опубликовали двадцатку ведущих мировых WMS-продуктов, из которых в России представлены только единицы, причем лидеров отрасли — комнаний Manhattan, RedPrairle — у нас до сих пор нет.

Правда, подобная ситуация позволила появляться и развиваться российским WMS-системам, в том числе и компании \"Солво\", которой удалось даже выбиться в лидеры по количеству внедренных в России WMS-решений. Сегодня основными потребителями WMS-систем у нас выступают крупные оптовики и дистрибуторы, производители товаров, ЗРЬ-операторы и розничные сети с распределительными центрами.

Последний сегмент пока не столь сильно влияет на рынок WMS-решений из-за того, что многие сети пока не доросли до собственных РЦ, а те, кто их все-таки создает, нередко предпочитают обходиться более дешевыми (стоимость автоматизации РЦ на основе WMS-решения составляет в среднем от 80 до 150 тыс. долларов) и компромиссными системами автоматизации.


В целом можно сказать, что WMS-решения ориентированы на лидеров сетевой торговли. Некоторые системные интеграторы полагают, что это лидерство косвенно зависит от оборота компании. Например, два года назад к потенциальным клиентам западных WMS-решений негласно относили сети с оборотом более 80 млн. долл., сегодня благодаря адаптации многих технологий эта планка понизилась до 50 млн. долл. Конечно, эти цифры во многом условны и в реальности проекты WMS-решений могут быть реализованы в РЦ торговых сетей как с меньшим, так и со значительно большим оборотом (сегодня в России насчитывается уже около 10 внедрений WMS-систем в распределительных центрах предприятий розничной торговли). По словам директора по маркетингу компании \"Пилот\" Андрея Хаустова, необходимость внедрения WMS-решений зависит вовсе не от параметров распределительного центра, а от тех задач РЦ, на которых акцентируется розничный оператор.


Такими задачами могут быть:


- увеличение точности выполнения заказов;

- сокращение времени на обработку заказа на отгрузку;

- увеличение емкости хранилища;

- увеличение пропускной способности склада и т.д.


Даже если речь идет о складе с площадью хранения 1000 кв.м, указанные задачи невозможно решить с помощью учетных систем (так называемые \"системы адресного хранения\" и \"системы ячеистого склада\" только сбивают с толку тех, кто пытается решить с их помощью проблемы РЦ). Конечно, параметры РЦ необходимо учитывать при выборе той или иной системы WMS, но нельзя считать размер склада и количество обслуживаемых магазинов, потому что склад площадью 7 тыс. кв. м с 5 тыс. SKU и высокой интенсивностью отгрузок потребует более сложного решения, чем склад в 15 тыс. кв. м с 500 SKU и низкой интенсивностью. То же можно сказать и о количестве обслуживаемых магазинов, так как решение для РЦ, обслуживающего пять гипермаркетов, будет сложнее решения для РЦ, обслуживающего двадцать дискаунтеров.


Вопросы интеграции


Установка WMS-решения всегда подразумевает некоторый объем работ по ее интеграции с имеющейся финансовой системой торговой сети. По словам коммерческого директора компании «Астор ВЦ» Семена Урбаха, WMS - peшение лучше покупать у поставщика торговой системы, так как в этом случае будет проще решить вопрос их интеграции. Обращаться же к стороннему поставщику имеет смысл, если у поставщика торговой системы нет решения класса WMS или же если это WMS-решение не удовлетворяет руководство сети. Если система WMS должна работать \"в паре\" с системой ERP, то необходим интерфейс, обеспечивающий такое взаимодействие. По словам Павла Лушина, начальника отдела маркетинга компании \"КОРУС Консалтинг\", объявившей около года назад о проведенной интеграции Microsoft Axapta и EXceed WMS, разработка интерфейса взаимодействия складской программы с имеющейся финансовой торговой системой зачастую подразумевает специальный проект, основанный на стыковке (maping) документов.

Обычный срок такого проекта составляет не больше месяца, причем он может сокращаться благодаря опыту партнера и его наработкам в области интеграции ERP- и WMS-систем. Если у заказчика установлена система ERP, к которой есть интерфейс как опция WMS, то такая разработка не требуется. В этом случае речь идет о настройке готового интерфейса. В качестве примера можно привести готовые интерфейсы с SAP, JD Edwards и Navision, разработанные для Logistics Vision, и готовые интерфейсы к SAP Business One и Ассрас, разработанные для Radio Beacon WMS. В любом случае уже разработанные универсальные интерфейсы дешевле заказных. Однако последние оказываются быстрее в силу того, что передают только реально необходимые предприятию атрибуты, а не те излишние, что заложены разработчиками на все случаи жизни.


Соперники WMS


Еще один тип решений, применяемых при автоматизации РЦ, — складские модули ERP-систем, некоторые из которых приближаются к функциональности WMS-решений. Сегодня на Западе одновременно со специализацией наблюдается тенденция к интеграции различных по функциям программных продуктов. \"Логичным шагом между классической ERP- и WMS-системой для автоматизации РЦ будет интегрированное решение, основанное на складском модуле ERP-системы и программах, управляющих терминалами сбора и обработки данных, — рассказывает исполнительный директор компании \"Сервис Плюс Софт\" Сергей Салихов. — Посмотрите на большинство WMS-систем: они генерируют команду, а дальше она обрабатывается тем приложением, которое управляет работой терминала сбора данных. Однако такое приложение вполне может функционировать автономно, а значит, WMS-система может быть легко заменена на складской модуль ERP-систем.

Если ваш бизнес связан с торговлей или вы оптовик, то вам важно не только перемещать товар внутри склада, что делает WMS-система, но и вести эффективный учет товара, отслеживать денежные потоки, проходящие через РЦ, а для этих задач, по моему мнению, складские модули ERP-систем более эффективны\".

Конечно, поставщики WMS-систем, допуская в принципе приемлемость в определенных случаях такого подхода, категорически возражают по поводу его большей эффективности, называя, скорее, компромиссом, сомнительным для крупных распределительных центров и тем более 3PL операторов. Тем не менее такие интегрированные решения появляются и в России - например, в распределительном складе ИКЕА в Есипово (исполнитель — компания \"СЕРВИС ПЛЮС\" ).

Безусловно, многих потенциальных заказчиков подобных систем сразу же отпугивает аббревиатура ERP, которая у большинства российских ритейлеров ассоциируется исключительно с высокой ценой и долгим процессом внедрения. Однако и здесь не все так однозначно.

Если даже не обсуждать тезис о том, что крупные сети, открывшие более 30 магазинов, так или иначе начинают задумываться о внедрении у себя ERP-систем, ситуация вырисовывается следующая: конечно, внедрение той же Axapta обойдется около 250 тыс. долл., но это если ставить ее полностью (включая блоки управления финансами и т.п.).

Если же автоматизировать только логистический блок и склад, оставив для локального управления магазинами имеющуюся систему, то первоначальные инвестиции будут значительно меньше, а существующая часть ERP сможет в будущем стать ядром всей информационной системы.


Готовимся к внедрению


На семинаре ЕАИМ на выставке \"Торговля и склад - 2005\" разгорелась бурная дискуссия между сторонниками двух подходов к проектированию склада. Одна сторона утверждала, что вначале необходим предварительный проект РЦ и, уже опираясь на него, следует искать участок для строительства, вторая же — что вначале нужен участок (естественно, отвечающий минимальным требованиям в плане адекватности подъездов и пр.), а проект можно и нужно делать исходя из того, что есть. Схожая дилемма стоит и при выборе ПО для РЦ: вначале проект склада, потом система, либо вначале система, а исходя из ее возможностей — проект. Другими словами, насколько критично запроектированное для РЦ зонирование помещения (зоны приемки, отгрузки, хранения и пр.) для выбора системы автоматизации? В российской практике обычно сначала выполняется проект склада, а потом выбирается система. Однако при таком подходе проблем не будет, только если заказчик имеет понятие о современном РЦ и может критически оценить работу проектировщиков склада. Если же заказчик сомневается в своей компетенции, то привлечение специалистов системного интегратора лучше проводить еще на предпроектной стадии.


\"Зонирование склада обычно выполняется проектировщиками грамотно, и претензий к расположению стен, проходов и ворот не возникает, — рассказывает руководитель отдела внедрения и сопровождения компании ant Technologies Дмитрий Перов. — Когда же дело доходит до конфигурации стеллажей, то здесь нередко возникают проблемы, особенно если дизайном занимаются поставщики стеллажного оборудования. Такое впечатление, что все склады проектируются для хранения стратегических запасов на случай ядерной войны. Склад — это сложная система для выполнения операций, и хранение — только одна из них. Еще надо иметь место для приемки, отгрузки и особенно отбора. Нам часто приходится уговаривать наших заказчиков пожертвовать максимальным объемом хранения для правильной организации бизнес-процессов. Иногда они соглашаются уже тогда, когда убедятся на своем опыте, что надо демонтировать часть стеллажей. Но когда система уже запущена, сделать это намного сложнее, а демонтаж требует дополнительных средств\".


В принципе предпроектное исследование перед запуском РЦ должно включать следующие этапы:


1. Анализ состояния компании.

2. Прописывание бизнес-процессов:


а) разработка организационной структуры компании;

б) определение документооборота;

в) разработка должностных инструкций сотрудников всех уровней;

г) разработка последовательности действий в цепочке перемещения товара от поставщика через распределительный центр в магазин;

д) подготовка проектной документации по РЦ (зонирование, характеристика ячеек и пр.) для адекватного ее отражения в информационной системе.


3. Определение стратегии развития компании, чтобы выбранная система была адекватна запланированному росту.


Стоит ли этим заниматься самостоятельно или эффективнее поручить системному интегратору? Опыт последних лет показывает, что редкий заказчик способен самостоятельно провести эти работы. Возможна независимая экспертиза, чтобы исключить вариант, когда системный интегратор будет для облегчения своей задачи максимально приближать описание рекомендуемых бизнес-процессов к возможностям своей системы. Правда, в этом тоже нет ничего страшного: если компания обладает не только решением для автоматизации РЦ, но и экспертизой в области управления бизнес-процессами, то результат работы, скорее всего, устроит заказчика.


Сегодня проблемы розничных операторов в области логистики исчисляются миллионами долларов. Решить их малой кровью, за небольшие деньги вряд ли удастся. Строительство РЦ (если, конечно, речь действительно идет об объекте, призванном вывести розничную сеть на новый уровень) потребует не только материальных затрат, но и серьезных усилий по реинженирингу бизнес-процессов. Выбор же системы автоматизации окажется здесь

ключевым решением, от которого во многом будет зависеть успешность всего проекта по созданию распределительного центра.


Издание: Издание: ТОЧКА ПРОДАЖ / №1 Сентябрь 2005г.
Сергей Донцев
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1470

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

«Jaguar» открыл склад автозапчастей «Золотая» молодёжь: анализ рынка труда молодых специалистов «Талосто» управляет бизнесом вместе с SAP ERP На Кавказе появится новый крупный логистический центр На рынке складских помещений снизился объем предложения Открытия и уроки кризиса Рядом с «Пулково» построят склад Система спутниковой навигации «Скаут» внедрена в строительном холдинге «Сибпромстрой» Тарифы на грузовые автоперевозки в течение июля выросли в РФ на 0 Экономим бюджет на логистику