Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Немного о средствах малой механизации

Немного о средствах малой механизации



Решая задачи механизации склада, совсем не обязательно искать точку опоры и изобретать рычаг. Тем более современные достижения в области инженерных наук предлагают множество простых и эффективных способов, средств и приспособлений для транспортировки грузов. К их числу можно отнести и средства малой механизации.

– Что же собой представляют средства малой механизации?

– Большинство технологических процессов на современных складах осуществляется с помощью погрузочно-транспортных средств и подъемных механизмов. Само собой, крупные склады, контейнерные терминалы и строительные базы используют крупные подъемные механизмы. Чаще всего это козловые или мостовые краны. Когда же особой необходимости в подъеме крупногабаритных или очень тяжелых грузов нет, но небольшие грузы весом до 10 т в пределах комплекса перемещать все же придется, склад, как правило, оборудуют средствами малой механизации, приводимыми в движение либо мускульной силой, либо же при помощи механического привода. Встречаются и механизмы, оснащенные электроприводом. А иногда к средствам малой механизации относят козловые краны грузоподъемностью до 16 т.

Все средства малой механизации можно условно разделить на шесть групп:
средства подмащивания;
грузозахватные приспособления;
контейнеры и пакеты емкости;
внутрипостроечный транспорт;
вспомогательные средства, служащие для улучшения условий труда и техники безопасности;
средства малой механизации по видам работ.

Практически же это краны, тали, лебедки, тяговые монтажные механизмы и тому подобные устройства.

– Какие краны обычно устанавливают и используют на складах?

– Краны бывают трех видов: подвесные, опорные и консольные. Отличаются они возможностью или невозможностью передвижения, а также способом, которым это передвижение осуществляется. Подвесной кран ездит по двум монорельсам, как трамвай, но только под потолком. А вот опорный кран – это сугубо стационарный механизм. Монтаж его производится так: по периметру здания устанавливаются опоры, на них крепятся рельсы, по которым и перемещается кран.

Консольные краны также имеют стационарное устройство: перво-наперво устанавливается тяжелая колонна, на основе которой монтируется консоль. Консоль может перемещаться, а кран – вращаться вокруг своей оси.

Так вот, отвечая на поставленный вопрос: для небольших площадей обычно хватает грузоподъемности консольных кранов, а вот более крупным предприятиям скорее всего не обойтись без кранов-балок. Хотя многое, конечно же, зависит от специфики складской деятельности и профиля компании – при необходимости можно собрать кран любой конфигурации, полностью удовлетворяющий требованиям клиента. Но для этого клиент должен, во-первых, отчетливо представлять себе, для решения каких задач ему нужен кран нестандартной конфигурации, и, во-вторых, уметь объяснить это специалистам компании-производителя.

Также на складах используют краны-штабелеры. Визуально они похожи на краны-балки. Основное отличие состоит в том, что на кране-штабелере вместо тали установлен вилочный штабелер, точь-в-точь как на погрузчике. Но если погрузчику требуется значительное пространство для маневров и широкие технологические проходы между стеллажами, то для крана-штабелера эти параметры не столь существенны, а потому он сможет проехать даже в том проходе, где погрузчик и не поместится.

С целью обеспечения удобства использования кранов-штабелеров были разработаны специальные металлические ящики для хранения товара на стеллажах. Более того, существуют производители, которые предлагают сразу целый складской комплекс: стеллажи, ящики и кран-штабелер. Широкое распространение такие комплексы получили на производственных складах. Например, на заводах, которые имеют огромное количество наименований продукции, скажем, предприятиях автомобильной промышленности. Ведь комплектующие – это десятки тысяч позиций. Одни только подшипники могут исчисляться тысячей наименований, и все их надо разместить так, чтобы не возникало пересортицы. В таких условиях эти комплексы, можно сказать, незаменимы.

– Что такое таль?

– Таль – это механизм для подъема, опускания и горизонтального перемещения грузов по монорельсовому пути. Но таль – это также и одна из составляющих частей крана. Разница между ними заключается в наличии у крана пролетных конструкций и концевых тележек и их отсутствии у тали. Но это не самое главное. А вот то, что таль обладает лишь двумя степенями свободы (направления, в которых он может работать), то есть поднимается и перемещается только в одной плоскости, автоматически лишает его возможности конкурировать с краном, поскольку у последнего степеней свободы три.

Тали бывают стационарные и передвижные. Первые устанавливаются в одном месте, и только и делают, что поднимают и опускают грузы. Вторые же способны перемещаться, для чего используется тележка. Как правило, такая тележка либо включена в конструкцию тали, либо представлена отдельным элементом. Например, в помещении, где нет возможности установить кран-балку, вдоль стен создается монорельсовый путь, по которому таль и перемещается по периметру склада. Две тележки, установленные в основании, конечно, закладывать виражи не позволяют, но вот с поворотами тали справляются вполне.

– Как устроена таль?

– Таль «свободная», представленная отдельным устройством, и таль «невольная», включенная в состав крана, отличаются немногим. Если последняя состоит из кошки, которая цепляется за монорельс, барабана, куда навивается канат, крюка, двигателя подъема и электропакета, то в комплекте первой зачастую отсутствует электропакет. Такие тали обладают небольшой грузоподъемностью (от 500 до 12 500 кг) и используются там, где нет необходимости поднимать массивные грузы или нет возможности подвести электроэнергию. То есть груз эти тали поднимают и перемещают исключительно «вручную», за счет мускульной силы рабочих. Соответственно, чем больше груз, тем больше нужно затратить усилий для его подъема. Ну а для того чтобы ручной труд не превращался в каторжные работы, а также с целью увеличения скорости подъема, монтируют механический модуль. Таковым выступает редуктор с задаваемым передаточным числом. Используют ручные тали в основном на маленьких складах, где подъем и перемещение грузов – явление нечастое.
Чем больше груз, тем больше нужно затратить усилий для его подъема. Для того чтобы ручной труд не превращался в каторжные работы, а также с целью увеличения скорости подъема, монтируют механический модуль. Таковым выступает редуктор с задаваемым передаточным числом.


Куда чаще складские хозяйства обзаводятся кранами-балками. Иногда вместо кран-балки ставится монорельс с талью и выводом на улицу. Это очень удобно для разгрузки машин с крупными грузами, которые занимают небольшие площади, но имеют большой вес. Примером таких грузов могут быть двигатели или части производственных механизмов. В такой ситуации складские рабочие выкатывают таль наружу, цепляют, поднимают и перемещают груз на склад. Дальнейшая судьба груза, если можно так сказать, уже не забота тали, поскольку по территории склада он будет транспортироваться уже другим способом. Особенно актуально это решение на складах, где нет никаких технических условий для использования погрузчиков. Или на многоэтажных складах, где груз нужно, к примеру, подать на второй этаж. В этом случае, на втором этаже устанавливается монорельс, таль также выводится наружу, и груз затаскивается в оконный проем.

– Что такое тяговые монтажные механизмы?

– Название пришло от чехов, так нам его дословно перевели. Правильно говорить «канатный домкрат». Это небольшой механизм весом не более 30 кг, состоящий из рычагов и захватов, которые перемещают рычаги внутри себя. Производительность их, конечно, невелика, но вот возможности и спектр применения удивляют. Еще лет 20–30 назад эти механизмы пользовались большой популярностью у дачников – для выкорчевывания пней, перемещения фундаментных блоков и т. п. Ими действительно можно не только приподнять груз, но и надолго оставить его в подвешенном состоянии. Крепятся тяговые монтажные механизмы к любой поверхности (полу, потолку, стенам, деревьям) с помощью входящих в комплект серьги или крюка. Очень часто они используется для монтажа или демонтажа оборудования, поскольку могут развивать тяговое усилие в 3 т, а в горизонтальной плоскости они могут вытянуть груз весом до 60 т.Нельзя поднимать груз, который превышает грузоподъемность устройства. Категорически запрещается использование механизмов для подъема людей, взрывоопасных и ядовитых веществ, жидкого или раскаленного металла и шлака, а также эксплуатация в химически активных средах.


– Что такое лебедки и где они используются?

– Лебедки в основном используются в ходе строительных и монтажных работ. Наиболее частое их применение – для поднятия грузов наверх. Состоит лебедка из двигателя, барабана, на который навивается канат, и редуктора. Сверху нее устанавливается консоль и корзина. Но несмотря на простоту устройства лебедка – это достаточно дорогостоящий механизм. Стандартная грузоподъемность монтажных лебедок составляет 2–5 т, но иногда встречаются экземпляры с тяговым усилием до 12 т. Однако показатель этот очень и очень относительный, потому как лебедка грузоподъемностью 5 т может вытянуть 960 т, то есть несколько железнодорожных вагонов. Но важен не только показатель тягового усилия, но и скорость подъема груза. Так, для строительных работ лебедки выбирают со скоростью 0,5 м в секунду. Но поскольку лебедка имеет стационарное устройство, на складе от нее мало толку.

– Каковы основные условия эксплуатации средств малой механизации?

– Никаких особенных условий эксплуатации не предусмотрено, по крайней мере, техника безопасности такая же, как и для другого грузоподъемного оборудования. Нельзя поднимать груз, который превышает грузоподъемность устройства. Категорически запрещается использование механизмов для подъема людей, взрывоопасных и ядовитых веществ, жидкого или раскаленного металла и шлака, а также эксплуатация в химически активных средах. Для работы в жестких условиях выпускаются пожаробезопасные, искробезопасные и даже взрывозащищенные краны. Само собой, в агрессивных средах срок службы крана уменьшается, что и не удивительно. Но если позволяют средства и клиент не экономит, то почти всегда можно смонтировать кран, который будет служить очень долго и будет защищен практически от любых воздействий внешней среды. Например, произвести специальную обработку металлоконструкций. Или установить на таль специальный, защищенный от попадания внутрь пыли двигатель. Или использовать канат, который не подвержен химическому воздействию. Взрывозащищенные краны рекомендуется ставить в помещениях, где скапливаются взрывоопасные газы и испарения.

– Кто является основными производителями средств малой механизации?

– Как вы понимаете, машиностроительных заводов, выпускающих такое оборудование, достаточно много как в России, так и за рубежом. Среди производителей талей безусловный лидер – компания «Алтайталь», расположенная в Барнауле. В основном они производят тали грузоподъемностью 3, 5 и 10 т, но сейчас налаживают производство и двухтонных талей. До недавнего времени на выпуске одно- и двухтонных талей специализировался завод в Гороховце, однако сейчас производство поубавило обороты, а сам завод потихонечку сдает свои позиции. В лидеры рынка талей выбивается и ЗАО «Средневолжская промышленная компания» из города Ульяновска, занимающееся производством 3-, 5-, 10-тонных талей. Стоит упомянуть и «Урюпинский крановый завод», где сейчас развертывается масштабная программа борьбы за качество. Этот завод кроме талей выпускает еще и краны, многие модели которых ничуть не уступают по характеристикам кранам мировых производителей. В производстве легких кранов два основных лидера – это ООО «Тяговые механизмы» (г. Орел) и уже упоминавшийся завод в Гороховце. В затылок им дышат, попеременно наступая на пятки, еще два завода: «Кранмаш» из Уфы и «Земеченский крановый завод» (Пензенская область).

Лебедки различных типов выпускает заводы «Строймаш» (г. Саратов) и «Тяговые механизмы». Огромный спектр электрических лебедок производит завод фирмы «Бета», монтажных – «Медведовский завод». В настоящее время очень сильна конкуренция со стороны китайских и тайваньских производителей. Среди зарубежных компаний-производителей МТМ к числу лучших можно причислить чешскую фирму «Брано», немецкие компании «Шталь», «Демаг», «Нова», австрийскую «Палфингер» и японскую «Кохо».

– Имеет ли смысл везти оборудование из другой страны?

– Если механизм уникален или произведен под заказ – безусловно, стоит. В иных случаях я бы предложил обратиться к местным компаниям – качество скорее всего будет тем же.

– На что стоит обратить внимание при выборе и покупке оборудования?

– Нет никаких сомнений, что важнейшим параметром является надежность самой конструкции. Но, к сожалению, рядовой покупатель в большинстве случаев выбирает товар исходя из его внешней привлекательности. Многие иностранные компании пользуются этим, продавая красиво оформленную технику низкого качества по сравнительно высоким ценам. Примите к сведению, что за рубежом по-настоящему надежное и долгоработающее оборудование стоит очень и очень дорого. Конечно, ломается любое оборудование, и наше, и импортное. Другой вопрос, как часто ломается. Ответом на этот вопрос и служит цена устройства.

К тому же, все зависит от ваших потребностей и возможностей. Прежде всего необходимо определить спектр работ, в которых будут заняты средства малой механизации на вашем складе или производстве. Затем проконсультироваться с поставщиками оборудования, уточнить необходимые сведения с помощью открытых источников. И только заручившись знаниями, полученными сведениями и мнениями экспертов, можно погрузиться в море производителей и цен. При нынешней стабильной рыночной ситуации совсем не обязательно обращаться к фирме-производителю, покупку можно осуществить и с помощью компании-поставщика. Дело за малым, а точнее, за средствами малой механизации.
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 9578

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется