Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Ликвидация слабооборачивающихся запасов. Добронравин Евгений

Ликвидация слабооборачивающихся запасов.

Добронравин Евгений, 2004


Запасы представляют потраченные средства. Вложения в товарные запасы можно сравнить с вложениями в ценные бумаги. Они имеют номинальную стоимость, но не имеют ренальной стоимости до тех пор, пока они не обменяны на деньги.


Запасы, предназначенные для ликвидации, сравнимы с ценными бумагами компании, которая обречена на ликвидацию. При покупке товара Вы предполагаете, что это удачные инвестиции. Но условия рынка, или другие факторы, изменили ситуацию. И чем больше Вы храните активы, тем больше они обесцениваются. Продажа ценных бумаг за стоимость, меньшую той, по которой Вы их купили, может быть лучшей альтернативой в данной ситуации. По крайней мере, Вы вернете часть потраченных денежных средств.


Ликвидация мертвых запасов – трудная задача. Дистрибьюторы часто даже эмоционально привязаны к своим товарам. Они могут верить, что в один прекрасный день отчаянный покупатель зайдет в магазин и купит весь запыленный запас на складе. Случаи неожиданных покупок заставляют многих менеджеров по продажам верить в эти небылицы. Но эти нечастые и нерегулярные продажи не могут быть экономическим обоснованием для содержания в запасе всех товаров, подлежащих ликвидации.


Способы эффективной ликвидации излишних запасов


Целью ликвидации запасов является устранение нежелательных запасов по максимальной цене или с возможно более низкими издержками. Приведем несколько подходов, в порядке убывания эффективности, для выполнения этой задачи:

  • Перемещение излишних запасов в другое территориальное отделение компании, где этот товар требуется. Продукт может быть «мертвым» в одной отрасли, но все еще активным в другой. Нет необходимости тратить денежные средства для покупки товара, если уже были инвестированы средства в запасы, которые «собирают пыль» в другом отделении компании. Многие дистрибьюторы устанавливают компьютерные программы для решений по перемещению запасов в другую местность, где спрос на товар выше. Этот процесс называется балансирование запасов. Товары «С» и «D» являются потенциальными номенклатурными позициями для перемещения в другие отрасли, где они имеют ранг «А». Эффективно управляющие запасами многоотраслевые дистрибьюторы перемещают свои запасы между складами по крайней мере четыре раза в год.
  • Снижение цены для обеспечения «движения» излишних запасов. Это является практикой многих розничных - магазинов, следовательно, может использоваться и оптовой организацией.
  • Предоставление работникам по торговле денежного стимула для продажи товара. Этот способ работает в случае, когда покупатель выбирает между различными продуктами, которые удовлетворяют его потребности. На практике, часто бывает удивительно, насколько быстро расходится товар, когда торговые работники имеют подходящий стимул.
  • Реклама возможности покупки товара для других дистрибьюторов. Рассмотрение варианта размещения прайс-листа в печатные оптовые сборники для тех товаров, которые необходимо ликвидировать. Для этих же целей существуют специальные сайты Интернет, которые содержат разделы продаваемого излишнего имущества фирм. Существую фирмы, которые специализируются на продаже излишних запасов. Эти дилеры, покупая товары за процент от закупочной стоимости, оказываются способными продавать этот товар в 10 и 30 раз дороже. Этот пример показывает, что многие дистрибьюторы даже не подозревают, что товар может иметь намного большую ценность в чьих-то глазах. Эту особенность и используют дилеры излишних запасов.
  • Размещение информации в специальных сайтах Интернет позволяет продавать отдельные наименования излишних запасов по цене, близкой к закупочной стоимости.
  • А продажа даже части излишних запасов по себестоимости намного выгоднее продажи целой партии по 10 за вложенный рубль.
  • «Мозговой штурм» и творчество в принятии решения. Один дистрибьютор разорвал отношения с заказчиком на поставку традиционно поставляемого продукта. На складе остался четырехмесячный запас. Более того, поставщик не согласился принять обратно этот товар. Этот товар попал в категории «потенциально мертвых запасов». Вместо типичного для менеджеров игнорирования данной ситуации, дистрибьютор известил своего конкурента о возможности выиграть контракт на покупку этого товара и продал весь запас за 80 процентов закупочной стоимости.
  • Замена излишнего товара на более дешевый. Предположим дистрибьюторский центр занимается продажей водяных обогревателей. Производитель заменил производство модели А345 на модель А365, имеющую в конструкции более простой доступ воды к нагревательному элементу. Дистрибьютор имеет в запасе 3 более не производимых 40-литровых обогревателя. Естественно, заказчики 40-литрового обогревателя хотят закупить новую модель. Однако, имея желание заказчика купить 20-литровый обогреватель, можно предложить ему купить 40-литровый по цене нового, более дешевого.
  • Пожертвование в пользу некоммерческой организации. Может ли школа, церковь и т.д. использовать ваши мертвые или слабо оборачивающиеся запасы. Эти организации могут обеспечить сокращение до двух раз излишних запасов фирмы. Менеджеру необходимо проконсультироваться с бухгалтером по вопросу сокращения налогов по льготам на благотворительность.
  • Простой вывоз товара. Наименее желательная альтернатива. Но, по крайней мере, в этом случае высвобождается пространство на складах и появляется возможность списать себестоимость товара. Но необходимо убедиться, что предприняты все прочие попытки для ликвидации излишних запасов.


Ликвидация излишних запасов – непрерывная работа


Многие фирмы с большим трудом начинают работу по ликвидации излишних запасов после того, как проведена годовая инвентаризация. После того, как знаком «Х» помечены медленно оборачивающиеся или «мертвые» излишние запасы, руководитель обычно произносит одну из следующих фраз:

  • «Слишком много запасов на складе. Заканчиваем закупать запасы.» В самом деле, на складе находится множество излишних запасов. Однако, новая политика руководителя препятствует закупке любого товара, даже того, который продается регулярно. Результат следующий: склады полны запасов, но не имеется товаров, которые требует заказчик.
  • «Необходимо избавиться от этих запасов как можно скорее». Эта директива весьма предсказуема. К сожалению, она часто забывается через пять дней после окончания отчетного года. А спустя двенадцать месяцев склады завалены еще большим количеством излишних товаров.
  • «Необходимо закупить компьютерную программу (или нанять несколько человек) для усиления контроля за путаницей с запасами»…Никакие работники или компьютерные системы не способны наладить контроль сами по себе без установления обоснованной политики по управлению и ликвидации товарных запасов.

На эффективно действующих предприятиях часто специальный работник («координатор мертвых запасов») занимается соответствующими вопросами. После получения списка излишних товаров, он определяет способ их ликвидации, т.е. способ, который наиболее выгоден для компании. Он выбирает и применяет методы в порядке их желательности до тех пор, пока излишние запасы не ликвидированы. Однако необходимо помнить, что ликвидация запасов – дело не одного человека. Координатор организует работу всех работников и отделов и осуществляет свою работу в течение всего года.


«Мертвые» запасы не могут самоликвидироваться, поэтому чем раньше начнется соответствующая работа на фирмах, тем лучше.

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 4072

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

уходят с сети Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов экспедиторами Грузовладельцы