Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистическая цепь и ее элементы

Логистическая цепь и ее элементы



1. Общие положения

Интерес российских ученых, предпринимателей и бизнесменов к логистике сегодня хорошо отражает то множество толкований логистики, которое появилось в печатных трудах и проявляется в очных спорах на различных форумах.

Не существует универсального определения логистики, можно даже обсуждать существует ли логистика областью практики или чисто академической сферой, но определение, которое иногда рассматривают как "определение логистики, данное неспециалистом", так называемое "7 правильностей-соответствий", которое рассматривают во многих вариантах.

Обеспечить наличие нужного продукта, в нужном количестве, в нужном состоянии, в правильном месте, в правильное время, для клиента, по правильной цене.
То, что "наличие" подчеркнуто, не просто обычное ударение.

Это определение выражает, не будучи очень специфичным, самую суть логистики.
Обеспечить наличие материала - очень практическая цель.

В исследованиях по логистике центральные проблемы изменялись в тонком взаимодействии между ситуацией в бизнесе и уровнем знаний.

В логистических исследованиях одной из проблем является терминология и список понятий, имеющих отношение к логистике, их можно грубо разделить на 3 группы:
ориентированные на поставку;
ориентированные на производство;
ориентированные на дистрибуцию.

Далее эти понятия могут быть разделены на операционно, либо стратегически ориентированные.
Физическое распределение, включая поток материалов от производителя готовой продукции до конечного заказчика и обратный цикл.

Чтобы пролить свет на основы логистики нужно проанализировать научную структуру логистики. Логистика во многом определяется другими научными дисциплинами.

Многие считают, что логистика в сфере товарообращения - это все, что мы называли прежде планированием и организацией материально-технического снабжения и большинство авторов связывают данное понятие с материалопотоком и потоком информации и они по своему правы.

Другие рассматривают логистику как междисциплинарную науку, которая объединяет инженерию, микроэкономику, теорию организации в общий взгляд на поток материалов, а для других логистика просто означает транспортировку.

Данное выступление выражает тенденцию согласиться с первым мнением и также трудно провести четкую грань между логистикой и управлением производством, а также качественным менеджментом в связи с этим.

Понятие "логистика" применяется , например, в связи со следующими понятиями: логистика бизнеса, управление материалами, логистический менеджмент, управление цепочкой поставок и т.п.

Все эти понятия сфокусированы на логистику, но со своими специфическими задачами. Также такие понятия как реинжениринг бизнес-делового процесса вмещает в себя и аспекты логистики.

Все эти концепции приближаются к главной проблеме логистики: как скоординировать цепочки деятельности.


В наиболее общем и распространенном и практическом понимании, логистика - это организация и управление системой движения материального и связанного с ним информационного потоков .

Иными словами - это система построения отношений между участниками процессов снабжения, производства и распределения готовых товаров, управление технологическими процессами и информацией, сопровождающей эти процессы.

На макроуровне - логистика определяет, например, общую концепцию распределения товарной продукции, направлений материальных потоков, размещение объектов инфраструктуры, выбор поставщиков сырья и материалов.

На микроуровне - логистика решает вопросы в рамках отдельных элементов, например, задачи физического распределения готовой продукции, ее транспортированием, доставкой.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две системы, связанные так называемым логистическим каналом, т.е. некоторым множеством различных звеньев, через которые осуществляется доведение материального потока от поставщика до потребителей.

После того как сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю логистический канал преобразуется в логистическую цепь - линейно упорядоченное множество участников процесса доведения материального потока до потребителя.

Общая логистическая цепь включает в себя различные логистические функции: снабжения и управления запасами, технологического процесса самого товаропроизводства, распределения и потребления товара и т.п.

Такие цепи в свою очередь делятся на логистические цепи меньшей длины, а именно: снабженческие, транспортно-складские и т.п.

Выбор логистической цепи - это не что иное как выбор конкретного участника процесса -вашего партнера. Следует отметить, что логистическая цепь является как объектом управления в целом, так и каждая из логистических функций на различных участках, этапов логистической цепи может быть самостоятельным объектом управления.

2. Логистика в ретроспективе

Понятие "логистика" как мы понимаем ее сегодня, является результатом развития целого ряда соотносящихся друг с другом концепций. Концепция логистики была сформирована изменением воздействия на промышленность с течением истории, в результате чего менялись приоритеты логистики. Возникали новые концепции, которые объединялись со старыми как результат процесса эволюции.

Сферы деятельности логистики были разъединены до 1950 г. После появления "Полного анализа стоимости" возникли новые модели планирования особенно для физического распределения и к концу 50-х логистика была признана единой концепцией для всех понятий, таких как физическое распределение и управление материалами.

Открываются первые настоящие логистические общества и образовательные институты, среди них: Национальный Совет по управлению физическим распределением (CLM) UK.

CLM определял логистику как:
"Широкий спектр деятельности, связанный с эффективным движением готовой продукции с конца производственной линии до потребителя, а в некоторых случаях включает движение сырья от источника поставки до начала производственной линии. Это включает в себя транспортировку (фрахт), складирование, обработку, защитную упаковку, inventory, контроль, выбор места расположения завода или склада, обработку заказов, прогнозирование рынка и обслуживание клиентов".

Исходя из этой формулировки "производство" было исключено из логистики. Улучшение сервиса и появление более разнообразных товаров было тенденцией на рынке в 60-е годы. Контроль запасов в то время был господствующим механизмом между спросом и предложением.

Как инструмент логистики была введена системная наука. В то время логистика занималась только вопросами физического распределения, поставки материалов и контролем запасов.

В начале 60-х годов новое понятие "логистика бизнеса" было определено как интегрированный инструмент управления.


Одно из определений было: "Управление всеми видами деятельности, способствующими движению и координации спроса и предложения в создании выгодности времени и места для товаров".

Предыдущая дефиниция CLM определяла суть деятельности в логистике, но она расширилась и создание более выгодных условий по времени и месту было подчеркнуто в интересах логистики. Координация спроса и предложения видится как зонтик для логистики, являющийся важным улучшением в концепции в целом.

В 70-е годы логистические затраты возросли в большинстве компаний и в тоже время возросла стоимость капитала. Во главе повестки дня стал товарооборот.

Резко прогрессировало развитие административно-контрольных систем на базе компьютера, управление производством стало центральным звеном в логистической дисциплине.

Многие специалисты в рахных странах заключают, что логистика должна рассматриваться с системой позиции. Специалисты Швеции, Дании предлагают ввести в логистику теорию непредвиденных обстоятельств с рганизационной точки зрения, это обстоятельство, я думаю сегодня очень важно для России.

Перспективы расширились благодаря внешнему взгляду и вопросу организационного поведения, однако кибернетический подход все еще был в центре внимания. В этот период логистика внедрилась в промышленность и, миновав концептуальную стадию, превратились в практический инструмент.

В 80-е годы революция в информационной технологии имела огромное влияние на логистику. Основанные на использовании компьютера административно контрольные системы вроде MRP стали доступны даже для самых маленьких компаний. Электронная идентификация и связь открыли новые возможности для логистики.

Это сыграло важную роль в исследованиях по логистике, но тенденцией, которая повлияла на все области изучения бизнеса, было Японское производство: SIT и качество во всех аспектах.

Организационные перемены в сторону ориентации на логистику и внедрения информационных систем представляли особый интерес. В 1986 году CLM определило логистику так:
"Определение логистики - это процесс планирования, обеспечения и контроля за эффективным, прибыльным потоком и хранением сырья, инвентаризация внутри процесса, готовой продукции и соответствующая информация от источника происхождения до пункта потребления в целях соответствия запросам клиентов".

В этом определении акцент делается на планирование, обеспечение и контроль как в материальном администрировании и далее информация относилась к потоку материалов.

Затем такие понятия, как конкуренция и стратегия появилась на сцене и роль логистики в стратегии бизнеса приобрела важное значение.

Вследствие этого, в 1990 году CLM определил стратегию, как наиболее важный вопрос на повестке дня исследований в области логистики.


2.1. Новые условия логистики

Условия логистики лучше всего характеризуются как комплексные (сложные), динамические и изменчивые. Единый европейский рынок, торговля с Восточной Европой и бывшим Советским Союзом. GATT договор - только несколько факторов, вынудивших компании менять свои стратегии. В общем, концепция логистики развивалась как следствие изменения окружающей обстановки приоритеты в промышленности изменились и, соответственно, в логистике тоже.

В 90-е годы появилось большое количество новых понятий, как глобальное производство, партнерство, экология и т.д., с которыми пришлось иметь дело даже маленьким и средним компаниям.

Многие исследователи, да и практики выделили ВРЕМЯ как наиболее важный фактор в логистике.

Необычайно возросли требования к уровню обслуживания клиентов. Жизненный цикл продукции сильно сократился, так на рынке мобильных телефонов среднее "время на рынке" в 80-е годы составляло 3 года, и Филипс Дания ожидали, что придется сократить его вдвое, но не сделали этого и они вылетели из бизнеса. С укороченными внешними временными рамками жизненно важно, чтобы компания была одновременно сильной и гибкой - время является сейчас ключевым моментом. Сейчас на аренду выходит быстро отликающаяся на ситуацию логистика.

Итак важные тенденции, которые следует сегодня учитывать:
Промышленность концентрируется на ключевых видах деятельности, которые требуют особых навыков и мастерства у компаний.
Партнерство с деловыми партнерами требует новой организации и нового стиля управления.
Технологические вложения осуществляются в виде гибкого оборудования, как системы CAD/CAM FMS и т.д. и барьер теперь - их интеграция.
Информационные технологии более не является достаточной для создания преимуществ, вместо этого требуется эффективное использование технологии.
Человеческие ресурсы.
Рынки и источники стали интернациональными. Глобальный источник и реальное предприятие - новые концепции.
"Жизненные циклы" сократились и при этом и особый интерес вызывает менеджмент.

3. Логистика бизнеса

Развитие управления материалами и физического распределения происходили параллельно на протяжении последних нескольких лет, отражая повышение внимания к запросам и нуждам клиентов, а также используя развитие технологии, например электронный обмен данными.Основным двигателем был розничный сектор, первым начавший распродавать все виды деятельности, связанные с распределением, такие как транспортировка и складирование.

Структура фирм в 1960 имела очевидные недостатки. Для эффективной работы каждому подразделению требовалась информация. Это означало, что требовались либо удвоенные усилия для ее получения и сопоставления, либо использовалась неадекватная информация. Это часто приводило к тому, что неправильно определялся необходимый уровень запасов, ухудшалось качество, учащались задержки поставок и замедлялось развитие продукта

В 80-е - постепенно стали осознавать какие дополнительные возможности для повышения эффективности бизнеса дает интеграция внутренней и внешней логистики, а на пороге 21 века этот процесс расширяется, начинает вовлекать клиентов и поставщиков, как партнеров в управлении цепочкой поставки. Многим компаниям интеграция была навязана условиями глобального рынка.

Известно, что определенные элементы бизнеса способствуют появлению добавочной стоимости. Такими видами деятельности считаются те, которые связаны с трансформацией ресурсов (людей, оборудования, финансов и материалов) в продукт. Каждый элемент в цепочке стоимости влияет на другие и определяет общую рентабельность (прибыльность). К примеру, закупка предполагает получение лучших материалов за вложенные деньги, но как определить, что есть "лучшее".

Также полезен анализ цепочки поставок.

На каждом этапе цепочки поставки необходимо ставить вопросы \"кто, почему, что и как\" по следующим проблемам:
Кто принимает решение о пополнении?
Как определить размеры?
Как часто принимается решение?
Каков должен быть ассортимент продуктов?
Как осуществляется поставка и обрабатывается?
Как хранится продукция? Запас, дефицит, оборот товарных запасов.
Почему наши склады именно здесь? Насколько близко они к рынку?
Насколько эффективно осуществляется обработка заказов?
Какое оборудование используется для сортировки и почему мы выбираем этот способ упаковки?

4. Организационная структура и управление цепочкой поставки

Это основа последней концепции: реинжениринг процесса бизнеса в настоящее время является очень популярной консультационной проблемой. Майкл Хэммер, например, выразил интересную точку зрения, когда заметил, что большая часть административных процедур в компании укоренилась как автоматизированная версия ручных процедур, а с появлением JIT (точно "вовремя") автоматизированной процедурой любое общее представление теряется.

Действительным тезисом, однако, является: Не автоматизируйте, ликвидируйте (уничтожайте).

Реальным содержанием этой концепции является организационное развитие на основе процессов бизнеса. Первым шагом в разработке успешной стратегии управления цепочкой поставки является понимание процесса. Важными составными частями управления материалами являются: закупка, контроль за товарным запасом, обработка, хранение и распределение.

Важно понимать процесс физического потока материалов через организацию. Необходимо быть в состоянии идентифицировать каждый этап в потоке материалов, чтобы идентифицировать любые возможные улучшения в потоке.

Эти физические потоки должны контролироваться информационными потоками. Также, как "Федерал экспресс" контролирует местонахождение грузов клиентов, используя штрих-коды и т.д., нам необходимо знать, где в системе находится та или иная партия товара. Пока должный контроль не осуществляется, у нас есть риск, что запасы материалов будут исчерпаны в самый критический момент или, напротив, возникнут проблемы в системе из-за перегрузки материала.

Должны быть разработаны модели принятия решения купить или продать, Иногда компании вовлекаются в определенные виды деятельности, не являющиеся основными, тогда целесообразно привлекать партнеров на контрактной основе.

Очень важны вопросы, связанные с контролем за запасами. Вы должны четко понимать связь между количеством товарных запасами и причинами для хранения именно этих количеств. Такие понятия как "количество оптимального заказа". Уровень повторного заказа и уровни услуг.

Для многих компаний стоимость материала (сырья) является главной составляющей стоимости готового продукта. Существует разница в отношении к товарным запасам между фирмами, работающими в сфере услуг, с фирмами-производителями. Важными вопросами, связанными с обработкой материалов, являются получение, отгрузка, способы обработки, способы хранения и разумная система складирования.

Системы распределения очень важны и могут использоваться для связывания различных организаций в цепочку производства. Это основные ключевые моменты, и к этому мы можем добавить, каким образом эти вопросы соотносятся с более широкими стратегическими целями компании, и каким образом они интегрируют в глобальную экономику.

  Примером правильно сформированной цели логистической системы может являться: "сокращение на 20% затрат на распределение при сохранении уровня качества обслуживания в течение трехлетнего периода".

Известный американский специалист в области логистики Д.Дж.Бауэрсокс выделил четыре основных направления логистической стратегии, а именно:
минимальные общие издержки;
максимальный уровень обслуживания потребителей;
краткосрочная максимизация прибыли;
максимальное преимущество над конкурентами.

Каждая из этих стратегий содержит два основных компонента: издержки и обслуживание. Таким образом, при принятии решения о выборе стратегии управляющий "верхнего эшелона" сравнивает издержки проектируемой системы с уровнем обслуживания потребителей, на который она рассчитана (количественно уровень обслуживания определяется с точки зрения доступности продукции).

Цель логистики может быть определена как:

Получить правильный продукт (именно тот, который нужен), в правильном количестве, в правильном состоянии, в правильном месте, в правильное время, для правильного клиента, по правильной цене.

Это так называемое правило 7R (Right -нужный, правильный) или "7П".

Одним из методов подхода к логистическим системам является системный анализ. Система - это совокупность взаимодействующих элементов как в человеческом организме. Если какая-то часть системы сильнее или слабее других, то это может привести к сбоям и поломке. Логистика - это субсистема бизнеса. Она взаимодействует с остальными функциями бизнеса. Как функциональная часть бизнеса она также взаимодействует с внешними бизнес - факторами, такими как продавцы и клиенты.

  Хорошая информация является ключевым требованием для эффективной логистической системы. Необходимо понимать процесс физического потока материалов через организацию. Информация жизненно необходима, если мы стремимся уменьшить уровень товарных запасов. Мы также можем использовать информацию для определения количества заказа и повторного заказа. Чтобы еще уменьшить товарный запас мы можем применять философии управления такие, как MRP и JIT.

Эти методы управления основаны на тщательном планировании и системах контроля.

5. Информационное обеспечение логистики

Цель информации в логистике в том, чтобы получить возможность управления, наблюдения и проведения, а также комплексного планирования на складах и при транспортировке сырья, материалов и изделий. Все более и более возникает проблема непрерывного учета результатов функционирования системы, что способствует внесению изменений как в построении, так и в реализации хода процессов.

Очевидно, что успешное управление системами, организациями достигается только на основании справедливо и реалистично составленных, полученных статистических отчетов, отражающих работу каждого работника индивидуально, подразделения и всей организации, звена логистической цепи.

Организационные процессы в компаниях, системах в широкой мере связаны с организацией информатики. Воплощение прогрессивных концепций в логистике ведет к изменениям в информационной системе.

В соответствии с постановкой целей логистики информационная система имеет цели:
обеспечение необходимого качества;
необходимых объемов;
доставки в нужное место;
в установленное время.

Отсюда возникают задачи непосредственного контроля за движение материалов и потоков, интеграция до этого в большинстве случаев, обособленно работающих частей информационной системы. Однако на средних предприятиях понимание этой проблемы и возможности создания современной информационной системы логистики ощущаются в меньшей степени.

При реализации логистики наряду с оперативными функциями следует стремиться к разрешению противоречий между различными целями, специфичными для рыночного хозяйства. Для выполнения этих задач оказывается необходимой новая концепция информатики. Обычно, усовершенствования возникают и включаются последовательно в действующую информационную систему, что приводит к ее усложнению, в то время как важные аспекты эффективного функционирования недостаточно учитываются.

При правильном построении информационной системы логистики нельзя забыть о внешних взаимосвязях с поставщиками, клиентами и точками поставок. При этом система должна быть построена так. чтобы передача информации, ее переработка, хранение и использование полностью учитывала потребности всех подразделений предприятия или участников логистической системы - цепи.

В практике реализации информационных систем все большее значение приобретает компьютерная ее поддержка. Информационная система логистики весьма сложна. Ее построение должно быть индивидуальным в зависимости от объема задач и существующей структуры организации.

Построение информационной системы логистики характеризуется следующим:
структуризация сетей;
иерархическое построение;
возрастающая автоматизация и компьютерная поддержка создания банка данных;
растущее применение стандартных программ для ЭВМ.

Информационная система логистики должна отражать иерархическую структуру построения организации. наряду с прямыми задачами логистики в единую информационную систему должны включаться задачи менеджмента. что обеспечивает принятие быстрых и точных решений. Для управляющих облегчаются возможности быстрого воздействия через показатели статистики на персонал и на слагаемые калькуляции. Внутрипроизводственная часть информационной системы логистики осуществляется с помощью локальной сети (LAN).

Для создания информационной системы организации должен быть проведен анализ фактического состояния процесса, для чего используются сведения, полученные от специалистов с помощью метода интервью, анкетного метода, метода мгновенных наблюдений, метода самоописания.

Эти методы позволяют определить слабые места существующей системы. Добытые сведения обеспечивают укрепленное планирование, включающее формулировку задач логистики и дробление.

В результате предварительного планирования устанавливаются:
объемы работ;
характер информационных потоков;
технические вспомогательные средства для передачи и обработки информации.

При этом важнейшим плановым шагом является установление формы управления базой данных (центральная, децентрализованная) и подходящих средств переработки информации. Одновременно должны быть включены сведения об ожидаемых затратах и полезности элементов системы. Говоря о глобальных проблемах , мешающих успешной деятельности на нашем логистическом рынке следует отнести неурегулированность правовых и налоговых вопросов в деятельности транспортников и экспедиторов, серьезной проблемой является развитие инфраструктуры транспортных систем, складов и терминалов.

Что необходимо для того, чтобы при любой выбранной логистической цепи достигнуть конечной цели распределения ? Что значит обеспечить логистический подход в решении данной проблемы?

Соблюдать на практике следующие основные принципы логистики:
отправным пунктом для создания логистических структур является ориентация на материальные потоки (движение товаров по схеме поставщик-торговля, сбыт-потребитель);
первоочередная задача - знание параметров материальных потоков, обеспечение повышения их скорости и улучшение экономических результатов на основе анализа обработки реального грузопотока.

При этом общее ускорение оборота должно принести более высокую экономию чем расходы или затраты по отдельным параметрам;
отдельные логистические функции осуществляемые структурными - компаниями (подразделениями) логистической цепи, решаются автономно, но в рамках общей стратегии партнерства.

При этом принципы построения логистических систем управления в производственных и торговых компаниях формируются следующим образом:
Все операции по производству, снабжению и сбыту должны быть связаны с общей (внутренней и внешней) стратегией компании.
При выработки стратегии своего развития компании должна иметь тесные связи со всеми партнерами (поставщик-дистрибьютор, оптовые сбытовики, посредники, покупатели).
В каждой компании должно иметься достаточное информационное обеспечение (программы обработки данных, учета наряд-заказов, закупок, остатков)
Наличие в компании специалистов, владеющих знанием логистики
необходимо обеспечить открытый обмен информации и планирования между партнерами
Организация перевозок, снабжения и сбыта должна привести к созданию в фирме единого продразделения, отвечающего за поставки, транспорт, складирования, управления запасами, распределением, информацию. В этом подразделении должны быть четко определены уровни обслуживания или поручить эти функции партнеру.

6. Основные проблемы управления системой логистики

Направления развития логистики в современных условиях следующие:
Сокращение количества складских объектов у производителей;

В середине 80-х годов многие крупные компании в Европе имели 8-12 мощных складов для обслуживания потребителей. В настоящее время эти компании сократили их численность до 3-6. При сохранении этой тенденции к 2000 году практически все компании производители сократят свои склады в 2-3 раза.
Увеличение объемов услуг третьих участников;

Разнообразие логистических услуг, предоставляемых сторонними фирмами, все более расширяется.
Усиление глобальной логистической стратегии;

Происходит формирование устойчивых торгово-финансовых связей между отдельными странами. Многие крупные компании строят свои предприятия на основе международного разделения труда (сырье добывается в одних странах, заготовки производятся во вторых, комплектующие производятся в третьих странах, сборка осуществляется в четвертых).

Территориальная разобщенность фирм-производителей вынуждает иметь большие складские площади, чтобы создать определенные запасы какой-либо комплектующей продукции на случай срыва ее поставок.

Характерной чертой глобальной логистической системы является уменьшение количества посредников и перевозчиков, фирмы предпочитают пользоваться услугами одного перевозчика, которые при прямых или смешанных перевозках несет перед получателем ответственность за груз и производит перевозку по единому перевозочному документу, например, сквозному коносаменту).

Переход к глобальной логистической стратегии требует решения ряда правовых, организационных и технологических вопросов.

К примеру можно привести упрощение и отмена всех таможенных процедур в связи с переходом Европейского сообщества к единому внутреннему рынку, применение систем электронного космического контроля нахождения транспортных средств в пути и т.д.
Интеграция логистической деятельности;

Слияние всех мелких, средних и крупных логистических цепочек в единую глобальную логистическую систему.
Усиление роли информации для управления.

Логистика требует все большего объема информации. Фирмы не могут конкурировать без эффективных информационных систем. Компании, обладающие более совершенными информационными системами, могут улучшить обслуживание потребителей при одновременном сокращении затрат.

Теория логистики | КИА центр | Николай Титюхин

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54603/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 4997

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Raven Russia сократил инвестиции в строительство логопарка Relogix в Уткиной Заводи набирает обороты «Jaguar» открыл склад автозапчастей «Золотая» молодёжь: анализ рынка труда молодых специалистов На Кавказе появится новый крупный логистический центр Открытия и уроки кризиса Оформить товар можно и за тысячи километров Торжество Интернета Транспортный контроль передадут таможенникам Трассу «Москва - Санкт-Петербург» начнут строить в октябре