Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Экспедирование грузов: Правовые аспекты

Экспедирование грузов: Правовые аспекты



Вопросы экспедирования грузов на территории Российской Федерации регулируются главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30.06.03 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Уставом автомобильного транспорта РСФСР и утвержденными в соответствии с ним Минавтотрансом РСФСР Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом 30.07.71 г., раздел 27 которых посвящен правилам транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР (в части, не противоречащей ГК РФ, Федеральному закону "О транспортно-экспедиционной деятельности").

Чтобы между сторонами возникли отношения, регулируемые указанными правовыми актами, заключается договор транспортной экспедиции - разновидность договора возмездного оказания услуг, предмет которого определяется обязательствами по организации и осуществлению перевозок.

Суть обязательства, возникающего из договора транспортной экспедиции, состоит в том, что одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента), в качестве которой выступает грузоотправитель или грузополучатель, выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).

Согласно постановлению Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8.10.03 г. N Ф08-3830/03 квалифицирующим признаком договора транспортной экспедиции является особенность предмета договора, которая заключается в том, что экспедитор берет на себя обязательство обеспечить целиком весь транспортный процесс, связанный с перемещением груза, - от принятия его грузоотправителем до выдачи грузополучателю. Такая модель договора транспортной экспедиции соответствует п. 1 ст. 801 ГК РФ.

Услуги, оказываемые экспедитором, можно подразделить на основные, формирующие данный договор, и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем.Основные условия договора транспортной экспедиции связаны с перевозкой груза. В их числе прежде всего заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении, оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку, оплата провозных платежей, заключение договоров перевозки, договоров фрахтования, обеспечение отправки и получения груза и т.п.

К дополнительным услугам отнесены получение требующихся для экспорта и импорта документов, выполнение в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации, таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения. Экспедитор может также взять на себя обязанность по маркировке груза, его затариванию, проверке состояния упаковки и маркировки, складированию, совершению других операций с грузом.

Сторонами в договоре транспортной экспедиции выступают экспедитор и клиент. Экспедитором может быть юридическое лицо или предприниматель. Функции экспедитора осуществляет, как правило, лицо, не являющееся перевозчиком груза. Вместе с тем ГК РФ допускает возможность принятия перевозчиком на себя обязанностей экспедитора. Договор экспедиции заключает та же транспортная организация, которая осуществляет доставку груза.

Например, автотранспортная организация, которой груз вручен для перевозки, заключает также с его отправителем договор транспортной экспедиции.

В этом случае одно и то же лицо будет выполнять функции по разным договорам с несовпадающими правами и обязанностями. Договор перевозки груза, являющийся реальным договором, заключается путем вручения экспедитором по поручению клиента груза перевозчику для его доставки из пункта отправления в пункт назначения.

Совершаемые той же транспортной организацией операции, предшествующие договору перевозки, а также способствующие доставке груза и получению его клиентом, составят содержание договора транспортной экспедиции.

Экспедитор осуществляет свою деятельность не только за счет клиента, но и за вознаграждение, условия предоставления которого должны быть определены сторонами и отражены в договоре. Бывают случаи, когда вознаграждение экспедитора заказчик не выплачивает и на этот счет существует судебная практика.

Согласно постановлению ФАС Поволжского округа от 12.03.03 г. N А55-10432/02-42 со ссылкой на ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Экспедитор может действовать от имени клиента на основании выданной ему доверенности (ст. 802 ГК РФ). Но клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры от собственного имени, т.е. практически выполнять функции агента клиента. В этом случае в отношениях с третьими лицами, и прежде всего с перевозчиком, стороной в соответствующем обязательственном отношении (например, грузоотправителем или грузополучателем) будет экспедитор.

Тем не менее по отношению к клиенту в соответствии с заключенным с ним договором транспортной экспедиции такое лицо остается экспедитором и будет нести перед ним ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей экспедитора.

Определение условий выполнения договора транспортной экспедиции отнесено к соглашению сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 27.02.03 г. N Ф04/844-134/А46-2003 при юридической квалификации сделки в качестве договора транспортной экспедиции должны учитываться предмет и содержание принятых сторонами на себя обязательств.

Круг обязанностей экспедитора определяется соглашением сторон (часть 3 ст. 801 ГК РФ) и при отсутствии в договоре указаний о возложении на экспедитора определенных обязанностей лишает возможности привлечь экспедитора к ответственности за неисполнение обязанностей.

Договор транспортной экспедиции должен быть заключен в письменной форме (ст. 802 ГК РФ). Несоблюдение письменной формы сделки транспортной экспедиции не влечет за собой ее недействительность, но лишает стороны оснований в случае спора привлечь к ответственности экспедитора, обязанности которого не определены соглашением (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.02.03 г. N Ф04/ 844-134/А46-2003).

Не менее важным моментом при заключении договора транспортной экспедиции является представление клиентом необходимых документов экспедитору для нормального его функционирования. При неполном представлении документов может сложиться ситуация, не благоприятная для экспедитора, которая приведет к возникновению убытков у заказчика (постановление ФАС Московского округа от 18.09.03 г. N КГ-А40/7069-03).
Данное обстоятельство регулируется ст. 804 ГК РФ. В данной статье указаны два вида информации, которая должна быть представлена клиентом экспедитору: о свойствах груза; об условиях его перевозки.

Имеются в виду, в частности, качественные характеристики груза, его особые свойства, а также связанные с этими характеристиками условия перевозки. Данная информация особенно важна в том случае, если клиент поручает экспедитору осуществить не только основные, но и дополнительные услуги.

Если экспедитор не был извещен о свойствах груза и особенностях его перевозки, в связи с чем груз был испорчен, а заказчик понес убытки, суд принимает сторону экспедитора (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4.09.2000 г. N АЗЗ-8092/99-С1-ФО2-1762/00-С2).

Согласно п. 3 ст. 801 ГКРФ условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Действующие правила транспортно-экспедиционного обслуживания не содержат исчерпывающих сведений об информации, необходимой для осуществления надлежащей транспортно-экспедиционной деятельности. Поэтому все вопросы, связанные с информацией о грузе и условиях его перевозки, а также с формой, в которой данная информация доводится до сведения экспедитора, должны быть решены соглашением сторон.

Экспедитору, в частности, может потребоваться информация о направленных перевозчику заказах и заявках, о транспортных и иных условиях заключенных клиентом контрактов на поставку товаров, о порядке расчетов за поставленную продукцию, о заключенных клиентом договорах, об организации перевозок и т.п.

Экспедитор обязан тщательно проверить полученную информацию и запросить у клиента в случае необходимости дополнительные данные. Вопрос о том, в какие сроки экспедитор должен известить клиента о выявленных недостатках информации и запросить дополнительные сведения, решается в соглашении сторон. Если подобное условие не согласовано, то экспедитор должен действовать разумно и добросовестно, с тем чтобы его промедление не привело к невозможности дальнейшей деятельности и убыткам клиента.

Экспедитор имеет право не приступать к исполнению своих обязанностей до представления необходимой ему информации. Он может воспользоваться этим правом не только тогда, когда необходимая информация не представлена полностью, но и при ее неполноте и наличии недостатков, если, несмотря на своевременно сделанный экспедитором запрос, клиент не восполнил недостающую информацию или не устранил ее недостатки.

Невыполнение клиентом условий по представлению информации может привести к убыткам экспедитора, которые клиент обязан возместить. Если соглашением сторон, законами, иными правовыми актами для данного вида отношений не предусмотрено иное, убытки подлежат возмещению в полном объеме (ст. 15 ГК РФ) и по основанию, предусмотренному ст. 401 ГК РФ (т.е. независимо от вины клиента, поскольку транспортно-экспедиторская деятельность является предпринимательской).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор обязан возместить клиенту убытки в полном объеме, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст. 15 ГК РФ). Клиент вправе также потребовать от экспедитора уплаты предусмотренной договором или законом неустойки в том случае, если клиент сможет вину экспедитора доказать (постановление ФАС Московского округа от 12.08.03 г. N КГ-А40/ 5600-03).

Так как деятельность экспедитора является предпринимательской, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции наступает по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 401 ГК РФ.

Если соглашением сторон или законом не предусмотрено иное, экспедитор несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы - чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (постановление ФАС Московского округа от 23.09.03 г. N КГ-А40/6885-03 - ответчик (экспедитор) не доказал невозможность надлежащего исполнения обязательства по сохранности груза).

В части 2 ст. 803 ГК РФ предусмотрен особый случай ограничения ответственности экспедитора. Если неисполнение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки перевозчиком, то ответственным перед клиентом, указанным в транспортном документе, например, в качестве отправителя или получателя груза (или самим экспедитором, если он заключал договор перевозки от своего имени), является перевозчик. В этом случае в соответствии с условиями договора транспортной экспедиции экспедитор обязан обеспечить клиенту возможность возмещения убытков и штрафов перевозчиком.

Если нарушение экспедитором этой обязанности привело к невозможности компенсации перевозчиком потерь клиента, ответственным перед ним будет экспедитор (при доказанности ненадлежащего исполнения обязанностей перевозчиком) по основаниям и в объеме, которые установлены законодательством для ответственности перевозчика.

Если экспедитор и перевозчик выступают в одном лице, ответственность (если она будет доказана в суде) в любом случае наступает для экспедитора-перевозчика. Единственное обстоятельство, освобождающее от ответственности, - форс-мажор (перевозчик не может нести ответственность за утрату груза, поскольку утрата произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ответчик действовал с той же степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, -постановление ФАС Московского округа от 1.08.03 г. N КГ-А40/5118-03-П).

Высший арбитражный суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание арбитражных судов на необходимость проверять причины, по которым перевозчик отказался возместить клиенту стоимость его потерь при перевозке. Если эти причины были связаны, например, с тем, что транспортный экспедитор не потребовал составления коммерческого акта о недостаче груза, то арбитражный суд должен рассмотреть вопрос об ответственности транспортного экспедитора, а не перевозчика перед клиентом (постановление президиума ВАС РФ от 2.11.99 г. N 2304/98).

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54618/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2570

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

AXELOT завершил проект автоматизации управления и учета имущества в ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» «Талосто» управляет бизнесом вместе с SAP ERP Во время кризиса объем рынка транспортно-логистических услуг России сократился на 8% ГК «Эспро» изменила концепцию развития Открытия и уроки кризиса Оформить товар можно и за тысячи километров Парфюмеры заявляют о себе Транспортный контроль передадут таможенникам Трассу «Москва - Санкт-Петербург» начнут строить в октябре Холодильники нужны больше всех