Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

О полномочиях таможни

О полномочиях таможни



Оперативные работники таможни могут потребовать от торгового предприятия в устной форме, без письменного постановления начальника таможни о проведении проверки предъявления коммерческих документов на реализуемый товар, счетов-фактур и грузовых таможенных деклараций. Независимо от предоставления документов товар может изыматься.

Что это – беспредел или защита закона?

Уже давно никого не удивляет некоторая импульсивность, с которой государственные органы исполняют свои обязанности. Наверное, нет в России организации, которая не столкнулась в своей деятельности с некоторыми перегибами госорганов. Особенно часто встречаются такие перегибы в деятельности налоговых органов и органов МВД. Не отстают от них и представители таможни. Но можно ли считать их действия незаконными? Или они просто работают так, как должны работать? На эти вопросы мы попытаемся ответить в нашей сегодняшней статье.

Для того чтобы разобраться, превышают ли таможенники свои полномочия, необходимо изучить те функции, которыми их наделило законодательство. При этом нельзя изучать функции таможни, предусмотренные исключительно таможенным законодательством. Ведь таможенники осуществляют еще функции налоговых и следственных органов. Но обо всем по порядку.



 ТУМАННЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ

При рассмотрении вопроса о правах и обязанностях таможенных органов в рамках таможенного законодательства будем использовать в качестве источников не только Таможенный кодекс (далее – ТК РФ), но и Федеральный закон «О службе в таможенных органах РФ» от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ. Статья 16 вышеуказанного закона в самом общем виде формулирует основные права и обязанности таможенников.

В частности, сотрудник таможни имеет право:
получать информацию и материалы, необходимые для осуществления его деятельности;
посещать организации независимо от форм собственности (причем цель визитов в законе не указывается!);
принимать решения по вопросам своей компетенции;
применять физическую силу, спецсредства и оружие в случае необходимости.

Как видно из формулировок, права сотрудников таможни сформулированы в самом общем виде. Это дает возможность в случае необходимости трактовать их соответствующим образом. Однако ТК РФ уточняет не только права таможенников, но и их функции. Взаимосвязь функций и прав очевидна. Ведь именно для осуществления той или иной функции законодательство предоставляет таможне определенный набор прав. В принципе в соответствии со статьей 402 ТК РФ компетенция каждого конкретного таможенного органа определяется соответствующей службой. Тем не менее ТК РФ содержит перечень функций, прав и обязанностей таможенных органов.

В частности, статьей 403 ТК РФ к функциям таможенных органов отнесены:
взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей, контроль над правильностью исчисления и своевременность их уплаты;
обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу;
борьба с контрабандой и иными преступлениями и правонарушениями, совершаемыми в сферах деятельности, относящихся к их компетенции и т. д.

Здесь приведены лишь те функции, которые имеют хоть какое-то отношение к реальной работе таможенников. На самом деле, статья 403 ТК РФ содержит куда больший перечень функций таможенных органов, в том числе ведение таможенной статистики и научно-исследовательские работы в области таможенного дела, и это не может отрицательно сказаться на деятельности коммерческих структур. Чего нельзя сказать об их должностных правах и обязанностях, установленных статьей 408 ТК РФ.

В частности, к правомочиям таможенных органов отнесены:
требование документов и сведений, необходимость представления которых обусловлена действующим законодательством;
проверка у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документов, удостоверяющих их личность;
использование средств связи или транспорта, принадлежащих организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении;
документирование, а также фиксирование отдельных фактов с помощью технических средств (видео- и аудиозапись и т. д.);
получение от государственных органов, организаций и физических лиц информации, необходимой для осуществления своих функций;
предъявление в судебных органах исков и заявлений о принудительном взыскании таможенных пошлин и налогов.


 ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ

Разумеется, таможенные органы могут обладать и другими правомочиями, которые могут быть необходимы для решения конкретных задач.
В частности, ряд статей ТК РФ регулирует вопрос применения физической силы, оружия и спецсредств. В принципе все вышеуказанные полномочия формулируются одинаково – могут быть использованы для пресечения правонарушения, попытки нападения или сопротивления сотруднику таможенного органа, для задержания подозреваемого.

Ограничение права таможенников на применение крутых мер состоит в том, что необходимо соизмерять применяемые меры и степень критичности ситуации.
Если таможеннику, условно говоря, помахали рукой из автомобиля, который он остановил, это еще не является правонарушением, и применять спецсредства он не имеет права. А вот если автомобиль, несмотря на его требование остановиться, проехал мимо, таможенник имеет право открыть огонь по машине.

Традиционно законодательство запрещает применять спецсредства, оружие и силу к беременным, инвалидам и малолетним. Однако из этого традиционного правила есть не менее традиционное исключение: к указанным категориям можно применять соответствующие меры в том случае, если они осуществляют вооруженное нападение.


 БЕЗ ПРАВА НА РАЗГЛАШЕНИЕ

В соответствии с действующим законодательством таможенные органы обязаны использовать полученную информацию только в таможенных целях. Это означает, что таможенники должны использовать полученные данные только для осуществления своей деятельности. Полученная информация должна охраняться. Более того, при разглашении соответствующей информации организация, пострадавшая от распространения информации, имеет право потребовать возмещения всех убытков.

При сборе информации, касающейся юридических и физических лиц, таможенные органы имеют право собирать информацию, касающуюся не только местонахождения организации, но и частоты перевозок, состава имущества и т. д. Накопленная информация может послужить базой для аналитических исследований.

Также законодательством предусмотрена ответственность работников таможни за принятие неправомерных решений и осуществление неправомерных действий. Если было принято решение, несоответствующее действующему законодательству, его могут обжаловать. По результатам обжалования решения таможенные органы, которые его вынесли, могут быть привлечены к ответственности.

Обжаловать решения и действия таможенных органов можно либо в вышестоящих органах, либо в арбитражном суде (ст. 46 ТК РФ). Причем даже если вы и отказались от права обжалования, такой отказ недействителен. Основным ограничением является срок подачи жалобы: она должна быть подана в течение трех месяцев с момента, когда лицу стало известно об оспариваемом решении (действии) или когда истек срок для принятия такого решения.


 КОНТРОЛЬ, ЕЩЕ КОНТРОЛЬ

Основной проблемой является крайне расплывчатая, общая характеристика полномочий таможенных органов в законодательстве. И лишь при дальнейшем изучении законодательства, в частности норм, посвященных таможенному контролю, мы можем говорить о неких конкретных полномочиях. Статья 366 ТК РФ содержит в себе перечень форм таможенного контроля.

К ним относятся:
проверка документов и сведений;
устный опрос;
получение пояснений;
таможенное наблюдение;
таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
личный досмотр;
проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
таможенная ревизия.

Прежде чем несколько подробнее рассмотреть каждую из форм контроля, хочется отдельно остановиться на вопросе получения информации таможенными органами. Как установлено статьей 363 ТК РФ, таможенные органы имеют право в целях проверки достоверности сведений затребовать от организаций коммерческую документацию (очевидно, под данным термином подразумеваются договоры и иные документы), бухгалтерские документы, сведения о регистрации проверяемой организации, справки от кредитных организаций и т. д.

Таким образом, круг получаемой информации весьма широк. Сама проверка осуществляется путем сравнения информации, полученной из разных источников.


 УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО ИЛИ КИРИЛЛИЦА

Вернемся к таможенному контролю. Если с проверкой документов и сведений все понятно (проверяется правильность оформления документа и соответствие действительности отраженной в нем информации), то понять различие между устным опросом и пояснениями можно, лишь внимательно вчитавшись в соответствующие статьи ТК РФ.

Единственным отличием двух указанных форм контроля является то, что пояснения оформляются в письменном виде. Возникает вполне резонный вопрос: что дает таможенникам получение устных пояснений? Ведь они не подлежат фиксированию. Это значит, что в случае необходимости ссылку на устные пояснения будет нечем подтвердить. Правда, законодательство оставляет таможенникам лазейку. В статье 368 ТК РФ, посвященной устному опросу, указано, что опрос не фиксируется в письменном виде. Однако ничего не сказано про аудио- и видеозапись.


 А ГЛАЗ КАК У ОРЛА

Таможенное наблюдение заключается в слежке. Фактически таможенники изучают путь следования перемещаемых товаров. Причем воспрепятствовать этому нет никакой возможности, поскольку форму наблюдения (скрытое или явное, с применением записывающих устройств или без них) выбирают сами таможенники.

Осмотр грузов, транспортных средств и багажа – наиболее простой способ контроля. Однако он является и самым удобным. Правда, если груз придется вскрывать, процедура сразу усложнится. Даже название изменится. Если ваш груз распаковали (вскрыли контейнер, нарушили пломбы или сняли печати), знайте – к вам применили таможенный досмотр. Отличие от осмотра только в том, что контейнеры и упаковка грузов вскрываются работниками таможни.

Если таможенники заподозрят, что некое физическое лицо пытается незаконно ввезти или вывезти товары, к такому лицу могут применить самую суровую форму контроля: личный досмотр. Досмотр должен производиться лицом того же пола, что и досматриваемый. Причем лицу необходимо объявить о досмотре до его проведения. Проверка маркировки товаров и осмотр помещений и территорий являются чисто техническими формами контроля. Разумеется, таможенники знают, как должен быть маркирован тот или иной товар.

Единственным способом выявить нарушение правил маркировки является сочетание сразу нескольких форм контроля: проверки маркировки, досмотра товаров и проверки документации. В противном случае у таможенников просто не будет возможности получить полную информацию. Осмотр помещений, как правило, проводится в целях проверки наличия товаров. Причем проверка жилых помещений запрещена законом.

Таможенная ревизия имеет своей целью проверить, действительно ли существуют те товары, которые заявлены в документах. Ревизия является комплексной документальной проверкой достоверности всех сведений (проверяются декларации, бухгалтерские документы и т. д.). Причем если будут выявлены несоответствия, товары могут быть арестованы.


 ШИВА МНОГОРУКИЙ

Все вышеизложенное является лишь кратким обзором всего того, что могут сделать таможенники. Однако, как уже было отмечено выше, они наделены гораздо более широкими полномочиями, поскольку сочетают в своей деятельности еще и функции налоговых органов и органов, осуществляющих оперативно-следственные мероприятия.

В соответствии со статьей 33 НК РФ таможенные органы наделены правами и обязанностями налоговых органов, необходимыми при осуществлении их деятельности. Однако, как определить, что относится к их деятельности, а что нет, нигде не указано. Поэтому существует вероятность того, что таможенные органы в отдельных случаях могут использовать все полномочия налоговых органов. Со всеми последствиями для провинившейся организации.

Обязанности налоговых органов по соблюдению законодательства и консультированию заинтересованных лиц относительно существующих налогов легко выполнимы. Ведь чтобы доказать, что налоговые или таможенные органы нарушают законодательство, необходимо идти в суд. Гораздо интереснее изучить перечень прав налоговых органов. К ним относятся и требование документов, подтверждающих исполнение обязанностей налогоплательщика, и выемка документов, относящихся, по мнению соответствующих органов, к допущенным организацией нарушениям законодательства, и налоговые проверки.

Также к таможенникам «перешли» права:
вызывать для дачи объяснений;
осматривать помещения;
требовать от банков документы, подтверждающие исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате обязательных платежей;
ходатайствовать об отзыве у организации лицензии;
предъявлять иски в суд и т. д.

А что значит для организации, специализирующейся, например, на торговле алкоголем, отзыв лицензии?
Фактически организация не сможет работать. Она не зарабатывает деньги, а значит, медленно умирает. Партнеры требуют компенсацию за неисполнение обязательств, а денег взять неоткуда. Опираясь на предоставленные права, таможенники могут действовать так, как им угодно. Любая организация предпочтет выполнить требования таможенных органов, чем потерять лицензию или прекратить свое существование.

И как понять, относится ли право ходатайствовать об отзыве лицензии организации к деятельности таможенников или нет?

Однозначного ответа на этот вопрос просто не может быть. Значит снова нужно идти в суд и выяснять, насколько правомерны подобные действия таможенных органов. А это опять потеря драгоценного времени.


 ПОД КОЛПАКОМ У ВЕРЕЩАГИНЫХ

Еще одна сфера, где таможенным органам предоставлены широкие полномочия, – оперативно-розыскная деятельность. В соответствии со статьей 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» таможенные органы входят в число тех, кто может осуществлять соответствующие действия. В отличие от ситуации с налоговыми органами, таможенники не пользуются правами в своей сфере, они фактически приравнены к органам МВД.

Вот лишь некоторые из оперативно-розыскных мероприятий:
опрос;
наведение справок;
наблюдение;
контроль почтовых отправлений;
прослушивание телефонов;
оперативное внедрение и т. д.

При таких полномочиях таможенные органы могут осуществлять практически любое давление на коммерческие структуры, и все это будет в рамках действующего законодательства.
Конечно, неприятно, когда таможенные органы начинают действовать как спецназ или налоговики. Однако, как видно из всего вышесказанного, они имеют на это право. Сегодня таможенные органы наделены широкими полномочиями, которые позволяют им действовать быстро и жестко как в отношении нарушителей законодательства, так и в отношении законопослушных организаций.

Теперь, если вам кажется, что таможенники действуют слишком жестко, перечитайте их права – окажется, что они могли действовать еще жестче.
Если услышите стук в дверь, не пугайтесь – это работает таможня.
Все в рамках Закона.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54660/

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2282

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом