Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистика

Логистика



Определение логистики
Логистическая цепочка создания стоимости
Функции логистики
Стратегия и тактика логистики
Заключение
Обзор


Термином “логистика” обозначается любая деятельность, связанная с планированием и осуществлением движения товаров от источника материалов или готовой продукции до пункта потребления. Исторически логистика была в основном сферой деятельности военных и применялась при поставках провизии, одежды, техники и припасов к войскам, а также транспортировкой самих войск. Важность логистики в современных операциях признают все военачальники.


Хотя в коммерческой и некоммерческой деятельности функции логистики не всегда заметны и четко определены, транспортировка, хранение и уровень сервиса здесь не менее важны, чем в армии. В прошлом высшие руководители компаний не всегда осознавали важность интегрированной логистики, в том числе важность для конкурентоспособной фирмы. В последнее время с развитием таких философий подхода к производству, как just-in-time, управление тотальным качеством, удовлетворение покупательского спроса и оперативность реагирования, роль логистики в работе фирмы значительно возросла. При правильно спланированной логистической деятельности обеспечивается своевременные поставки неповрежденных товаров, а значит, и удовлетворение покупателей. Важность логистики и в популярной литературе по менеджменту.


В любой сделке покупатель хочет получить девять “нужных вещей”: нужный товар, нужного качества, в нужном количестве, в нужном месте, в нужное время, в нужном виде, в нужной упаковке и с нужной информацией. Во всем этом важную роль играет логистика. В данной статье рассматривается роль логистики в удовлетворении покупательского спроса, включая действия по выполнению миссии логистики и ее место в корпоративной стратегии. Статья начинается с формального определения логистики и обсуждения ее роли как одного из элементов маркетинга-микс. Далее рассматриваются потоки в логистической цепочке создания стоимости, ее цели и функции. В заключительной части статьи обсуждаются современные аспекты логистики, приводятся примеры ее удачного применения в передовых фирмах для выполнения миссии и сохранения конкурентного преимущества. Завершается статья выводами и рекомендациями по дальнейшему изучению темы.
Определение логистики


Совет по логистике, крупнейшая профессиональная логистическая организация в США, определяет логистику как “процесс планирования, внедрения и контролирования эффективного и рационального движения и хранения товаров, услуг и связанной с ними информации на их пути из пункта производства к пункту потребления с целью удовлетворения покупательского спроса” (Council of Logistics Management? 1995). Здесь следует дать некоторые комментарии.

Во-первых, как следует из определения, логистика включает в себя работы по проектированию (планированию), управлению (внедрению) и оценке (контролю) деятельности фирмы, связанные с движением готовой продукции к покупателем. Таким образом, в задачу логистики входит множество разных функций одновременно. Проектирование и планирование и планирование включает в себя выбор посредников-дистрибьютеров (в том числе оптовиков, розничных торговцев, поставщиков услуг) и перевозчиков (включая выбор способа перемещения товаров: автомобильным, железнодорожным или воздушным транспортом), способных обеспечить необходимый уровень сервиса. Управленческий аспект логистики включает в себя календарное планирование системы поставок, обработку заказов, отбор и отправку товаров. Оценка включает в себя мониторинг всей деятельности – слежение за тем, чтобы логистическая деятельность, с одной стороны, удовлетворяла покупателей, а с другой – эффективно использовала ресурсы фирмы. В качестве типовых оценочных показателей можно назвать уровень сервиса, затраты, производительность, загрузку основных средств и качество.

Во-вторых, хотя исторически логистика связана с перемещением товаров, в современном определении она также включает в себя услуги и информацию. Обычно покупателям нужно, чтобы товары, услуги и соответствующая информация поступали к ним одновременно; например, вместе с заказанным продуктом клиент хочет получить накладную документацию, руководство пользователя, информацию о гарантиях и счет. В-третьих, логистика подразумевает движение и хранение продуктов на всем их пути из пункта производства в пункт потребления; в частности, это касается движения материалов и комплектующих от поставщиков к местам производства и движения готовой продукции к распределительным центрам и в конечном счете к покупателям.

Логистика – это самостоятельная дисциплина; вместе с тем нужно отметить, что она является одной из важнейших составляющих маркетинговой деятельности фирмы. Как известно, маркетинг—микс состоит из решений о товаре, цене, продвижении и мете, вместе делающих предложение фирмы наиболее выгодным для покупателей. Роль логистики в обеспечении своевременной поставки напрямую связана с элементом “место”. 

При разработке маркетинговой стратегии фирма должна принять несколько решений о “месте”, в том числе:
с какими оптовыми торговцами или дистрибьютерами следует работать;
насколько велик будет обслуживаемый географический регион;
в каком типе розничных магазинов будут (если будут) продаваться товары;
должна ли фирма производить про запас (выпускать продукцию в соответствии с прогнозом или планом будущего спроса) или на заказ (для конкретных покупателей);
как в движении запасов и распределении продукции (составлении заказов) будут использоваться информационные технологии


Логистическая цепочка создания стоимости




 
 Логистическая цепочка создания стоимости – концептуальное представление всей деятельности, связывающей предприятие и его покупателей как единый процесс со своими целями. На практике эта цепочка может состоять из одной вертикально интегрированной фирмы, контролирующей все действия от закупки сырья и материалов до розничной продажи (типичные примеры можно найти в нефтехимической промышленности), или из нескольких фирм, включая поставщиков материалов, производителей, оптовиков, розничных торговцев и перевозчиков. 


На рисунке изображена типовая цепочка создания стоимости и потоки товаров и информации. Поток информации состоит из данных о продажах, прогнозов и заказов, которые должны быть переведены в планы распределения готовой продукции, производства и закупок необходимых материалов. С появлением физических продуктов возникает материальный поток с добавленной стоимостью, который в конечном счете приводит к переходу права собственности на готовый товар к покупателям на оговоренных условиях сделки. Таким образом, в идеале логистический процесс нужно рассматривать не в контексте традиционных функций, таких как транспортировка и складирование, а как два взаимосвязанных потока, информационный и производственный.


Потоки в цепочке создания стоимости


  
Логистика на предприятии начинается с отправки материалов или комплектующих от фирмы-поставщика и заканчивается, когда производственный или обработанный продукт доставляется покупателю. По мере движения товаров к конечному потребителю и создания необходимых покупателям ассортимента и количества в этом процессе создается добавленная стоимость. Чем больше материал превращается в готовый продукт и чем ближе он к конечному потребителю, тем дороже он становится. На производственных фирмах следует учесть еще и движение запасов незавершенного производства. Стоимость каждого компонента и затраты на его перемещение также включаются в добавленную стоимость. Последнее увеличение добавленной стоимости происходит в тот момент, когда право собственности на продукт переходит к покупателю в удобном для него месте и времени. Покупатель воспринимает стоимость как возможность приобрести нужный товар, в нужном количестве, в нужное время и с нужной информацией. 

Один из подходов к изучению логистики на предприятии состоит в разделении ее на три сферы, как показано на рисунке (в среднем блоке): 
физическое распределение, 
производственную логистику и снабжение. 

На типовом предприятии эти три сферы будут, конечно, перекрываться, однако если каждую из них рассматривать как составляющую процесса по созданию добавленной стоимости, то из этого можно извлечь уникальные для каждой сферы выгоды и одновременно повысить общую эффективность. Основная задача интегрированной логистики состоит в координации всего движения материалов и уменьшении избытков и отходов, поскольку и те, и другие приводят к экономическим потерям. При цельном подходе к логистике в расчет принимается управление материалами, полуфабрикатами и готовой продукцией на всем пути следования между поставщиками, производителями, оптовыми торговцами и покупателями фирмы. В этом смысле логистика есть стратегическое управление движением и хранением товаров и материалов.

Однако, и это также видно из рисунка, в цепочке добавления стоимости существует второй ключевой поток, а именно поток информации. Этот поток несет данные о покупателях и новых заказах, обновляет сведения о состоянии заказа и инициирует физическую деятельность по выполнению заказов. Поскольку стоимость информационных технологий снижается, а потребность в устранении неопределенностей на производстве растет, информационный поток в логистике может служить одним из основных средств создания добавленной стоимости. Чем более точна, своевременна и релевантна информация, тем меньше потребность в человеческих, финансовых и материальных ресурсах, необходимых для выполнения миссии логистики, и тем больше добавленная стоимость.
Операционные цели цепочки создания стоимости


При разработке и управлении логистической системой каждая фирма и ее партнеры в цепочке создания стоимости должны стремиться к выполнению шести противоречащих друг другу операционных целей одновременно. Эти цели определяют успех в логистике.

1. Быстрое реагирование говорит о способности фирмы удовлетворить требования покупателя точно в срок. Как уже отмечалось, ключевая потребность покупателя состоит в том, чтобы продукты имелись в продаже или могли быть своевременно доставлены. Удовлетворение этой потребности может быть источником конкурентного преимущества.

2. Минимум сбоев — эта цель связана с устранением непредвиденных сбоев в работе логистических систем. Задержки при получении заказа, простои на производстве, повреждение товаров или колебания спроса могут привести к отклонениям, которые в эффективной системе должны обнаруживаться и компенсироваться.

3. Минимум запасов — цель, связанная с объемом задействованных активов и относительной скоростью их оборачиваемости. Под объемом задействованных активов понимается стоимость находящихся в системе товарно-материальных запасов; ее нужно сводить к минимально возможной величине, не забывая при этом о запланированном уровне сервиса и стремясь к минимизации общих затрат на логистику. Относительная скорость их оборачиваемости — это скорость движения товарно-материальных запасов через систему. Чем выше скорость, тем меньше продукт задерживается на пути от производителя к покупателю.

4. Максимальная консолидация движения призвана помочь снизить транспортные затраты. На транспортировку приходится основная масса логистических затрат; в целом с увеличением расстояния растут затраты на транспортировку и вероятность повреждения товара. Чем больше размер доставляемой партии, тем меньше транспортные расходы на единицу веса. Однако это не означает, что транспортировка крупными партиями — единственно выгодный вариант; во многих логистических системах используются высокоскоростные и малообъемные средства перевозки, такие как экспресс-доставка по воздуху. По такому принципу работают услуги срочной доставки, и стоят они соответственно дорого.

5. Тотальное качество по существу означает непрерывное улучшение всех без исключения составляющих качества. Если покупателю доставляется поврежденный, бракованный или вообще не тот товар, взыскать логистические расходы на его хранение и транспортировку уже невозможно. Повторная доставка вследствие ошибок или повреждений продукта в пути стоит гораздо дороже, чем изначально правильный подход к делу. Улучшение качества логистики является одним из основных элементов непрерывного улучшения качества в масштабах всей организации.

6. Поддержка на протяжении всего срока службы — финальная цель в логистике. Очень немногие товары продаются без гарантий того, что продукт будет должным образом (как указано в рекламе) выполнять свои функции на протяжении некоторого периода времени; некоторые товары, например копировальное оборудование, приносят основную прибыль не в момент продажи, а за счет послепродажного обслуживания и поставки расходных материалов. В логистической системе необходимо предусмотреть возможность поддержки продукта на протяжении всего срока службы, иначе можно упустить выгодные возможности.

Функции логистики


  
Мы рассмотрели логистику в контексте интегрированной цепочки добавленной стоимости. Полезно будет также изучить основные логистические функции. Их четыре: обслуживание покупателей, транспортировка, управление запасами и дистрибуция. Во многих фирмах логистика интегрирована с другими внутренними функциями и с деятельностью внешних поставщиков и покупателей, но перечисленные виды деятельности составляют ядро любой логистической цепочки. 

Обслуживание покупателей — основной способ взаимодействия между фирмой и ее клиентами, когда принимаются и выполняются заказы на продукцию. Помимо приема заказов обслуживание покупателей включает в себя такие функции, как внесение изменений в ранее принятые заказы (покупатель запрашивал один товар, а потом неожиданно захотел другой), обработка запросов о состоянии заказа (компании, занимающиеся посылочными услугами, иногда получают от заказчиков вопросы о дате доставки товаров) и зачастую решение возникающих проблем (например, если доставлен не тот товар). В прошлом обслуживание сводилось в основном к приему и изменению заказов, сегодня все больше внимания уделяется другим аспектам. Умение грамотно принять заказ, удовлетворить потребность покупателя или даже превзойти его ожидания стало нормой. Покупатели ждут, что обслуживающий персонал фирмы предоставит точную информацию о наличии товара, времени доставки, возможностях замены, ценах и вариантах комплектации. Фирмы должны реагировать быстро и гибко, подстраиваясь под требования каждого покупателя с наименьшими общими затратами.

Под транспортировкой понимается контроль за продвижением товара, от производства к распределительным центрам и от распределительных центров к покупателям. Сюда входят выбор способа перевозки, составление графиков движения, маршрутизация и оплата грузоперевозок. В дополнение к управлению поставками транспортная функция отвечает за контроль над эффективностью услуг по перевозке и на улучшение уровня сервиса в части, касающейся транспорта, и все это, разумеется, при одновременном снижении общего объема затрат. Задача управления транспортировкой состоит в минимизации расходов, связанных со всем движением от поставщиков к конечным покупателям. Хотя в транспортировке грузов как отрасли особых перемен как по форме, так и по содержанию не происходило, передовые компании-перевозчики все же предлагают своим клиентам отвечающие их уникальным потребностям, а потому ценные услуги. В качестве примеров можно привести электронное календарное планирование, электронные системы выставления счетов и оплаты, консолидация с другими перевозчиками и хранение грузов. Транспортировка также отвечает за отслеживание сервисных предложений перевозчиков (или других сторонних поставщиков услуг) и оценку возможностей эффективно включить новые услуги в стоимостную цепочку.

Управление запасами связано с контролем и пополнением объемов запасов на производстве и в распределительных центрах. Задача управления запасами заключается в том, чтобы поддерживать достаточный для удовлетворения покупательского спроса объем запасов и минимизировать общий объем задействованных активов. Исторически было принято поддерживать уровень запасов, необходимый для удовлетворения желаемого или запланированного, но не фактического спроса. Сегодня приоритеты сместились в сторону применения информационных технологий для снижения неопределенности, а вместе с ней и лишних запасов. Фирмы с наиболее развитой логистикой собирают информацию о покупательском спросе, маркетинговых планах покупателей, сроках доставки и циклах пополнения запасов, благодаря чему точнее прогнозируют спрос и доводят запасы до уровня спроса.

Дистрибуция отвечает за физические распределительные центры и все, что в них происходит. Таким центрами могут быть здания, офисы, коммуникационное оборудование, складские стеллажи и погрузочно-разгрузочные машины, такие как авто-погрузчики. Под дистрибуцией понимается деятельность по приемке, хранению, отбору заказов и отгрузке. Перед дистрибуцией ставится задача минимизировать расходы на получение, хранение и отправку товаров из распределительного центра. Раньше целью было уменьшение переменных издержек на хранение или перемещение товара внутри склада. Теперь цель не только в этом; более целостный подход заключается в уменьшении величины используемых для поддержки логистики активов при одновременном увеличении операционной гибкости. Уменьшение активов означает изъятие распределительных центров и соответствующего оборудования из баланса предприятия; операционная гибкость необходима для того, чтобы фирма могла принимать как крупные и критичные к срокам реализации заказы, так и мелкие, менее чувствительные к уровню сервиса. Некоторые фирмы пытаются выполнять те и другие заказы исключительно своими силами, другие же стремятся к увеличению гибкости и часть активов заимствуют на стороне, например прибегают к услугам коммерческих или общественных складов.

Управление каждой из этой функций должно быть ориентировано на минимизацию затрат. В то же время важнейшая цель каждой из них — координация логистических услуг, соответствующая запросам покупателей. В этой связи нужно искать компромиссы между функциями с точки зрения затрат. Например, доставка воздушным транспортом может повысить расходы на транспортировку, но общая сумма издержек на логистику при этом снизится благодаря уменьшившимся запасам и текущим расходам на дистрибуцию. Управление логистикой — это еще и поиск таких компромиссов, когда выгода для покупателя остается неизменной или увеличивается, а затраты для фирмы уменьшаются.

Стратегия и тактика логистики

Логистику можно использовать как средство увеличения конкурентоспособности фирмы посредством шести усовершенствований в ее стратегии и тактике. Это интеграция цепочки создания стоимости, оценка эффективности, использование информационных технологий, улучшение коммуникаций, глобализация и основанные на времени стратегии.

Интеграция цепочки создания стоимости

Интеграцией цепочки создания стоимости называют координацию планирования и операционной деятельности в цепочке, включая поставщиков, производителей, дистрибьюторов и розничных торговцев. Под интеграцией понимается, что все участвующие в стоимостной цепочке организации работают в единой системе. Без такой интеграции каждая организация управляет своими запасами так, чтобы защитить себя от неопределенности действий других независимых участников канала. К примеру, розничный торговец знает, что у его поставщика могут возникнуть проблемы, и создает у себя страховой запас продукции. Поставщику, в свою очередь, придется создавать у себя запас на случай проблем у производителя. Поскольку на всех стадиях канала присутствует неопределенность, требуются значительные страховые запасы или совместная координация деятельности.

При интеграции цепочки все управление запасами будет распределено между участниками за счет обмена информацией и разделения обязанностей. Одна из организаций берет на себя функции координатора. Она получает информацию от остальных участников цепочки и перераспределяет ее, тем самым избавляя себя и их от неопределенности. Это, в свою очередь, снижает потребность в страховых запасах. Таким образом, при координации цепочки участники могут обеспечить своим покупателям тот же уровень сервиса, но при меньших запасах; чем меньше запасы, тем меньше средств «заморожено» в оборотном капитале, тем меньше затраты.

Кроме уменьшения объема запасов, интеграция цепочки создания стоимости помогает избавиться от недостатков и в целом наладить работу в других областях, таких как транспортировка, упаковка, маркировка и создание документации. При анализе обработки информации и грузов у каждого участника канала распределения нередко выявляются возможности для сокращения и оптимизации. Для наиболее эффективной интеграции цепочки требуется точное исчисление себестоимости по объему хозяйственной деятельности и уточнение системы оплаты услуг каждого из посредников.

Оценка эффективности

Эффективность логистики повышается также при проведении соответствующих оценок, когда в масштабах всей организации проводят контроль текущей деятельности и ищут возможности для ее улучшения. В роли таких контрольных оценок могут выступать обслуживание покупателей, затраты, производительность, объем задействованных активов и качество. Показателями обслуживания могут служить такие факторы, как темпы выполнения заказов, длительность цикла заказа и быстрота реагирования на запрос покупателей. Показателями затрат могут быть расходы на транспортировку и хранение, приведенные к величине «на заказ» или «на килограмм». Отслеживая логистические затраты на обслуживание конкретных сегментов, можно также судить о прибыльности для фирмы индивидуальных продуктов или методов общения с покупателями. К показателям производительности относятся степень загрузки складских помещений, транспортного оборудования и рабочей силы, а объем задействованных активов и качество могут измеряться при помощи таких стандартных оценок, как скорость оборачиваемости, качество обслуживания и сумма убытков от повреждения товаров.

Для контроля, анализа и отчета об эффективности работы в системах оценки необходимо применять показатели, установленные как высшим руководством компании, так и заложенные в информационную систему. Контроль может осуществляться с использованием технологий мониторинга в реальном времени, таких как штрих-кодирование и сканирование, радиосвязь, бортовые компьютеры транспортных средств. Такие системы позволяют следить за всеми перемещениями товаров и фиксировать их без лишней бумажной документации. На основе собранных данных можно затем находить проблемы в работе и прогнозировать возможные сложности (см. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ).

Информационные технологии

Выше было отмечено, что для повышения эффективности в логистике можно активно применять информационные технологии. В качестве наиболее полезных из них следует выделить оборудование для обработки, хранения и связи, а также всевозможное программное обеспечение. С точки зрения эффективности любые применяемые информационные технологии должны обеспечивать точную, доступную, надежную, гибкую, интегрированную и своевременную информацию.

Информационные технологии в логистике несут две полезные функции. Во-первых, с их помощью ускоряется процесс получения заказов, обработка товаров, отбор, отправка и выставление счетов. Чем быстрее все это происходит, тем меньше длительность цикла заказа с точки зрения покупателя, меньше бумажной работы и ошибок, а значит, и затрат. Если фирма может быстро отвечать на запросы покупателей, она уменьшает для себя неопределенность в отношении колебаний спроса и сроков выполнения заказов, и таким образом избавляется от необходимости лишних страхующих запасов. Во-вторых, информационные технологии плодотворно сказываются на планировании и оценке альтернатив. Для этого можно использовать средства поддержки принятия решений, способные повысить скорость, точность и полноту логистических решений (см. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАРКЕТИНГЕ).

Коммуникации

Эффективные коммуникации в реальном времени между производством и распределительными центрами, между партнерами по цепочке создания стоимости также работают на благо логистики. Коммуникации должны обеспечивать поступление как повседневной тактической информации, такой как состояние заказов и запасов, так и долгосрочной стратегической информации о разработках продуктов и маркетинговых планах. Конечно, все эти сведения можно передавать по обычной почте, но это слишком медленный канал, да и вообще мало подходит для целей логистики; исторически сложилось, что передача информации по почте стоит дорого и подвержена множественным ошибкам. Непрерывный обмен тактической и стратегической информацией, включая заказы, сведения о состоянии запасов, уведомления об отправке грузов, счета-фактуры, оплату, планы разработок и маркетинга, в наше время в основном осуществляется с помощью электронных средств связи. Многие торговцы товарами массового спроса используют спутниковую связь, при помощи которой ежедневно сообщают об объемах продаж и тем самым обеспечивают себе быстрое и точное пополнение запасов. Коммуникации уменьшают задержки поступления информации и способствуют принятию верных решений, что в конечном счете выливается в меньший финансовый и имущественный риск.

Глобализация

Современная логистика все чаще выходит на мировой уровень. Глобальное снабжение, при работе с наиболее выгодными поставщиками, позволяет снизить расходы на сырье и материалы, глобальный маркетинг открывает перспективы роста в виде новых регионов и покупателей. Однако при всех достоинствах глобализации перед фирмой, работающей за пределами своей привычной географической территории, встает ряд логистических проблем. Это и увеличившиеся расстояния перевозки (повышаются как затраты на доставку, так и риск при транспортировке), и возросший объем документации (необходимость соответствовать местным требованиям по таможенному оформлению, перевозке грузов, выписке счетов и страхованию), и разнородность покупателей (что особенно влияет на технические характеристики и упаковку). Все это предъявляет дополнительные требования к логистике. И, тем не менее, потенциал роста обычно перевешивает связанные с этим возросшие логистические затраты. Поэтому все больше и больше компаний учатся эффективно управлять логистикой в глобальном масштабе.

Стратегии, основанные на времени

Основанные на времени стратегии могут быть ключевым фактором эффективности логистики. В них координация действий участников цепочки строится так, чтобы снизить рабочее время цикла и повысить скорость движения товарно-материальных запасов. В качестве примеров стратегий, основанных на времени, можно привести философию just-in-time, системы быстрого реагирования, непрерывного пополнения запасов и дискретного (профильного) пополнения запасов по мере подхода к верхнему или нижнему критическому уровню.

Just-in-time — стратегия, в которой поступление материалов организовано в точном соответствии с требованиями производства. Главным в системе JIT является относительно постоянный план производства. Между JIT другими основанными на времени стратегиями существует неявное отличие: JIT ориентируется на производство, в то время как все остальные стратегии — на рынок. Во втором случае приходится принимать во внимание и реагировать на колебания рыночного спроса, а они, как правило, менее предсказуемы, чем производственный план.

Система быстрого реагирования — это общекорпоративная программа по обеспечению уровня сервиса, соответствующего способам совершения покупок у партнеров фирмы. В ее основе лежит мониторинг розничных продаж и затем распределение полученной информации по всей цепочке создания стоимости, дабы необходимые продукты были изготовлены и поставлены в нужное время и в нужном количестве. В типичной системе быстрого реагирования розничные торговцы направляют заказы производителям в электронной форме; производитель находит наиболее эффективный способ выполнения заказа и заранее сообщает торговцу о планируемом времени поступления заказа, так чтобы можно было планировать использование рабочей силы и доставку. Такой замкнутый цикл опять же снимает часть неопределенности, уменьшает общие затраты на логистику и задействованные материальные запасы, а также, как правило, позволяет улучшить сервис.

Стратегия непрерывного пополнения запасов представляет собой расширение системы быстрого реагирования и позволяет отказаться от заказов на возобновление запасов. Ее цель заключается в создании настолько гибкой и эффективной цепочки поставок, что запас продукции в розничной сети будет непрерывно пополняться. Производитель принимает на себя обязательство поддерживать оптимальный (по количеству, расцветке, размерам, фасонам) запас продукции у торговцев и использует для этого ежедневно обновляемые данные об объеме розничных продаж и поставках со складов. Стратегия профильного пополнения представляет собой еще один шаг вперед: производителю дается право исходя из знания рынка и товарной категории предугадывать, какие товары потребуются в будущем. «Профиль» — это комбинация определенного размера, расцветки и др. характеристик ходового товара в категории. Обычно составление такого профиля или непосредственно заказа входит в обязанности розничного продавца. Когда этим занимается производитель, продавец избавляется от необходимости следить за объемами продаж и запасов наиболее ходовых товаров.

Основанные на времени стратегии показывают, как при правильной координации логистики в канале распределения может произойти выгодное участникам перераспределение обязанностей и устранение лишних операций. Например, поскольку информационные технологии создают общую прозрачность и позволяют избавиться от неопределенности, производитель может взять на себя управление запасами оптовиков и розничных торговцев. Последние вследствие большей точности работы поставщиков могут отказаться от некоторых операций, например сверки счетов-фактур. Перечисленные стратегии уменьшают задержки и длительность цикла, тем самым снижая затраты на логистику.

Заключение

Логистика занимается планированием, осуществлением и контролированием движения товаров от поставщиков через участников стоимостной цепочки к конечным потребителям и поэтому является одной из важнейших бизнес-операций. В среднем на долю логистики приходится 11% валового внутреннего продукта; в этой сфере занято приблизительно 20% рабочей силы США (Bowersox and Closs, 1996).

Эффективность логистики в развитых и слаборазвитых странах разительно различается. В первом случае ситуации, когда у фирм кончается запас какого-либо продукта, время от времени случаются, однако даже тогда в подавляющем большинстве случаев покупателю может быть предложена замена или другой источник поставки. В развивающихся странах и странах третьего мира неразвитая экономика и слабые логистические системы являются весомой причиной отсутствия и относительной дороговизны товаров на прилавках (Guigley, 1991).

Повышение спроса и глобализация будут предъявлять к логистике все более высокие требования. Покупателям требуются все более специализированные товары и услуги из многочисленных источников — отсюда потребность в логистических системах, допускающих большое разнообразие продуктов и альтернативных способов распределения. Покупатели все пренебрежительнее относятся к стандартизованным товарам, а логистические системы соответственно становятся все сложнее. Современная логистика должна обеспечивать широкий ассортимент продуктов в разных конфигурациях упаковки и разных формах продажи. Перед глобальной логистикой стоит задача поддержки снабжения и маркетинга между различными географических областями; эта поддержка опять же ведет к увеличению разнообразия товаров, расстояний, затрат, документации, и все это, в свою очередь, усложняет логистику.

Правильно организованная логистика может противопоставить всему этому значительное конкурентное преимущество, которое она создает для фирмы. Стратегические и тактические приемы, такие как интеграция цепочки создания стоимости, оценка эффективности, использование информационных технологий, улучшение коммуникаций, глобализация и основанные на времени стратегии, позволяют фирмам обеспечивать своим покупателям существенную выгоду, будь то время, деньги или иные показатели. Поскольку данные приемы не могут быть с легкостью переняты соперниками по рынку, логистику можно рассматривать как источник устойчивого конкурентного преимущества.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54714/

Donald J. Bowersox, David J. Closs
Michigan State University
Литература:
Bowersox D.J. and Closs D.J. (1996) Logistical Management: The Integrated Supply Chain Process, New York: McGraw-Hill.

Council of Logistics Management (1995) What It’s All About, Chicago, IL: Council of Logistics Management.

Guigley H. (1991) “Eastern Europe waits for logistics”. Transportation and Distribution (February): 50-4.

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 9200

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Как вырваться из офиса Как понимать морского перевозчика Андрей Голубчик Калининградская таможня дала пояснения о процедуре оплаты таможенных пошлин Конференция. Логистические центры Сибири -2010 «Транспорт как звено логистической цепи» Логистика как фактор стратегического развития предприятия Медведев подписал три закона Можно ли увольнять топ-менеджмент? Национальные особенности торговых центров О взаимосвязи маркетинга и логистики в инновационной экономике Вячеслав УХОВ От пункта пропуска Торфяновка переделали дорогу