Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистический анализ Наталия Тютюненко

ЖУРНАЛ Секрет фирмы   №24 (111),
ИЮНЬ 2005 года

Логистический анализ


Текст: Наталия Тютюненко

Квалифицированных кадров не хватает везде, но в логистике нехватка специалистов просто катастрофическая. Сегодня на рынке большой выбор различных семинаров по логистике, однако получить полноценное образование можно лишь в трех учебных заведениях.
Ни одни курс не обходится без анализа логистики складских помещений

Несуществующая профессия

«В 1997 году мы были уверены в том, что у нас наконец-то появилась в стране логистика, у нас даже лозунг был такой: „Логистика пришла в Россию”,– вспоминает Геннадий Манжосов, исполнительный директор Коммерческого информационного аналитического центра (ООО „КИА центр”), занимающейся обучением логистов.– Однако это заявление было преждевременным. Логистика к нам пришла лишь сейчас».


Сегодня Россия переживает настоящий бум, растет интерес к учебным программам по логистике. Между тем вузы пока не успевают за спросом. Найти логистов в России было сложно всегда: такой специальности нигде не обучали. Работодатели в лучшем случае предпочитали брать людей из МАДИ, который стал своеобразной кузницей кадров. Ситуация изменилась в 2000 году. Шесть российских вузов (ГУ-ВШЭ, РЭА имени Плеханова, ГУУ имени Орджоникидзе, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Санкт-Петербургская государственная инженерно-экономическая академия и Ростовская государственная экономическая академия) набрали экспериментальные группы первого высшего образования для обучения по специальности 062200 «Логистика». В МАДИ, кстати, такой специальности нет до сих пор, хотя есть близкая по тематике «Организация перевозок и управление на транспорте».

Итог эксперимента подведут только в нынешнем, 2005 году, когда первые 126 студентов получат такие дипломы. «Чуть более сотни профессиональных логистов – это капля в море, при том что только в Москве более четырех тысяч компаний имеют в своей структуре соответствующие отделы»,– комментируют ситуацию в Международном центре логистики (МЦЛ) ГУ-ВШЭ.

Кстати, до сих пор многие спорят, как правильно называть специалистов: «логист» или «логистик», так как в обиходе долгое время фигурировали оба термина. Международный центр логистики ГУ-ВШЭ послал специальный запрос на филфак МГУ с просьбой помочь решить эту проблему. Филологи ответили, что еще пять лет тому назад было бы правильно говорить «логистик», но сегодня более литературным является «логист».

Хотя первые программы высшего образования для логистов появились только в 2000 году, всевозможные курсы по логистике читают уже давно. На рынке предлагают десятки семинаров и коротких программ, охватывающих практически все аспекты логистического процесса: транспортная логистика, логистика складских помещений, международная логистика, закупочная логистика, информационная логистика, отдельные курсы по работе с каждым видом транспорта и даже такие нетрадиционные программы, как страховая логистика. Стоимость курсов – от $200 за семинар до 2 тыс. евро за недельное обучение.

Длительные программы обучения в России предлагают лишь три крупных учебных центра. Это Международный центр логистики при ГУ-ВШЭ, «КИА центр» (ведет обучение совместно с Центром повышения квалификации руководящих кадров и специалистов РЭА имени Плеханова), а также координационный совет по логистике при МАДИ. У каждого из них своя специфика.

Комплексный подход

Международный центр логистики (МЦЛ) при ГУ-ВШЭ сегодня является, пожалуй, самым сильным игроком на рынке. Он основан в 1997 году и сейчас может предложить наиболее полный спектр программ, всего около двадцати. Это семинары, программы первого и второго высшего образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации, а также МВА и курс Executive Logistics Manager.

МЦЛ изначально выбрал стратегическую ориентацию на Европу и вступил в Европейский сертификационный комитет по логистике (ECBL), а также вошел в состав Европейской логистической ассоциации (ELA). Так что неудивительно, что основные программы МЦЛ разрабатывались с учетом не только российских стандартов, но и требований ECBL.

Два года тому назад МЦЛ предложил программу МВА со специализацией «Логистика и управление цепями поставок». Содержательная часть программы построена на базе общих требований к программе МВА, то есть первые три семестра слушатели изучают общие предметы: менеджмент, маркетинг, финансы и т. д. Затем 320 часов отводится на профильные дисциплины. Упор в программе МВА, впрочем, как и в других программах МЦЛ, делают на модную сегодня концепцию управления цепями поставок (Supply Chain Management (SCM), см. СФ №05/2005). То есть рассматриваются не только сами логистические процессы, но и их взаимосвязи. «Такое видение действительно помогает. Когда начинаешь рассматривать ситуацию в целом, появляются какие-то дополнительные резервы, о которых и не думал»,– сказал один из слушателей программы.

Такой подход касается всех программ МЦЛ. Так, каждый модуль программы Executive Logistics Manager, которая появилась два года назад, содержит в себе блок знаний, касающихся SCM. Программа стоит 10 900 евро и предназначена для топ-менеджеров, которым сложно выкроить время на систематическое обучение в рабочие дни. Поэтому занятия проходят по выходным, в соответствии с моделью западных executive-курсов.

Кроме того, МЦЛ постарался сделать курс максимально практичным. «Учиться в общей сложности нужно около года. Нам осталось только защитить проекты,– поделился впечатлениями от обучения на программе менеджер по логистике ЗАО „Тетра Пак” Андрей Черногоров, слушатель первого потока.– Понравилось, что на каждое занятие приглашали представителей компаний или консультантов, так что по каждой теме мы имели возможность выслушать и теоретиков, и практиков».

Кроме того, на базе МЦЛ создан Российский сертификационный комитет по логистике (как часть ECBL), и вуз запустил программы повышения квалификации, готовящие к сдаче экзаменов на получение западных сертификатов. По сути, эти документы должны служить подтверждением профессиональной компетентности логистов на международном уровне. Однако в России они пока не пользуются такой же популярностью, как, скажем, сертификаты финансистов.

Функциональная логистика

«Я слышал от коллег, которые уже отучились в МАДИ, что здесь программы менее академичные, чем в других вузах,– говорит менеджер по логистике регионов ООО „Галлахер Лиггетт Дукат” Александр Зенин.– Я и сам участвовал в семинарах, и впечатления остались самые благоприятные». Московский автомобильно-дорожный институт – один из немногих вузов, где достаточно давно начали преподавать основы логистики транспорта и перевозок. Поэтому когда в России стали говорить о логистике, то МАДИ оказался в выгодной ситуации по сравнению с другими вузами: здесь уже были преподаватели, разбирающиеся в предмете.

Сегодня в учебном центре «Логистика» координационного совета по логистике при МАДИ предлагают около десяти длительных программ и 12–15 коротких, а также дистанционный курс. Программы МАДИ, как правило, ориентированы на конкретные функциональные области («Логистика закупок», «Складская логистика», «Транспортная логистика» и т. д.) и на достижение конкретных результатов. Здесь рассматривают способы, как повысить объем продаж и уровень обслуживания клиентов, как сократить затраты.

Большинство программ МАДИ, как правило, рассчитаны на три-четыре месяца обучения и касаются функциональных областей логистики. Однако есть и более длительный двухгодичный курс «Эффективная логистика». Здесь дают знания в области не только функциональной, но и управленческой логистики. Кроме того, МАДИ весьма преуспел в дистанционном обучении. В отличие от ГУ-ВШЭ, который намерен отказаться от пока еще действующих программ дистанционного обучения как от наименее эффективных, в МАДИ подобные курсы считают своей сильной стороной.

Таких программ сегодня три, и каждая охватывает все те же функциональные области логистики: «Логистика закупок. Управление запасами», «Складская логистика», «Транспортное обеспечение логистики». Это сравнительно новые программы, им около полутора лет, однако обучиться по ним успели уже около 100 человек. Стоимость обучения от 8800 руб., каждая программа рассчитана на три-четыре месяца. При этом слушатели могут сами выбрать необходимые модули.

«Студент программы получает доступ к серверу, где выложен учебный материал. Он выполнен в виде презентаций и бизнес-кейсов. То есть человек, изучая материал, должен решать задачи, проходить тесты, решать кейсы,– говорит Василий Демин, руководитель проекта учебного центра „Логистика” координационного совета по логистике МАДИ.– Конечно, заочное обучение не такое качественное, как очное. Однако для людей, которые не могут вырваться в Москву, это наилучший выход».

Точечное обучение

Если МАДИ и МЦЛ делают основной акцент на длительные программы, то «КИА центр» больше известен своими конференциями, стационарными и выездными семинарами, причем как для логистов, так и для топ-менеджеров.

Программы «КИА центра» достаточно дороги: недельный семинар может стоить от $1000 и выше. «Работа действительно хороших преподавателей не может обходиться дешево»,– объясняют здесь. Впрочем, хороших преподавателей так мало, что во всех трех учебных центрах (ГУ-ВШЭ, МАДИ и «КИА центр») читают одни и те же профессора.

Наиболее серьезный продукт «КИА центра», созданный совместно с Межотраслевым институтом повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов РЭА имени Плеханова,– программа профессиональной переподготовки логистов. В течение пяти месяцев слушатели изучают 16 дисциплин, от основ рыночной экономики и логистики до управления товарными потоками в торговле, то есть фактически получают полный комплекс базовых знаний о логистике.

Другой известный вуз – ГУУ имени Орджоникидзе, который всегда десятками запускал программы для менеджеров, в логистике явно не преуспел. Так, логистическая МВА здесь уже второй год находится в подвешенном состоянии: желающих учиться пока недостаточно. «Мы не можем запускать программу для трех человек, а больше заявок к нам не поступает»,– сказали СФ в Институте инноватики и логистики ГУУ.

Дело в том, что университет решил делать совместный проект с итальянцами. Предполагается, что вся программа МВА и ее логистический блок будут с уклоном в международный бизнес, и часть учебных курсов станут читать итальянские преподаватели. Особенно привлекательной для слушателей должна была стать перспектива трудоустройства в российских представительствах итальянских компаний. Презентацию программы обещали провести весной этого года.

Впрочем, несмотря ни на что, лидеры рынка смотрят на будущее логистического образования с оптимизмом. По крайней мере, скоро по количеству учебных программ логистика догонит популярные менеджмент и маркетинг.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54737/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1525

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах