Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистик на рынке труда

Логистик на рынке труда.


[27 июля 2004]

В развитых компаниях сокращение логистических издержек на 1% эквивалентно 10% увеличения объема продаж

Впервые в нашей стране логистики стали работать в российских отделениях транснациональных корпораций (IBM, Procter&Gamble, Coca-Cola), затем они появились в компаниях со смешанным капиталом и крупных российских компаниях, прежде всего в компаниях-перевозчиках, добывающих компаниях и крупных торговых сетях

О том, что такое логистика, в нашей стране узнали сравнительно недавно. Эта область деятельности появилась немногим более 10 лет назад и за сравнительно непродолжительный период прошла через несколько этапов своего развития и продолжает активно развиваться и видоизменяться по сегодняшний день.

Общий высокий спрос на менеджеров и руководителей в области логистики объясняется активным развитием рынка и ростом производства в нашей стране, более жесткими экономическими требованиями к оптимизации логистических затрат предприятий, а также отражает общие тенденции мирового рынка.

Для периода 2000-2003 гг. характерен бурный рост спроса на специалистов по логистике при катастрофической нехватке квалифицированных кадров.

Отсутствие профессионалов с высшим профильным образованием в области логистики вынудило руководителей компаний вкладывать средства в обучение своих сотрудников из подразделений транспорта, склада, таможни или ВЭД (внешнеэкономическая деятельность), а также оплачивать краткосрочное обучение.

Тенденцией последних лет является все большая востребованность логистиков-аналитиков. Правда, пока она в большей степени выражена в Москве и Санкт-Петербурге. В других регионах эти функции чаще всего лежат на руководителях (директорах) по логистике.

Логистика у нас в стране постепенно завоевывает позиции крупного бизнеса. На сегодняшний день логисты востребованы в компаниях самых разных направлений и сфер деятельности, различных форм собственности и размеров. Однако естественно, что характер решаемых задач и уровень требований к специалистам в разных компаниях существенно отличаются.

Руководители и менеджеры управлений и департаментов логистики



До недавнего времени логистику у нас воспринимали утилитарно - как совмещение функций транспортировки, складирования, закупок, таможенной очистки, страхования грузов. На сегодняшний день это понятие все более приближается к своему истинному содержанию: оптимизация товаропотоков, финансовая аналитика, снижение издержек, анализ последствий тех или иных решений

Управления и департаменты логистики существуют в крупных оптовых компаниях и торговых сетях, а также в крупных компаниях-производителях. В качестве руководителей этих подразделений обычно приглашают профессионалов, уже работавших ранее в той же сфере (особенно это характерно для рынка FMCG и нефтяных компаний), на позиции менеджеров в составе отдела привлекаются молодые специалисты даже без опыта работы (чаще всего с хорошим знанием английского языка).

Для кандидатов, которым предстоит заниматься внешней логистикой, связанной с закупками продукции или оборудования из-за рубежа, наиболее значимыми профессиональными качествами, помимо знания языка, являются опыт работы с таможенными терминалами, знакомство с таможенной документацией, знание особенностей рынка страны-поставщика (т. е. способность совмещать функции менеджера по ВЭД), а также особенностей оптимизации перевозок различными видами транспорта (фуры, морские контейнеры и т. д.).

Менеджеры по \"внутренней\" логистике чаще всего занимаются планированием, отправкой и контролем за перемещением грузов в рамках своего города (региона). В их компетенции находится доставка продукции клиентам (например, в магазины), а в сетевых компаниях также оптимизация взаимодействия между филиалами и структурными подразделениями.

Такие функции типичны для логистики производственных предприятий, для которых особое значение имеет оптимальное взаимодействие между службами закупок (снабжения), производства, реализации и складами. К тому же у крупных производственных компаний часто существует собственный автопарк. Поэтому полномочия управлений и департаментов логистики могут распространяться и на транспортные службы, отделы доставки и пр.

Персонал специализированных логистических компаний.

Аналитики-логистики



Шаг за шагом логистика в России становится самостоятельным видом бизнеса. Растут и активно развиваются специализированные логистические компании (в полном смысле этого слова), среди которых есть несколько крупных универсальных транспортно-логистических холдингов. В их состав входят терминальные и складские комплексы, судоходные, автотранспортные, железнодорожные, экспедиторские, агентские и операторские фирмы, которые не только организуют доставку груза \"от двери до двери\", но и берут на себя множество других функций: подготовку полного пакета документов, разработку оптимальной логистической схемы перевозки, полный спектр консалтинговых услуг и т. п.

В то же время небольшие компании, специализирующиеся в области автомобильных перевозок, стремятся также выйти на рынок логистических услуг.

Логистическим компаниям в первую очередь требуются менеджеры отделов по работе с клиентами, по международным и внутрироссийским перевозкам, а также диспетчеры.

Круг обязанностей менеджеров включает непосредственное привлечение клиентов, заключение контрактов, работу с транспортными компаниями, а также оптимизацию транспортных схем за счет оптимального использования собственного и привлеченного транспорта.

Надо отметить тот факт, что фирмы все чаще привлекают на работу молодых специалистов в области логистики и организации перевозок. Более того, ведущие компании организуют различные программы по работе со студентами (конкурсы на лучшие дипломные работы, приглашение студентов на практику и т. д.) с целью привлечения лучших выпускников. В этих программах участвуют такие вузы, как Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет), Автомобильно-дорожный институт СПбГАСУ и др.

Среди tор-персонала наиболее востребованными являются руководители отделов организации международных и междугородных перевозок, а также отделов по работе с клиентами. Основные требования к ним - компетентность в вопросах снижения себестоимости перевозок, контроля качества предоставляемых услуг, умение поставить работу с клиентами и наладить деятельность коллектива отдела. Немаловажный фактор - реальный опыт и хорошее знание особенностей сотрудничества с основными российскими перевозчиками. От таких специалистов ждут профессиональных знаний в области экспедирования, конъюнктуры рынка транспортных компаний, а также опыта внедрения процедур улучшения работы и повышения прибыльности операций. Уровень средней заработной платы таких специалистов колеблется от 1500 до 2500 долл. США в российских компаниях и от 2000 до 4000 долл. США в западных.

Общим требованием для всех специалистов, занятых в международных перевозках, является свободное владение иностранным, чаще английским, языком.

Компании, специализирующиеся на предоставлении услуг складирования, также применяют элементы логистики. Это необходимо в целях создания системы эффективного управления складским хозяйством, т. е. разработки оптимальных методов хранения, использования пространства, применяемого оборудования и автоматизации. Компания при этом может не иметь штатного логиста. Вышеперечисленные функции фактически выполняют руководители складских комплексов.

Особого внимания заслуживают логистики-аналитики. Таких специалистов привлекают крупные компании, имеющие отделы и департаменты логистики, а также фирмы, внедряющие у себя информационные системы управленческого учета класса ERP и близкого к этому уровня. Это могут быть как логистические, так и торговые или производственные компании.

Как правило, изначально автоматизируются ключевые бизнес-процессы организации, т. е. процессы управления финансами, логистикой и складом. В состав групп, занимающихся внедрением таких систем в составе предприятия, наряду со специалистами в области информационных технологий, включаются бизнес-аналитики, имеющие практический опыт работы и хорошо знающие предметную область. При этом к проектам привлекаются профессиональные логистики, в т. ч. работавшие ранее на руководящих позициях.

Региональные рынки труда. Оплата труда логистиков



Специалисты в области логистики востребованы и на региональных рынках труда.

В некоторых регионах к ним предъявляются дополнительные специфические требования. Например, в портовых городах таким специалистам необходимо знать особенности работы с морским транспортом и таможней.

В регионах наблюдается еще больший по сравнению с Москвой дефицит квалифицированных кадров, особенно имеющих соответствующее образование. Чаще всего в области логистики работают практики, пришедшие в эту сферу из смежных областей: транспорта, складирования, ВЭД. В последнее время региональные компании (а не только филиалы и структурные подразделения московских организаций) начинают привлекать на tор-позиции специалистов из других регионов, прежде всего из Москвы. Эта тенденция способствует повышению общего уровня оплаты труда специалистов данного сегмента рынка. Так, директору по логистике крупной торгово-производственной компании в Москве предлагается заработная плата порядка 3 тыс. долл. США, а в регионах - порядка 1 тыс. долл. США.

На сегодняшний день можно говорить о росте профессионального уровня специалистов в области логистики и, как следствие, об относительном удовлетворении потребностей работодателей. Происходит развитие, точнее качественное изменение, самой профессии логиста, которая в нашей стране по своему содержанию реально приближается к тому, что собственно и принято называть логистикой.

В последнее время наблюдается некоторая стабилизация рынка специалистов в области логистики при постоянно существующем высоком спросе на них.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54738/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1643

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

erp tms wms мотивация оптимизация склада Партнёры компании Лобанов-логист склад складские проекты статьи учёт