Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

ПРОБЛЕМЫ С КАЛИНИНГРАДСКИМ ТРАНЗИТОМ И НЕ ТОЛЬКО… Яна Боброва

ПРОБЛЕМЫ С КАЛИНИНГРАДСКИМ ТРАНЗИТОМ И НЕ ТОЛЬКО…


Яна Боброва

Непростые отношения в экономической сфере между Россией и Белоруссией осложнились в последнее время еще одной проблемой. Минтранс РФ заявил, что не даст дополнительных льгот на транзит белорусских грузов из России в третьи страны и из третьих стран в Россию.

Мгновенного эффекта решение Минтранса иметь не будет, поскольку по сложившейся практике разрешения на несколько тысяч поездок сразу выдаются раз в два-три месяца. Так что до конца квартала белорусские перевозчики смогут работать с теми документами, которые у них уже есть.

Причиной отказа, как сообщили в Минтрансе, стал отказ Государственного таможенного комитета (ГТК) Белоруссии признавать документы таможенных органов Калининградской области России об уплате пошлин с товаров, следующих из Калининграда на «основную» территорию России через Литву и Белоруссию.

Последствия газово-нефтяного конфликта

В разгар российско-белорусского газового и нефтяного конфликта, а именно с первого января 2007 года, белорусская таможня приступила к досмотру таких грузов. Кроме того, белорусские таможенники также стали требовать, чтобы автомобили пересекали республику в составе конвоев. Конвоирование в данном случае не имеет ничего общего с заботой о сохранности грузов. Оно призвано защитить от них внутренний рынок, то есть гарантировать, что товары не будут разгружены и реализованы на территории Белоруссии без уплаты местных таможенных пошлин.

Как говорят автоперевозчики, после введенных новшеств на белорусско-литовском участке границы скопилось большое количество транспорта. Предпринимателям приходится ждать оформления процедуры и прибытия конвойных нарядов, которые к тому же финансируются за счет самих перевозчиков. Понятно, что транспортные компании несут убытки не только за оплату конвоев и стоянки, но и за срыв контрактных обязательств. По сведениям АСМАП, белорусский тариф за сопровождение составляет доллар за километр, а на маршруте от Ошмянской таможни на белорусско-литовской границе до российской границы в районе Смоленска он достигает $270 или 7500 российских рублей с каждой фуры.

Минск не отреагировал на упрощенный порядок

Конвоирование применялось белорусской таможней и раньше. Причем при перевозке от польской границы (Брест) до Смоленска из-за большого расстояния оно обходится еще дороже – примерно в $450 с фуры. Однако товары, прошедшие таможенную очистку в Калининградской области до января 2007 года, освобождались от этой процедуры в соответствии с постановлением коллегии таможенного комитета Союзного государства России и Белоруссии от 2003 года. Российская сторона предлагала Белоруссии урегулировать эту ситуацию. Например, Федеральная таможенная служба (ФТС) России предлагала белорусским таможенникам досматривать грузы в упрощенном порядке. Скажем, на основании актов приема-передачи товаров и транспортных средств, прибывших под конвоем, с отметками российских таможенных органов. Однако никакой реакции со стороны Минска пока не последовало.

Пока разбирались, запутались

Стоит вспомнить, что «калининградская» тема в российско-белорусских отношениях оказывается на слуху не в первый раз, и, по признанию Владимира Гошина, заместителя главы ГТК РБ, они «уже запутались во всех нюансах!». В частности, речь идет об автомобилях, купленных и оформленных российскими гражданами в Калининградской области, и следующих транзитом через Белоруссию на российскую же территорию. Белорусская сторона требует финансовых гарантий для этих машин. «Какая может быть уверенность, что эти автомобили, к примеру, не разберут у нас на запчасти? Мы уже давно предложили российской стороне заключить соглашение о транзите, но его уже два года «жуют» в Российской Федерации. Вот когда решим финансовые вопросы, тогда и Калининградский транзит будет решен», - сказал Владимир Гошин.

Ни для кого не секрет, что Калининград - это не единственная проблема российских автоперевозчиков в Белоруссии. Так, по их словам, из-за того, что необходимо проходить двойной контроль, то есть вначале на белорусско-польской границе, а затем еще раз при въезде на российскую территорию, а также с учетом платы за транзит, грузопоток перенаправился. По мнению же заместителя председателя ГТК РБ, очереди на границе с Латвией возникли не по вине белорусских таможенников. «Пробки на белорусско-латышской границе стали возникать с августа 2006 года, после вступления в силу Указа президента Белоруссии о свободе транзита, - сказал он. – Если нарушен хотя бы один из принятых в законодательном акте четырех критериев, а именно: наименование товара, его количество, вес брутто и число грузовых мест, груз останавливается». Далее грузоперевозчик обязан в течение трех часов представить необходимые сведения, а в случае непредставления, сказал Владимир Гошин, «автоперевозчик препровождается на российскую границу». Он полагает, что добросовестным участникам ВЭД нет нужды неделями стоять на Себежской таможне, «беря российских коллег на излом», и что имеет место настоящий сговор. «День простоя на российско-латышской границе обходится дороже, чем если бы автоперевозчик заплатил за транзит через белорусскую территорию $300», - заметил Владимир Гошин. Однако, по мнению экспертов, в одночасье проблему пробок не решить, потому что есть еще огромные инфраструктурные проблемы и проблемы в области логистики.

Старый конфликт с возможными вариациями

Еще в 2002 году остро встала проблема, связанная с задержками в таможенном оформлении и конфискации товаров, перемещаемых автотранспортом в Россию по территории Белоруссии. Это связано с тем, что в 2002-2003 годах белорусские таможенные органы, руководствуясь нормами внутреннего законодательства, широко внедрили в практику процедуру приостановки перемещения товарных партий, следующих транзитом в таможни назначения Российской Федерации, с целью проведения углубленной проверки сведений, заявленных в товаросопроводительных документах. В 70 % случаев выявления актов, указывающих на наличие состава правонарушения (некорректный перевод названия получателя, технические ошибки в адресе получателя и наименовании товара), составлялись протоколы об административных таможенных правонарушениях в отношении неустановленных лиц, и товар подлежал конфискации в доход государства. При этом фактические организаторы представления недостоверных сведений не устанавливались и к ответственности не привлекались. Так, в 2003 году ГТК Белоруссии было изъято товаров и транспортных средств на сумму около $80 млн, что на 30% выше по сравнению с 2002 годом. Однако с 2004 года наблюдается уже иная динамика в отношении товаров российского направления, но полностью проблема не решена до сих пор.

В соответствии с белорусским законодательством, кстати, без сопровождения МВД РБ не могут следовать транзитом и грузы с алкоголем и табаком, что также должны учитывать автоперевозчики. Безусловно, гармонизация нормативно-правовой базы – длительный процесс. Возможно, некоторые проблемы снимет вступающий в силу с июля 2007 года новый Таможенный кодекс РБ, уже третий в истории страны. По словам заместителя начальника Договорно-правового управления ГТК РБ Натальи Зубик, «разработчики за основу брали российский Таможенный кодекс и международные акты», имея в виду унификацию таможенных процедур в России и Белоруссии. Однако, заметила она, все равно остаются разночтения в других нормативных документах двух стран, к примеру, в Налоговых кодексах.

В будущее с оптимизмом?

Несмотря на нерешенные вопросы, считает белорусская сторона, российско-белорусские отношения в таможенной сфере носят поступательный характер, и достижения налицо. «Идет целенаправленная работа по упрощению таможенных процедур для добросовестных участников ВЭД», - сказал заместитель председателя ГТК РБ. – «Мы поддерживаем тесные контакты со всеми соседями, при этом самые тесные – с Российской Федерацией. Идет взаимообогащающий процесс, и нам приятно, что российской стороне тоже есть чему у нас поучиться».

[Cправка]

КОНВОЙ ОТМЕНИЛИ, НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ

К счастью, пока верстался номер, ситуация в корне изменилась. По данным Интерфакса, белорусская таможня отменила конвоирование калининградских грузов. Однако навязанную перевозчикам услугу конвоя заменят документы. Если в сопроводительных документах будет стоять отметка таможенных органов России, то машины будут пропускаться через территорию Белоруссии без конвойного сопровождения. Отметка должна подтверждать, что груз следует из Калининградской области. Но это еще не все. Придирчивые белорусские таможенники требуют от своих российских коллег электронную информацию о перевозимом товаре.

К сожалению, конвой отменили не для всех! Принудительный эскорт по-прежнему будет сопровождать машины, перевозящие подакцизные товары. Их перечень уточняется. Но уже сейчас известно, что под конвой возьмут машины, везущие алкоголь.

Однако радость по поводу окончательной отмены принудиловки все-таки преждевременна. Как пишет \"Гудок\", Михаил Савин, руководитель департамента МДП и таможенных систем Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), заявил: “Официального документа, по которому с калининградских перевозчиков снимается сопровождение, пока не существует, есть только предварительная информация, которую мы не можем прокомментировать”. По словам Валерия Урсана, руководителя департамента нормативно-правовой деятельности АСМАП, соответствующее соглашение ФТС России и ГТК Белоруссии согласовано лишь на уровне экспертов. А руководство ГТК Белоруссии сделало реверанс в сторону России, отменив конвоирование.
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1624

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

erp tms инструкциям информационным технологиям Когда друг становится коллегой мотивация нормативам Оптимизация грузопотока путем консолидации отправок складские проекты управлению