Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

ЛОГИСТИКА АВТОТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ. СЕБЕСТОИМОСТЬ МЕНЬШЕ, ПРОБЕГ БОЛЬШЕ Емельянов Станислав

"ЛОГИНФО" №3-2004

ЛОГИСТИКА АВТОТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ. СЕБЕСТОИМОСТЬ МЕНЬШЕ, ПРОБЕГ БОЛЬШЕ

Емельянов Станислав, директор по маркетингу компании OmniCOMM


В секторе автотранспортного бизнеса на сегодняшний день одним из ключевых и, в большинстве случаев не решенных, вопросов остается вопрос повышения оборачиваемости подвижного состава. Снижение себестоимости километра пробега также очень актуально в условиях повышения цен на топливо и обслуживания автотранспорта в целом. В статье рассматриваются наглядные примеры решения насущных проблем транспортников и экспедиторов.

Экономика автотранспортного предприятия включает в себя затраты, которые условно можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные. Постоянные затраты связанны с ежемесячными выплатами – как правило, лизинговыми платежами, заработной платой и содержанием офиса. Переменные же затраты автопредприятия напрямую зависят от пробега – израсходованного топлива, технического обслуживания и ремонта автотранспорта, заработной платы водителей.

Основной задачей руководства компаний и менеджеров по логистике, в частности, является максимально возможное эффективное использование автопарка: снижение количества каких-либо простоев и увели чение количества пройденных километров в год. Параллельно прорабатываются возможные варианты снижения переменных затрат или себестоимости километра пробега. Зависимость себестоимости километра пробега от объема месячного пробега отображена на графике на рисунке 1. Там же представлен график доходов от месячного пробега автомобиля. С помощью этого графика легко анализировать пути повышения прибыльности предприятия.



Повысить прибыльность на транспортную единицу можно несколькими путями:

• повысить ставки на перевозку, тем самым, соответственно, увеличивая доход;


• снизить себестоимость километра пробега см. рис. 3);


• увеличить пробег автомобилей (см. рис. 4).




Рассмотрим, как системы «Диспетчер» и «FMS» воздействуют на повышение прибыльности этими тремя путями.

Как видно из графиков, при росте оборачиваемости автомобиля мы увеличиваем выручку и уменьшаем себестоимость пробега километров. Получается, что увеличивать оборачиваемость уже имеющихся машин выгоднее, чем приобретать дополнительные машины.

Так как же нарастить оборачиваемость?

Существует достаточно много резервов времени:


• «Левые» рейсы водителей. Левые рейсы водителей могут быть как коммерческими, так и в интересах водителей. Не секрет, что многие водители иногда заезжают к родственникам или знакомым, делая небольшой крюк. Например, перед рейсом могут заехать на дачу взять продукты в дорогу. Этот заезд не приносит прибыль водителю, а у предприятия отнимает время и моторесурс машины. Бывают и коммерческие рейсы, когда просят «метнуться» на сотню километров и подвести какой-то груз. Нередки случаи, когда диспетчеры вступают в сговор с водителем и руководят «левыми» рейсами. Например, берут попутный груз, ничего не говоря бухгалтерии и руководителю.

• Простои водителей. Все водители – люди, и ничто человеческое им не чуждо. Они могут проспать с выездом со стоянки, могут встретить старого знакомого и выпить по маленькой. Все это приводит к неоптимальным потерям времени.

• Ошибки диспетчеров. В АТП именно связка «водитель – диспетчер» обеспечивает оборачиваемость машины. Диспетчер дает указания и контролирует прохождение рейса, водитель старается выполнять его указания. Если диспетчер дает ошибочные команды, то возникают либо непроизводительные простои, либо, что еще хуже, ошибочные перегоны машины.

• Простои в ожидании фрахтов. Диспетчер периодически обзванивает водителей с расспросами, где они стоят. Делают они это раз в день, а то и еще реже. В результате объективность информации о местоположении машин становится достаточно низкой. Без объективной картины местонахождения машины и при наличии проблем в отслеживании графика перевозок диспетчеру весьма сложно планировать начало следующего рейса. Периодически возникают сбои в планировании, которые приводят к простоям машин из-за временного отсутствия фрахтов. Также непроизводительные простои возникают, если диспетчер не смог найти фрахт вовремя. Применение системы управления перевозками «Диспетчер» позволит достичь увеличения оборачиваемости от 10% до 40%.



Увеличение числа фрахтов

 

Итак, наши машины могут ездить больше. Для того чтобы эти поездки еще и приносили ощутимую пользу, нам нужны фрахты. Откуда их взять?


Система «Диспетчер» позволяет ответить на все вопросы клиента – где находится груз, в каком он состоянии и, даже более того, каково ожидаемое время прибытия груза к клиенту. Такая возможность означает повышение качества обслуживания клиентов АТП. Если есть сомнения в возможности компенсировать затраты на систему поднятием тарифов на перевозку, то совершенно очевидно, что если компания предлагает услуги более высокого качества по таким же ценам, то она будет более привлекательной для клиентов. Таким образом, при возникновении потребностей в перевозке именно такой компании будут предлагать фрахт в первую очередь.

Сейчас все больше грузоотправителей пытаются улучшить свои бизнес-процессы. Одним из резервов данной деятельности является оптимизация складской логистики. Достичь желаемого результата можно только с помощью четкой работы транспортных подразделений. Поэтому все больше растет спрос на доставку «точно в срок» и вообще на перевозку с высокой надежностью. Грузовладельцы хотят видеть движение своей продукции на машинах и иметь возможность согласовывать работу складов с работой транспорта. Предоставить им такую информацию могут только компании, оснащенные соответствующей системой управления перевозками. То есть, партнера по перевозкам такие компании будут искать именно среди перевозчиков, имеющих системы управления перевозками.

Таким образом, перевозчик становится «избранным» в глазах своих клиентов. Он имеет максимальное количество фрахтов, из которых может выбирать наиболее выгодные для себя.



Изменение качества компании

 

Система «Диспетчер» позволяет довести всю необходимую информацию до каждого участника процесса – от директора до диспетчера. Водители становятся более дисциплинированными. Их контролируют не только по проделанному маршруту, но и по выполнению графика перевозок. Соответственно, ни о каких вольностях с «левыми» рейсами и простоями не может идти и речи. Диспетчеры начинают нести ответственность перед руководителем за каждую минуту рабочего времени машины. Директор видит, как используется парк машин, какие машины загружены, какие свободны, сколько машин опаздывает и сколько находится в графике. Повышается ответственность диспетчера за принятие решений, а это вновь приводит к увеличению оборачиваемости машин. Повышение дисциплины и ответственности приводит и к повышению надежности предоставления услуг АТП. Срывы перевозок становятся менее вероятными. Это снова играет на «избранность» компании в глазах клиентов. При таком изменении компании становится возможным проникновение на рынок более дорогих фрахтов, требующих повышенной надежности перевозок. Таких, как перевозка «точно в срок». Применение системы управления перевозками позволяет изменить культуру компании. Компания становится другой – с ясной и прозрачной системой управления, пригодной для анализа своих возможностей и резервов, открытой и дружественной для клиентов.



Снижение рисков перевозчика

 

Дополнительным аспектом применения систем управления перевозками является возможность снизить риски.


Современные системы управления могут быть скрытно установлены на машину и, как правило, снабжены кнопкой тревоги. При попытке угона АТП узнает либо по оповещению при нажатии кнопки тревоги либо по срыву расписания рейса. Риски от потери груза в результате угона машины уменьшаются за счет оперативной реакции на возникновение ЧП.

Риск совершения ДТП снижается и за счет повышения дисциплины водителей. Бесконтрольный водитель может «перестоять» на стоянке, а потом пытаться нагнать график за счет превышения скорости или времени работы. Все это приводит к повышению аварийности. Причем аварийности по вине АТП (именно из-за борьбы с подобными гонками повсеместно вводились тахографы). При тотальном контроле водитель ведет себя правильно и не рискует грузом и машиной.

Установка системы управления перевозками позволяет также начать переговоры со страховщиками о пересмотре страховых ставок, что само по себе способно окупить вложение в систему управления перевозками. В общем, снижение рисков приводит к снижению себестоимости перевозок и повышению надежности компании.



Построение системы «Диспетчер»

 

Система «Диспетчер» является системой управления в реальном масштабе времени. Если компании достаточно лишь контролировать правильность выполнения машиной задания, то лучше устанавливать оборудование системы «FMS» (см. «Логинфо» №1 2004). С его помощью можно достичь многого. В том числе и контролировать действия водителя на дороге, а значит, можно быть спокойным за левые рейсы и самовольные простои. За все водителю придется отвечать, правда, только по прибытии в парк. Несколько установленных случаев, и водитель начинает ездить как надо, а не как ему хочется. Установка системы «FMS» также приводит к выгодам в пробеге? контролю над диспетчерами, повышению культуры компании. Качество обслуживания клиентов увеличивается косвенно, за счет повышения надежности перевозок. Применение системы «FMS» оправдано для контроля работы собственного транспорта у предприятий, не оказывающих услуг по перевозкам на сторону.



Некоторые сложности

 

Сами по себе никакие системы не способны привести компанию к изменениям, которые описаны выше. Просто покупки программы и оборудования всегда не достаточно для изменений. Система управления перевозками – это система автоматизации предприятия. По крайней мере, ключевых бизнес-процессов АТП. Люди привыкли к сложившейся технологии работы. Любые изменения требуют от них дополнительных усилий. В первый период времени придется обучаться работе с системой и вести дела одновременно в 2-х стандартах – старом и новом. Кроме того, при внедрении нередко затрагиваются чьи-то интересы. В нашем случае, налицо конфликт с интересами водителей. Диспетчерам тоже не хочется взваливать на себя дополнительную ответственность и быть «под колпаком у руководства. Для получения результатов от внедрения необходимо применить административный ресурс. Руководитель, инициируя внедрение системы на предприятии, должен требовать ее использования и перестройки внутренних бизнес-процессов под новые возможности. И только тогда, пройдя через этот болезненный этап, родится новая компания – та, о которой вы мечтали.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54780/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 4417

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании