Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Когда логистические функции следует передать сторонней фирме Светлана Домнина

Когда логистические функции следует передать сторонней фирме


Светлана Домнина | Генеральный Директор. ООО «Севертранс»

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

 
Каковы плюсы и минусы логистического аутсорсинга
Какие функции логистики лучше отдать сторонней компании
На что обратить внимание при выборе логистического оператора

 
Также Вы прочитаете
Какие логистические процессы доверяет выполнять сторонним компаниям Генеральный Директор «Инком-Авто»
Почему Генеральный Директор компании «Нижфарм» считает, что прибегать к услугам сторонних фирм при таможенном оформлении грузов нецелесообразно
Опыт практика: какие выгоды получил Генеральный Директор завода, передав логистические функции специально созданной компании


 
Затраты на логистику составляют до 50% цены товара, поэтому руководители предприятий заинтересованы в оптимизации логистических процессов. Один из способов снижения затрат — использование аутсорсинговой схемы. В этой области можно выделить два подхода (О разных вариантах организации логистических процессов читайте в статье «Какая логистика нужна Вашей компании»):

 
Организация отдельной компании, специализирующейся на логистике. Такая компания оказывает логистические услуги как самому предприятию, так и сторонним организациям.

 
Сокращение части подразделений предприятия (или сужение списка выполняемых ими работ) и обращение за логистическими услугами к другим компаниям.

 


Плюсы и минусы аутсорсинга


 
Плюсы.

Во-первых, концентрация предприятия на профильной деятельности. Во-вторых, сокращение затрат, ведь логистические компании в результате конкурентной борьбы вынуждены применять лучшие технологии, более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Кроме того, Вы можете сократить транспортные расходы и траты на приобретение оборудования.


Рассказывает практик

 
ОАО «Национальная продовольственная группа «Сады Придонья» работает на рынке производства
и переработки сельскохозяйственной продукции, занимается выпуском соков и детского питания.Не менее 50% продукции производится из собственного сырья. Общая площадь плодоносящих садов компании — 2,8 тыс. га, мощность завода по переработке сельхозпродукции и производству соков и детского питания — 110 тыс. т в год. По оценке компании, ее оборот в 2006 году составит около 2,5 млрд рублей.
Юрий Игумов | Руководитель управления логистики ОАО «НПГ «Сады Придонья», Волгоград

Наша компания, доставляя продукцию в регионы России и СНГ автотранспортом, пользуется услугами транспортно-экспедиционного оператора. Это основное направление аутсорсинга. При перевозках груза по железной дороге (доля таких отгрузок составляет 25%) мы привлекаем таможенного брокера и экспедитора.

Мы решили прибегнуть к аутсорсингу после того, как соотнесли затраты на содержание собственной логистической службы и автопарка с затратами на оплату услуг сторонних организаций. Сегодня они несопоставимы. Нашей компании безусловно выгоднее пользоваться услугами транспортных операторов. Собственный транспорт компания использует для доставки на короткие расстояния и как запасной вариант.



Минусы.

Один из них — зависимость от сторонних фирм. Допустим, торговая компания перестроила бизнес-процессы и привлекла логистического оператора. Может возникнуть ситуация, когда последний, почувствовав свою значимость и незаменимость, начнет повышать цены на услуги. А если торговая фирма захочет работать с другой компанией, ей придется потратить немало времени на поиск нового партнера, его оценку и т. п. Решить эту проблему можно, если работать с двумя или более логистическими операторами.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются Генеральные Директора, — это негативное отношение подчиненных к переменам. Переход даже на частичный аутсорсинг чреват тем, что придется уволить или переобучить высвобождающийся персонал и перераспределить функции.

Именно поэтому внедрять аутсорсинговую схему работы нужно постепенно. При этом ключевые компетенции, в том числе связанные с выбором поставщиков, планированием производства, формированием заказов на логистические услуги, я рекомендую Вам сохранять в своих руках.
Какие функции лучше отдать компании-партнеру

По оценкам зарубежных специалистов, около 30% логистических функций передавать сторонней фирме нецелесообразно.
Российский опыт свидетельствует, что желательно полагаться на собственные силы в следующем: возврате и ремонте товаров, консолидации грузов(*), приеме и обработке заказов, управлении ими. Именно эти функции позволяют предприятию сохранить самостоятельность и застраховать себя от захвата бизнеса конкурентами.

Решение о привлечении логистической компании нужно принимать на уровне топ-менеджеров или владельцев бизнеса. Как правило, этот вопрос возникает, когда компания растет, увеличиваются объемы поставок, модифицируется структура предприятия или идет диверсификация бизнеса. Однако, меняя бизнес-процессы компании, следует понимать, что2 такое «логистические услуги» в российской действительности. Российское законодательство не дает такого понятия. По содержанию ближайший аналог — определение транспортно-экспедиционных услуг. Из этого понятия и можно исходить, решая, какие функции отдавать логистической компании, а какие — нет.


 
В основном сторонним фирмам передают следующие функции:

 
Услуги по перевозке грузов (по железной дороге, морским и речным транспортом, а также авиаперевозки). Перевозка всегда связана с большими капитальными вложениями — нужно приобрести контейнеры, вагоны и т. д., создать инфраструктуру. Это под силу только крупным компаниям. Обращаться к перевозчикам следует, если у Вас в компании есть отдел логистики (транспортный отдел, отдел экспедирования). Если в Вашей компании нет таких подразделений, то лучше обратиться в фирму, которая помимо перевозок обеспечивает и экспедиторские услуги.

 

Услуги по экспедированию грузов.
Экспедитор в отличие от перевозчика оказывает дополнительные услуги: оформляет документы, выбирает маршрут. Работая с большим количеством клиентов, экспедитор получает существенные скидки на фрахт при больших объемах перевозок. Также он координирует перевозку несколькими видами транспорта, оперативно решает вопросы с перевозчиками. Если же Вы заключили договор напрямую с перевозчиком, то все эти вопросы Вам придется решать самостоятельно. Таким образом, с экспедиторскими компаниями выгодно сотрудничать тем грузовладельцам, которые имеют дело с большими объемами товаров или в компаниях которых нет службы логистики.

 

Услуги по таможенному оформлению и хранению товаров. Руководителям предприятий, работающих с небольшими объемами, экономически невыгодно становиться таможенным брокером или покупать склад временного хранения. Так, чтобы вести деятельность таможенного брокера, компании надо предоставить в Федеральную таможенную службу гарантию платежеспособности на 50 млн руб. Поэтому небольшим компаниям в этом случае лучше использовать схему аутсорсинга.


Говорит Генеральный Директор

 
Компания «Инком-Авто» владеет 11 автосалонами и 12 центрами сервисного обслуживания в Москве. Ежедневно салоны посещают от 500 до 700 человек. В состав «Инком-Авто» входят также магазин автозапчастей, служба проката автомобилей и центр водительского мастерства. Компания является официальным дилером отечественных автопроизводителей («АвтоВАЗ», ГАЗ, УАЗ), а также зарубежных марок (Daewoo, Hyundai, Kia, Renault, Ford, Chery, Fiat). C открытием новых автосалонов значительно увеличились торговые площади «Инком-Авто»: по состоянию на 1999 год общая площадь торговых и ремонтных помещений компании составляла 18 тыс. кв. м, а сегодня — уже более 90 тысяч.
Владимир Франке | Генеральный Директор компании «Инком-Авто», Москва

Прибегать к аутсорсингу при таможенном оформлении товаров выгодно по двум причинам.

Во-первых, в связи с нестабильностью поставок нет смысла держать собственный отдел декларантов, это экономически неоправданно. Во-вторых, в случае разногласий с таможенными органами или при недостоверном декларировании вся ответственность (юридическая и финансовая, в том числе штрафы) ложится на таможенного брокера.


Говорит Генеральный Директор
Компания «Нижфарм» была основана в 1919 году. Сегодня входит в тройку ведущих отечественных фармацевтических производителей. Выпускает более 100 наименований дженериковых и брендовых препаратов. Компания «Нижфарм» последовательно концентрирует усилия на разработке, производстве и продвижении лекарственных средств по шести терапевтическим направлениям: педиатрия, гинекология, неврология (ревматология), гастроэнтерология, урология, дерматология. С января 2005 года входит в группу компаний Stada (Германия).
Андрей Младенцев | Генеральный Директор ОАО «Нижфарм», Нижний Новгород

Наша компания участвует в разных таможенных операциях. Это и получение сырья, и поставка оборудования, и отправка самой продукции. Нет гарантии, что услуги сторонних таможенных брокеров, будучи значительно дороже, окажутся качественнее. Поэтому мы считаем нецелесообразным отдавать таможенное оформление аутсорсинговым компаниям. Мы доверяем нашим сотрудникам, которые уже десять лет работают с таможенными органами и являются профессионалами в этой сфере.


Управление закупками, упаковка, складирование, информационная поддержка. К данному виду аутсорсинга чаще всего прибегают торговые компании, имеющие разветвленные сети. Им надо поддерживать запас продукции на складе, формировать требуемые партии для обслуживания торговых центров.


Говорит Генеральный Директор
Владимир Франке | Генеральный Директор компании «Инком-Авто», Москва

На мой взгляд, поручать складирование материальных ценностей другой компании невыгодно и нецелесообразно. Во-первых, оплата аутсорсинга склада в несколько раз превышает затраты на содержание собственной складской структуры (аренда помещения, зарплаты сотрудников, программы учета). Во-вторых, при недостаче (хищении) товара трудно добиться фактической выплаты компенсации. Иногда судебные тяжбы тянутся в течение нескольких лет.


Комплексный аутсорсинг. В этом случае логистические компании обеспечивают продвижение товара от производителя к потребителю с минимальными затратами и требуемой скоростью. К примеру, чтобы привезти груз из страны Азиатско-Тихоокеанского региона в какой-либо город России, нужно преодолеть несколько этапов транспортировки (морским и автомобильным или железнодорожным и автомобильным транспортом). Кроме того, нужно обеспечить хранение и консолидацию груза, выполнить погрузочно-разгрузочные работы, осуществить таможенное оформление, доставить груз в регионы, скоординировать работу всех участников, находящихся в разных странах.

К комплексному аутсорсингу следует прибегать в случае, если Вам необходима не одна услуга, а вся логистическая цепочка. Обязательные условия комплексного логистического аутсорсинга — наличие единого оператора (логистического провайдера), а также единого информационного пространства. Взаимодействие участников процесса, при котором информационное пространство оказывается разрозненным, изображено на рисунке 1, а консолидированное информационное поле — на рисунке 2.

Взаимодействие участников рынка

Как выбрать логистического оператора
Какие документы проверить

Прежде чем начать сотрудничать с логистической компанией или таможенным брокером, проверьте, имеют ли они право заниматься этими видами деятельности. Так, в России обязательному лицензированию подлежат:
Перевозки грузов морским, железнодорожным, водным, воздушным транспортом, а также погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам, сюрвейерское(*) обслуживание морских судов в морских портах (ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Лицензию выдает Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Международные автомобильные перевозки (ст. 2 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ). Выдает этот документ Российская транспортная инспекция.

Таможенные брокеры и владельцы складов временного хранения должны быть внесены в реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (ст. 18 Федерального закона от 28.05.2003 № 61-ФЗ). Заносят их в реестр сотрудники Федеральной таможенной службы РФ.

По материалам, предоставленным автором статьи

Спрос на полный аутсорсинг логистических услуг растет на 20-30% в год. Транспортные компании осваивают технологии таможенного бизнеса, руководители складских комплексов приобретают транспорт и начинают выполнять международные перевозки. Однако далеко не все компании способны оказать услуги требуемого качества.

При выборе партнера я рекомендую обратить внимание на следующее:

Не относится ли компания к так называемым фирмам-однодневкам (есть ли у нее опыт работы).
Какова репутация компании и ее руководителя.
Имеет ли компания необходимые лицензии (см. Какие документы проверить). Аналогом лицензии является допуск к международным автомобильным перевозкам, который выдает Российская транспортная инспекция.
Имеет ли компания постоянный офис.
Обладает ли она собственными активами.

 Допущена ли к системе международных дорожных перевозок (МДП)(*).
Является ли компания членом профессиональных ассоциаций и союзов (АСМАП, АРЭ, НАТБ(*), Гильдии логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты и др.). Все перечисленные организации проводят для своих членов семинары, конференции, круглые столы, которые позволяют членам ассоциации повышать квалификацию.

 Фигурирует ли компания в рейтингах. Например, компания «КИА-центр» совместно с Национальной логистической ассоциацией и Ассоциацией российских экспедиторов проводит рейтинг «Логистический оператор России», агентство «Лучшая практика» совместно с Координационным советом по логистике и при поддержке консалтинговой компании «А Дан Дзо» — рейтинг компаний и решений в области логистики.

 Имеет ли организация национальный или международный сертификат качества. Сертификаты профессиональной пригодности выдают центры подготовки при отраслевых ассоциациях (например, в области международных перевозок — центры АСМАП, в области экспедирования — центр обучения АРЭ). Получение сертификата — дело добровольное, но его наличие — лишнее свидетельство профессионализма компании.


 
Собрать всю эту информацию Вы можете поручить начальнику отдела логистики или транспортного отдела.


Говорит Генеральный Директор
Андрей Младенцев | Генеральный Директор ОАО «Нижфарм», Нижний Новгород
Выбирает заказчик

Добывающей компании было необходимо доставить партию оборудования в Россию. Компания объявила тендер на разработку проекта, включающего выбор видов транспорта, консолидацию грузов, транспортировку, таможенное оформление, страхование, работу с поставщиками, проведение экспертизы дорожных условий (подъезд к месту разгрузки).


 
Исходные данные для разработки проекта:
характеристика оборудования, в том числе вес, габариты, стоимость, описание товара;
страны грузоотправителей: Бразилия, Великобритания, Германия, Индонезия, Италия, Финляндия, Швеция, ЮАР;
место и сроки доставки.

Участники тендера должны были обеспечить все требования, а также предложить минимальную стоимость услуг.

Детально изучив условия, выяснили, что для 60% груза нужен специализированный транспорт (из-за нестандартных габаритов и весовых параметров). Более 10% представляли собой мелкие партии, требующие консолидации, и только 30% относились к стандартным отгрузкам. С учетом географического положения поставщиков требовались такие виды транспорта, как морской, автомобильный и авиационный. При этом необходимо было, чтобы груз в пункт таможенного оформления пришел одновременно.

В тендере участвовали несколько крупных логистических операторов, в том числе иностранные компании.

Были предложены три принципиально отличающиеся схемы доставки:
Консолидация грузов (в том числе из Швеции, Финляндии) в Роттердаме, затем доставка в Россию. Услуги по таможенному оформлению компания предложить не могла.
Доставка грузов через Архангельск, там же — таможенное оформление.
Наша компания разработала вариант, в основе которого было разделение грузопотока. Часть грузов мы предложили доставить в Санкт-Петербург в контейнерах и далее автомобилем в пункт назначения. Вторая часть грузов, поступающих авиа- и автотранспортом, доставлялась в Москву, далее — в пункт назначения.

Таможенное оформление осуществлялось в Москве, а досмотр контейнеров проводился в Санкт-Петербурге. Этому варианту как наиболее экономичному заказчик и отдал предпочтение.


 
По материалам, предоставленным автором статьи

При выборе автоперевозчиков мы обращаем внимание на следующие условия:
количество машин;
грузоподъемность;
возможность сохранять заданный температурный режим (это одно из основных требований при перевозке лекарственных препаратов);
наличие лицензии на осуществление перевозок;
возможность предоставления информации о состоянии груза
и месте его нахождения в любой момент;
соблюдение сроков доставки;
прозрачность деятельности перевозчика;
цена (услуги региональных автоперевозчиков часто оказываются дешевле и выгоднее).


Рассказывает практик
Юрий Игумов | Руководитель управления логистики ОАО «НПГ «Сады Придонья», Волгоград

Выбирая партнеров, мы обращаем внимание на оперативность и способность оказать качественную услугу в оговоренный срок. Второй момент — это заинтересованность оператора в работе с нами. При нарушении условий контрактов мы применяем к партнерам штрафные санкции. Это служит хорошим уроком и им, и нам.

Однако не все зависит только от логистической компании. Так, железная дорога — это слабое звено в транспортной системе России. Причина — в реструктуризации АО «РЖД». Зачастую доказать, что условия договора были нарушены РЖД, достаточно сложно. В этом направлении еще нужно работать.


Говорит Генеральный Директор
Владимир Франке | Генеральный Директор компании «Инком-Авто», Москва

Мы используем аутсорсинг таможенных услуг. При оценке партнера, таможенного брокера, учитываем:
его репутацию на рынке (в соответствии с рекомендациями крупных участников);
наличие необходимых лицензий и регистрации в реестре таможенных брокеров;
период работы (не менее пяти лет);
стоимость услуг (по сравнению с рыночной);
время оказания услуг;
адекватность руководителей и персонала.



Хорошая возможность снять многие вопросы — проведение тендеров (см. пример из практики: Выбирает заказчик). В этом случае Вы можете сформулировать определенные требования к проекту. Например, поставить перед логистическим оператором задачу доставить определенное количество груза в соответствии с номенклатурой из заданных пунктов отправления в пункты назначения в определенные сроки(*).


Рассказывает практик

 
Компания «А Дан Дзо» специализируется на оказании консалтинговых услуг в области логистики, управления цепями поставок и операционного менеджмента.
Ырысбек Ташбаев | Директор по развитию консалтинговой компании «А Дан Дзо», Генеральный Директор рейтингового агентства «Лучшая практика», заместитель председателя Координационного совета по логистике, Москва; кандидат технических наук

В 2004-2005 годах консалтинговой компанией «А Дан Дзо» был проведен логистический аудит холдинга химической отрасли. В его структуру входили несколько промышленных компаний. По результатам аудита Генеральный Директор холдинга решил выделить непрофильные логистические функции этих компаний и воспользоваться схемой аутсорсинга. В структуре холдинга была создана транспортно-логистическая компания. Передача непрофильных функций и перенастройка бизнес-процессов производились поэтапно. Проиллюстрирую это на примере одного из заводов по производству полимеров (отдельное юридическое лицо в структуре холдинга).

Рабочая группа консультантов «А Дан Дзо» детально изучила логистические бизнес-процессы и схемы взаимодействия всех подразделений (от закупки сырья до доставки готовой продукции клиентам).

Были определены основные проблемы существующей системы логистики:
Отсутствовала возможность технологического развития логистической системы (подъездных путей, внутризаводских дорог). Грузовые железнодорожные фронты были расположены на одной ветке, поэтому каждый из них мог обслуживать одновременно только один цех.

 Деятельность складов и цехов завода, а также складов и департамента перевозок холдинга не была согласована. Коммерческая служба завода не осуществляла планирование и контроль над перемещениями материальных ресурсов автотранспортом (в частности, не было графиков поставок).
Отсутствовала информация о движении материальных ресурсов. Не было единого органа, который планировал и координировал бы работу подразделений завода и холдинга. Поэтому было невозможно спрогнозировать дату и время поступления материальных ресурсов.

 Наблюдалась нехватка подвижного состава железнодорожного транспорта. Функции контроля над техническим состоянием подвижного состава и учета его использования возлагались на технологические цеха. Для цехов эти функции не были профильными. Отсутствовали как специалисты необходимой квалификации, так и ресурсы для поддержания подвижного состава в исправном состоянии.
Не функционировал единый центр ответственности за конечный результат и за суммарные затраты на товародвижение. Главные специалисты завода и технологи цехов решали свои локальные задачи и не были заинтересованы в снижении совокупных затрат на товародвижение.

На основании проведенного аудита Генеральный Директор завода решил создать единую службу логистического обеспечения основной деятельности. Ей были переданы все несвойственные коммерческой службе и цехам завода логистические функции. Процессы взаимодействия новой службы и завода были описаны и регламентированы.

В результате суммарные затраты снизились. Однако действия двух структур (транспортно-логистической компании и службы) все же не были полностью согласованы: не получалось централизованно планировать совместное использование персонала и ресурсов (подъездных путей, складов и техники), по-прежнему дублировались функции хранения материальных ресурсов на складах, что усложняло документооборот. Генеральные Директора холдинга, завода и транспортно-логистической компании решили продолжать реформы. В конце концов логистические функции службы завода были полностью переданы транспортно-логистической компании.

Генеральный Директор завода сформулировал основные выгоды, которые были получены благодаря передаче непрофильных функций аутсорсинговой компании:
снизились переменные затраты, связанные с перемещением продукции;
стали доступны замороженные оборотные средства;
сократилась численность подразделений и служб (без ущерба для конечного результата);
процесс перемещения грузов стал прозрачен;
была исключена возможность злоупотреблений за счет перераспределения функций.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54923/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 3263

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Raven Russia сократил инвестиции в строительство логопарка «Золотая» молодёжь: анализ рынка труда молодых специалистов Москве недостаточно дорог для комфортного передвижения Открытия и уроки кризиса Оформить товар можно и за тысячи километров Парфюмеры заявляют о себе Растаможка по-новому Транспортный контроль передадут таможенникам Трассу «Москва - Санкт-Петербург» начнут строить в октябре Цены готовятся к прыжку