Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Регламентация труда водителя

Регламентация труда водителя


Организация труда водителей должна обеспечивать:
четкую работу автотранспортных средств
безопасность перевозок грузов
полное использование нормы рабочего времени за учетный период
соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабо­чего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приема пищи, высокую производительность труда

Работа водителя грузового автомобиля осуществляется по следующей схеме:
подготовительные работы, выполняемые водителем перед выездом на линию и по возвращении
время на проведение предрейсового медицинского осмотра
транспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы


В целом состав рабочего времени водителя выглядит следующим образом:
Время управления автомобилем.
Время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.
Подготовительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте доставки или в пути перед началом и после окончания смены.
Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.
Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов.
Время простоев не по вине водителя.
Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем.
Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.
Время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова автомобиля технической помощи и дежурного диспетчера автотранспортного предприятия (погрузочно-разгрузочного пункта), а также координатами заказчиков - грузоотправителей и грузополучателей.

Режим груда и отдыха водителей, осуществляющих перевозки, устанавливают в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным постановлением Министерства труда и социального разви­тия РФ от 25.06.99 № 16 (с изм. на 23.10.01).

Действие этого Положения распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на терри­тории  Российской Федерации:

организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности (за исключением водителей, заня­тых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ)
предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки грузов с коммерческой целью, а также использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд.

В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графиком работы.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии, по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Одновременная работа в автомобиле двух водителей при отсутствии в автомобиле специального места для отдыха водителей запрещается.

При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы смены не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством (ст. 99 Трудового кодекса РФ).

Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 10 часов, а в условиях горной местности при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работ­никами представительным органом (а при их отсутствии - с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.

После первых трех часов непрерывного управления автомобилем (например, на междугородных перевозках) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут; в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.

При предоставлении водителю перерыва для отдыха и питания указанные кратковременные остановки водителя для отдыха не предусматриваются.

Состав и продолжительность подготовительных работ, включаемых в подготовительное время и время проведения медицинского осмотра водителя, устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля учитывается в рабочее время только одному водителю.

Соглашением между работодателем и водителем может быть установлен иной порядок учета времени стоянки с одновременной охраной груза и автомобиля.

Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Время отдыха водителей устанавливается и в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Водители пользуются правом на:
Перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания.
Ежедневный и еженедельный отдых, отдых в праздничные и другие дни, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, не позднее чем через 4 часа после начала работы.

При установленной графиком продолжительности ежедневного рабочего времени более 8 часов водителю предоставляется два перерыва для отдыха и питания общей продол­жительностью не более 2 часов. Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжи­тельность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, притом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных не­дель этого месяца.

В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ча­сов.

В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода. Графики работы составляются для всех водителей ежемесячно на каждый день или смену с ежедневным и суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей за две недели до введения их в действие. В них устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время перерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедельного отдыха. График работы (сменности) водителей утверждается администрацией автотранспортного предприятия. Об изменении графика работы водителя он должен быть поставлен в известность не менее чем за сутки до начала работы.

Автотранспортное предприятие обязано обеспечить минимальные, в пределах установ­ленных норм, затраты времени на подготовку автотранспорта к выезду, оформление путевой документации.

Отдел эксплуатации автотранспортного предприятия, выполняющего грузовые перевоз­ки, с целью обеспечения безопасности движения автотранспорта осуществляет:
Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей с обязательной отметкой об их проведении в путевом листе.
Обеспечение водителей перед выездом в рейс рекомендуемым расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных мест.
Анализ выполнения всех предусмотренных рейсов.
Регулярные проверки наличия водительских удостоверений и ежедневное информирование водителей при выезде в рейс о погоде и условиях проезда (туман, гололед и т.д.) с обязательной отметкой в путевом листе.
Установление пониженных скоростей, а при необходимости прекращение движения, если дорожные или метеорологические условия (разрушение дорожного покрытия, гололед, сильный снегопад, туман, заносы и т.д.) представляют угрозу безопасности перевозок грузов.
Контроль за режимом труда и отдыха водителей.
Установление режима работы и места отдыха в пути следования при направлении водителей в разовые дальние рейсы или командировки.
Контроль за работой подвижного состава на линии, соблюдением водителями «Правил дорожного движения».
Медицинское переосвидетельствование водителей в установленные сроки.
Принятие необходимых мер по соблюдению установленных норм грузоподъемности, не превышающей общую грузоподъемность транспортного средства, указанную в технической характеристике автомобиля данной марки.

Формы организации труда водителей, применяемые в зависимости от характера грузопотоков, протяженности маршрутов и режима работы:
Работа водителей организуется по индивидуальному или бригадному методу организации груда.
Бригады водителей создаются по принципу обслуживаемых объектов путем объединения водителей, занятых вывозом продукции с предприятий-изготови­телей, железнодорожных станций, торгово-посреднических предприятий и т.д. Руководство бригадой осуществляет бригадир. Состав бригады и количество подвижного состава, закрепленного за ней, определяется исходя из объема и характера перевозок, а также режима работы пунктов переработки грузов.

  На регулярных междугородных маршрутах должны применяться следующие системы организации труда водителей:
одиночная езда - в автомобиле в течение всего оборота на маршруте работает один водитель. Применяется, как правило, на маршрутах, где оборот автомобиля совершается в течение рабочей смены водителя;
сменная езда – автомобиль обслуживается бригадой водителей, смена которых производится на границах смежных участков, устанавливаемых в пунктах расположения автотранспортных предприятий или других населенных пунктах. Каждый водитель работает в одном автомобиле на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах протяженностью более 250 км;
сменно-групповая езда – за несколькими автомобилями закрепляют бригаду водителей, каждый водитель работает на разных автомобилях, но на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах про­тяженностью более 250 км.

Для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя на грузовых автотранспортных средствах устанавливаются тахографы.

Правила использования тахографов на автомобильном транспорту в Российской Федерации утверждены приказом Министра транспорта РФ от 07.07.1998 № 86. Они были разработаны и введены в действие е целях реализации постановления Правитель­ства РФ от 03.08.1996 №922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», которым было предусмотрено оснащение вновь изготавливаемых грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами с 1 января 1998 г.

Тахографы, применяемые на грузовых автомобилях, предназначенных для междугородных и международных перевозок, должны соответствовать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осу­ществляющих международные автомобильные перевозки. В связи с установкой тахографов на транспортных средствах на водителей и руководство транспортных организаций возлагается ряд дополнительных обязанностей.

Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 № 31 (с изм. на 04.08.2000) в составе та­рифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих утве­рждены характеристики на водителей автомобилей 4-6 разрядов.


Так, водитель грузового автомобиля 4-го разряда выполняет следующие работы:

1. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 0 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).

2. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.

3. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство (транспортную организацию).

4. Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, разме­щением и креплением груза в кузове автомобиля.

5. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов.

6. Оформление путевых документов.

7. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы технического обслуживания автомобилей. При этом он тарифицируется на один разряд выше).



Работа водителя автомобиля 5-го разряда заключается в следующем:


1. Упражнение грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн (автопоездом - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).

2. Устранение возникших во время работы на линии эксплутационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов.

3. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

4. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы технического обслуживания автомобилей.

При этом он тарифицируется на один разряд выше).

Водителю присваивается 6 разряд, если он осуществляет управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 тонн (автопо­ездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).


Водитель должен знать:

1. Назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей.

2. Правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей.

3. Причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля.

4. Порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках.

5. Правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин.

6. Правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.

7. Правила перевозки грузов, в т.ч. скоропортящихся и опасных.

8. Влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля.

9. Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

10. Устройство радиоустановки и компостеров.

11. Правила подачи автомобилей под по грузку-разгрузку.

12. Правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля


Если водитель осуществляет перевозки опасных грузов, то ему необходимо знать:

1. Общие требования, предъявляемые к перевозке опасных грузов, и свои обязанности.

2. Основные виды опасности.

3. Превентивные меры и меры безопасности, соответствующие различным видам опасности.

4. Меры, принимаемые после дорожно-транспортного происшествия (первая помощь, безопасность дорожного движения, основные знания в области использования защитного оборудования, пр.).

5. Знаки и маркировку для обозначения опасности.

6. Назначение технического оборудования транспортного средства и управления им.

7. Поведение транспортного средства с цистернами или контейнерами-цистернами во время движения, включая перемещение груза.

Обязанности водителей
Обязанности транспортной организации

  Обеспечение правильной эксплуатации тахографа, его своевременное включение и переключение ручек тахографа на соответствующие режимы работы.
Своевременная установка, замена и надлежащее заполнение регистрационных листов, а также обеспечение их сохранности.
Использование регистрационных листов каждый день, в течение которого он управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки.

  При выходе тахографа из строя ведение записи режима труда и отдыха на обороте своего регистрационного листа от руки с использованием нанесенной на пего сетки с соответствующими графическими обозначениями и информирование об этом транспо­ртной организации.

  Наличие и предъявление для контроля сотрудникам инспектирующих органов заполненных регистрационных листов за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого он управлял транспортным средством.

  Предоставление возможности сотрудникам инспектирующих органов производить контроль описка клейма и установленных на тахографах табличек с параметрами его настройки. Выдача водителям достаточного количества регистрационных листов установленного образца, пригодных для использования е тахографе, которым оборудовано транспортное средство, имея при этом в виду персональный характер регистрационных листов.

  Хранение заполненных регистрационных листов каждого водителя в течение не менее чем 1 2 месяцев со дня последней записи и свидетельства о проверках тахографов - в течение 3 лет с момента их выдачи.

  Анализ данных в регистрационных листах и, в случае установления нарушений, принятие мер по их пресечению.
Предъявление заполненных регистрационных листов каждого водителя для контроля сотрудникам инспектирующих органов.
Обеспечение исправных тахографов, установленных на транспортных средствах.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54951/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 3197

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"