Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Чем заменить дорогую ERP-систему

Чем заменить дорогую ERP-систему



Представление о том, что компанией можно управлять и без дорогих ERP-систем, большинству IT-консультантов кажется абсурдным. Но на деле множество предприятий обходятся без них и совершенно не переживают, потому что собственные решения оказываются дешевле и эффективнее.
эксперты
Олег Агапов
директор компании «Альфа-Информ»
Наталья Белоножко
заместитель директора по ИТ PR-агентства «Ньютон»
Петр Васильев
управляющий партнер по коммерции компании «Акроним»
Леонид Волков
заместитель генерального директора компании «СКБ Контур»
Екатерина Дубровская
руководитель отдела маркетинга Уральского компрессорного завода
Владимир Кишик
директор по ИТ сети магазинов «СуперСтрой» и «СтройАрсенал»
Алексей Лейбман
руководитель департамента программных решений компании «Деком КС»

Почему уральским компаниям не нравятся известные ERP-системы

Зачем предприятия разрабатывают свои системы автоматизации управления бизнесом

Какие недостатки у собственных разработок

Уральский компрессорный завод (УКЗ) — типичный пример предприятия, которое, по мнению любого продавца ERP-систем, должно срочно обратиться за помощью в комплексной автоматизации бизнеса. Большая производственная база, широкая география продаж, хорошие рыночные позиции — все это верные признаки того, что клиент созрел и готов. Но обращений не следует. Завод доволен имеющимися решениями — весь бизнес управляется из CRM-системы и программы бухгалтерской отчетности. Правда, специальным образом доработанных.

Компании ставят на собственные разработки

Есть несколько причин, заставляющих предприятия отказываться от услуг известных разработчиков ERP и заниматься собственными системами. Это наличие успешных наработок в области автоматизации управления бизнесом, специфика деятельности и требования безопасности. Компания «Трест СКМ», владеющая сетями магазинов «СуперСтрой» и «СтройАрсенал», более десяти лет использует свою ERP-систему и за это время вложила в нее почти $1 млн. Программу начинали разрабатывать еще на заре бизнеса, и она росла вместе с компанией.

В определенный момент возник большой соблазн отказаться от своей системы и перейти на одну из известных и статусных программ. Но прошлым летом торговая сеть приняла стратегическое решение не менять собственные разработки на продукты мировых вендоров. Владимир Кишик, директор по ИТ сети магазинов «СуперСтрой» и «СтройАрсенал»: «Вместе с экспертами, проанализировав ситуацию в компании, мы пришли к выводу, что 90% функционала уже реализовано в наших разработках. Они идеально подходят именно для нашего бизнеса.

Кроме того, отказываясь от тиражной системы, мы экономим год-два, которые уйдут на внедрение и откатку бизнес-процессов в новой программе, сохраняем деньги и нервы. Лучше мы вложим все это в наше развитие. Важно и то, что наша экспертиза в ритейле останется у нас и не уйдет через внедренцев в другие сети».

За десять лет компании удалось создать программный комплекс, который отлично справляется с обработкой 50 тыс. товарных позиций, поддерживает одновременную работу более 500 пользователей в трех федеральных округах. Кроме того, он дешевле в обслуживании, чем любое предложение на рынке. Стоимость владения ERP, складывающаяся из цены оборудования, сотрудников и связи, у собственной программы «Треста СКМ» оказалась меньше. Например, претензии к качеству и стоимость каналов связи для самодельной системы — на порядок ниже.

Если оборудование (компьютеры и серверы) везде одинаковое, то свои сотрудники обходятся дешевле, чем привлеченные консультанты, а требования к каналам связи у самописного ПО меньше, чем у любого аналога. А тот функционал, который бессмысленно разрабатывать самостоятельно — систему бизнес-анализа и бюджетирования, — «Трест СКМ» получил в специализированном ПО от компании Cognos и увязал его с собственными программами.

Если «СуперСтрою» и «СтройАрсеналу» расстаться со своей системой мешают соображения экономической целесообразности, то, например, у Уральского электромеханического завода (УЭМЗ) есть и другие причины. Как рассказал «ДК» начальник управления по информатике и ИТ УЭМЗ Вадим Кораблев нормы безопасности на оборонном предприятии просто не позволяют воспользоваться услугами сторонних разработчиков, тем более западных.

Технологии управления производством уже давно нуждались в автоматизации, а завод обладал хорошими традициями и наработками в сфере ИТ, поэтому УЭМЗ создал свою систему. Потом ее клонировали под нужды конверсионного производства так, чтобы не было никаких пересечений с оборонным заказом. Ноу-хау оказалось настолько успешным, что его передали еще нескольким предприятиям сферы ВПК.

PR-агентство «Ньютон» вплотную занялось собственными разработками, так как просто не смогло найти себе подходящее предложение на рынке. Наталья Белоножко, замдиректора по ИТ: «Нас не устраивал типовой проект и предложения, существовавшие на рынке на тот момент (2003 г. — Прим. ред.). Изначально мы ориентировались на то, что многое будем изменять и дописывать в системе, постоянно подстраивать ее к нуждам компании с расчетом на будущие задачи». Потратив немало усилий на свои программы, фирмы обнаруживают, что им уже неинтересно связываться со сторонними разработчиками, а выгоднее развивать собственное решение. Обычно такие организации становятся «потерянными клиентами» для грандов мировой ИТ-отрасли.

Фирмы готовы отказаться от комплексных решений

Автоматизация бизнеса с помощью множества отдельных программ всегда считалась признаком дурного тона, экономии на мелочах и низкой эффективности управления. Во времена, когда настроить обмен данными между пятью-шестью системами на предприятии становилось сверхсложной проблемой, так оно и было. С появлением стандартных шлюзов обмена информацией подобные вопросы ушли в прошлое. В частности, Уральский компрессорный завод сделал ставку на две системы — доработанную версию 1С и CRM от Terrasoft. На CRM, кроме классических задач управления взаимоотношениями с клиентами, перешел ряд дополнительных функций — документооборот, заказ на производство, контроль сроков исполнения заказа и его маршрутизация. Екатерина Дубровская, руководитель отдела маркетинга Уральского компрессорного завода: «Мы просто не испытываем потребности в комплексной системе.

Все, что нам необходимо, решается с помощью уже имеющихся программ. Системы четко разделены по функционалу, свободно обмениваются данными, и руководство вполне ими довольно». Пример УКЗ не единственный. Лучший проект компании Terrasoft 2005 г. в фирме «Центролес» был сделан в том же ключе — CRM вобрал в себя весь функционал по управлению бизнесом, кроме бухгалтерской отчетности. По мнению Олега Агапова, директора компании «Альфа-Информ», выстраивание корпоративной системы на базе CRM, а не ERP — закономерный процесс: «Люди хотят не просто упорядочить базу клиентов, а автоматизировать процесс продаж, маркетинга и сервиса на предприятии, понимая его весьма широко. Иногда продажа начинается с обращения заказчика и заканчивается выпиской счета, а иногда завершается и сборкой комплектующих на производстве. Граница CRM и ERP постоянно размывается».

Леонид Волков, заместитель генерального директора компании «СКБ Контур», уверен, что многим предприятиям комплексные системы изначально противопоказаны: «Часто попытки внедрить ERP проваливаются не из-за ошибок в установке, а потому, что внедрять ERP просто не надо. Критические участки IT-инфраструктуры должны закрываться специализированными решениями, созданными профессионалами в предметной области.

Такая «лоскутная» автоматизация — меньшее зло по сравнению с тотальной ERPизацией. Единая платформа пригодится, чтобы увязывать отдельные модули, служить кровеносной системой IT-инфраструктуры, обеспечивать работу типовых участков». В качестве примера г-н Волков приводит опыт своей компании: 400 сотрудников, сфера деятельности — софт и услуги, оборот в 2006 г. — свыше $20 млн. Средняя ERP-система, рассчитанная на такой класс предприятий, необходимый функционал не потянет, а на дорогую нет свободных средств. Выход для подобных фирм только в автоматизации отдельных, особо критичных участков работы и налаживании связи между «лоскутами». Сама компания «СКБ Контур» именно так и управляется.

Свои разработки несут специфические риски

Однако у самостоятельных разработок и «лоскутной» автоматизации есть оборотная сторона. ИТ-специалисты рассказывают устрашающие истории о том, как команды программистов уходили с предприятий и запускали собственный бизнес.

Организации, потерявшие свой ИТ-отдел, занятый самописной системой, обычно вынуждены переходить на тиражные продукты, что чревато новыми расходами и временными затратами. Если неправильно спланировать работу айтишников, может получиться так, что свои разработки будут препятствовать развитию и создавать дополнительные сложности. «Со временем в самописной системе копится все больше ошибок, на исправление которых уходит много времени, — делится наблюдениями Алексей Лейбман, руководитель департамента программных решений компании «Деком КС». — Мы столкнулись с этим в нашей программе».

В «Декоме» собственная система действует больше пяти лет. За это время фирма из нее выросла, уже сложно добавлять новые функции, иногда не хватает производительности. Но переходить на новую систему компания пока не собирается. По расчетам г-на Лейбмана, аналогичный функционал обойдется примерно в $5 тыс. за рабочее место, поэтому «экономнее» латать дыры, тем более что услуги программиста для ИТ-фирмы обходятся дешевле. «Есть еще один нюанс использования самописных систем: при обновлении парка оборудования старые программы могут отказаться работать с новыми серверами, операционными системами — этим тоже придется заниматься, и к нам уже обращались с просьбами помочь», — рассказывает Алексей Лейбман.

Не всегда из CRM-системы можно вырастить программу по управлению всем бизнесом. Петр Васильев, управляющий партнер по коммерции компании «Акроним»: «На мой взгляд, главное, чтобы система автоматизации удовлетворяла потребностям бизнеса. И неважно, как она будет называться — CRM или ERP. Однако изначально эти системы предназначены для разных целей, и делать одну из другой не всегда разумно.

Например, рекламному агентству, учебному центру или клининговой фирме в качестве системы комплексной автоматизации подойдет полнофункциональная CRM с минимальными доработками. Эта система покроет все основные бизнес-процессы, а управленческий и бухгалтерский учет в таких компаниях нередко замечательно автоматизируется в Excel + 1С.

С другой стороны, построить на этой базе решение для комплексной автоматизации дистрибьюторской компании, промышленного предприятия или банка не получится». С ним согласен и Иван ИзраЙлев, коммерческий директор компании CIFT, который на портале делового общения Dkvartal заявил: неважно, на какой платформе поставлены бизнес-процессы. «У некоторых на Excel торговая деятельность работает эффективнее, чем у других на SAP R3. Важнее, насколько правильно спроектированы процессы под специфику предприятия и насколько грамотны люди, которые этим занимаются», — уверен г-н Израйлев.


детали
Разработчики склонны преувеличивать достоинства своих продуктов
Плюсы и минусы тиражных и самописных ERP-систем Тиражные ERP-системы
+ –
Учет лучшего мирового опыта автоматизации Кадры обходятся дорого
Серийные системы обычно кроссплатформенны, а это значит, что могут работать с различными системами управления базами данных Необходимость подгонки под конкретный бизнес
Факт внедрения положительно влияет на имидж в глазах инвестора Высокая стоимость самого проекта
Профессиональное управление проектом Длительный срок отладки (до трех лет)
У консультантов есть опыт работы со многими предприятиями Программисты по ERP от ведущих разработчиков всегда в дефиците
Поддерживать систему может не только тот, кто ее внедрял
Системы собственной разработки
+ –
Идеальный учет особенностей ведения бизнеса Риск получить «автоматизированный бардак»
Четкое планирование результатов
Централизованная группа разработки и техподдержки Недостаточный опыт построения подобных систем
Низкая стоимость владения, особенно при большом количестве рабочих мест
Фактическое отсутствие технических ограничений при разработке. Возможность любой интеграции с любым приложением уже на стадии разработки Непонятные перспективы масштабирования
Собственная ERP-система обычно требует в 2-3 раза меньше затрат аппаратных ресурсов, при этом работает производительней, чем серийная, так как не обрабатывает ненужных функций, настроек, лишних таблиц и файлов Зависимость от собственных кадров


детали
Кто не рискует, тот не работает в ERP
Основные риски тиражных и самописных ERP-систем Самописные Не каждая IT-компания или IT-отдел способны разработать качественную систему. Деньги на разработку могут быть потрачены зря Вероятность неудачного внедрения у системы, написанной с нуля, весьма велика. Особенно если система еще не проходила тестирование в реальных условиях. Уровень функциональности у такой системы заранее предсказать достаточно сложно Длительность первого цикла разработки программы Зависимость от команды разработки
Тиражные Стандартная конфигурация может не подойти под бизнес-процессы предприятия Кроссплатформенность1 и апгрейд требуют больших аппаратных ресурсов или вообще могут быть невозможны Необходимость перестройки бизнес-процессов предприятия под функционал, заложенный в системе Избыточность функциональных возможностей и усложненность интерфейсов системы


1 Способность программы работать с разными базами данных.
Источник: «ДК».

детали
Стоит ли рассматривать типовые ERP-системы
Типовые выгоды тиражных ERP-систем,% 1 Уменьшение сроков закрытия учетного периода 500
2 Повышение общей культуры управления, снижение бумажного документооборота, использование оптимальных схем построения бизнес-процессов 90
3 Увеличение поставок точно в срок 80
4 Снижение транспортно-заготовительных расходов 60
5 Улучшение обслуживания после продаж 60
6 Снижение задержек с отгрузкой готовой продукции 45
7 Увеличение оборачиваемости капитала предприятия 35
8 Снижение производственного брака 35
9 Более точный учет затрат 30
10 Уменьшение затрат на административно-управленческий аппарат 30
11 Снижение потребностей предприятия в оборотных средствах за счет повышения скорости и качества работы 30
12 Рост производительности труда 27
13 Уменьшение складских площадей 25
14 Уменьшение цикла реализации 25
15 Уменьшение страховых запасов на складах, внедрение прогрессивных методов их планирования и контроля 20
16 Снижение операционных и управленческих затрат 15
17 Уменьшение дебиторской задолженности 12

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55044/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1453

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел