Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Как объехать «черную дыру»...

Как объехать «черную дыру»...


27 Февраля 2006

Следуя через Белоруссию, можно лишиться груза. Поэтому необходимо знать, какие маршруты в объезд Белоруссии наиболее безопасные и недорогие

При выборе маршрута перевозки грузов автомобильным транспортом из стран Европы в Россию основными критериями являются скорость доставки и стоимость фрахта, который берет с вас либо компания-перевозчик, либо экспедитор, то есть фирма, которая пользуется привлеченными машинами, а не своим автопарком. Однако очевидный выбор минимальной стоимости перевозки и приемлемого срока доставки не всегда самый удачный. Безопасность доставки – вот что на сегодняшний день является предметом раздумий и бессонных ночей менеджеров и руководителей многих фирм и компаний.

Создание социалистических «буферных» государств между европейскими странами и СССР и последующий распад как самого Союза, так и стран соцлагеря привело в настоящее время к тому, что Российская Федерация оказалась практически отрезанной от стран Европейского союза. Поэтому торговые пути из Европы в Россию теперь пролегают через самостоятельные государства. И безопасность пути, по которому следует машина с товаром, теперь во многом зависит от администрации этих стран. Именно с точки зрения безопасности рассмотрим транзитные маршруты из Европы в Россию.

«РОМАНТИКИ С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ»

Глядя на карту Европы, очевидно, что наиболее короткий маршрут в Россию лежит транзитом через Польшу и далее через Республику Беларусь. Привлекательность этого маршрута кроме минимального километража пробега заключается еще и в том, что эта трасса в хорошем состоянии. Кроме того, оказавшись в затруднительном положении, каждому человеку свойственно обращаться за поддержкой к лояльно настроенным людям, к «своим». Поэтому через братскую Белоруссию до некоторых пор шел большой грузопоток в Россию. Пока чиновники бывшей советской республики не додумались, как залатать дырявый бюджет как раз за счет «своих».

То есть на больших торговых путях всегда было небезопасно, особенно если этот путь пролегает через экономически отсталые государства. Но воровство, как правило, носило частный характер. Белоруссия же превратилась в страну, в которой бесследно пропадают грузы вместе с мечтами о развитии бизнеса и расширении продаж – в «черную дыру» для грузовладельцев и перевозчиков. Это государственный рэкет, которым занимаются люди в погонах при поощрении вышестоящего начальства и руководства страны. Практически любой груз, следующий транзитом через Белоруссию, может быть не только конфискован без всяких на то оснований и объяснений, но и реализован, то есть попросту продан в течение 3–7 дней.

Критериев оценки рисков категорий товаров, которые можно провозить транзитом через Белоруссию, не существует. Под риск конфискации попадают практически все товары, реализация которых возможна без дополнительной обработки.

То есть «попасть» с разными последствиями – от конфискации машины до «выкупа» собственного груза на таможне – может все что угодно. Но риск более вероятен, если перевозятся товары с высокой ликвидностью при реализации или стоимость груза превышает ¤50–70 тыс. Кстати, по неофициальным данным, у белорусских таможенников существует даже план по конфискации, а в Минске открыты десятки магазинов, в которых этот конфискат продается. Наибольшему риску подвергаются грузы, которые сопровождаются документами, где в качестве грузоотправителя указана офшорная компания.

ЗАКОН БЕССИЛЕН, ИДЕМ В ОБХОД

Из опыта общения с многочисленными адвокатами – как российскими, так и белорусскими становится ясно, что из 20 поданных исков только один имеет шанс на успех. Причем вынесенное оправдательное решение в Бресте или Гродно ни к чему белорусскую таможню не обязывает. Подается апелляция, и иски заново рассматривают в вышестоящих инстанциях в Минске, и, как правило, там же все и заканчивается не в пользу грузовладельцев.

Вывод напрашивается сам собой: осуществлять перевозку дорогих или ликвидных грузов по данному маршруту, неоправданный риск, который сводит на нет как меньшие ставки за перевозку, так и меньшее транзитное время в пути.

Неким исключением служат грузы крупных европейских компаний с мировыми именами и их клиентов, с которыми иностранным таможенным службам благоразумнее «не связываться».

Какие же существуют объездные маршруты для среднего бизнеса? Их, к большому сожалению, не так много:

1) Польша–Прибалтика–Россия;
2) Польша–Украина–Россия;
3) паром до Финляндии или Прибалтики – Россия.
TIR сarnet

Международный таможенный документ, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенной очистки. Документ покрывает автомобильные и железнодорожные перевозки грузов (осуществляемые в автофургонах, трейлерах, полутрейлерах и контейнерах) между государствами, признавшими Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП) 1959 и 1975 годов. Все автомобильные транспортные средства должны иметь соответствующие разрешения компетентных органов на их использование. TIR сarnet выдается компетентными органами страны.


Все эти маршруты имеют свои особенности и недостатки. Абстрагируемся при этом на некоторое время от постоянно меняющейся политико-экономической ситуации в мире и будем рассматривать нечто относительно постоянное, а именно – собственно расположение стран на карте мира.

ПОЛЬША–ПРИБАЛТИКА–РОССИЯ

В настоящее время именно этот маршрут перевозок (по крайней мере автотранспортом), не претерпел никаких изменений – в любом случае импорт из основных стран-поставщиков остается тем же: как ни едешь, а в Польшу попадешь. Условия перевозок по территории Польши изменений не претерпели, все осталось, как было: если груз находится в списке грузов, попадающих под конвой, он под него и попадет. Далее, однако, машина идет не напрямую через Беларусь, а сворачивает на северо-восток – в Прибалтику.
Маршрут через Прибалтику имеет и плюсы, и минусы.

Если посмотреть на карту, то, даже не обладая познаниями в расчете километража по масштабу карты, можно заметить, что такая дорога длиннее. Эта разница при перевозке Берлин–Москва не через Белоруссию, а через Прибалтику составит как минимум 250 км. Следовательно, увеличатся затраты на топливо и время прохождения маршрута. Кроме того, у российской таможни предвзятое отношение к прибалтийским перевозчикам вследствие большого количества недоставок груза (хотя иногда обоснованное), и поэтому их проверяют особенно тщательно. В результате большие очереди на таможенных переходах в Себеже, Пыталово, Гребнево и т. д.

  Маршрут Польша–Прибалтика–Россия

Плюсы

1. Наличие дозволов для транзита через Прибалтику у большинства компаний.

2. Наличие достаточного количества прибалтийских компаний-перевозчиков: решение проблемы экологических требований стран Евросоюза к техническому состоянию транспортного средства.

3. Погрузка прибалтийских транспортных компаний по всей Европе без открытия TIR сarnet: экономия денег и транзитного времени по Европе.

Минусы

1. Более длинная дорога: увеличение затрат на топливо и время прохождения маршрута.

2. Большие очереди на таможенных переходах: увеличение времени прохождения маршрута.

3. Дополнительные затраты при таможенной очистке, на сертификаты, на перевозимые товары, акты гигиенического контроля и т. д.


Также при открытии TIR сarnet в Прибалтике таможенные склады, где производится оформление, не всегда могут корректно работать с экспортными декларациями и инвойсами, что может привести к увеличению затрат при таможенной очистке. Еще одним серьезным минусом является то, что на таможенных переходах у водителей постоянно требуют сертификаты на перевозимые товары, акты гигиенического контроля и пр. Объяснения того, что документы эти не обязаны следовать с грузом, а нужны только при подаче декларации на СВХ для растаможки, не принимаются, а это опять дополнительные затраты.

Кроме того, если что-то не так с документами или грузом, «откупиться» от таможни Прибалтики не удается точно. Характер грузов, «рекомендованных» для перевозок через страны Балтии, опять же определить сложно. Если исходить из стоимости, то это грузы дороже соответственно, 50–70 тыс.

Плюсом можно считать то, что довольно много транспортных компаний имеют «дозволы» для транзита через Литву, Латвию и Эстонию.

Дозвол – транзитное разрешение для транспортного средства покупается на границе каждого государства, по территории которого будет производиться перевозка. То есть, проще говоря, разрешение на проезд. Более того, в самих этих странах достаточно собственных компаний-перевозчиков с новым парком машин, которые допускаются в европейские страны. Это важно, если учитывать экологические требования стран Евросоюза к техническому состоянию транспортного средства.

В случае если машина не отвечает этим требованиям, машину могут разгрузить и отправить без груза назад. Плюс еще и в том, что, находясь в странах – членах ЕС, эти транспортные компании могут грузиться по всей Европе и без открытия TIR сarnet ехать в Прибалтику по CMR (международная товарно-транспортная накладная), TIR открывать уже там, что экономит деньги и транзитное время по Европе.

ПОЛЬША–УКРАИНА–РОССИЯ

Маршрут через Украину более ровный и лояльный по отношению к транзитным грузам, однако тоже не безоблачный вариант – проблемы все же могут возникнуть. Машины могут вскрыть и досмотреть по причинам, не особо поддающимся логическому объяснению, но при этом по крайней мере вероятность «попадания» меньше, чем в РБ, – Украина очень хочет в ЕС.

Кроме того, сейчас действует система оплаты водителем декларирования груза при въезде в Украину и выезде из нее. Это повышает стоимость доставки в зависимости от количества кодов в инвойсе на сумму от $30 до $70.

  Маршрут Польша–Украина–Россия

Плюсы

1. Лояльность по отношению к транзитным грузам.

Минусы

1. Декларирование водителем груза при въезде в Украину и выезде из нее: повышение стоимости доставки.

2. Плохое качество дорог при подъезде к границе: увеличение времени прохождения маршрута.

3. Отсутствие мобильной связи на погранпереходах: нет связи водителя с грузовладельцем.


Очень большой недостаток – дороги. Хотя в основном по стране они хорошего качества, но на подъезде к границе становятся катастрофическими. Особенно это заметно зимой, когда километровые очереди из большегрузных машин не могут сутками проехать некоторые участки дороги плюс те же очереди на погранпереходах. Бывали случаи, когда зимой машина ехала из Германии 14 дней, хотя среднее транзитное время пути не превышает 7–9 дней. Из 14 дней машина 7 дней просто стояла по причине того, что проехать было невозможно. Еще один минус – на погранпереходах практически не работают мобильные телефоны, а это очень важно! Водителям приходится бегать к телефонным будкам, чтобы в случае возникновения проблем позвонить грузовладельцу или руководителям своей компании.

ПАРОМ ЧЕРЕЗ ФИНЛЯНДИЮ ИЛИ ПРИБАЛТИКУ

Паромный маршрут через Финляндию или Прибалтику самый быстрый, но и самый дорогой. Хотя и самый безопасный. Стоимость паромной переправы колеблется в районе 1000, у какой-то линии дороже, у какой-то дешевле.

Многое зависит от габаритов машины (обычно это еврофура 13,6 м или сцепка) и веса груза. То есть, несмотря на то, что машина плывет и не тратит топливо и ресурс, все равно ставка на такую перевозку получается в среднем на $1000 дороже, чем через Прибалтику или Украину. Кроме того, поскольку место на пароме бронируется и выкупается заранее, нужно четко контролировать время загрузки, так как срыв графика погрузок может привести к опозданию машины на паром и потере денег. В остальном это быстрый и надежный маршрут. Кроме того, приятным моментом является возможность контроля очередей на таможенных переходах «Торфяновка» и «Брусничное» через веб-камеру сидя в офисе.

Паромный маршрут

Плюсы

1. Высокая скорость доставки.

2. Высокая степень безопасности.

3. Возможность контроля очередей на таможенных переходах.

Минусы

1. Доставка из всех европейских стран в Германию: возможно удлинение маршрута и увеличение времени на перевозку.

2. Отправка парома не ежедневно: увеличение времени на отправку минимум на сутки.

3. Необходимость бронирования места на пароме: увеличение времени на отправку.

4. Ограничения по весу.

5. Высокая стоимость.

При доставке грузов посредством парома Германия–Финляндия, Германия–Прибалтика по маршруту видно, что все грузы приходят в Германию, в Киль с последующей доставкой или в Прибалтику, или в Финляндию. Из Финляндии грузы пойдут непосредственно через границу в РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение каким маршрутом ехать в конечном итоге принимает менеджер или руководитель, исходя из своего опыта и той ставки, которую ему предлагают, ведь существует еще и такое понятие, как сезонность, когда количество грузоперевозок резко возрастает и ощущается нехватка машин. Иногда, когда надо срочно вывозить груз, бывает не до выбора маршрута, хотя заранее выстраивать его и оценить все плюсы и минусы, конечно же, надо.

Дмитрий Мочалин
Генеральный директор ООО «Элси-Транс»

Елена Соловьева
Руководитель отдела продаж компании

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55058/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1385

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Онлайн-конференция «Линейный персонал» о том как развивать бизнес в условиях кадрового дефицита Опубликован рейтинг транспортных компаний России 2023 по версии Main Transport каталог компаний