Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Системы спутниковой навигации

Системы спутниковой навигации


Расходы на транспорт являются едва ли не самыми значительными в любой компании, перевозящей грузы, будь то собственник или экспедитор. Существенно сократить затраты на топливо, рассчитать оптимальный маршрут доставок, проследить за правильностью действий водителя и попутно решить многие другие задачи поможет система спутниковой навигации

Если в Европе бум на системы спутниковой навигации уже прошел, то российский рынок подобных устройств активно развивается. Потребность в нововведениях сейчас наблюдается в любой компании, не только в такой, чья деятельность напрямую связана с транспортными услугами. В отслеживании и контроле своих машин нуждаются и на промышленных заводах, и на сельскохозяйственных предприятиях, и в строительных компаниях, и в организациях общественного городского транспорта. Также ощущается потребность в мониторинге паромов и яхт. В данной статье мы подробнее остановимся на системах, устанавливаемых на автомашинах, и выполняющих функции слежения, контроля расхода топлива и деятельности водителей.

ЧТО ПОКУПАЕТ КЛИЕНТ

Компании, которые внедряют у себя системы спутниковой навигации (ССН), можно разделить на два типа: те, у кого небольшой автопарк (до 15–20 машин) и владельцы большого числа транспортных средств. У небольших компаний обычно нет своей службы логистики, но, как правило, есть один сотрудник, распределяющий автомобили между маршрутами. В такой ситуации фирма может передавать администрирование системы на аутсорсинг. На больших предприятиях администрированием информации, получаемой от систем, занимается служба логистики или IT-отдел.

В крупных компаниях, как правило, установлена ERP-система, и система навигации может поставлять «снятые» с машины данные напрямую в систему учета. Существует вариант установки ССН с открытым интерфейсом, когда собственный IT-отдел компании дописывает необходимые настройки без помощи установщика. Фактически для того чтобы система работала, нужен один обыкновенный компьютер с выходом в интернет и сотрудник, который будет с нужной периодичностью получать и анализировать данные. Впрочем, система может работать и вовсе без участия человека. Будет ли руководитель предприятия раз в неделю получать полный отчет о состоянии своего автопарка или диспетчер вести оперативный контроль и влиять на текущую ситуацию – все настройки задаются в системе в зависимости от специфики предприятия и пожеланий руководства.

Работает система следующим образом: со спутника GPS раз в две секунды приходит координата. В кабине водителя устанавливается блок – маленький компьютер, который способен анализировать около 70 параметров и выдавать «события»: дистанция пройдена, совершен поворот, сработал датчик и т. п. в зависимости от пожеланий и нужд клиента. Сам блок все, что с ним происходит, передает по GPRS на сервер, а если связь оборвалась, записывает эту информацию внутрь себя, где она и хранится, пока связь не восстановится. Критические события, которые клиент выбрал при установке, блок оперативно передает через SMS-канал. В любой момент времени диспетчер может запросить информацию о том, что происходит с системой, а система, помимо передачи данных, уже сама определит, есть ли связь с блоком, и выберет оптимальный для нее путь.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Обычно клиентов мало волнуют технические подробности устройства. Главное, чтобы система работала без сбоев. Но проблемы возможны. Несмотря на то что блок – механизм не хрупкий, защищенный резервным аккумулятором и датчиком на вскрытие, исправность его работы может пострадать от действий водителя. Однако любые операции водителя – переполюсовка, неверная подача напряжения, «укол» шокера, попытка вытянуть антенну, вставить в нее иголку или отключить питание – будут записаны с привязкой к месту и времени внутрь блока, откуда стереть их нереально.

Таким образом, «борьба» с автоматикой сразу может быть замечена руководством. Поэтому после установки блока (а компании стараются держать это в тайне от сотрудников максимально возможное время) фирма может столкнуться с массовыми увольнениями сотрудников. Организации очень неохотно идут на то, чтобы брать деньги за оборудование с сотрудников, хотя на самом деле верная работа системы – личная ответственность водителя.

В течение первых нескольких месяцев работы системы клиент, как правило, не верит в используемые высокие технологии, и компания-производитель каждый раз вынуждена доказывать, что проблемы возникают не из-за ее оборудования. Лучше, если в системе будет предусмотрена возможность предоставления четких, ясных доказательств исправности ее работы, которые пользователь сможет получать самостоятельно, сидя за монитором, без вызова инспекции.

В нашей практике был интересный случай, когда одна крупная компания обвинила нас в том, что наша система подсчитывает пробег ошибочно (чуть ли не на 50%). Мы привезли специальное устройство для проверки и доказали, что на самом деле погрешность в вычислениях составляла меньше доли процента.

Перед нами, конечно, официально извинились. Выяснилась и причина претензии: в нужное время водитель выходил из кабины, выдергивал тросик из устройства по подсчету пробега, и километраж начинал наматываться. Разумеется, перед возвращением на базу все было в порядке.

Справедливости ради также надо отметить, что проблемы могут быть вызваны не только саботажем водителей, но и неверной установкой самой системы, ведь блок – устройство сложное. Именно поэтому советуем обращаться в проверенные компании, имеющие большой опыт работы на российском рынке.

Определение координат

Координаты объекта определяются с точностью 10-30 м в зависимости от погодных условий и расположения спутников. Помимо координат, приемник позволяет вычислять скорость движения объекта, географическое направление и другие параметры. Кроме того, сигналы спутников GPS содержат сигналы точного времени.

Законодательство РФ в части использования навигационных систем, картографии и других средств определения своего местонахождения в настоящее время весьма сложно и противоречиво. Так, использование любых систем с точностью более 30 м юридически запрещено, однако фактически этот запрет не действует. Серийные GPS-приемники для массового потребителя уже давно перешагнули 30-метровый предел и, несмотря на это, свободно продаются в России.

26 февраля 2003 года Государственная комиссия по электросвязи (ГКЭС) Минсвязи России рекомендовала отменить все ограничения на использование индивидуальных приемников спутниковой навигации, в том числе встроенных в сотовые телефоны и бортовое оборудование транспортных средств. Ожидается, что рекомендации комиссии будут внесены в подготовленный Мининформсвязи России проект постановления Правительства РФ «О регулировании использования на территории РФ навигационной аппаратуры потребителя глобальных навигационных спутниковых систем» и согласованы с другими министерствами и ведомствами. Таким образом, можно надеяться на значительную либерализацию законодательства в этой области в течение ближайшего времени.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ СИСТЕМЫ

Окупается система очень быстро. Но конечно, существенную роль в этом играют ситуация в компании до внедрения ССН и изменения после. После подсчета примерных средних затрат на автомобиль в месяц (порядка $1 тыс., включая бензин и все текущие расходы) становится понятно, что в среднем экономия с машины после внедрения ССН составит порядка $200, и система окупится за полгода.

Экономия на топливе и устранении простоев составляет в среднем 15–20%. Трафик за передаваемую по каналу GPRS информацию стоит $2–4 в месяц на машину (даже если эксплуатировать ее по максимуму). При этом существует еще и невидимый эффект от внедрения: водители становятся более дисциплинированными, понимая, что их контролируют.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ

Помимо экономии топлива, охранных функций, контроля маршрута и действий водителя, ССН также имеют возможности для интеграции с внешними устройствами, что позволяет расширить ее функциональность. Хороший тому пример – городское такси, в котором люди могут оплачивать проезд кредитными картами.

Возможна установка текстовой панели в кабине грузовика для передачи заданий водителю. Обычно в логистике предприятия значатся несколько состояний автомобиля: «под погрузкой», «свободен», «сломался», «на обеде» и т. п. Эту информацию водитель сообщает диспетчеру по телефону. После установки ССН водителю достаточно нажать на кнопку и «перевести» машину в другое состояние, после чего система предоставляет ему на выбор варианты оптимальных действий. Спекулировать этой функцией водителю тяжело, да и невыгодно. В правильных организациях, чем дольше работает сотрудник, тем выше у него зарплата. В нашей практике встречались компании, где водители сами выступали за внедрение ССН, потому что устали страдать из-за ошибок диспетчера, заставлявшего их ехать через всю Москву по пробкам.

СРАВНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ СИСТЕМ

На Западе потребность в ССН и их назначение совершенно иное.
Во-первых, там такими системами оборудованы почти все рейсовые машины.
А во-вторых, почти все перевозчики заключают контракты с крупными логистическими компаниями на расчет оптимального маршрута проезда (нужно учитывать платные дороги, разные автобаны и т. п.).
Для западных компаний-перевозчиков мониторинг грузовика – не основная, а дополнительная опция. Поэтому при покупке ССН важно учитывать эту особенность западных систем, а также тот факт, что многие европейские компании изначально ориентированы на охрану. И хотя охранный рынок на порядок больше, чем рынок мониторинга, эти функции специфичны и их трудно подстроить под нужды логистики. К тому же, как ни странно, в логистике к надежности систем предъявляют более строгие требования, чем в охране.

Охранники, контролируя машину, посылают ей запрос два раза в стуки. Машина считается угнанной, если она не ответила на сигнал или пришло сообщение об угоне. При мониторинге запросы на автомобиль отправляются постоянно, несколько раз в минуту, поэтому любое изменение в работе или маршруте отслеживается сразу. Кроме того, охранную систему водитель отключить не пытается. У нас же в России сотрудники постоянно саботируют установку системы, следовательно, требования к надежности и стабильности возрастают в разы. Российские компании-производители оборудования как никто другой научились бороться с местными кулибиными.

Может показаться странным, но потребность в установке ССН в первую очередь сейчас испытывает не столица, а удаленные регионы. Можно выделить Екатеринбург, Тюмень, Татарию – там большие расстояния между «точками» и есть нужда в координации и регулярном мониторинге машин. Также стоит отметить Ленинградскую область, где сейчас наблюдается острая конкуренция среди перевозчиков по Европе. В Москве ССН – это скорее дань моде, нежели необходимость.

В столице пока никто не считается с затратами на машину, здесь другая экономика. Но это пока. Не за горами то время, когда конкуренция вынудит перевозчиков быть более экономными, а первый помощник в этом – система спутниковой навигации

Технологии связи

Связь с бортовым модулем системы поддерживается при помощи системы сотовой связи GSM. Однако принципиальных ограничений на выбор того или иного стандарта нет. GSM была выбрана лишь потому, что является наиболее распространенной на территории евразийского рынка автоперевозок. При необходимости бортовой модуль системы может выпускаться в вариантах для работы с любой другой системой мобильной связи, поддерживающей обмен короткими сообщениями (SMS) или низкоскоростную передачу данных: наземными сотовыми сетями, спутниковыми системами связи, двусторонними пейджинговыми сетями и т. п.

Выбор предпочтительного варианта зависит от набора услуг, доступных для данного пользователя в данной сети, их стоимости, требований к данной системе и т. п. В большинстве случаев оптимальным является использование GPRS.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55062/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1792

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

В поисках легких путей: как маркетплейсы становятся ловушками для мелких предпринимателей Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы