Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Особенности проектирования прикассовой зоны

Особенности проектирования прикассовой зоны



Успешная работа магазина зависит от множества, казалось бы, незначительных факторов, важность которых часто недооценивается. Иногда открывающие новую торговую точку предприниматели очень внимательно относятся к тому, где ее разместить, как построить ассортиментную политику, составляют детальные бизнес–планы, определяют целевую аудиторию, но иногда забывают о том, что впечатление от похода в магазин может испортить какая–то небольшая деталь. Как и во многих других жизненных делах, ошибки в торговле часто выявляются уже в процессе работы.


  
В магазине такой деталью может стать момент оплаты покупки и упаковки его в пакеты. Предпринимателей подстерегает целый ряд возможных проблем: слишком медленное прохождение покупателей и создание очередей или, наоборот, слишком быстрое, когда покупатель, сделавший покупку раньше, не успевает упаковать свой товар. Чтобы подобные сбои не случались, надо тщательно подойти к устройству кассовой зоны магазина, тем более что процесс оплаты должен происходить оперативно и даже небольшое промедление сразу становится заметным.


  

КАССОВЫЕ БОКСЫ

  

Главенствующее положение в прикассовой зоне занимает кассовый бокс — место, где располагается сам кассовый аппарат и находится последний сотрудник, с которым общается покупатель перед выходом из магазина — кассир. Все кассовые боксы, основываясь на различных признаках, можно разделить на ряд категорий. Прежде всего, это разграничение двойных и одиночных моделей. Первые оборудуются одним кассовым аппаратом и местом кассира, вторые же имеют возможность вместить двоих сотрудников, сохраняя при этом длину или ширину одинарного бокса.

Подобные боксы представлены на российском рынке тремя конфигурациями — «тандем», «твин» и сдвоенная модель. В первом случае столы располагаются таким образом, что кассиры сидят друг за другом в шахматном порядке, и ширина двойной модели равна величине одинарной. В моделях «твин» боксы соединены друг с другом зеркально, но из–за различной длины транспортеров совмещенных столов кассиры сидят друг за другом. Сдвоенные модели предполагают раcположение столов в виде буквы «п», тогда кассиры сидят спиной друг к другу — соответственно, увеличивается ширина бокса, но длина остается прежней.

Модели «тандем» удобны, прежде всего, для магазинов, где торговый зал на выходе более вытянут в длину, что дает возможность установить длинные кассовые столы. Очевидным плюсом использования такой конфигурации столов является их максимально функциональное расположение, которое позволяет разместить оптимальное количество POS–терминалов из расчета на квадратный метр площади.

Модели «твин» скорее подойдут таким магазинам, которые при сравнительно небольшой длине торгового зала имеют большую ширину. Одним из преимуществ моделей «твин» является посадка кассиров спиной друг к другу — при этом пространство, где располагаются кассиры, оказывается защищенным с двух сторон. Дело в том, что российские предприниматели всегда очень обеспокоены вопросом о том, как сотрудники, имеющие дело с денежными расчетами, будут защищены со стороны прохода. Как правило, для этого позади кассового бокса устанавливаются металлические трубы, которые и закрывают кассира. В модели «твин» эта проблема решена, и дополнительного оборудования не требуется.

  

Основной характеристикой кассового бокса является длина рабочей поверхности, которая может быть укомплектована транспортером или представлять собой гладкий длинный стол. В свою очередь варьируются также длина и ширина транспортера. Следующие аспекты связаны с посадкой кассира и удобством его работы, которое в свою очередь влияет на скорость обслуживания.

Кассовые боксы могут быть рассчитаны как на правшей (что чаще всего и бывает), так и на левшей. По идее, чтобы работа за кассовым столом конфигурации «твин» спорилась, одному кассиру должно быть удобно работать правой, а другому — левой рукой. Сейчас в магазинную моду вошла фронтальная посадка кассира, при которой сотрудник магазина имеет возможность свободно работать двумя руками, сохраняя при этом контроль над кассовым аппаратом и поведением покупателя.

При другом виде посадки кассир вынужден поворачиваться то к покупателю, то к кассовому аппарату, совершая множество лишних движений, что в итоге отражается и на скорости обслуживания посетителей магазина. Наконец, когда все покупки оплачены, товары попадают в накопитель — место, где они уже являются собственностью клиента магазина, и он (или другой сотрудник магазина) упаковывает их в яркие пакеты с рекламой супермаркета.

На этом этапе важным фактом становится то, каким накопителем укомплектован кассовый бокс. Это может быть простой металлический лоток, чуть наклоненный вниз, чтобы товары имели возможность скатываться, или он может быть оборудован дополнительным транспортером, что, конечно, увеличивает длину кассового бокса, но и ускоряет процесс прохождения товаров через кассу. Дополнительным параметром, характеризующим разновидности кассовых боксов, является оснащенность педалью или фотоэлементом. Производители престижных кассовых боксов уже отказались от использования физической силы кассира и оборудуют свои столы фотоэлементами.

  

Чтобы понять, какая модель кассового бокса необходима для магазина, надо учитывать, прежде всего, его формат, каждый из которых имеет свои особенности, влияющие, в том числе и на конфигурацию кассового бокса. Небольшому продуктовому магазину со средней проходимостью и площадью от 100 до 400 кв. м подойдет самая простая модель кассового бокса небольшой длины — от 1 400 до 2 000 см. Накопитель такого кассового бокса может быть узким или обладать небольшой емкостью. А ширина стола варьируется в пределах метра или чуть больше.

  

В супермаркетах площадью от 400 кв. м кассовые боксы должны быть рассчитаны на единовременное обслуживание нескольких покупателей: пока один только выкладывает товары на транспортер, другой совершает расчеты с кассиром, а третий упаковывает купленные товары. В таком кассовом боксе накопитель приспособлен для возможности одновременного приема покупок нескольких клиентов. Длина одиночных кассовых боксов может различаться в пределах от 2 100 до 3 600 см. Большое значение имеет длина накопителя: чем она больше, тем больше покупателей получат возможность единовременно выгрузить на рабочую поверхность свои покупки и тем быстрее будет скорость обслуживания покупателей. В гипермаркетах с большой проходимостью кассовые боксы должны иметь еще большую длину и могут быть оборудованы двумя транспортерами.

Отдельного упоминания заслуживают магазины формата дискаунтер, для которых требуется кассовый бокс с широким и длинным накопителем. Для формата сash & сarry необходим широкий низкий транспортер и емкий накопитель, или свободный доступ кассира к тележке, чтобы рассчитать товар прямо в ней, и тогда наличие накопителя не требуется.

  

Также формат магазина влияет на оформление кассового бокса. В супермаркетах, ассортимент которых рассчитан на покупателей с высоким уровнем дохода, большое значение приобретает не только удобство и скорость обслуживания покупателей, но и красивый стильный дизайн кассового бокса. Сейчас самыми модными считаются элегантные модели с закругленными линиями. Что касается цветового оформления кассовых столов, то традиционными считаются белый, красный, желтый и синий цвета. Однако сейчас многие компании – производители и поставщики кассовых столов предоставляют клиентам возможность выбрать именно тот цвет, который будет идеально соответствовать фирменному стилю магазина.

    

КОЛИЧЕСТВО КАССОВЫХ МЕСТ

  

Даже если модель кассового бокса выбрана правильно, надо решить, сколько кассовых боксов располагать в данном магазине. Первоначально при ориентировочных подсчетах за норму принимается наличие одного кассового места на 100 кв. м торговой площади продуктового магазина и 150 кв. м точки, где можно приобрести непродовольственные товары. Однако очень важно учитывать проходимость магазина. Например, администрация небольшого магазина с площадью 200 кв. м установила 3 кассы, но вскоре пришлось увеличить количество кассовых мест в два раза, так как удачное месторасположение торговой точки привлекало много покупателей. В самом большом «Ашане» площадью 14 000 кв. м, несмотря на наличие 70 кассовых мест, в часы наибольшего наплыва покупателей все равно образуются очереди. Обычно же средний супермаркет площадью в 600–800 кв. м комплектуется 10–12 кассовыми местами.

  
На следующем этапе расчетов можно пользоваться несколькими формулами.

Первая из них — N=(Mx(T+fxt))/3600xK — учитывает пропускную способность магазина (М — человек в час), среднее количество единиц товара, приобретенного одним покупателем (f), время обработки одной единицы товара (сканирования штрих–кода, ввода идентификационного кода товара с помощью клавиатуры) (t), дополнительное время, расходуемое чаще всего собственно на расчет с одним покупателем (T) и средний коэффициент использования рабочего времени кассирами (К), который в обычном случае принимают равным 0,7. При расчете по такой формуле, например, для магазина с пропускной способностью 350 человек в час, где кассир тратит 5 секунд на обработку одного вида продукции и 20 секунд на расчеты, потребуется установка семи кассовых мест.

  
Другая формула выглядит так: N=(Sx(T+fxt))/3600xqxK, и вместо пропускной способности учитывает площадь торгового зала (S), при этом минимальная площадь торгового зала (q) определяется строительными нормами и правилами (СниП) и составляет 2,5 м на человека. Если произвести расчет по этой формуле для магазина с теми же параметрами и площадью в 600 кв. м, оказывается, что в нем надо установить всего пять кассовых мест. Такое различие в расчетах позволяет говорить о том, что для оптимального проектирования прикассовой зоны следует тщательно учитывать конкретные условия и вводить определенные поправки.

    

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИКАССОВОЙ ЗОНЫ


Большое значение имеет расположение ряда кассовых мест. Поток покупателей должен быть направлен таким образом, чтобы он проходил через все отделы магазина. Также желательно, чтобы доступ к кассовому месту был прямым из любого отдела — где бы ни находился клиент магазина, кассовый бокс должен быть виден. Иногда при очень большой проходимости — с количеством покупателей несколько тысяч и более человек — имеет смысл разделять покупательские потоки дополнительными средствами при подходе к кассе.

  
Обычно ряд кассовых боксов тянется по параллельной линии, противоположной выходу из магазина. Важную роль играет местонахождение сумочной, где покупатели оставляют принесенные с собой вещи. Доступ к сумочной должен быть простым и прямым от всех кассовых столов. Величина расстояния между рядом кассовых боксов и выходом из магазина оценивается специалистами по оснащению супермаркетов различно. Некоторые называют минимальную цифру 2 кв. м — это та ширина прохода, которая необходима для свободного расхождения двух покупательских тележек.

 Другие определяют минимум в 3 кв. м, но все сходятся во мнении, что ширина прохода, безусловно, должна быть пропорциональна размерам всего магазина и, по возможности, больше. Действительно, ведь на данном ограниченном участке клиенты торгового предприятия совершают массу движений — упаковывают покупки, забирают из сумочной вещи и проходят к выходу.

Дополнительными трудностями, возникающими в этой зоне, можно назвать возможное скопление покупательских тележек, загромождающих проход. Чтобы этого не случалось, в магазине (особенно крупном) должен быть специальный персонал, который отвозит тележки на их место в начале торгового зала. В небольшом магазинчике эту обязанность обычно выполняет охранник. Чтобы ускорить проход покупателей, была изобретена специальная модель кассового бокса, которая избавляет клиентов от необходимости самостоятельно складывать покупки в пакеты, и таким образом экономит их время. Кассир раскрывает упаковочные пакеты на специальных держателях, установленных в глубоком накопителе, принимает товар с транспортера, сканирует его и аккуратно складывает прямо в пакет. По мере наполнения сумки, кассир перемещает его по транспортеру в нижнюю часть накопителя.

  
Другая прилегающая к кассовым боксам зона требует не меньшего внимания. Ведь участок, расположенный между стеллажами торгового зала и кассовыми боксами, является активным местом продаж товаров импульсивного спроса. Однако уверенность в том, что «возле кассы продается все» иногда приводит к тому, что владельцы магазина порой выносят в прикассовую зону слишком много стеллажей и корзин с часто не слишком необходимыми товарами, что загромождает проход, и может вызывать неудовольствие у посетителей магазина. Чтобы подобные трудности не возникали, ширина этого участка должна быть не менее трех метров.

  
Довольно легко рассчитать необходимое минимальное расстояние между самими кассовыми боксами. Все специалисты сходятся в том, что минимальная ширина прохода — 75 см. Конечно, на эту цифру влияет также ширина покупательских тележек, которые используются в магазине, но даже при использовании узких тележек не стоит уменьшать ширину прохода до, например, 60 см. Расстояние между кассовыми местами окружено множеством небольших полочек и стеллажей с небольшими товарами (конфетами и жвачками), и узкий проход может вызвать у посетителя ощущение дискомфорта.

  
Что касается входа в торговый зал, то прямой зависимости между длиной рядов кассовых боксов и шириной калиток, ведущих к стеллажам с товарами, не существует. Специалисты в области оснащения супермаркета советуют сделать вход довольно широким (больше метра). Рядом с воротцами стоит сделать отдельный въезд для провоза тележек, так как при отсутствии автоматического механизма их открытия постоянное столкновение металлических тележек с калиткой приводят к их быстрому износу и необходимости их постоянного обновления.

  
Несмотря на то, что планирование прикассового пространства может занять много времени, быстрая и удобная система оплаты и упаковки товаров оставит у покупателя приятные впечатления от посещения магазина, и он наверняка вернется сюда за новыми покупками.


  

DEBUST–БЮРО благодарит за помощь в написании материала
Евгения Сорочьева, компания Mercan Raf,
Вартана Степаняна, группа компаний «Степ»,
Сергея Моисеева, компания Interfood,
Надежду Акимову и Елену Воронкову,
компания «АФК–Проект»,

Алину Гудкову, компания InterTradeShop

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55087/

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 3590

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Relogix в Уткиной Заводи набирает обороты «Jaguar» открыл склад автозапчастей «Золотая» молодёжь: анализ рынка труда молодых специалистов Открытия и уроки кризиса Оформить товар можно и за тысячи километров Парфюмеры заявляют о себе Провал внедрения SAP ERP в России: заказчик подает в суд на IDS Scheer Транспортный контроль передадут таможенникам Трассу «Москва - Санкт-Петербург» начнут строить в октябре Цены готовятся к прыжку