Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Образовательные программы в логистике

В.А.Маевский
Директор центра «Логистическая мастерская», Международный Институт Бизнеса

Образовательные программы в логистике



1. Насколько высок спрос на образовательные программы по логистике?

Спрос на образование в логистике очень высок. Сейчас компании перешли от периода экстенсивного развития к повышению эффективности работы через интенсификацию (сокращение времени реакции на спрос) и повышение стандартов. Это невозможно без оптимизации бизнес-процессов.


Растет ли он?


Спрос значительно вырос. Но надо учитывать, что слушатели делятся на несколько категорий:

1 – «новичков» - тех кто только начинает работать (вообще или в логистике).

2 - на работников смежных с логистикой отделов (в чем-то похожи на первую группу, но более искушены в знании особенностей функционирования своего бизнеса),

3 - продвинутых практиков, собственным опытом нашедших приемлемые решения для своей организации

4 – продвинутых и «не признающих пророка в отечестве своем» (учились или стремятся учиться только на зарубежном).

5- руководители небольших бизнесов и топ-менеджеры, определившие, что в логистике есть потенциал для дальнейшего развития или осознавшие, что у них наметились узкие места в вопросах управления запасами, складировании, качестве и своевременности доставки, управлении распределением, затратах на процесс обслуживания материалопотока.

Почему?

Почему растет спрос в первой категории слушателей: в логистике сейчас большой дефицит специалистов, в эту область активно приходят новые работники. Происходит ротация кадров, выход на рынок новых компаний сопровождается «заполнением» вакансий зачастую за счет не имеющих опыта работников - во второй категории: успешной может быть компания с интегрированными взаимоотношениями как внутри компании таки и с партнерами, это осознанный факт для многих компаний, поэтому они ищут пути для успешного взаимодействия служб.- в третьей категории: «вариться в собственном соку» можно до определенного уровня, потом надо сверить свои действия с практикой других компаний, подкрепить мировым и украинским опытом, понять теоретические основы - и развиваться дальше.- в пятой группе: ставить задачи перед своими менеджерами надо, понимая суть проблемы и познакомившись с аналогичным опытом. Иначе будет «мучительно больно» смотреть как «изобретается велосипед» или «наступают на грабли» в вопросах, которые давно обыграны и найдены решения.

2. Какие требования предъявляют потенциальные слушатели к программам и преподавателям?

Снова мы должны посмотреть на категории слушателей. Их запросы отличны. Объединяет их одно желание: получить готовые рекомендации или прикладные программы для организации управления запасами, распределением, транспортом.Правда, применяют они их по разному: «Продвинутые практики» переделывают их под свои условия, создавая индивидуальные решения (очень ценные для их бизнеса в плане конкурентных преимуществ). Для «новичков» и работников смежных с логистикой отделов таких прикладных программ давать не следует, они их начинают применять некорректно или на неполной статистике, получая отрицательный результат.Руководители бизнеса хотят получить уже адаптированное под их условия решение.Можно выделить еще одну тенденцию – слушатели стремятся рассмотреть практические примеры применения тех или иных подходов. Теория многим уже известна, но не хватает умения ее применить.

3. Растет ли доля корпоративных заказчиков?

Качество обучения напрямую зависит от формата тренинга: открытый или корпоративный тренинг. Для индивидуального слушателя лучше посетить открытый тренинг, где собираются представители разных сегментов и отраслей. Обмен информацией и анализ логистических методик на «широком поле», без привязки к специфике отрасли, бесценен для развития специалиста.Корпорации исповедуют несколько иной подход: им предпочтительнее «заточить» мастерство своих работников под их сферу деятельности. Поэтому корпоративные тренинги сейчас заказываются все чаще.

Почему?

Корпоративные тренинги нужны еще и потому, чтобы выработать у группы менеджеров компании общее «информационное поле» и единую «терминологию».

4. Как Вы оцениваете предложение на рынке образовательных программ по логистике?

Одним словом – «убожество». Появилась масса программ – «однодневок», ориентированных на начинающих логистов. С точки зрения финансовой эффективности это, наверное, неплохой ход - для организаторов такого обучения.Малое время семинара = малая стоимость = много желающих = большая прибыль. Компании, посылающие своих менеджеров на такие программы, довольны тем, что немного потратили. Слушатели довольны тем, что услышали много новых слов и получили «корочки» или «сертификат». Толку с точки зрения развития бизнеса - «0». Более того, подобный однодневный семинар, в течение которого рассказывается «все обо всех» областях логистики, может или создать у человека завышенную самооценку как «специалиста и так», или навсегда отбить желание к дальнейшему обучению и развитию.

Насколько оно большое, растет ли количество компаний, предлагающих такие тренинги?

Количество компаний, предлагающих логистику в пакете своих программ, выросло за последний год в два раза.Появились специализированные фирмы, для которых логистика - основной предмет, правда, некоторые из них тут же начинают обрастать другими программами, теряя свою ключевую компетенцию. Они хотя понравиться клиенту во всем, предоставив ему широчайший круг услуг, не понимая того факта что «что-то находишь, что-то теряешь» при таком подходе. Неизбежно размывается состав тренеров, появляются слабые преподаватели или не пробовавшие практики теоретики из среды академического образования.К нам приходят российские компании, создающие свои филиалы на Украине. Ряд западных компаний создали в Украине свои представительные подразделения, которые также продвигают обучение как метод своей «раскрутки».

Почему?

Есть спрос - за ним будет расти и предложение.

Расширяется ли ассортимент самих тренингов?

На рынке тренингов я наблюдаю следующую картину: идет формальное тиражирование одинаковых программ под разными названиями - с незначительными нюансами или «фишками».Новые компании «под кальку» тиражируют успешную программу со своими тренерами. Как и везде, очень распространен плагиат.

какие направления логистики обращают внимание компании, разрабатывая новинки?

Логистика - это на 70% математика + анализ. Остальное - организация, управление персоналом, контроллинг. «Новинки» больше затрагивают эти 30%. К сожалению, нечасто появляются новые учебные программы, развивающие математический аппарат или методики анализа.

5. Как бы Вы оценили качество образовательных программ?

Качественной может быть только специализированная программа. Например, для складской логистики можно выделить 4 критерия, под которые надо создавать свою обучающую программу. Тогда слушатель максимально плодотворно поработает на тренинге. Но это экономически невыгодно для создателя программы. Такой тренинг, чтобы окупить затраченное на его создание время, должен 4 - 6 раз быть тиражирован. При этом через 2 года максимум - он устаревает. Кроме того, собрать слушателей под узкоспециализированную тему трудно – не будет наполняемости аудитории. В результате большинство компаний дают в одном семинаре много тем, рассчитывая, что какая-то подойдет.О проблеме коротких программ я уже говорил. Там много «воды», поверхностное рассмотрение примеров.

Какие плюсы и минусы можно выделить?

Я решаю эту проблему таким образом: есть общая канва тренинга, а в зависимости от потребностей участников семинара мы более углубленно рассматриваем тот или иной аспект, благо практического материала во многих отраслях накопилось с избытком. Мы стараемся перевести тренинг в формат коучинга, когда каждый имеет возможность представить свою проблему и спросить совета у тренеров и слушателей. Плюс к такой практике добавляются приглашенные практики, выбор которых зависит от состава слушателей.Преимущества такого подхода очевидны – слушатели находят решения для своего бизнеса, они также сами делятся своими успехами и сверяют их с мнением аудитории.

Недостатки такого подхода: не всегда приглашенные практики бывают доступны (для них работа в своей компании более важна), и плохо, когда на таком тренинге присутствует много представителей одной отрасли или одной компании. Во втором случае семинар может стать узкоспециализированным и от искусства тренера зависит, будет ли он интересен представителям других компаний ( смогут ли они задать свои вопросы и найти ответы). В первом случае может произойти такая ситуация: на один из семинаров приехали работники из компаний - прямых конкурентов, и в течении первого дня - наблюдали друг за другом, боялись сказать лишнее слово. Только на второй день раскрылись и начали в полную силу работать.

6. Популярны ли в данном сегменте российские и иностранные тренинговые программы и мастер -классы?

Тренинги иностранных компаний имеют популярность, но недоступны по цене. Новизна и громкое имя привлекает. Российский рынок имеет цену на тот же продукт в два раза выше, чем на Украине. Поэтому в Украину приезжают средние по подготовке специалисты, не нашедшие себя на российском рынке логистики. Исключение составляют те компании, которые рассматривают обучение как составную часть своей маркетинговой политики – для них важно привлечение клиента на аудит логистической системы или для консалтинга. В таком случае надо показывать высокий класс своих специалистов, и следует ожидать должного уровня качества открытых семинаров.

Но – и западные, и российские компании зачастую не знают всех наших условий и не могут хорошо работать. Я сам бываю в этой ситуации, когда работаю в Беларуси. Отличия законодательства Украины и Беларуси, на первый взгляд незначительные, не позволяют применить сразу те же решения что и у нас, например в транспортной логистике или управлении партиями продуктов питания. . По отношению к корпоративному формату тренингов у меня нет комментариев – здесь важен общий подход к логистике, принимаемый корпорацией с иностранным капиталом.По отношению к Мастер - классам иностранных специалистов – могу сказать, что если слушатель не пожалеет денег то как правило останется доволен.

Какие именно и почему?

Из успешных проектов с привлечением западных тренеров мне понравился совместный проект итальянцев из АЙЛОГ и Украинской ассоциации логистики. Одна из причин его успеха в том, что состав тренеров был смешанный, и время на расмотрение проблемы делилось примерно поровну между итальянскими специалистами и нашими соотечественниками

7. Как Вы оцениваете уровень тренеров по логистике?

По моему мнению, в Украине есть пять публичных специалистов – логистов, лидеров команд, работающих на высоком уровне. К сожалению, нет хорошего предложения в транспортной логистике, удовлетворившего бы меня на все 100%. А в складской логистике прекрасно работают две старые команды и появилась одна новая группа. Я говорю не о тех, кто строит склады и наполняет их техникой и оборудованием, а о тех тренерах, которые могут организовать полный комплекс внутрискладской логистики и смежного с ней распределения.В управлении запасами со мной конкурируют иностранцы (вернее конкуренции еще нет – рынок слишком быстро растет).В дистрибуции неплохо представлены две команды тренеров. В этом направлении есть несколько взаимодополняющих друг друга тренеров.

Насколько большой проблемой для компании является поиск высококвалифицированного тренера?

Высоквалифицированные тренеры загружены работой на несколько месяцев вперед. Поскольку зачастую компаниям нужно провести обучение срочно, то они сталкиваются с проблемой - найти нужного человека в нужное время. Тренер вроде бы есть, но как-то неохотно соглашается с датой проведения тренинга через месяц. Почему? Две причины. Во-первых, время расписано под уже идущие проекты, их нельзя отложить, даже при самом выгодном предложении, иначе «потеряешь лицо». Вторая причина - есть такое негласное соотношение: 1 час на тренинге требует 8 часов предварительной к нему подготовки. Поэтому лучше согласовать время заблаговременно, с учетом подготовки, подождать и получить хороший результат.

Какие требования к нему предъявляются?

Сейчас модно проводить отбор, ранжирование поставщиков, тендеры. Этим подходам я сам учу своих коллег-логистов. Поскольку «продвинутые» менеджеры по персоналу тоже читают умную литературу, то они и на процесс отбора бизнес-тренера распространяют эту практику. И зря. По учебнику все вроде - бы правильно – выбираем на свободном рынке предложений, но так можно выбирать поставщика функциональных продуктов, или тренинг для начинающих – стандартные программы и имеет значение только цена и количество «регалий», задекларированных тренером. Качественный тренинг в логистике – это инновативный товар, интеллектуальный продукт тренера, с его уникальным опытом и его уровнем мышления и понимания проблем компании, степени знаний в смежных областях и функциях.

В чем специфика поиска?

Несколько подсказок для компаний, ищущих тренеров:

1. Посмотрите, как он называет себя. Если «независимый эксперт по логистике» то подумайте, будет ли вам полезен безработный, который пустился в свободное плавание, перебиваясь случайными заработками, надеясь на свое красноречие.

2. Посмотрите, какой формат его открытых программ: если в течение двух дней он успевает рассказать о складской, транспортной логистике и создании службы логистики на предприятии, а также реинжиниринге бизнес-процессов - то… есть смысл продолжить поиск.

3. Посмотрите, сколько времени длится его день на тренинге: если 6 часов в день, то может у него нет материала на полноценные занятия.

4. Посмотрите, с кем работает тренер. Один тренер не сможет охватить все аспекты задачи.

5. «Крутое» имя компании, стоящей за тренером - вовсе не автоматический показатель его квалификации. Это только сигнал, что с ним можно иметь дело, но не повод дружить.

6. Отбирайте тренеров с большúм опытом публичной работы. Хороший послужной список в действующей компании при коротком опыте работы как тренера не гарантирует результат. Я нахожу много хороших практиков, работающих в компаниях, показавших прекрасные результаты, и потом долгое время помогаю им освоить практику тренера. Иногда уходит несколько лет, пока практик от логистики становится тренером, но несколько хороших тренеров в складской, дистрибуционной, распределительной логистике мне удалось подготовить, и я ими горжусь.

8. Какие программы по логистике предлагает Ваша компания?

«Логистическая мастерская» Международного института бизнеса предлагает комплекс программ по логистике:

Прогнозирование и управление запасами

Закупочная логистика товаров для перепродажи,

Складская логистикаУправление складом и распределением товара

Транспортная логистика

Логистика дистрибуции

Логистика торгового предприятия

Анализ затрат и эффективности логистической деятельности

Организация персонала, нормирование труда на складах и в логистических отделах

Логистика закупок производственного предприятия

Проведение компанией оптимизации закупок

Организация гибких производственных систем и материальных потоков

Также приглашаем отечественных и зарубежных специалистов для мастер-классов. В программах участвуют 8 бизнес-тренеров, практикующих логистов, и именно практики являются ядром нашей команды. Семинары проходят по два в месяц продолжительностью 24 часа (три дня). 

В чем их "изюминка", на кого они ориентированы, какова стоимость?

Наши программы ориентированы на обучение «продвинутых» логистов и руководителей компаний. Преподавание, как правило, «дуальное»: одновременно работает со слушателями два тренера. Формат тренинга приближен к коучингу. В течение 2-3 дней привлекается несколько практиков, которые представляют свой опыт. Практики периодически меняются, так что все время есть новые темы для обсуждения.Тематика тренинга добавляется каждым практиком материалами его последних проектов, таким образом, каждый раз тренинг значительно отличается от предыдущего на аналогичную тему. Если Вы были у нас год назад, то приходите сейчас - не пожалеете, познакомим с новыми решениями, методиками, практическими наработками.

9. Какие тенденции будут определять развитие данного сегмента в будущем?

Два направления развития этого сегмента в будущем: - прикладная логистика для решения узкоспециализированных задач- сертифицирование логистов в процессе бизнес - образования.

Виктор Барановский
Логистическая мастерская
Менеджер по логистике – подготовка и перспективы профессии


1. Изменение требований к эффективности специалистов в логистике в последние годы

На рынке в целом существенно выросли требования к уровню подготовки и квалификации специалистов по складской и распределительной логистике. Причины – все большее количество компаний осознает роль логистики как инструмента повышения конкурентоспособности предприятия. Осознанию этому весьма помогают тенденции, которые мы видим: рост складских затрат (рост зарплат складского персонала, рост аренды площадей), усложнение работ на складе (увеличение ассортимента, увеличение доли срочных и мелких заказов, снижение размеров минимальной партии отправки), необходимость ускорить прохождение товара по цепочке поставок, рост важности программного обеспечения в работе.

Использование на складе и в цепочке поставок новых программных продуктов подразумевает гораздо более высокий уровень квалификации складского персонала, занимающегося учетом и планированием работ.

Другое дело – соотношение спроса и предложения. Специалистов катастрофически не хватает. Один из последних эпизодов – в ходе реорганизации склада у одного из наших партнеров возникла срочная необходимость в специалисте, который мог бы не только руководить персоналом склада (имеющийся завскладом с этим более – менее справлялся), но и обеспечить складской учет, планирование работ, эксплуатацию нового программного продукта. Поиск специалиста на не самую высокую должность (фактически – заместитель заведующего складом) занял больше двух месяцев, дважды при поиске поднималась планка зарплаты.

2. Обучение специалистов? Где, чему и как?

Дать однозначные оценки: где, чему и как учиться – будет неправильно. У каждого свои цели при обучении, свой «стартовый уровень». Мое мнение – обучать нужно специалистов всех уровней, включая младших специалистов.

Руководителям и ключевым специалистам – целесообразно периодически принимать участие в открытых семинарах и круглых столах, посещать профильные выставки и конференции. Это нельзя назвать обучением – скорее обмен опытом и возможность быть в курсе новых тенденций в своей области. Естественно, читать профильную литературу, сейчас ее найти – не проблема.

Специалисты среднего звена могут с пользой для себя и компании проходить обучение как на открытых, так и на корпоративных тренингах. Критерий выбора – это количество учебных часов в программе тренинга и стоимость мероприятия. Тренинг - семинар класса «все о распределении, складской и транспортной логистике за 2 дня и 1000 грн (или за 1 день и 600грн)» - вряд ли поможет специалисту. Преимущество корпоративных тренингов – возможность так составить программу, чтобы это дало наиболее весомую пользу для компании, и «подтянуть» сразу всю команду.

Младших специалистов обучать и развивать необходимо! На них, собственно держится вся технология и управление персоналом. Самый большой эффект принесет его обучение непосредственно на рабочем месте – не только правилам выполнения каких-то операций, которые входят в его круг обязанностей, но и тому, что может ему «пригодиться» в работе или натолкнуть на какую-то идею (если, конечно, позволяет его общий уровень подготовки).

3. Насколько соответствует уровень академического образования потребностям работодателей?

По моему мнению, количество специалистов по логистике, выпускаемых ВУЗами, настолько невелико, что практически не влияет на рынок специалистов. Косвенно о соответствии их уровне подготовки потребностям работодателей можно судить по тому, что моим коллегам, занимавшимся поиском молодого дипломированного специалиста, не удалось «выловить» ни одного выпускника – еще до выпуска, похоже – где-то за год, все они были обеспечены работой.

Ситуацию несколько смягчает сравнительно большое количество случаев «переквалификации» в логистика бывших математиков, инженеров. Логистика – это в первую очередь руководствование здравым смыслом при принятии решения. Правильное решение помогает принять умение пользоваться математическим аппаратом, подходить к решению проблемы системно – и я знаю много бывших физиков и математиков, которые добиваются успеха в организации логистики. Но – этот алгоритм поможет добиться успеха и построить карьеру в других областях, с большими карьерными перспективами.

4. Профессиональные перспективы.

Мое мнение – популярность профессии логиста растет. Причины – очень большой дефицит кадров, в перспективе - стабильность занятости и карьерного роста, достаточно высокая престижность профессии.

Насколько уровень предложения обучающих программ бизнес-школ и тренинговых агентств соответствует ожиданиям работодателей? И готовы ли они инвестировать в своих сотрудников?

Мое мнение – на Украине действует несколько бизнес-школ и тренинговых агенств высокого уровня, способных оправдать ожидания слушателей и их работодателей. Но очень много «примкнувших к движению», с целью быстрого и легкого заработка на поверхностно подготовленном мероприятии.

Также сейчас развивается направление консалтинга и обучения персонала у компаний –поставщиков программного обеспечения для логистики. Уровень подготовки обучающих программ и семинаров у этих компаний - часто очень высокий, с приглашением видных европейских специалистов. Естественно, присутствует некоторая тенденциозность, поскольку участники дополнительно получают информацию о продуктах, предлагаемых организаторами.

Относительно готовности компаний инвестировать в своих сотрудников – в принципе, однозначно утверждать о готовности еще рано, но тенденция увеличения внимания компаний к обучению своего персонала есть.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55116/

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2482

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов»