Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Алло, мы ищем таланты – водителей, грузчиков и других... логистов

Алло, мы ищем таланты – водителей, грузчиков и других... логистов



Для российских логистических компаний и грузовладельцев наряду с плохими дорогами и нерасторопной таможней большой проблемой является серьезный дефицит специалистов по логистике. Дороги Министерство транспорта России обещает отремонтировать, таможня внедряет современные информационные технологии, а вот недостаток в логистах, предупреждают эксперты, будет только усугубляться. Причины этого, как выяснилось, кроются не только в системе образования и бурном росте национальной экономики, но еще и в позиции самих работодателей, не сильно озабоченных эффективным решением транспортных проблем своих компаний.


 
От энтузиастов до котов в мешке

Экспрессивная лексика и наречия, отражающие сильные эмоции, – «остро», «крайне», «очень» – не редкость в комментариях представителей логистических компаний, а также компаний-грузовладельцев по поводу состояния рынка труда в их сфере. Если обобщить их оценки, сведя к «единому знаменателю», то получится следующая емкая характеристика ситуа¬ции: проблема дефицита персонала в логистической отрасли очень остра. Александр Коромыслов, ведущий инженер департамента логистики ОАО «Агентство «Роспечать», к.э.н., впрочем, отмечает, что следует обратить внимание и на другой аспект: «Очевидна не столько нехватка, сколько низкий уровень специалистов по логистике». Не исключение ситуация на других быстро развивающихся рынках, например на Украине, говорит профессор Львовского университета, д.э.н. Наталия Чухрай: «Чувствуется острая нехватка профессионалов, однако большинство фирм желает получить специалиста со стажем логистической деятельности».

Алексей Доценко, генеральный директор группы компаний «Лига Транс Лоджистикс» (LTL), перечисляет личные качества, которые должны быть присущи специалистам в области логистики и которых рынку сегодня как раз не достает: высокий уровень тревожности и ответственности, честность, порядочность, хорошая память и системность мышления, организаторские способности. Сергей Бубнов, управляющий партнер консалтинговой компании Bestlog, дополняет список инициативностью, готовностью изучать смежные подсистемы и умением разрешать узловые задачи. «Ощущается острая нехватка людей, вообще понимающих, что такое логистика», – резюмирует начальник отдела логистики фармацевтической компании «Сердикс», входящей во французскую группу «Сервье», Алексей Овчинников.

Заместитель генерального директора по развитию и логистике мебельной компании «Фронда» Сергей Лякин говорит как о проблемных о среднем и низшем звеньях управления. «Дефицит хороших специалистов порождает завышенные требования к работодателям, и искажается самооценка специалиста. Работодатель встает перед выбором: переплачивать за хорошего специалиста или брать «кота в мешке», – сетует эксперт. Елена Гориславец, директор по логистике компании «Центробувь», обращает внимание на дефицит на высшем и среднем уровнях, примерно о том же говорит и Александр Семенцов, управляющий директор холдинга Apple City: «Дефицит, максимальный для топов и не столь жесткий для среднего и линейного менеджмента». А. Доценко рассказывает, что его компания не может найти генеральных директоров для целого ряда региональных отделений.

Если же говорить о конкретных дефицитных позициях, то обобщенный ответ с различными вариациями можно свести к краткому тезису: не хватает представителей всех специальностей на всех уровнях управления и во всех звеньях цепочки поставок. Светлана Сеничева, заместитель директора службы логистики ЗАО «Моск¬ва-Макдоналдс», утверждает, что в ее компании присутствуют трудности с набором «синих воротничков»: «При нулевом уровне безработицы в Моск¬ве мы испытываем постоянный дефицит рабочей силы, что сказывается на качестве предоставляемых услуг. Непосредственно для нашей компании проблема состоит в том, что на средний уровень заработной платы предъявляются достаточно высокие требования». С нехваткой складского персонала и водителей сталкивается руководитель службы логистики компании «Бюрократ», поставщика канцелярских изделий, Павел Балясников, по оценкам которого укомплектованность его фирмы личным составом данных категорий колеблется в диапазоне 75–85%.

В список дефицитных позиций у президента группы «Русская логистическая служба» Кирилла Власова входят юристы, менеджеры по всем видам перевозок, грузчики и водители высотных штабелеров на складах класса А, а также руководители проектов. У председателя совета Гильдии логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты, члена наблюдательного совета ЗАО «Севертранс», к.т.н. Светланы Домниной также в списке складские работники всех уровней: начальники склада, участков, смен, грузчики. Их же – работников складского комплекса – в числе дефицитных называет и менеджер сектора транспортной логистики компании «Копейка Импорт» Елена Орлова, добавляя специалистов-оперативников в области международных закупок и перевозок. «Это в Москве. В регионах специалистов нет вообще», – заявляет Е. Орлова. По словам Елены Марченко, директора по персоналу группы компаний AsstrA, ее предприятие «ощущает нехватку специалистов, компетентных в конкретных узких областях, например в области организации перевозки негабаритных грузов или контейнеров, причем этот дефицит наблюдается практически во всех десяти странах присутствия AsstrA».

А. Овчинников из «Сердикс» говорит о нехватке профессионалов в деле планирования и закупок, директор по персоналу STS Logistics Катерина Савенко – о тех, кто обладает знаниями и практическим опытом по организации сквозных перевозок. «К сожалению, чаще всего на рынке труда представлены узкопрофильные специалисты», – сетует К. Савенко. К слову, тема дефицита «системных интеграторов», умеющих работать с различными звеньями цепочки поставок или хотя бы обладающих знаниями о смежных со своей основной специальностью областях, находит отражение во многих комментариях опрошенных экспертов. Наблюдается противоречие, которого, разумеется, не удается избежать, но к преодолению которого надо стремиться: с одной стороны, логистической компании или же грузовладельцу требуется специалист высокого класса и с солидным опытом, а это возможно лишь в том случае, если он предметно занимался одним-двумя секторами в сфере транспорта и логистики; с другой стороны, специалист должен хорошо представлять себе работу всех звеньев, чтобы как минимум продуктивно с ними сотрудничать.

Встречаются требования, которые не вписываются в поле «уровня компетенции» или «позиции», а скорее относятся к стилю мышления. «У нас настолько специфический бизнес (логистическая поддержка культурно-зрелищных мероприятий), что нам недостаточно, чтобы сотрудник был профессионалом в области логистики, нам нужен еще и энтузиаст, который будет готов работать в условиях регулярных перегрузок и постоянного стресса. Просто за деньги на это не способен никто», – говорит Андрей Недвецкий, генеральный директор компании «Шоутайм». Менеджер отдела закупок маркетинговых материалов и абонентского оборудования ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Надежда Смирягина на вопрос: «Каких специалистов в сфере логистики Вам не достает?» ответила коротко: «Новаторов».

Кадровые трудности будут нарастать. Такой прогноз можно сделать на основе оценки Натальи Киреевой, доцента кафедры логистики Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, к.э.н.: «Всей остроты проблемы мы пока еще не ощутили. Логистика находится на таком этапе развития, когда все ее возможности нельзя реализовать из-за нехватки складских мощностей, низкого качест¬ва дорог, слабого развития портовой инфраструктуры. Но в дальнейшем, с развитием инфраструктуры, нехватка специалистов будет ощущаться более остро».


 
«Пусть меньше зарплата, лишь бы ничего не делать»

Основных причин дефицита кадров можно выделить три. Молодость системы профильного образования, которая в силу объективных причин ни по количественным, ни по качественным параметрам не в состоянии адекватно отреагировать на потребности рынка. Бурный рост экономики страны последних семи-восьми лет и, как следствие, потребления, что приводит к увеличению спроса и на логистические услуги. И наконец, как это ни удивительно, – позиция работодателей, которые сами же и являются основными жертвами дефицита. Проблема здесь заключается не только в традиционной дилемме «требования – размер зарплаты», свойственной любой сфере человеческой деятельности. Она скорее в том, что руководители компаний не всегда понимают назначение и суть логистики – то, какую пользу может принести оптимизация схем доставки, сколько реально стоит хороший логист и, собственно говоря, как отличить хорошего специалиста от всех остальных.

Мария Канаева, начальник отдела логистики компании «Байер», в первую очередь отмечает аспекты, связанные с качеством рабочей силы. «Есть очень много кандидатов, считающих себя логистами, но таковыми на самом деле не являющимися, – говорит эксперт. – Часть людей с профильным образованием по логистике имеет изначально очень высокие зарплатные ожидания, однако знания их носят сугубо теоретический характер и влиться сразу в работу компании без предварительного обучения практической логистике им чрезвычайно трудно. Они хотят все и сразу. Вариант поработать за средние деньги и набраться опыта их не устраивает, а обучать сотрудника, платя ему достаточно хорошие деньги, компании невыгодно». М. Канаева также добавляет, что мало кто нацелен на построение долгосрочной карьеры в логистике через приобретение опыта и профессиональный рост. К слову, подобная ситуация может быть связана с молодостью самой профессии. В самом деле, много ли вы встречали поступающих в вузы молодых людей, которые с юности видели бы себя именно профессиональными логистами?

«Подготовка специалистов по логистике в Саратовской области отсутствует. Логистические функции и операции выполняют в основном специалисты по автотранспорту, выпускаемые Саратовским государственным техническим университетом (СГТУ)», – сетует Алла Пахомова, к.э.н., профессор кафедры экономики и управления на автотранспорте СГТУ. По мнению Светланы Галишниковой, менеджера по управлению цепочками поставок потребительской электроники Philips, сложность в поисках профессионала обусловлена тем, что квалифицированный логист должен иметь хорошую подготовку в целом ряде областей. Среди них экономика, математика, право, финансы. Кроме того, в «обязанности» логиста входит умение работать с информационными системами, обладание техническими навыками, знание иностранных языков. При этом необходимо иметь способности к работе в стрессовых условиях при достаточно жестких временных ограничениях для принятия решения.

Но и с работниками, что называется, «попроще», от которых не требуется знания основ менеджмента, психологии и иностранных языков, самая настоящая проблема. Роман Коняхин, коммерческий директор компании «Терминал К», рассказывает, что ему требуется производственный персонал на склад, расположенный в Люберецком районе Московской области. «За несколько лет мы «перелопатили» практически весь кадровый потенциал из местного населения, – рассказывает Р. Коняхин. – И проблема не в физическом недостатке рабочей силы, а в непосредственном исполнении своих служебных обязанностей: зачастую сталкиваемся с ситуацией, что люди просто не хотят зарабатывать больше. Пусть меньше заработная плата, но чтобы ничего не делать».

Помимо качества рабочей силы существуют факторы, связанные с текущей фазой как макроэкономического, так и микроэкономического – на уровне отрасли транспорта и логистики – роста. К. Власов из «Русской логистической службы» затрагивает похожую тему: «Причины дефицита – быстрый рост спроса на логистические услуги и отсутствие базы подготовки таких сотрудников». Ему вторит генеральный директор AsstrA Франк Мюллер: «Проблема состоит в том, что отсутствует адекватный баланс качества и цены работников, в то время как наблюдается быстро растущий спрос на рынке». Похожего мнения придерживается и Олег Германович, директор департамента комбинированных перевозок группы компаний AsstrA: «На мой взгляд, причины дефицита лежат прежде всего в активном развитии логистических и транспортных компаний – расширении деятельности уже работающих и приходе на российский рынок мировых лидеров. Кроме того, свою роль играет и естественный отток специалистов в регионы с большими компенсационными возможностями».


 
Сами виноваты?

Сергей Савичев, генеральный директор ЗАО «Семь Врат», описывает системные «разломы» во взаимоотношениях работников и работодателей, которые не позволяют первым быть довольными вторыми. Часть проблем носит характер объективный, не зависящий от той или иной компании, другая часть скорее субъективного свойства и может быть разрешена на уровне отдельной коммерческой структуры. Ожидания работодателей по уровню подготовки принимаемых специалистов выше, чем в большинстве случаев их действительный уровень, говорит С. Савичев. И эти ожидания в свою очередь не являются избыточными требованиями, они исходят из нормативов в памяти руководителей возраста старше 40–45 лет, прошедших школу подготовки и советских времен, и уже текущих, рыночных условий.

Другой фактор – адекватность специалистов кадровых агентств и служб, обладающих правом оценки профессионализма специалистов по логистике, очень низкая. «Оценка, как правило, вынашивается косвенно, по предыдущему карьерному пути человека; такой подход умножает пропущенную ошибку на новом витке рабочей деятельности соискателя и более вреден, чем полезен новому работодателю», – считает генеральный директор «Семи Врат». С ним сложно не согласиться: в самом деле, откуда взяться специалистам по логистике в большом количестве в рекрутинговых агентствах? Ведь кадровик должен еще и правильно суметь оценить кандидата, что заведомо предъявляет высокие требования к опыту рекрутера – и это при том, что в самой-то отрасли специалистов не хватает.

Наконец, часть структуры рынка в виде компаний, нуждающихся в кадрах логистики, не стабилизировалась сама по себе и, не будучи стабильной, не породила устойчивую систему потребителей кадров масштаба рынка с заблаговременно планируемыми и корректирующими потребностями в сотрудниках с определенными качествами. Нехватка специалистов высшего и среднего звена в компаниях не создает школы наставничества и производственного обучения, а значит, не вовлекает потенциальные массы рабочей силы низшего звена в движение к глубоким знаниям и умениям непосредственно на рабочих местах, что лишает рынок большой массы подготовленных и совершенствующихся специалистов.

По оценке А. Коромыслова, «рынок развивается не столько количественно, сколько качественно, работодатели недооценивают необходимость повышения теоретических знаний работников». Независимый эксперт Даниела Вилларская высказывается жестче: «Основная причина дефицита – экономия работодателей на заработной плате. Можно взять обученного человека за Х, в то время как специалист стоит 2Х, а то и 3Х. Экономия кажется оправданной до тех пор, пока не встанет вопрос о решении серьезной задачи». Георгий Легеза, специалист отдела закупок трейдера «Мастер Лэнд», говорит: «В нашей компании отсутствуют специалисты по управлению складом и транспортом. Одна из основных причин – низкая заработная плата, которая предлагается на руководящие должности. Другая причина – непонимание руководством основных артерий логистической системы».

Ну и конкретный пример непростых взаимоотношений между «эксплуататорами и эксплуатируемыми». Директор ООО «МосПоиск» Дмитрий Козодаев так описывает свой опыт на предыдущем месте работы: «У нас основной дефицит специалистов был создан искусственно. Ведя грамотную торговую политику, руководство выпустило из внимания человеческий фактор. Не получая ни морального удовлетворения от работы, ни материального ощутимого дохода, специалисты просто тихо уходили, а новые не спешили приходить. В отделе логистики остался только начальник, которому приходилось выполнять всю работу самому». К слову, ряд опрошенных экспертов заявили, что у них серьезных кадровых проблем нет, по крайней мере с ключевыми позициями.


 
Резюме

Похоже на то, что логистика как отрасль нуждается в масштабном пиаре. И поставщики услуг по управлению цепочками поставок, и грузовладельцы заинтересованы в том, чтобы сформировать среди молодежи четкое представление о профессии логиста и по возможности завлечь в эту отрасль подающих надежды людей. Не будет преувеличением утверждать, что сегодня и логистика, и транспорт в целом, за исключением ряда специальностей, считаются среди молодежи достаточно скучными и малоперспективными. На деле эти представления реальности не соответствуют, но много ли потенциальных специалистов об этом знает?

Вторым направлением для пиар-кампании должна стать работа с руководителями крупных бизнес-структур, многие из которых, как выяснилось, не понимают, чем именно их делу может помочь логистика и какую прибыль при этом принести. Отсюда неадекватное представление о том, сколько надо платить специалистам.

Ну а система профильного образования уже готова прислушаться к мнению профессионалов о том, как и чему надо учить логистов. Об этом, а также о системе внутрикорпоративного обучения российских логистических компаний – в следующем номере журнала «РЖД-Партнер».


 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Сергей Бубнов,

управляющий партнер консалтинговой компании Bestlog

– На рынке труда в отношении понятия «специалист по логистике» произошли изменения, характерные для развития всей кадровой отрасли и связанные с поголовным переименованием должностей. Специалист по логистике в современной транскрипции рекрутеров может означать диспетчера на телефоне (в транспортной компании), специалиста по оформлению документов по ВЭД, мастера участка склада, специалиста по закупкам и т.п. Таким образом, востребованность специалистов по логистике в хорошем понимании задач и круга решаемых ими оптимизационных задач недостаточна. Многие торговые и производственные компании еще не доросли в своем понимании до потребности в специалистах по логистике. В этом виноваты отчасти сами руководители предприятий, отчасти образовательные учреждения, готовящие логистов по узконаправленным специальностям. Под специалистами по логистике я понимаю тех, кто сочетает теоретические знания из многих отраслей экономики, менеджмента с практикой закупочных, производственных, сбытовых, складских и транспортных подсистем.

Михаил Миллер,

директор по продажам логистических услуг группы компаний «АЛИДИ» (Нижний Новгород)

– Сегодня в стране существует немного компаний с современной инфраструктурой и высокотехно¬логичным бизнесом, в особенности это относится к регионам. При этом появилось достаточно много инвестиционных проектов, благодаря которым через ближайшие три-пять лет мы удвоим или утроим в России количество серьезных логистических операторов и транспортных перевозчиков. Уже сейчас найти профессионального директора по логистике, который в равной степени отлично разбирался бы и в грузоперевозках, и в складской логистике, и в управлении товарными запасами – непростая задача. Через несколько лет дефицит менеджеров высшего и среднего звена в области логистики еще более обострится, цены на рынке труда на этих специалистов искусственно будут расти.

Елена Марченко,

директор по персоналу группы компаний AsstrA

– Ситуация на постсоветском пространстве такова, что многие опытные специалисты имеют многолетний стаж работы на предприятиях-монополистах. Идеология же большинства современных логистических компаний основывается на клиентоориентированности, поэтому не всегда специалисты старой закалки и коммерческие компании, работающие на рынке сегодня, могут найти общий язык.

Ырысбек Ташбаев,

директор по развитию консалтинговой компании «А ДАН ДЗО»

– На рынке ощущается нехватка специалистов, причем на всех уровнях. Правда, мы не говорим о дефиците по так называемым специалистам по логистике – это специалисты по транспорту, складам, закупкам. Ведь на предприятиях основные проблемы имеют место на стыках, в местах взаимодействия функциональных подразделений компании, а также между компаниями – участницами цепочек поставок. Нашей компании не хватает как профессионалов широкого профиля, обладающих познаниями в области интегрированной логистики и управления цепочками поставок, так и узких специалистов по проектированию складских объектов, управлению запасами. Нужны работники, думающие и действующие системно, мыслящие категориями управления бизнес-процессами, обладающие аналитическими способностями. Дефицит, на мой взгляд, объясняется тем, что не во всех вузах готовят системных специалистов. Исключение составляют выпускники военных академий – в нашей компании работают два сотрудника, имеющих военное образование.

Дмитрий Ушаков,

начальник отдела интермодальных перевозок ООО «Агентство Рефперевозки»

– Нашей компании не хватает специалистов – логистов по организации интермодальных контейнерных транспортировок, прежде всего это касается рефрижераторных контейнеров. Необходимо, чтобы специалист в этой области обладал знаниями и навыками по терминальной обработке контейнеров, транспортировке их морем, железной дорогой и автотранспортом, причем как по территории России, так и за границей. Безусловно, для обеспечения оперативного и качественного документооборота требуется высокий уровень подготовки в области хозяйственного, транспортного и международного права, свободный английский язык. Однако, к сожалению, таких специалистов сегодня единицы.

Ситуация сложилось таким образом, что в последние годы большинство контейнерных импортных грузов доставлялось в Россию крупными контейнерными линиями на условиях СИФ Санкт-Петербург (или другой российский порт) и деятельность отечественных логистов в этой сфере сводилась к организации таможенных формальностей в порту, погрузке на железнодорожный и/или автомобильный транспорт и доставке на склад грузополучателя. Участок пути контейнера от склада грузоотправителя до терминала порта в стране грузоотправителя, погрузка на судно, транспортировка морским путем, возможные перегрузы и хранение контейнера в промежуточных портах – все это остается вне мониторинга логиста. Такого рода специфика российского импорта привела к тому, что сотрудники компаний, обеспечивающих доставку импортных контейнеров из портов вглубь России, оказывались либо специалистами по фрахтовой деятельности на рынке мор¬ских контейнерных перевозок, либо по доставке контейнеров по железной дороге или автотранспортом, либо по терминальной обработке контейнеров. Универсальных специалистов в этой области найти крайне трудно.

Ирина Малинковская,

директор по персоналу Major Cargo Service

– Специалисты в области логистики на рынке есть, остро ощутима лишь нехватка квалифицированных специалистов по таможенному оформлению, в частности подготовленных декларантов. У нас существуют сложности с подбором курьеров несмотря на высокий уровень заработной платы для этих категорий. Курьерам вверяются ценные письма и бандероли, поэтому брать на данную работу людей без московской или подмосковной прописки или не достигших 18 лет мы не имеем права. Кроме того, курьеры – это обладатели здоровых и шустрых ног, но опять же студенты не попадают в эту категорию в силу того, что не могут поддерживать требуемый график работы.

Олег Мерецков,

ведущий инженер отдела исследований и разработок компании Kraftway

– Я вижу, что квалифицированных специалистов в области логистики явно не хватает. Это заметно по трудноразрешимым сложностям, возникающим на ровном месте как внутри компании, так и при работе с нашими контрагентами. С другой стороны, количественный объем предложения на рынке специалистов в области логистики не сильно расходится со спросом. Специалисты есть, и хотя они быстро находят работу за вполне достойные деньги, жесткой борьбы с взвинчиванием окладов и тотальной перекупкой я не вижу. В каждой области в зависимости от масштабов и специфики бизнеса есть свой тарифный потолок на этих специалистов, и предложения рынка вполне ему соответствуют. Поэтому должен констатировать, что дефицит специалистов в области логистики огромен, но как ни парадоксально, основная его часть скрыта от анализа. В настоящее время у нас нет открытых вакансий в отделы логистического профиля, однако это отнюдь не означает, что потребности в квалифицированных кадрах удовлетворены.

Олег Германович,

директор департамента комбинированных перевозок группы компаний AsstrA

– Для оценки остроты дефицита я бы поставил 8 из 10 баллов. Очень и очень сложно отыскать, а затем привлечь в компанию профессионала. Иногда расходы на оплату труда специалиста могут даже перекрывать реальный доход от его деятельности. В данный момент группа компаний AsstrA активно развивает направление складских услуг в России и на Украине. Услуги пользуются повышенным спросом на обоих рынках. При этом наблюдается существенный дефицит специалистов по управлению складом и складскими запасами, специалистов в области дистрибуции. Чувствуется нехватка профессионалов, работающих с морскими контейнерами. А в последние полгода стала прослеживаться тенденция дефицита и водителей грузовых автомобилей.

Александр Семенцов,

управляющий директор холдинга Apple City

– Причины кадрового дефицита можно назвать следующие. Большинство менеджеров по логистике в странах СНГ являются практиками, не имеющими профильного образования, их становление проходило во время, когда под логистикой понимался склад, транспорт и внешнеэкономическая деятельность в рамках тактического управления данными процессами. Отсюда нацеленность на тактику, отсутствие аргументированной инициативы. Не всегда у менеджера была или есть возможность получить комплексные управленческие навыки. Отсюда опять же зацикленность только на своем процессе и неготовность к комплексному конфликту (рабочему) внутри компании. Работодатель не всегда сам знает, чего он ожидает от логистики, но ожидает чего-то активного и большого. Грамотно работающая логистика вскрывает ранее скрытую неэффективность на всех элементах бизнеса. Это конфликт. Не секрет, что в большинстве компаний до сих пор нет выделенного бюджета логистики и четкого долгосрочного плана действий. И не всегда есть понимание того, что это необходимо. Внешний рынок: не оптимизируешь логистику – проигрываешь. Это уже практически постулат. Только вот вопрос, что понимать под оптими¬зацией? Эффективный топ-менеджер по логистике – по компетенциям менеджер уровня исполнительного или генерального директора, который готов и умеет активно проводить стратегические изменения и который встретил работодателя, готового к этим изменениям. Но эти три параметра не всегда встречаются друг с другом.

 | РЖД-Партнер | Иван Ступаченко

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2723

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

оплата Группа компаний «Черноголовка» перешла на новое поколение Axelot WMS Скрытый потенциал: как развивается логистика на Юге платные услуги