Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Принципы управления логистической сетью Анатолий Чаленко

Принципы управления логистической сетью


Анатолий Чаленко


Мы никогда не сможем изменить направление ветра. Но в нашей власти поставить нужные паруса. Компании, которые так поступают и делают это быстро, будут самыми преуспевающими в этом мире будущего.
Роберто Гойзуэто, бывший CEO Coca-Cola

Сегодня в мире конкурируют не отдельные предприятия, а цепочки создания стоимости, включающие в числе прочего бизнес-процессы компаний-партнеров. Планирование и создание оптимальной интегрированной логистической сети, организация комплексного и эффективного управления ею — все это имеет первостепенное, стратегическое значение для развития бизнеса современного предприятия.

 Логистическая стратегия

Под логистикой понимается прежде всего эффективное управление материальными, информационными и финансовыми потоками для достижения корпоративных целей при оптимизации затрат всех ресурсов. Взаимодействие двух и более элементов потока образует логистическую цепочку, представляющую единую технологию товародвижения с соответствующим информационным и финансовым обеспечением. Совокупность логистических цепочек образует логистическую сеть предприятия.

Логистическая стратегия предприятия, разрабатываемая на основе сформулированной корпоративной миссии и бизнес-стратегии, должна быть таким же естественным элементом стратегического планирования бизнеса, как маркетинговая, производственная, управленческая и другие виды стратегии.

Логистическая стратегия охватывает цели, критерии их достижения и мероприятия по координации потоковых процессов и рациональному управлению ими для достижения бизнес-целей предприятия. В нее должны быть включены разделы по управлению снабжением, запасами, сбытом и отклонениями в логистической сети.

 Системный подход к построению логистической сети

Для реальных логистических систем характерны многочисленные сложные связи, как внутренние, так и внешние, ориентированные на отношения предприятия с окружающей средой. В этих условиях частные решения, принятые без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований, могут оказаться недостаточными, а порой и ошибочными.

В рамках построения единой логистической сети отдельные элементы производственной деятельности предприятия — снабжение, перегрузка, упаковка, складирование, обработка заказов, перевозка, сбыт и т. п., с соответствующим информационным и финансовым обеспечением — рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые составляющие. Поэтому для решения вопросов планирования, прогнозирования, оптимизации и стратегического развития логистической сети и технологий необходим интегрированный подход, подразумевающий, что вся система не подлежит декомпозиции и рассматривается как единое целое. Вместе с тем это целое, естественно, основано на эффекте тесного взаимодействия и синергии различных элементов.

Логистическую сеть предприятия мы должны рассматривать как систему, в которой выполняются следующие условия:
поведение каждого элемента влияет на поведение всей логистической сети;
между поведением элементов и всей логистической сети существует взаимная зависимость.

Функционирование системы больше зависит от того, как взаимодействуют друг с другом ее части, чем от работы каждой из частей в отдельности. Таким образом, именно из взаимодействия элементов вытекают существенные свойства логистической сети, взятой как целое. Важно понять, что сумма лучших решений, полученных для каждого элемента логистической сети по отдельности, может не являться лучшим решением для всей системы в целом.
Инструмент управления

Процессы принятия решений и управления логистической сетью должны основываться на системе соответствующих показателей, отражающих эффективность функционирования этой сети. К этим показателям предъявляются следующие требования: актуальность, однозначность интерпретации, точность, оперативность, ориентированность на основные цели логистики.

В качестве эффективного инструмента стратегического и оперативного управления предприятием (и, соответственно, его логистической сетью) используется так называемая методология сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard, BSC).

BSC позволяет перевести «видение будущего» предприятия и ее стратегий в набор взаимосвязанных показателей, оценивающих критические факторы успеха не только текущего, но и будущего развития в рамках пяти перспектив — финансов, маркетинга (клиента), внутренних бизнес-процессов, развития персонала и инноваций, а также логистики.

Классическая концепция BSC предусматривает анализ четырех перспектив, но здесь в целях эффективного управления интегрированной логистической сетью предприятия мы предлагаем добавить к ним пятую — перспективу логистики. Данная перспектива характеризует логистическую сеть как единую систему сквозного управления материальными, информационными и финансовыми потоками с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов в соответствии с логистической стратегией предприятия.

На первом этапе разработки и внедрения BSC проектируется карта стратегии — ее графическое описание в виде набора причинно-следственных связей. Для каждой перспективы (финансы, маркетинг, бизнес-процессы, логистика, инновации) должны быть определены стратегические цели и построено дерево целей.

Следующий этап — определение «ключевых показателей деятельности» (KPI, Key Performance Indicator), численных характеристик выбранных целей и логистических потоков. В качестве базы для выбора ключевых показателей деятельности корпоративной логистической сети целесообразно использовать модель Supply-Chain Operations Reference (SCOR), разработанную и поддерживаемую Советом по проблемам управления цепями поставок (Supply Chain Council).

Для получения объективной оценки эффективности функционирования предприятия и выработки адекватных этой оценке решений при управлении логистическими потоками необходимо произвести интеграцию множества KPI в один или несколько обобщающих, системных показателей. По сути обобщающие показатели являются своеобразными коэффициентами адекватности логистических потоков запланированным значениям эффективности предприятия.

Расчет системных показателей, характеризующих эффективность логистических потоков предприятия, может быть выполнен на основе теории нечетких множеств. Целесообразность применения теории нечетких множеств для вычисления системных показателей эффективности обусловлена тем, что многие показатели результативности отдельных элементов логистической сети могут иметь приблизительное значение или допустимый с точки зрения предприятия диапазон значений.

 Инфраструктура управления логистической сетью

Теперь перейдем к информационным технологиям. Логистика в ее современном виде просто немыслима без активного использования ИТ. Сегодня практически невозможно обеспечить требуемое потребителями качество товаров и услуг без применения информационных систем и программных комплексов для планирования, организации, контроля, анализа и поддержки принятия решений в логистических системах.

Для создания эффективной системы управления логистической сетью предприятия необходим серьезный и ответственный подход к созданию соответствующей инфраструктуры, включающей диспетчерский центр, обученный персонал, различные информационные и телекоммуникационные системы, интегрированные в единый информационный комплекс. Кроме того, здесь требуется решить целый ряд организационных, правовых и технологических вопросов, связанных с процессами взаимодействия субъектов логистической сети, в том числе компаний-партнеров. От гибкости, качества и масштабируемости созданной инфраструктуры управления зависит эффективность функционирования логистической сети, а также ее последующее развитие в соответствии со стратегией предприятия.

В ИТ-инфраструктуре системы управления логистической сетью предприятия управление логистической сетью осуществляется на основании контроля фактических показателей, целевые значения которых определены по данным бизнес-модели предприятия и динамической модели его логистической сети.

Бизнес-модель строится в соответствии с корпоративной стратегией и описывает всю деятельность предприятия, включая оргструктуру, бизнес-процессы, применяемые информационные технологии, дерево целей с привязкой к процессам и мероприятиям по их реализации, целевые и плановые значения KPI, характеризующие степень достижения целей, и т. д. В качестве мощного средства для бизнес-моделирования можно рекомендовать комплекс программных продуктов ARIS, разработанный компанией IDS Scheer.

На основе логистической стратегии и данных бизнес-модели строится динамическая модель логистической сети. Динамическая модель используется как на этапах построения и оптимизации логистической сети, так и в процессе контроля и управления этой сетью. Динамическое моделирование логистической сети может быть произведено с использованием программного пакета Ithink, предназначенного для разработки имитационных потоковых моделей поведения сложных систем. Для оптимизации логистической сети предприятия можно также использовать программные средства, реализующие генетические алгоритмы, например Evolver или GeneHunter.

Очень важно определить целевые и плановые показатели эффективности логистических процессов, агрегированные по известным алгоритмам, но без налаженной системы сбора и обработки фактических показателей практически невозможно получить объективную картину степени достижения стратегических целей компании, оперативно и эффективно отслеживать тенденции, управлять логистической сетью и процессами компании.

Основными источниками информации о фактических значениях KPI служат различные информационные системы предприятия (реализующие функции ERP, CRM, Workflow и т. д.), а также внешние источники данных — информационные системы компаний-партнеров, системы слежения за перемещением материальных потоков и др. Контроль параметров потоковых процессов осуществляется на основе сравнения системных показателей, рассчитанных на этапе моделирования, и фактических данных, получаемых в процессе функционирования логистической сети. В случае возникновения инцидентов (отклонений) в отдельных элементах логистической сети можно с помощью динамической модели оперативно оценить их последствия для функционирования сети и для предприятия в целом, а также выработать обоснованное системное решение по минимизации негативных последствий.

Регулирование логистической системы при возникновении отклонений от заданных параметров во многих случаях можно осуществлять автоматически, используя базу знаний информационно-аналитической системы контроля. Но некоторые корректировки будут требовать экспертного мнения и подтверждения со стороны менеджера по управлению логистической сетью (ЛС) или соответствующего специалиста.

Для анализа и контроля KPI нужны оперативные сведения и отчеты, содержащие информацию о фактических значениях показателей и их отклонениях от целевых значений, в том числе в динамике за аналогичные периоды в прошлом. Выход показателей за допустимые пределы должен сопровождаться соответствующими уведомлениями менеджеров по управлению логистической сетью, а также руководителей, владельцев компании или участников бизнес-процессов. При этом должен обеспечиваться оперативный вывод информации как в обобщенном виде, так и на требуемом уровне детализации, в частности в различных временных и тематических разрезах. Это станет возможным при использовании многомерной модели данных, хранилищ данных и информационно-аналитической системы с отображением актуальной информации, скажем на информационных панелях корпоративного портала предприятия.

 Заключение

Результативность и эффективность деятельности предприятия во многом определяется уровнем развития системы управления логистической сетью, который, в свою очередь, зависит от используемой методологии организации данных и знаний в процессах планирования, контроля, анализа и принятия решений. В качестве полезного инструмента здесь хорошо подходит методология BSC, ориентированная на системное управление логистической сетью. Использование инновационных технологий управления уже сегодня может привести к повышению доходности бизнеса предприятий, а в будущем станет необходимым условием их успешного функционирования и победы в конкурентной борьбе.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55135/

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2219

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

логистика Обоснованность применения математических методов Первые 10 техрегламентов Таможенного союза должны быть подготовлены к сентябрю Повышений не будет Проблема откатов в логистическом бизнесе Реклама малых форм. Малобюджетная реклама – действенная антикризисная мера складская логистика Складской темп замедлился СУДЕБНЫЕ СПОРЫ ПО ВОПРОСАМ КОРРЕКТИРОВКИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ эффективное управление запасами