Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

РЕЙТИНГ КАК ИНДИКАТОР РЫНКА СКЛАДСКИХ УСЛУГ РОССИИ

РЕЙТИНГ КАК ИНДИКАТОР РЫНКА СКЛАДСКИХ УСЛУГ РОССИИ


Николай Титюхин,
президент ЕвроАзиатской Логистической Ассоциации (EALA)
Нина Овчаренко
директор информационно-аналитического отдела компании CLS, к.т.н.

Подведены итоги рейтинга «Логистический оператор России 2006», в ходе которого были проанализированы и выявлены основные тенденции рынка складских услуг России. Кроме всего прочего, были определены факторы успеха, позволяющие игрокам на этом молодом сегменте рынка стать самыми сильными.

Российская специфика

В настоящее время молодой российский рынок логистических услуг активно развивается. Его привлекательность и перспективность во многом обусловлена низкой степенью освоенности и конкуренции. Складские услуги – один из основных секторов этого рынка наряду с секторами транспортно-логистических услуг и услуг по интеграции и управлению цепями поставок. Доля сектора складских услуг, по оценке экспертов, составляет примерно 10-15 процентов. Российские и международные эксперты оценивают темпы роста всего рынка логистических услуг на уровне 20-30 процентов в год, а для сектора контрактной логистики прогнозируют рост до 50 процентов.

Высокие темпы роста рынка логистических услуг возможны за счет внедрения новых логистических решений и информационных технологий.

На оказание транспортно-экспедиторских и складских услуг ориентировано большое количество компаний, занимающихся «традиционными» перевозками и складской обработкой грузопотоков. А поле, на котором «играют» пока немногочисленные 3PL-провайдеры, - сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок.

Пора уйти от определения и измерения того, кто главнее на транспортном рынке – какой выбрать вид транспорта, нужен ли экспедитор, почему так мало транспортных агентств, которые отвечают за качество предоставления транспортной услуги и зачем российской экономике сегодня нужен рынок экспедитора. Ответ простой – экспедитор представляет интересы грузовладельцев, которых обслуживает транспортно-логистический рынок. За качество услуг на этом рынке перед клиентом отвечает или экспедитор, или логистический оператор, или 3PL-провайдер. Пришло время поставить рынок «с головы на ноги», причем «голова» – это логистический оператор, который формирует и управляет сетью распределения, а «ноги» – транспорт и склад, которые обеспечивают высокое качество сервиса.

Российский рынок 3PL-операторов находится пока в стадии развития. Одним из основных сдерживающих факторов развития контрактной логистики является отсутствие достаточного количества крупных логистических операторов, способных предоставить весь комплекс логистических услуг надлежащего качества, развитию которых, в свою очередь, мешает препятствие – отсутствие современной логистической (складской) инфраструктуры.

В России транспортная отрасль сосредоточена на больших объемах генеральных грузов, так как результативность отрасли измеряется тонно*км, а не в таких показателях логистики как скорость доставки, точность доставки и использование контроллинга при управлении транспортными издержками в цене товара. Транспорт – это обслуживающая отрасль, в результате правильного сочетания которой со складскими сетями экономика страны может получить эффективные транспортно-логистические цепи, позволяющие снижать логистические издержки в цене товара на величину от 10 до 17%, что позволит существенно (примерно на 50%) увеличить товарооборот в стране.

Пора уйти от определения и измерения того, кто главнее на транспортном рынке – какой выбрать вид транспорта, нужен ли экспедитор, почему так мало транспортных агентств, которые отвечают за качество предоставления транспортной услуги и зачем российской экономике сегодня нужен рынок экспедитора. Ответ простой – экспедитор представляет интересы грузовладельцев, которых обслуживает транспортно-логистический рынок. За качество услуг на этом рынке перед клиентом отвечает или экспедитор, или логистический оператор, или 3PL-провайдер. Пришло время поставить рынок «с головы на ноги», причем голова – это логистический оператор, который формирует и управляет сетью распределения, а ноги – транспорт и склад, которые обеспечивают высокое качество сервиса.

Использование логистических технологий – одна из ключевых возможностей задействовать огромный потенциал России для развития ее инфраструктуры и территории.

Кому нужны склады

Развитие современной логистической (складской) инфраструктуры в России определяется следующими факторами.

Во-первых, экономическое развитие страны, становление среднего класса населения и, как следствие, рост потребительского спроса на качественные западные и отечественные товары способствуют значительному росту объемов розничной торговли. При этом торговые сети активно осваивают регионы, и их доля в структуре объемов розничной торговли постоянно увеличивается. В тех областных центрах, где более быстрыми темпами развиваются торговые сети, выгодно строить и логистические комплексы.

Во-вторых, у российского рынка есть еще одна характерная особенность: всемирно известные марки бурно строят на территории России свои производства и расширяют сети распределения. Активно развивается и российская промышленность. Это также требует создания современной логистической (складской инфраструктуры) на российской территории.

Автопром как движущий фактор

Основным клиентом логистических операторов сегодня может стать автомобильная промышленность. В России действуют уже 11 автосборочных производств, и применяемые в них логистические технологии напрямую влияют на качество продукции и обеспечивают рост продаж.

Именно приход в Россию компании Gefco – лидера автологистики в Европе – обусловлен началом роста автологистики в России. И хотя в рейтинге «Логистический оператор 2006» компания Gefco заняла скромное место, с началом работы в 2007 году нового складского комплекса в Подольске (15 км от МКАД, складская площадь 20000 кв. м), соответствующего современным европейским стандартам, ее позиция на рынке логистических услуг существенно упрочится.

Современная автологистика требует быстрого оборота складских запасов и быстрого исполнения заказов. Для соблюдения этих требований логистическая система должна отличаться гибкостью. Можно ожидать, что в ближайшем будущем в условиях роста конкуренции многие склады общего пользования объединятся в партнерства или ассоциации, дающие их клиентам возможность получать полный набор услуг – от обработки заказов до их исполнения и окончательной поставки продукции. В дополнение к стандартным складским услугам подобные ассоциации смогут предоставлять и такие, как управление запасами и внедрение транспортного и финансового обслуживания.

Такие транспортные компании как Fesco, «Русская Тройка», осуществляющая интермодальные контейнерные перевозки по территории России в транспортном коридоре «Восток-Запад» и по территории России, уже специализируются на автологистике. Компания Fesco собирается в ближайшие три года обзавестись рядом новых терминалов и вложить в собственное развитие 1 млрд. долл. США.

Уровень компетентности компаний в значительной степени определяется наличием сертификата качества ISO. Так деятельность таких складских операторов – участников исследования как Национальной Логистической Компании (Московская область), Средневолжской Логистической Компании (Самарская область), «Регионального логистического центра «ТДЛ Терминал» (Иваново) базируется на модели управления качеством услуг (ISO 9000).

Сети складских комплексов –
ориентация на мультимодальность

Крупные международные логистические компании, например, Maersk и Kuhne&Nagel, заинтересованы в контейнеризации грузопотоков и улучшении контейнерного сервиса. Работа с такими грузопотоками требует другого, более высокого уровня создания добавленной стоимости, например, за счет оказания услуги мультимодальности транспорта, а также других услуг, которые могут быть оказаны на современных мультимодальных складских площадях.

Международный логистический оператор Kuhne&Nagel, имеющий сеть складских комплексов и представительств по всему миру, весной 2007 года объявил о намерении стратегического развития и расширения своего присутствия в России. В глобальном масштабе эта компания занимает первое место среди логистических операторов по объемам морских перевозок (свыше 2 млн. TEU по итогам 2006 года), третье – в сфере контрактной логистики, четвертое – в области авиаперевозок и седьмое – в области наземных перевозок (ЖД и автомобильным транспортом) в Европе.

Сегодня, по информации журнала Freight.ru, сеть складов этой компании в России состоит из 6 складских комплексов общей площадью более 70 тыс. кв. м: три расположены в Московском регионе, по одному – в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге. Компания планирует к 2010 году увеличить число складов до 19, а их площадь – до 300 тыс. кв. м. Новые склады планируется построить в Санкт-Петербурге, Ростове, Самаре, Казани и Екатеринбурге. Причем предполагается, что более 80 процентов из 3 тысяч сотрудников будут работать в сфере контрактной логистики.

Российские операторы
расширяют сети

Пакет и качество предоставляемых логистическим оператором услуг в значительной степени определяется наличием сети складских комплексов и представительств на обслуживаемой территории.

В рамках ежегодного рейтинга «Логистический оператор России» весной 2007 года проведено исследование рынка логистических услуг и, в частности сектора складских услуг (более полные результаты анализа рынка опубликованы в журнале «Логинфо» №6, 2007 г.).

Участники номинации «Лучший сетевой складской оператор» имеют максимальный среди складских операторов географический охват территории обслуживания и наиболее крупные сети складских комплексов на территории России.

Сеть собственных и арендованных складов компании FM Logistic охватывает 9 российских регионов: Московский регион (складские комплексы расположены в Долгопрудном, Чехове; весной 2007 года началось строительство складского комплекса компании в Ступинском районе), Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск (2 склада), Иркутск, Хабаровск, Владивосток.

Сеть собственных и арендованных складов Национальной Логистической Компании включает 6 российских регионов: Московский регион (Одинцово, Химки, Крекшино, Пушкино), Новосибирск (2 склада), Ростов-на-Дону (2 склада), Екатеринбург, Санкт-Петербург, Самара).

Сеть арендованных складов компании «Авалон Логистикс» расположена в 6 российских регионах: Московский регион (города Мытищи, Хотьково, Орехово-Зуево, Ивантеевка, Видное, деревни Еремино, Заборье, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар, Иркутск).

Эти компании предоставляют своим клиентам комплекс логистических услуг, включая транспортировку, экспедирование, таможенные услуги, хранение, упаковку и расфасовку, комплектацию заказов.

В России разработаны концепции крупных мультимодальных центров – логистических парков, которые уже традиционны при обслуживании таких агломераций как, например, Берлин (парк Гроссберен) и логистический парк в г. Грац (Австрия). Аналогичным образом готовится к реализации концепция группы компаний «Литер» (сеть мультимодальных комплексов, расположенных в Московской области, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и других городах), а также индустриально-логистический парк «Евро-Руссия» в г. Вязьма.

Разработчиками этой концепции на российском рынке выступает международный консалтинговый консорциум LogCiNet, в который входят консалтинговые компании России и Германии: «КИА центр», Cominfo Logistics Solutions (Москва), Wagener&Herbst и IPg (Германия, Потсдам).

Инвестиции логистических операторов
в складскую недвижимость

Общий объем собственных и арендованных складских площадей, на которых оперируют исследованные компании, составляет около 2 млн. кв. м, из которых доля складских операторов – 76,7 процентов, а транспортных компаний – 23,3 процента.

Динамика складских площадей складских операторов и дистрибьюторов и темпы их роста даны на рис. 1. В течение двух последних лет темпы роста собственных складских площадей сетевых складских операторов превышают 35 процентов.

Рис. 1. Динамика складских площадей складских операторов и дистрибьюторов



Рис. 2 Темпы роста к предыдущему году складских площадей складских операторов и дистрибьюторов



Логистические компании самостоятельно инвестируют в создание сетей складских комплексов. В декабре 2005 года состоялась первая крупная сделка на российском логистическом рынке. Британский инвестиционный фонд Raven Russia Limited приобрел у компании «РосЕвроДевелопмент» первую очередь подмосковного логопарка «Крекшино» за 110 млн. долл. США. До этих пор объем сделок по покупке складов не превышал 35 млн. долл. США. Это была форвардная продажа – продавец достроил и сдал в аренду заявленные площади, после чего фонд стал полноценным владельцем «Крекшино». Кроме того, продажа долей компании «РосЕвроДевелопмент» американскому инвестфонду под управлением Moore Capital Management, LLC и Morgan Stanley Real Estate\'s Special Situations Fund III позволила вложить привлеченные деньги в развитие коммерческой, в том числе складской, недвижимости в российских регионах.

Весной 2006 года компания AIG European Real Estate Fund купила складской комплекс площадью 80000 кв. м в подмосковных Химках у французской FM Logistic. Это первая институциональная сделка на рынке складской недвижимости, где продавец и покупатель – иностранные компании. После завершения сделки FM Logistic стал единственным арендатором всего комплекса, площади которого используются для обслуживания таких клиентов, как Auchan, Danonе, Mars, Nestle и другие.

Группа компаний «Русская логистическая служба» (РЛС) в июне 2006 года с помощью капитала от Американского фонда прямых инвестиций Great Circle Fund, вкладывающего в сектор транспортных услуг в развивающихся рынках, объявила о развитии национальной сети складов класса А, управляемых компанией и значительном увеличении своих площадей класса А в главных российских городах: Московском регионе, Санкт-Петербурге, Хабаровске. Также запланировано в ближайшее время расширить мощности складов класса А в Самаре и Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове и других ключевых российских городах.

Американский инвестиционный фонд Great Circle Fund LP намерен вложить 21,1 млн. долл. США в российский холдинг STS Logistics. Предполагается направить инвестиции преимущественно на развитие национальной сети складских помещений, а также на открытие новых офисов компании в России и за рубежом. Компания планирует создать сеть из 8-10 современных складских помещений в России, Украине и Казахстане общей площадью около 100 тыс. кв. м.

Результаты рейтинга
«Логистический оператор России»

15 июня 2007 года в Москве в отеле «Ренессанс Москва» состоялось подведение итогов и Церемония награждения участников Пятого ежегодного рейтинга «Логистический оператор России».

Организатором рейтинга выступили компания «КИА центр» и ЕвроАзиатская Логистическая Ассоциация (EALA).

Поддержку рейтинга осуществляли Ассоциация российских экспедиторов, Национальная Логистическая Ассоциация России.

Спонсоры рейтинга: ОСАО «Ингосстрах», компания «Максстор». Цветочный спонсор: компания TRIDVORNOVA

Результаты рейтинга показали, что подавляющее большинство логистических компаний нашей страны не имеют широкой известности на рынке, хотя известность – очень важный фактор успеха компании. Именно этот принцип ложится в основу при определении уровня компании среди ее конкурентов за рубежом.

Рейтинг же «Логистический оператор России» рассчитывается по нескольким критериям, характеризующим специфику бизнеса логистических компаний. В методику построения рейтинга введена и экспертная оценка, чтобы определить, что и как в работе компании сказывается на ее репутации. Свое суждение выносили как эксперты, предложенные самими участниками рейтинга, так и независимые, выбранные оргкомитетом.

ПОБЕДИТЕЛИ В НОМИНАЦИЯХ



Победителем среди сетевых складских операторов стала Национальная Логистическая Компания (Московская область), а лауреатами - компании группы «ФМ Ложистик» (Московская область) и ООО «АВАЛОН ЛОГИСТИКС» (Московская область).

Национальная Логистическая Компания имеет статус национального оператора (по охвату территории). В предыдущих рейтингах компания также занимала высокие позиции в соответствующих номинациях. Компания отличается высокими позициями по уровню компетентности, комплексу предлагаемых услуг, географическому охвату территории обслуживания в России, соответствия качества услуг требованиям международного стандарта ISO.

Национальная Логистическая Компания и Группа компаний ARMADILLO возглавляют TOP-25 логистических операторов, составленный по оценкам экспертов.

Победителем и лауреатами среди региональных центров распределения в I группе стали Складской терминал «Михневский» (Московская область), группа компаний «Интертерминал» (Санкт-Петербург) и СК «Сибирский на Барабинской» (Тюмень), а во II группе - «Средневолжская Логистическая Компания» (Самарская область), группа компаний «Юкон-логистик» (Белгород), Bee Logistic (Новосибирск) и «Ниеншанц-Логистик» (Санкт-Петербург).

В номинации «Лучший дистрибьютор в отраслевой сети распределения» лучшими стали ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» (Москва), ЗАО «ДЭЛС» (Екатеринбург) и ООО «Ленком» (Красноярск).

Складские операторы в TOP- 25 Логистические операторы по оценке экспертов
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2878

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

"Протек" купил аптек Axelot автоматизировал склад «Шинтоп» во Владивостоке SAP ERP работает на Кировском заводе «Синергия» автоматизирует планирование деятельности с помощью «Крок» Срок испытаний Тендерное задание по покупке и внедрению WMS на НСК. Требования таможенников предоставить дополнительные документы неправомочны ТСК Ученые разработали модели развития РЖД в условиях продолжения реформы отрасли Форум. Финансовые аспекты цепи поставок Как сократить издержки в цепи поставок: методы и бизнес-кейсы