Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистика без мистики

Логистика без мистики



О том, кто такой логистик, я спросила своих знакомых. \"Это кто-то очень умный. Который двигает науку\", - сделав утомленно-задумчивое лицо, сказал преуспевающий программист. Другой не смог сказать ничего. И только третий пробормотал что-то невнятное о таможнях и самолетах. Добавив при этом: \"...Но живьем такого не встречал\". Между тем логистика -это уже не просто отрасль, но священная корова западного бизнеса
История вопроса

По поводу возникновения логистики есть две версии, не исключающие, впрочем, одна другую. Одна гласит, что еще в Римской империи была разработана специальная система распределения продоволь-ствия.

Другая версия, более распространенная и близкая, связана с участием американских войск во Второй мировой войне В недрах американских генштабов были разработаны (а во время войны применены) новые технологии снабжения армии Они были направлены, если можно так выразиться, на повышение комфортности боевых действий: чтобы снаряды не приходилось доставлять на позицию по-пластунски и чтобы после обеда ни один американский солдат не остался без привычной чашки кофе и жевательной резинки. Все должно было быть в нужном количестве, в должном месте и в расчетное время.

Искусство снабжения было отшлифовано на театре военных действий настолько, что после войны практичные американцы не могли не применить его в гражданской жизни. Был учрежден Совет по ме-неджменту логистики, который определил: \"Логистика -это процесс планирования, организации и контроля движения материальных потоков, их складирования и хранения, предоставления соответству- ющей информации обо всех этапах их продвижения от места отгрузки до места назначения с целью обеспечения качественного удовлетворения запросов клиентуры\".

К 70-м годам логистика окончательно сформировалась как прикладная дисциплина, а сам термин стал активно применяться во всем западном мире. Примерно тогда же началось бурное развитие розничных сетей, стали появляться первые супермаркеты (в настоящем смысле этого слова). И возникла необ-ходимость налаживать прямые связи между поставщиками и продавцами, чтобы товары доставлялись каждую неделю непосредственно в магазины Тогдашние логистики, еще не названные таковыми, \"вручную\" регулировали наполнение полок магазинов и поддержку ассортимента. Неувязки компенсировались складскими запасами.

Уже через 10-15 лет этого стало недостаточно. Появились промежуточные звенья: дистрибьюторские центры, куда привозили товар поставщики, транспортные компании, которым заказывали основные перевозки в магазины, и т.д. Стало очевидно, что невыгодно хранить запасы на складах, а потому нужно увеличивать так называемую оборачиваемость товарных запасов (тот срок, за который товар ус-певает быть продан, чтобы его место занял другой).

Вскоре логистика легко перешагнула через простое распределение товара. Показав свою эффективность, она оказалась особенно полезной в наше время.
Дело в том, что западный рынок сегодня охвачен идеей минимизацией издержек. Это и понятно: большинство товаров имеет почти одинаковые свойства, примерно равные цены и часто производится на одних и тех же заводах. И единственный шанс выжить в этой жесточайшей конкуренции - экономить. На мелочах, незаметных деталях - метрах, минутах, центах... По подсчетам специалистов, в развитых компаниях сокращение так называемых логистических издержек на 1 % эквивалентно почти 10% увеличения объемов продаж. Это гигантские цифры. За них стоит побороться.

И тут на сцену выходят специально обученные люди - логистики (они же логисты).

Что делают ЛОГИСТИКИ?

Если внимательно прочитать все сложные определения этой загадочной специальности, то можно подытожить: это экономия. Логистика призвана экономить средства, продукцию, время, деньги, пло-щади, оборудование и т.д. Логист, по меткому выражению одного из журналистов, это профессиональный скряга, который чуть ли не единственный во всей цепочке от производителя до потребителя думает не о том, как заработать, а о том, как сэкономить.

Логистикам, таким образом, подконтрольны все процессы, где можно эту экономию осуществить. А это закупки, поставки, транспортировка, связь с таможней и государственными органами, упаковка, продажи. Выстроив сложную структуру взаимной связи элементов, логистик не позволяет товару долго лежать на складе, грузовику - ехать длинной дорогой, магазину -ждать завоза продукции.

Итак, нужный продукт требуемого качества в необходимом количестве в назначенное время должен быть доставлен в подходящее место с минимальными затратами для потребителя.

Если все эти правила выполнены, можно считать, что логистик выполнил свою задачу. И сегодняшнее превращение логистики в крупный бизнес с большими затратами (в промышленно развитых странах -20-30% ВВП) говорит лишь о том, что задача эта не из простых.

Вот пример работы логистика. В московское отделение компании \"Кодак\" товары поступают более чем от 40 поставщиков. Еще недавно все эти грузы приходили из-за рубежа на разные московские терминалы, иногда подолгу там хранились (после чего компания вынуждена была платить штрафы), требовали большого количества транспорта, сотрудников и т.п. Эти расходы составляли около 1 млн. в год.

При помощи логистов было найдено оригинальное решение. Все товары стали свозить на один склад в Финляндии, а оттуда морем (что дешевле всего) переправлять в Россию. Общее время доставки сокра-тилось в три раза! Поскольку грузы стали приходить на один терминал, вместо восьми человек ими занимаются теперь трое. Здесь, помимо прочего, сработал еще и наш, отечественный фактор сведение к минимуму контактов с таможенными службами. Оказалось, что легче ввозить товар в объезд, но работать с одной, а не с пятью таможнями.

Логистика по-русски

Вот мы и подошли к важной теме. Приживается ли этот заморский фрукт на нашем черноземе?

Несколько десятилетий назад некое подобие логистики существовало и в СССР. Оно становилось актуальным, когда научно-исследовательские институты вычисляли оптимальное место строительства ВАЗа или КАМАЗа и последующих грузопотоков. Успехов эти изыскания, правда, не приносили, потому что были очень уж локальны и подвержены административному давлению партийных комитетов разных уровней.

Во времена социалистического хозяйства существовали легендарные снабженцы, которые колесили по всей стране в поисках сырья и комплектующих. Их работа была направлена не столько на оптимиза-цию процесса производства, сколько на то, чтобы этот процесс вообще не остановился.

Были и директора складов, и экспедиторы, и те, кто занимался поставками. Но поскольку их работа не была связана с реальным коммерческим интересом, то вагоны с грузами могли спокойно неделями стоять в депо, заводы - простаивать в ожидании запчастей, а овощи - гнить в хранилище.

Сегодня логистика становится все более необходимой. За исключением тех компаний, которые бездумно следуют кадровой моде, многим, особенно торговым и транспортным предприятиям, без нее не обойтись. По оценкам экспертов, еще два-три года назад менеджеры по логистике работали в основном в российских отделениях транснациональных корпораций - таких как IBM, Procter&Gamble, Coca-Cola, Johnson&Johnson, TNT, L\'Oreal, Shell, British Petro-leum и других.

Сегодня же логистические концепции все активнее применяют и компании со смешанным либо российским капиталом, например ОАО \"Шереметьево-Карго\", \"Русский алюминий\", \"Северсталь\", крупные торговые сети (\"Диал электронике\", \"Седьмой континент\" и др.)
По большому счету все, кто занимается планированием в области торгового, промышленного, транспортного, складского и экспедиторского бизнеса сегодня, могут с некоторой натяжкой отнести свою деятельность к логистике.

Например, при проектировании и оснащении складов прежде всего нужно выяснить, для каких грузов будет предназначен склад, запланировать товарооборот, длительность хранения, количество работников. И после полного выяснения потребностей заказчика логистик предлагает схему расположения стеллажей и необходимый комплекс оборудования. Это значит, что в дальнейшем повысится скорость обслуживания на этом складе, сократятся затраты на персонал и будет выбрано наиболее подходящее помещение.

Кстати, во многих странах логистика призвана вообще исключить пребывание чего бы то ни было на складе. В Германии на заводе \"Фольк-сваген\" ликвидировали склады для комплектующих деталей. Было решено подвозить комплектующие маленькими партиями, чтобы хватало на одну смену. В результате завод экономит на арендной плате помещений, на оплате света, отопления, складских сотрудников.

В России уже появились специализированные фирмы, предлагающие услуги логистов, профессиональные объединения и учебные заведения, которые занимаются подготовкой квалифицированных кадров. Спрос на специалистов растет. Это связано отчасти с тем, что происходит сближение с западными компаниями, которые не мыслят себе работы без логиста. А еще - с отчаянной необходимостью, вызванной особенностями нашей страны, с ее огромными расстояниями, привычной необязательностью и плохими дорогами.

Но у России есть один большой козырь. Мы можем воспользоваться многолетними наработками западных ученых и практиков. Это тот самый случай, когда учиться на чужих ошибках оказывается выгоднее. Изучая историю этой дисциплины, выбирая одну из множества существующих ныне логистических кон-цепций, мы можем подобрать именно те решения, которые лучше всего отвечают нашим условиям.

Логистика и карьера

Как мы уже выяснили, большинству наших соотечественников слово \"логистика\" представляется таким же загадочным, как некогда \"кибернетика\" или \"генетика\". И руководители компаний здесь не исключение. Многие, прослышав где-то о том, как это современно и модно, создают отделы или берут на работу специалистов, не понимая толком, чего от них требовать.

Часто логистику воспринимают утилитарно - как совмещение набора функций транспортировки, складирования, грузоперевозки, таможенной очистки, страхования грузов. Однако на самом деле функции логистов гораздо шире. Они просчитывают совместно с финансистами последствия принятия того или иного решения, участвуют в планировании рынков сбыта и производства.

В западных компаниях руководитель отдела логистики занимает положение на один уровень ниже ведущих топ-менеджеров. Иногда, правда, логистик может стать вторым лицом в фирме: вице-президентом или директором по логистике. Среднее же звено менеджеров по логистике выступает в качестве координаторов работы разных отделов внутри фирмы и налаживает внешние связи.

В последнее годы логисты все чаще работают на основе высокотехнологичного программного обеспечения. По мнению экспертов, именно в IT-разработках для логистики Россия имеет все шансы вырваться вперед на мировом рынке этой науки.

Кадровые компании утверждают, что с каждым годом они получают все больше заявок на логистов. Зарплаты этих специалистов уже сегодня выше, чем до кризиса. Эксперт по логистике компании \"Русский проект\" Дмитрий Збитнев говорит: \"В Москве реальная зарплата - от тысячи долларов в российской до полутора в западной компании для специалиста среднего звена\". А рекрутинговые ком-пании заявляют, что руководитель отдела логистики может рассчитывать минимум на $3-4 тыс.

Как утверждают директора крупных российских компаний, найти хорошего логистика даже в Москве чрезвычайно трудно. Поэтому многие фирмы идут на то, чтобы доучивать и переучивать тот персонал, который раньше управпял подразделениями транспорта, склада или таможни. Вместе с тем постепенно в России складывается и своя система подготовки менеджеров по логистике, с учетом особенностей отечественного бизнеса, но на основе общеевропейских требований.

Логистика - это идеальный вариант карьеры для тех, кто не любит ходить в строю. При уникальных возможностях карьерного роста логистик всегда должен быть первым пытающимся просчитать не-сколько ходов вперед. При этом он использует самые современные информационные технологии, применяет новейшие бизнес-стратегии. И кроме того, осваивает множество параллельных профессий.

А потому логистиками могут быть не все, а лишь те, кто удовлетворяет основным требованиям этой увлекательной профессии.

Во-первых, необходимо базовое техническое образование и системное мышление. Во-вторых, умение оптимизировать свою собственную жизнь (хотя бы!). Если удается планировать свой рабочий день, выполняя несколько дел одновременно, объединять вокруг себя единомышленников и с выгодой добиваться участия окружающих - вы на полпути к профессии.

Необходимость логического мышления нe исключает интуиции и прекрасной реакции-умения быстро находить выход из сложной ситуации. Некоторые из специалистов вообще считают, что \"хорошим логистиком, как и настоящим пекарем, может быть только игрок \"от Бога\" -не умеющий угадать по гла-зам желание шефа, а наделенный талантом двигать товары и грузы, как фигуры на шахматной доске, к блестящей развязке\".

Весьма полезны и коммуникативные качества, умение найти общий язык с разными людьми (от водителей грузовикое до директоров заводов и чиновников Таможенного комитета) и высокая степень концентрации (ведь необходимо одновременно работать с большим количеством информации в параллельном режиме).
Плюс - математические и экономические знания, и, конечно же, понимание основных законов бизнеса, как в глобальном, так и в прикладном смысле.

Автор: Ольга Черномыс
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55171/

Источник: Журнал \"Обучение в России\", № 7, октябрь 2002

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1480

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике