Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Договор транспортной экспедиции без налоговых рисков

Договор транспортной экспедиции без налоговых рисков



В соответствии со статьей 80 ГК РФ по такому договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать перевозку груза и выполнение связанных с этой перевозкой услуг. К ним могут относиться погрузо-разгрузочные операции, охрана и сопровождение груза, оформление необходимых документов и таможенных формальностей, хранение и другие услуги.

Клиентом экспедитора может быть как отправитель груза, так и его получатель.

Перевозку и сопутствующие услуги экспедитор может выполнить сам или привлечь соисполнителей. Поэтому договор транспортной экспедиции может включать в себя элементы других самых разнообразных договоров.

Если экспедитор сам перевозит груз по всему маршруту или только по его части, то эти его отношения с клиентом определяются по правилам договора перевозки. При выполнении экспедитором сопутствующих услуг вступают в силу условия договора возмездного оказания услуг. А если для перевозки груза или оказания отдельных услуг экспедитор заключает договоры с другими исполнителями, то его отношения со своим клиентом строятся уже на основе посреднического договора (агентирования).

Поэтому состав документов, сопровождающих транспортную экспедицию, весьма широк и зависит от конкретного состава услуг.

Рассмотрим эти документы подробно для каждого случая.

Если экспедитор сам является перевозчиком

Если экспедитор везет груз самостоятельно по всему маршруту или частично, например до железнодорожной станции, то он выступает обычным перевозчиком и его отношения с клиентом в части собственного транспорта регулируются правилами договора перевозки. Поэтому документы, которые оформляются в отношении такой перевозки, определяются именно этими правилами. Например, при перевозке автотранспортом транспортным документом является товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т.

Если клиентом по договору транспортной экспедиции выступает грузоотправитель, то он сам выписывает товарно-транспортную накладную и передает ее экспедитору.

Если же транспортно-экспедиционные услуги заказывает получатель груза, то товарно-транспортную накладную выписывает экспедитор на основании информации, которую ему должен предоставить клиент, и сопроводительных документов, получаемых от отправителя груза.

Если экспедитор привлекает стороннего перевозчика

В тех случаях, когда экспедитор заказывает перевозку у другой транспортной организации, он сам выступает в качестве грузоотправителя. Если необходимо, клиент должен передать экспедитору доверенность (п. 2 ст. 802 ГК РФ). Соответственно, выступая заказчиком в договоре перевозки, экспедитор должен обеспечить получение от перевозчика всех необходимых подтверждающих документов по этой перевозке.

При проверке перевозочных документов в этом случае налоговики обращают внимание на то, кто указан в качестве грузоотправителя. Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта РФ, грузоотправителем считается лицо, которое выступает стороной договора перевозки от своего имени либо от имени владельца груза.

В нашем случае это экспедитор. Поэтому в транспортных документах именно экспедитор должен быть указан в качестве грузоотправителя. Аналогичные требования есть и в документах, регулирующих перевозки другими видами транспорта.

Проблема может возникнуть у покупателя товара, если он получит транспортный документ, где в качестве грузоотправителя указан экс­педитор, а в счете-фактуре на товар в качестве грузоотправителя указан продавец этого товара. В такой ситуации покупатель может потерять право на вычет НДС по этому товару, причем суды иногда поддерживают в этом вопросе налоговиков.

Так, например, ОАО «Усть-Илимский деревообрабатывающий завод» приобрело лес у ООО «Агропромышленное предприятие “Глория”». Доставку леса в железнодорожных вагонах организовал экспедитор — ЗАО «Холдинг “МТК-Центр”». Он же и был обозначен в железнодорожной накладной в качестве грузоотправителя. А в счете-фактуре на лес в качестве продавца и грузоотправителя указано ООО «АП “Глория“». Налоговики посчитали, что раз графа «грузоотправитель» в счете-фактуре заполнена неправильно, значит, как указано в пункте 2 статьи 169 НК РФ, этот счет-фактура не может служить основанием для вычета НДС. Они сняли вычет и доначислили 299 352 рубля НДС. Арбитражные суды поддержали налоговиков.

Кроме транспортных документов по перевозке, экспедитор должен представить клиенту отчет, аналогичный отчету комиссионера или агента. В этом отчете указываются все договоры, заключенные во исполнение договора транспортной экспедиции, расходы, понесенные экспедитором по этим договорам, с приложением подтверждающих документов и величина вознаграждения экспедитора. Причем в этом отчете отражается не только непосредственная перевозка груза, но и сопутствующие услуги, оказанные сторонними организациями.

Если экспедитор - исполнитель сопутствующих услуг

По тем услугам, которые экспедитор выполнил самостоятельно, составляется акт об оказании возмездных услуг. Форма такого акта нормативно не определена, поэтому стороны составляют ее в свободном стиле. Обычно используется форма акта, принятая в деловой практике для возмездных услуг. Важно, чтобы в этом акте был указан полный и подробный перечень услуг и их стоимость. Тогда уплаченные денежные средства с полным правом можно будет отнести на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

Если экспедитор отвечает за сохранность груза

Отправляя в дорогу свой груз, клиент хочет иметь гарантии его сохранности на все время перевозки. В соответствии со статьей 7 закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи получателю. Но если экспедитор докажет, что это произошло вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, он освобождается от возмещения ущерба.

Если ущерб причинен действиями перевозчика, перед клиентом за сохранность груза все равно отвечает экспедитор.

Размер ответственности полностью зависит от того, объявлена ли в договоре транспортной экспедиции ценность груза. Если в договоре ценность груза объявлена, то экспедитор возмещает стоимость груза в соответствии с объявленной ценой в части утраченного или поврежденного товара.

Если ценность груза в договоре транспортной экспедиции не объявлена, размер ущерба определяется исходя из действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Если поврежденный товар можно реализовать по уменьшенной цене, то размер ущерба уменьшается на стоимость возможной реализации.

Клиент имеет возможность потребовать от экспедитора помимо возмещения реального ущерба возвращение уплаченного ранее вознаграждения, но такая возможность должна быть указана непосредственно в договоре транспортной экспедиции.

Если груз застрахован

В страховании груза заинтересованы обе стороны договора — и клиент, и экспедитор. Поэтому, как правило, в договоре транспортной экспедиции вопросам страхования груза уделяется достаточно внимания

Договор непосредственно со страховой компанией может заключить либо клиент, либо экспедитор. От этого зависит, кто будет этот договор оплачивать и включать в свои расходы. Довольно часто встречаются варианты, когда одна сторона по договору транспортной экспедиции компенсирует второй стороне часть расходов по страхованию. Чтобы данные расходы можно было учесть в уменьшение прибыли, необходимо, чтобы порядок такой компенсации был подробно описан в договоре.

Договор транспортной экспедиции считается смешанным, поскольку он содержит элементы различных договоров: перевозки, возмездного оказания услуг, комиссии или агентирования

Поручение экспедитору

В нем клиент определяет перечень и условия оказания экспедитором транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции. Поручение должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Порядок и условия предоставления поручения экспедитору и отзыва клиентом выданного поручения, а также возможность использования средств факсимильной или электронной связи определяются сторонами договора транспортной экспедиции.

Экспедиторская расписка

Она подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя. Экспедиторская расписка выдается экспедитором при приеме груза и предоставляет ему право распоряжаться грузом во время перевозки.

Складская расписка

Используется в том случае, если экспедитор оказывает услуги по хранению груза клиента. Подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение. Формы экспедиторских документов и порядок их оформления должно утвердить Министерство транспорта РФ, однако этого еще не сделало. Поэтому экспедиторы пока могут, как и раньше, использовать в своей деятельности собственные формы.

Но это только при оказании услуг на территории России. При международных перевозках российские экспедиторы должны использовать стандартные экспедиторские документы, утвержденные Международной федерацией экспедиторских организаций (FIATA), в том числе поручение экспедитору, экспедиторскую и складскую расписки.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55229/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 3342

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

«Если по соседству открылся Wildberries то караул В поисках легких путей: как маркетплейсы становятся ловушками для мелких предпринимателей Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов