Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Аутсорсинг выходит на новый уровень В чем различия между 1, 2, 3, 4 и 5PL-провайдерами

Аутсорсинг выходит на новый уровень В чем различия между 1, 2, 3, 4 и 5PL-провайдерами



Разобраться в многовариантности логистического аутсорсинга и выбрать оптимальную для собственной компании стратегию - задача не из легких.

Российский рынок логистических услуг развивается и стремится к западным стандартам работы. Разумеется, вместе с этими западными стандартами на российскую почву приходят и западные определения, термины и аббревиатуры. Зачастую именно они становятся причиной непонимания между заказчиками и поставщиками услуг.

С одной стороны, теме логистического аутсорсинга в последнее время уделяется очень много внимания. С другой стороны, для многих практикующих логистов до сих пор остается загадкой различие, например, между 3PL и 4PL-провайдерами, а также целесообразность использования их услуг. Ситуация усугубляется еще и тем, что компаний, которые действительно могли бы работать на таком уровне, в России сегодня единицы. Зачастую организации, которые заявляют о себе как о 3PL-провайдерах, по тем или иным причинам не соответствуют требованиям потенциальных заказчиков.

Загадочные буквы

"Коллеги, объясните, что такое 3PL и чем оно отличается от 4PL! Нашел какую-то информацию, но не до конца все понял!" - сообщения примерно такого содержания совсем не редкость для посетителей логистических форумов в сети Интернет. Попытки коллег объяснить суть и разницу часто заканчиваются напряженной дискуссией на тему, но далеко не всегда приводят к разрешению проблемы.

Модная сегодня аббревиатура 3PL расшифровывается как third party logistics, или, если по-русски, логистика третьей стороны. Согласно этой концепции, всю новейшую историю развития логистики можно разделить на соответствующие этапы. \"Логистика одной стороны\" - 1PL - была характерна для периода 1970-1980 гг., когда компании решали все свои логистические задачи собственными силами и с привлечением своих внутренних ресурсов. Примерно в то же время начали формироваться так называемые 2PL-провайдеры - компании, которые предлагали своим клиентам некий простейший логистический аутсорсинг: транспортные услуги или несложные складские операции. Сегодня термины 1PL и 2PL практически не употребляются, на повестке дня - современный формат 3PL.


Новые задачи

Термин 3PL применяется для обозначения современной концепции покупки логистических услуг - когда клиенту предлагают комплексное обслуживание.

"Он формулируется с позиции клиента - сторона поставщика услуги действительно является третьей, промежуточной и связующей между производителем и потребителем, - поясняет Ырысбек Ташбаев, директор по развитию консалтинговой компании "А Дан Дзо". - Перенять у клиента логистические процессы и сервисы, предложить ему существенно сократить и даже отказаться от собственных логистических подразделений, поручить эти задачи внешним специалистам - так позиционируется логистический аутсорсинг на основе 3PL. Логистика третьей стороны представляет собой открытую систему предлагаемых сервисов для решения усложняющихся задач управления цепями поставок. В ряде случаев поставщики 3PL-услуг могут привлекать в проекты экспертов-управленцев и IT-интеграторов\".

Кто все эти люди

3PL-компании образовываются на основе складских операторов, транспортных и экспедиторских компаний, фирм - поставщиков программного обеспечения и служб экспресс-доставки. Специалисты отмечают, что в последнее время наблюдается взаимопроникновение и слияние специализаций поставщиков отдельных услуг. Транспортные компании арендуют или строят собственные распределительные центры, складские операторы включают в перечень своих услуг перевозки, таможенные брокеры и экспедиторы предлагают услуги по доставке, хранению и комплектации потоков. Службы экспресс-доставки формируют многофункциональные логистические комплексы с едиными информационными потоками.

Кто больше

Развитие логистического аутсорсинга в формате PL уже сегодня не останавливается на цифре 3. В последние годы к портфелю логистических услуг добавилась концепция еще более комплексного аутсорсинга, получившая название 4PL. Возникнув в результате привлечения 3PL-провайдерами для решения задач большой сложности, сначала в качестве субподрядчиков, а затем и в качестве партнеров, консультантов-управленцев и IT-системных интеграторов, 4PL-компании выступают в роли интегратора цепи поставок. Таким образом, объединение клиента и 3PL-провайдера в структуру 4PL происходит на базе информационных и управленческих технологий. Концепция 4PL понимается как процесс управления всеми логистическими операциями во всей цепочке поставок клиента единым поставщиком сервиса.

4PL - это интеграция всех компаний, вовлеченных в цепочки поставок. 4PL-провайдер решает задачи, связанные с управлением всеми логистическими процессами компании-клиента с учетом долгосрочных стратегических целей.

В последнее время формируется так называемая логистика пятой стороны - 5PL. Отличие этой услуги состоит в использовании сети Интернет как единой виртуальной платформы для решения логистических задач.

До упора

Такая сложная иерархия PL часто становится поводом для скепсиса. Если конкуренция между логистическими провайдерами и дальше будет развиваться в формате \"чем больше PL, тем лучше\", вскоре можно ожидать появления 6, 7, 8 и далее PL.

"Проблема в том, что среди логистов нет единого понимания, что же означают все эти PL, - сетует Владислав Артамонов, эксперт по логистике. - Есть явные различия в понятийном аппарате, причем различия эти формируются еще на уровне учебников по логистике.

На самом деле, если дословно перевести PL как "сторона логистики", становится понятно, что никаких 4PL и 5PL быть просто не может. Если же понимать под PL прибавление дополнительных услуг, тогда их может быть бесконечно много - особенно если при добавлении провайдером новой услуги добавлять ему новую PL. Потребители должны в первую очередь думать о предлагаемых услугах, а не пытаться разобраться в терминологии".

Петербургский бизнес предпочитает работать с несколькими сторонними транспортно-логистическими компаниями, ссылаясь на то, что на рынке нет операторов, способных предоставлять сразу все услуги по перевозке и хранению грузов на высоком уровне.

На заметку

Функции 3PL-провайдера

- Прямая транспортировка

- Управление складированием

- Консолидация отправок

- Экспедирование

- Оформление платежей за перевозки

- Сопровождение грузов

- Услуги таможенного брокера

- Проектирование информационных систем

- Выбор информационного обеспечения

- Поддержка информационных систем

- Выбор перевозчиков

- Переговоры о тарифах

- Возврат товара

- Управление автотранспортом

- Переупаковка, маркировка

- Контрактное производство

- Управление выполнением заказов

- Консолидация отправок

- Управление запасами

- Управление процедурами заказов

- Обеспечение запчастями

- Консультационные услуги

- Снабжение материалами


Россия ждет больших вложений

Мешают отсутствие средств и закрытость бизнеса

Компании, предоставляющие полный спектр логистических услуг, не возникают ниоткуда. Они появляются в результате эволюции и экспансии.

По мнению экспертов, 3PL-провайдеры в России появляются и будут появляться путем расширения специализации логистических компаний, а также в результате прихода на рынок крупных иностранных игроков. Сегодня же многие участники рынка сходятся во мнении, что 3PL-провайдеров западного уровня в России нет.

Сложные системы

Качественное логистическое обслуживание состоит не только в хранении или транспортировке груза без порчи и брака. Большое значение приобретает информационная составляющая услуги.

\"Статус 3PL-провайдера подразумевает не только оказание транспортных и складских услуг, но и внедрение WMS (warehouse management system) и TMS (transport management system), иными словами, ERP-cистем, - рассказывает Алексей Бубнов, директор петербургского офиса ООО \"НЛК-Транс\". - А для подобного внедрения требуются время и очень большие финансовые вложения.

Кроме того, значительная проблема именно российского рынка состоит в огромном разрыве развития между российскими столицами и регионами. Для того чтобы обеспечить клиентов соответствующим сервисом на всей территории России (а это также входит в задачу 3PL-провайдера), необходимо иметь развитую сеть качественных складских помещений в регионах\".

Еще сложнее обстоят дела с переходом логистического аутсорсинга на уровень 4PL. Дело в том, что этот вид услуг подразумевает уже не просто выполнение определенных заданных функций, но и интеграцию в бизнес-процессы компании-заказчика. А для этого необходима, во-первых, информационная и финансовая прозрачность, с которой в России традиционно проблемы, а во-вторых, такой формат работы требует от участников процесса намного большего доверия друг к другу. Определить, когда основная масса российских компаний решится на такой отчаянный шаг, пока непросто.

Вся логистика в одних руках

На первый взгляд может показаться, что сотрудничество с одним оператором, выполняющим все логистические функции сразу, удобно и выгодно для компании.

Однако практика показывает, что это утверждение справедливо далеко не всегда, а переход на полный аутсорсинг становится для многих организаций нелегким выбором. Помимо всего прочего работа с одной компанией, которая занималась бы всеми логистическими вопросами, чревата потерей контроля над значительной частью бизнес-процессов.

На растерзание

Доверить всю логистику одному оператору означает складывать все яйца в одну корзину.

\"Теоретически специализация выгодна, - рассуждает Григорий Коломейцев, начальник департамента складского обслуживания ООО \"Керхер\". - Узкий специалист должен делать свою работу быстрее и качественнее, чем это будем делать мы сами. Но в целом наш фронт работ остался столь же широк, как и до отдачи некоего участка работы \"доброму дяде\". То есть нам надо, чтобы была кооперация узких специалистов. И тогда такому кооперативу можно доверить всю логистическую функцию. Вот из таких посылок и растет количество звезд перед PL. Если провайдер делает только что-то одно, то, может, и не стоит с ним сотрудничать. А если он делает много (скажем, планирует закупки, транспортирует, складирует, проводит предпродажную подготовку, распределяет), то где гарантия, что со временем провайдер не сделает нас лишним звеном в цепочке поставок? И это не теоретизирование или описание крайностей, а переход к российским реалиям\".

По мнению Григория Коломейцева, необходимо искать оптимум, хотя потребность в провайдерах полного цикла сейчас есть.

\"В своей работе не сталкивался с таким и от коллег не слышал хоть об одном провайдере, полностью устраивающем клиентов, - продолжает он. - Российская практика показала, что отдавать всю логистику в одни руки пока не стоит. Оптимальной в настоящее время можно считать передачу разных логистических функций различным провайдерам\".

По частям

Это утверждение подкрепляется и опытом компаний, работающих в Петербурге. Пока многие предпочитают работать с несколькими разными операторами и такую стратегию оправдывают заботой о качестве услуг. В то время как рынок транспортных компаний или организаций, предлагающих складские услуги, сложился, к существованию 3PL-провайдеров потенциальные клиенты только привыкают.

\"Мы пользуемся услугами сторонних операторов при доставке товара за пределы Петербурга, планируем в ближайшее время вынести на аутсорсинг часть складских функций, - рассказывает Александр Пархоменко, менеджер по складской логистике ООО \"Пивоварня Хайнекен\". - От идеи отдать всю логистику одному провайдеру мы отказались. На рынке нет компаний, которые могли бы выполнить все эти функции на должном уровне. Бывает, что транспортные компании предлагают в качестве дополнительных услуг складское обслуживание, но склад для них не ключевая компетенция, качест-во услуги может пострадать\".

3PL - это транспортно-экспедиторские услуги + услуги добавленной стоимости.

На заметку

Применение концепции 3PL должно происходить в несколько этапов:

- Исследование возможностей, информирование сотрудников.

- Исследование тенденций рынка, спроса на сервисные услуги.

- Разработка и сравнение концепций PL.

- Создание собственной компетенции или передача на аутсорсинг (полностью или частично).

- Расчет затрат. Анализ выгод. Разбиение по этапам. Время. Риски. Коммуникации и мотивирование.

- Выбор партнера на основе охвата рынка, компетентности, ответственности, идения.

- Согласие по взаимным ожиданиям на основе совокупности измерений.

- Поддержка партнерства посредством совместных финансовых инвестиций и преимуществ, совместного планирования, многоуровневых контактов, открытого обмена данными и информацией.



Хрылова Татьяна
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55275/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2707

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Х5 Group разработала новую систему управления складом 04 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Логистика Будущего» на следующий день у нас не будет персонала!» «Если по соседству открылся Wildberries