Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Тенденции российского рынка GPS-навигации

Тенденции российского рынка GPS-навигации


Опубликовано 05 октября 2007 года

© 2002, Издательский дом «КОМПЬЮТЕРРА» | http://www.computerra.ru/
Журнал «CIO» | http://www.cio-world.ru/
Этот материал Вы всегда сможете найти по его постоянному адресу: http://www.cio-world.ru/analytics/334676/


 
В настоящий момент компания Voxtel выходит на новый для себя рынок GPS-навигации. Компания предлагает линейку GPS-навигаторов Voxtel Carrera, созданных с учетом новейших технических достижений в этой области.


Справка

GPS (Global Positioning System) - это навигационная спутниковая система, основанная на сетевой структуре, состоящей из 24 спутников, которые вращаются на 6 орбитах, каждая из которых имеет высоту ориентировочно 17 000 км над Землей.
GPS-система дает возможность определять местонахождение, а также скорость и направление движения любого объекта на поверхности Земли или вблизи нее с точностью от 1 до 30 м.

В Европе существует собственная система навигации - \"Галилео\", предполагается, что в России в ближайшие годы может быть создана отечественная система позиционирования - ГЛОНАСС.

Принцип работы всех GPS-навигаторов одинаков: они вычисляют свои координаты после обработки сигналов, принятых от спутников GPS. Главное различие между ними - функциональные возможности.

Роль абонентского оборудования в системе выполняют персональные GPS-приемники, которые помогают пользователю оценить, правильно ли работает спидометр, определить стороны света, выбрать верное направление на цель, а также рассчитать время, которое ему потребуется для достижения определенной точки.

Гражданское использование GPS не обладает точностью, доступной военным, как в США, так и в России (где аналогом GPS выступает ГЛОНАСС). До недавнего времени в России массовому внедрению автомобильной спутниковой навигации препятствовали отсутствие официальных карт крупного масштаба и законодательные ограничения на точность определения местоположения. Однако ограничения постепенно отменяются. Так, с 1 января 2007 года Министерство обороны РФ сняло ограничение в 30 метров на точность определения координат на территории России и \"дало добро\" на использование высокоточных электронных карт. Поэтому ожидается, что к концу 2007 года \"штатский\" ГЛОНАСС начнет работать на всей территории России.

Сроки полного введения ГЛОНАСС в эксплуатацию - 2007-2009 годы. Именно в это время точность ГЛОНАСС, по мнению его разработчиков, и прочие характеристики \"будут сопоставимы с GPS\". В настоящий момент ГЛОНАСС уступает GPS по точности, габаритам оборудования и цене. Запущенная программа повышения точности ГЛОНАСС позволяет российским разработчикам обещать за несколько лет повысить точность системы примерно в 10 раз.

Первоначально на гражданском рынке GPS-навигации преобладали устройства, адаптированные для применения на море и в авиации. Лишь в 2005 году в мире появились навигаторы нового поколения. Они принимают отраженный сигнал, работая в городских условиях. Это сделало GPS-сервис более демократичным и массовым. Сегодня около 90 % потенциала GPS-системы расходуется на управление и позиционирование автотранспорта и наземного транспорта вообще. В эту же долю входит бытовое применение, включая контроль за перемещением детей и домашних животных. 5 % эксплуатируют гражданские авиационные службы, 2 % - морские, столько же используется в военных целях.


Объемы рынка

По данным тайваньского исследовательского центра Industrial Economics & Knowledge Center, к 2005 году ежегодный объем продаж GPS-приемников во всем мире составил 101,3 млн. штук. В 2006 году мировой рынок портативных GРS-приемников вырос на 41 %, а его объем составил 1, 68 млрд. долл. Глобальный рынок навигаторов всех типов ежегодно оценивается в сумму от 15 до 30 млрд. долл. в год, при этом темпы его роста колеблются в последние годы в пределах 25-30 %. Планируемый мировой доход от использования GPS и Galileo в совокупности составит в 2010 году 60 млрд. евро, а к 2013 году объемы рынка утроятся. По другим данным (прогноз \"НИИ космического приборостроения\"), к 2009-2011 годам общий объем рынка навигации (включая и ГЛОНАСС) составит без малого 200 млрд. евро.

По данным компании IDC, занимающейся исследованием рынков, в целом мировой рынок навигационных систем за 2007 год вырастет на 53 %, а наибольший рост отмечается на рынке портативных навигационных устройств - прогнозируется увеличения объема этого рынка на 93 % (cp.gpsworld, 10.09.07).

В России темпы роста продаж навигационных приборов еще выше. Можно сказать, что отечественный рынок спутниковой навигации находится на пороге бума. По оценкам Mobile Research Group, по итогам 2005 года выручка продавцов навигаторов составляла $8 млн., а по итогам 2006 года - уже $50 млн. Наибольшее распространение здесь получили портативные GPS-навигаторы, доля рыночных продаж которых доходит до 80 %, и в ближайшие годы именно этот сектор будет развиваться бурными темпами. Российские эксперты оценивают рынок примерно в 30 тыс. штук (было продано за 2006 год), а в 2007 году ожидается рост продаж до 90 тыс. (по данным Navteg, производителя карт для GPS-навигаторов). Потенциальный рынок приемников в России до конца десятилетия, по данным Mobile Research Group, составит 10 млн. штук (в денежном выражении это не менее $2,7 млрд.), по другим экспертным оценкам - до 20 млн. штук. При этом, как считают специалисты Российского института радионавигации и точного времени (РВИР), только госструктуры РФ нуждаются примерно в 700 тыс. ГЛОНАСС-навигаторах.

Генеральный директор компании \"М2М телематика\" Александр Гурко дает другие оценки объема коммерческого рынка навигационного оборудования в России, правда, включая сюда и услуги: по его словам, сегодня он составляет 200 млн. долл., а в 2008 году может удвоиться.


Игроки рынка


 
На мировом рынке GPS-навигации выделяются три признанных лидера, однако активный рост оборотов и смелые прогнозы ближайших лет привлекают сюда и значительное число новых динамично развивающихся компаний, что говорит о том, что расстановка сил, скорее всего, будет меняться. Лидирующие позиции в настоящее время занимают компания TomTom с долей около 37 %, далее идет Garmin (25 %) и на третьем месте – тайваньская MiTAC (Mio) (20 %). За последние годы бизнес этих компаний показывает резкий рост: например доход у TomTom вырос от 10 млн. долл. в 2002 году до 1,6 млрд. долл. в прошлом. Оставшуюся часть рынка делят производители поменьше. Компании, лидирующие в мире, также первенствуют и на рынках своих регионов: Garmin лидирует в Северной Америке, MiTAC – в Азии, а TomTom является самым крупным производителем в Европе и Австралии.

В России распределение рынка навигаторов выглядит следующем образом (по данным Navteg):


Другие эксперты (в частности представили компаний – производителей автомобильной электроники) отдают лидеру российского рынка Garmin 40 % рынка, компании MiTAC (Mio) – примерно такую же долю, 8 % – TomTom, а на прочих производителей (Voxtel, Pioneer, Daewoo, JJ Сonnect и др.), по их мнению, приходятся остальные 12 %. При этом отмечается тенденция уменьшения доли Garmin вследствие ценовой политики этого игрока, удерживающей высокие цены на его продукцию.

Всплеск продаж портативных и автомобильных GPS-устройств произошел уже во второй половине 2007 года, когда на рынок были выведены новые разработки, новые имена и новые стратегии. К концу лета выпускает первый навигатор компания Samsung, появляется новое устройство от Pioneer, Blaupunkt.

В настоящее время о своем намерении выходить в российский сегмент GPS-рынка заявила японская Panasonic. К относительно новым игрокам на российском рынке можно отнести и компанию Voxtel, которая пришла в Россию в 2002 году и к 2005 году добилась прироста продаж в 150 % по сравнению с 2004. В 2006 году ее оборот в России составил 22 млн. долл.

Voxtel делает ставку на технические совершенствования, функционал и качество своих навигаторов. В навигаторах Voxtel

Carrera установлена навигационная система \"Навител Навигатор 3.0\"


Цена – функциональность


 
Цена GPS-устройств зависит от широты функций и технических параметров. К последним относятся величина экрана (чем меньше экран, тем дешевле устройство), возможность загрузки карт, связи с компьютером через USB-порт и т. д.

С точки зрения стоимости, все представленные на рынке потребительские навигаторы обычно делят на три ценовых категории: до 10 тыс. руб., от 10 до 15 тыс. руб. и свыше 15 тыс. руб. Навигаторы первой ценовой категории имеют маленький экран, небольшую встроенную память (до 512 Мб) и, возможно, нерусифицированную карту. Диапазон от 10 тысяч – это уже экран от 3,5 дюймов, встроенная память от 512 Мб плюс flash-память (SD-, MMC-карты) и возможность просматривать мультимедиа-файлы в форматах .mp3, .mpeg4, .jpeg. Самый дорогой класс устройств отличается крупным экраном (от 7 дюймов), всеми перечисленными возможностями, наличием большего количества карт (например, загружена карта всей Европы), сенсора, позволяющего сканировать дорогу и достраивать маршрут по ходу движения при отсутствии связи со спутником (в тоннелях и т. п.).

Впрочем, каждая работающая на российском рынке компания имеет свою ценовую политику. Например, под брендом Garmin предлагаются самые дорогие и функциональные GPS-устройства, в то время как у Voxtel ценовой уровень навигатора с экраном диагональю 3,5 дюйма составляет порядка 8 тыс. руб. (на рынке эта категория стоит от 10 тыс. руб.), а с диагональю 4,3 дюйма – 10,1 тыс.

Тем не менее общая тенденция для всех компаний – производителей GPS устройств в условиях обостряющейся конкуренции – снижение цен. По данным Navteg, тенденция и прогноз снижения средней розничной цены за средний навигатор выглядит следующим образом:


Ценовая динамика прослеживается и по неполному 2007 году: так, в течение первых двух кварталов средняя цена навигатора составляла 420 долл., а в третьем квартале – уже 370 долл. Эксперты Mobile Research Group дают еще более демократичные цены среднего навигатора: в 2005 году навигатор стоил в среднем $370, в 2006-м – $270.

Основным фактором, влияющим на снижении цен, аналитики IDC называют выход на этот рынок новых производителей, завоевывающих потребителей снижением цен на аналогичные существующим модели. Среди новых и успешных участников рынка называются LG, Navigon, Dash. Помимо прочего, их стремление освоить нишу на рынке побуждает разрабатывать новые, более совершенные устройства.

Тенденция на российском рынке полностью соответствует положению дел на мировых рынках навигационных устройств, где также наблюдается уверенное постепенное снижение цен, наращивание внутренней памяти приборов и желание производителей как-то привлечь внимание покупателя, наделяя свои продукты новыми оригинальными функциями.

Так, портал PriceGrabber.com обнародовал в апреле 2007 года результаты своего маркетингового исследования изменений на рынке персональных навигационных устройств. Согласно его результатам, главными условиями для покупателя при выборе того или иного продукта является цена, емкость памяти и общее впечатление от устройства.


Очевидно, что за период с января 2005 г. по январь 2007 г. политика снижения цен характерна практически для всех представленных компаний, за исключением, может быть, Garmin. Последняя, впрочем, также не остается в стороне от общего тренда и уже в конце августа нынешнего года объявила о том, что она снижает цены на две свои автомобильные навигационные системы – nuvi 200 и 250 – примерно на 12 %. Снижение цен затронуло и zumo – модель навигатора для мотоциклов. Оно обусловлено тем, что один из конкурентов компании на европейском рынке – компания Mio – выпустила в продажу линейку навигационных устройств со сходными характеристиками, и стоят они намного дешевле продукции Garmin.

Впрочем, российские власти связывают надежды на еще большее удешевление навигационных систем с началом работы ГЛОНАСС. Так, в Минтрансе РФ заявили, что уже к 2008 году цена комбинированного приемника ГЛОНАСС/GPS понизится примерно до 200 долл.

Если рассматривать популярность GPS-навигаторов у российских потребителей с точки зрения технических характеристик, то решающим показателем остается величина экрана. Здесь подавляющим преимуществом пользуется экран диагональю 3,5 дюйма:


В целом перспективы технического совершенствования массовых навигаторов будут развиваться в сторону точности указания маршрута, качества карт, дополнительных функциональных возможностей, размера дисплея.



Автомобильные GPS-навигаторы

Данный класс навигаторов особенно набирает обороты на российском рынке в последние годы. Сильнее всего спрос на оборудование для автомобильной навигации, включая средства диспетчеризации транспорта, увеличился в 2006 году, когда объем продаж вырос на 40 % по отношению к 2005 году.

Автомобильные GPS-навигаторы можно устанавливать на любое наземное транспортное средство. Такие модели отличаются от портативных аналогов тем, что укомплектованы шнуром питания от прикуривателя, имеют автомобильное крепление. Кроме того, в них заложены функции перерасчета и прокладки маршрутов с помощью маршрутизируемой карты местности и возможность голосовых подсказок. Подробная карта позволяет не только проложить маршрут, но и учитывает все правила движения. Они обладают большим и нередко сенсорным цветным дисплеем и оптимизированы под использование в автомобиле.

Наряду с производителями GPS-устройств, традиционно предлагающих автомобильные навигаторы, в этом году проявилась и новая тенденция – весной 2007 года сразу две автомобильные компании, Mercedes-Benz и Audi, объявили о начале продаж навигационных систем GPS с русифицированным интерфейсом. До этого автомобили со штатной системой GPS для России можно было купить только у компании BMW. Зона покрытия включает в основном Москву и Санкт-Петербург, кроме того, планируется разработка карт и других крупных российских городов. Впрочем, по сравнению с европейскими аналогами эксперты отмечают у них один существенный недостаток – отсутствие информирования о пробках.

По прогнозу Telematic Research Group, к 2011 году будет продаваться по 4,5 млн. автомобилей с навигационными средствами в год.

Представитель Министерства транспорта РФ в июле также сделал заявление о перспективах автомобильной навигации: российские автомобили к 2011 году будут комплектоваться навигационными приемниками российской системы ГЛОНАСС и американской GPS.

По данным различных источников, навигационными системами на базе ГЛОНАСС/GPS в настоящее время оснащено около 100 тыс. единиц автомобильного транспорта. Пока это практически нулевой уровень (учитывая, что, по данным Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, на 1 января 2007 года в России насчитывается 26,8 млн. легковых автомобилей). Вместе с тем количество потенциальных покупателей GPS-навигаторов весьма велико. Самым высоким потенциалом обладают наиболее экономически развитые регионы и крупные города, прежде всего Москва и Санкт-Петербург. Если считать потенциальными покупателями мужчин, имеющих личный автомобиль и садящихся за руль 3 раза в неделю и чаще, только в Москве их число превышает 1 миллион 200 тысяч человек.

Навигационные системы на базе спутниковой аппаратуры ГЛОНАСС/GPS внедрены на 355 воздушных судах, 1770 морских и речных судах. Ими оснащены 4500 единиц подвижного состава железнодорожного транспорта.


Система ГЛОНАСС


 
Работу по внедрению системы на рынок ведут компании АФК «Система», «Ситроникс», «Комстар», «Мобильные телесистемы». В частности, «Ситроникс» планирует параллельно использовать обе навигационные системы (GPS и ГЛОНАСС), эту услугу уже осваивают некоторые зарубежные производители навигационных приемников.

Выход системы ГЛОНАСС на рынок сопряжен с вопросом выбора маркетинговой ниши для такого продукта. В отличие от GPS, отечественный аналог обладает рядом особенностей. Даже при функционировании достаточного количества спутников и достижении сравнимой с GPS точностью определения координат ГЛОНАСС не сможет заменить американскую систему. По мнению экспертов, отечественная система позиционирования не сможет утвердиться на рынке портативных приемников. Это связано с проблемами разработки конкурентоспособных приборов отечественного производства. Очевидно, что значимым потенциалом будут обладать комбинированные приемники, способные работать как с американской, так и с российской системами позиционирования, что будет означать удорожание такого прибора в среднем на треть. Одновременно необходимо работать над компактностью приемников, в настоящее время по параметрам размеров и веса отечественные разработки не выдерживают никакой конкуренции. Таким образом, чтобы предложить рынку карманные устройства по ценам, сравнимым с иностранными аналогами, необходимо как время, так и значительные финансовые вливания. С коммерческой точки зрения это малоэффективно.

Вместе с тем отечественные разработки обладают одним неоспоримым преимуществом – очень высоким качеством продукции, за которое ряд секторов на рынке глобальной навигации готовы платить.

Очевидно, что первыми и основными заказчиками на услуги ГЛОНАСС станут государственные структуры. Правительство РФ выпустило Постановление № 365, по которому к 2009 г. воздушный и водный транспорт, а также и автомобильный, занимающийся перевозками пассажиров и опасных грузов, подлежат обязательной установке систем ГЛОНАСС либо ГЛОНАС/GPS. Ими также и в те же сроки будут оборудованы кадастровые службы, службы МЧС и силовые ведомства.

Также существует большой и перспективный рынок автомобильных навигаторов стандарта DIN 1 (монтируется в отсеки для магнитол). По прогнозу Telematic Research Group, к 2011 году будет продаваться по 4,5 млн. автомобилей с навигационными средствами в год, и вклад России составит минимум 10 %.

Кроме того, в устройствах, действующих в обеих системах, заинтересованы компании, работающие на рынке перевозок (будь то авиаперевозки, судоходный, железнодорожный или автомобильный транспорт). В условиях возможности использования двух автономных систем, взаимодополняющих друг друга, эти компании смогут значительно снизить свои транспортные издержки посредством улучшения качества контроля над грузами и транспортом. А потому неудивительно, что уже сейчас интерес к использованию ГЛОНАСС проявила РАО «РЖД».

Аналогичные причины делают систему ГЛОНАСС интересной и для сотовых компаний и операторов Wi-Max. В связи с переходом России на единый номер экстренной помощи 112 операторы связи должны будут обеспечить возможность автоматического определения места, откуда был сделан звонок в службу 112, для чего наиболее эффективно использовать систему глобального позиционирования, поскольку расположение базовых станций позволяет определить координаты лишь с точностью несколько сотен метров и даже несколько километров. По словам Эльдара Муртазина, ведущего аналитика Mobile Research Group, для создания систем позиционирования каждому оператору связи потребуется $15–20 млн. инвестиций – это серьезный рынок для ГЛОНАСС.

Тенденция очевидна: ГЛОНАСС – это прежде всего продукт, ориентированный на крупного потребителя, а не на массовый рынок. Очевидно также и то, что спрос на качественные услуги глобального позиционирования в любом случае сделает проект ГЛОНАСС экономически прибыльным.


Вместе с тем эксперты указывают на ряд недостатков системы ГЛОНАСС, и некоторые способны прекратить существование российской системы позиционирования в принципе.

Президент «ГИС Ассоциации» Сергей Миллер указал, что существуют значительные проблемы по картографическому обеспечению. Компаниям-производителям карт необходимо иметь две лицензии – ФСБ и Роскартографии, а также лицензию Роскосмоса при использовании спутниковых данных. «При этом само производство карт сопровождается получением целого ряда разрешений». Если не будет формализован и упрощен порядок согласования документации по картографическому обеспечению, то в условиях медленного обновления существующей базы данных потребители будут вынуждены все больше ориентироваться на систему GPS и постепенно отказываться от услуг ГЛОНАСС.

Еще один значительный недостаток ГЛОНАСС – низкая надежность спутниковой базы. На данный момент 11 работающих спутников способны покрывать лишь 47,3 % территории РФ. В Роскосмосе обещают до конца этого года расширить группировку до 18 аппаратов – этого будет достаточно для покрытия всей страны. А к 2009 году ГЛОНАСС пополнится еще шестью спутниками и сможет таким образом охватить весь мир.

Однако отмечается, что на деле для эффективной работы спутников нужно гораздо больше. Срок службы российских спутников редко достигает 5 лет, тогда как американские работают по 10. Кроме того, отечественные аппараты гораздо чаще выводятся на техобслуживание. Таким образом, четверть орбитальной группы ГЛОНАСС нуждается в ежегодной замене. Поэтому для полноценного покрытия России понадобятся не 18, а 22–23 спутника (для покрытия земного шара – 30).

Кроме того, российские спутниковые системы отличаются гораздо большей погрешностью. Если точность американских аппаратов составляет 1–5 метров, то российские отстают от конкурентов на порядок. Эту проблему возможно решить только запуском спутников нового поколения, а это означает необходимость замены уже функционирующих в ГЛОНАСС аппаратов.


Таким образом, можно заключить, что система ГЛОНАСС является реальным конкурентом GPS, способным в ряде отраслей если не полностью вытеснить, то значительно потеснить сегодняшнего монополиста. Это в первую очередь касается сферы деятельности компаний, которым необходимы услуги глобального позиционирования объектов.

Вместе с тем на данном этапе развития ГЛОНАСС существует несколько системных угроз, которые на разных этапах реализации проекта могут привести либо к неэффективности позиционирования через ГЛОНАСС, либо к вытеснению России с рынка оказания услуг непосредственно компаниям – потребителям услуг.


Важнейшие численные показатели


Мировой рынок навигаторов

 

К 2005 году объем продаж GPS-приемников во всем мире составил 101,3 млн. штук. В 2006 году мировой рынок портативных GРS-приемников вырос на 41 %, а его объем составил 1,68 млрд. долл. Глобальный рынок навигаторов всех типов ежегодно оценивается в сумму от 15 до 30 млрд. долл. в год, при этом темпы его роста колеблются в последние годы в пределах 25–30 %.


Российский рынок навигаторов

 
В России по итогам 2005 года выручка продавцов навигаторов составляла $8 млн., а по итогам 2006 года – уже $50 млн. Наибольшее распространение получили портативные GPS-навигаторы, доля рыночных продаж которых доходит до 80 %.

Тенденции рынка
Мировой рынок навигационных систем за 2007 год вырастет на 53 %.

Компании – лидеры рынка
Лидирующие позиции в мире в настоящее время занимают компания TomTom с долей около 37 %, далее идет Garmin (25 %) и на третьем месте – тайваньская MiTAC (Mio) (20 %).

Что касается Российской Федерации, лидеры распределяются следующим образом: Garmin – 40 %, MiTAC (Mio) – 40 %, TomTom – 8 %, прочие производители (Voxtel, Pioneer, Daewoo, JJ Сonnect и др.) – 12 %.

Тенденции изменения стоимость навигаторов
В течение первых двух кварталов средняя цена навигатора составляла 420 долл., а в третьем квартале – уже 370 долл.

Наиболее перспективные направления
Оборудование для автомобильной навигации, включая средства диспетчеризации транспорта, спрос на которые в особенности увеличился в 2006 году, когда объем продаж вырос на 40 % по отношению к 2005 году.

Прогноз компании Voxtel на 2007 г.
Объем продаж GPS-приемников в России составит 90 000 штук, что в три раза выше показателя 2006 г.


дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2188

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии