Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

КАЖДЫЙ ДЕНЬ - РАЗГРУЗОЧНЫЙ Техническое оснащение распределительного центра Исследования независимых экспертов

КАЖДЫЙ ДЕНЬ - РАЗГРУЗОЧНЫЙ


Техническое оснащение распределительного центра


Исследования независимых экспертов


Техническое оснащение распределительного центра – тема достаточно обширная. В ее рамках можно рассматривать различные варианты применения средств механизации, каждый из которых будет служить примером практической логистики, работающей на повышение производительности распределительного центра или склада ответственного хранения. В России опыт организации полностью автоматизированного склада пока незначителен. Также, несмотря на явные преимущества узкопроходной технологии складирования, немногочисленны проекты с использованием высотных штабелеров и комплектовщиков заказов с диагональным подъемом оператора. Это обусловлено высокой стоимостью подобного оборудования. Вместе с тем, по прогнозам экспертов, через 3–4 года увеличение доли складов класса А на российском рынке складской недвижимости будет стимулировать объемы продаж именно такой техники.

В настоящее время на российских складах по-прежнему существенна доля ручного труда. Доступность рабочей силы, вооруженной гидравлической тележкой, объясняет широкое использование такого оборудования при погрузо-разгрузочных операциях даже в самых современных гипермаркетах, бюджеты которых позволяют приобретать более дорогую и высокопроизводительную технику. По разным оценкам, объем рынка гидравлических тележек в натуральном выражении в 3–4 раза превышает объем рынка погрузчиков и складской техники вместе взятых. Так, если рынок погрузчиков и складской техники в нашей стране составляет примерно 14 тысяч единиц, то рынок гидравлических тележек – около 40 тысяч.

Срок службы гидравлической тележки в среднем составляет год-полтора, а диапазон цен – от 250 до 500 у.е. Отношение к этому оборудованию соответствующее – как к расходному материалу. сли быть объективными, то, конечно, востребованность простой гидравлической тележки объясняется не только дешевизной, но и возможностью работы с грузом в труднодоступных местах или на площадках складирования, размещенных на антресолях/мезонинах, где допустимая нагрузка на квадратный метр ограничена 500–800 килограммами. Таким образом, и такое оборудование может быть примером логистического решения, если оно работает там, где применение других средств механизации затруднено или ограничено. На рынке представлены десятки модификаций тележек специального назначения, что позволяет использовать их в конкретном узкоспециальном направлении. Помимо гидравлических тележек в малобюджетный формат средств механизации входят ручные гидравлические штабелеры и ручные штабелеры с электрическим приводом подъема.

Безусловно, использование приводного напольного транспорта и вилочных погрузчиков – это необходимое условие эффективной работы склада с высокой интенсивностью грузообработки и протяженными дистанциями транспортировки, каковым и является распределительный центр.

Одной из тенденций развития российского рынка в последние годы стало увеличение доли электроприводной складской техники. Стоит отметить, что в настоящее время доля такой техники растет более быстрыми темпами, чем доля техники с двигателем внутреннего сгорания. Таким образом, можно констатировать увеличение спроса на электропогрузчики с противовесом (ценовая ниша от 500 тысяч рублей за единицу), самоходные электрические транспортировщики паллет (от 150 тысяч рублей) и самоходные электроштабелеры (от 190 тысяч рублей), то есть на погрузочное оборудование, работающее внутри складских помещений.

В открытых источниках отсутствует точная статистика по структуре рынка приводного напольного транспорта для склада. Некоторое представление о структуре импорта складской техники с электроприводом можно получить, обратившись к данным европейской ассоциации производителей погрузочной техники FEM за 2005 год.* На первом месте располагаются самоходные транспортировщики паллет – их доля в натуральном выражении составляет 28%.

Вторую и третью позиции занимают самоходные сопровождаемые электрические штабелеры с поворотной рукояткой и ричтраки, на долю которых приходится соответственно 21 и 18,7%, а четвертую – электропогрузчики с долей 18%. Далее следуют перевозчики паллет с сиденьем для водителя – разновидность транспортировщика паллет, – доля которых составляет 5,6%, а также узкопроходные штабелеры, высотные комплектовщики заказов – 5% и низкоуровневые комплектовщики заказов – 2,5%. Эта информация коррелирует с данными о популярности самоходных тележек и штабелеров, объемы продаж которых за последний год выросли примерно на 40% в натуральном выражении.

В логистике распределительных центров и складов ответственного хранения класса А тон задают западноевропейские производители, которые пришли на российский рынок не только со своей продукцией, но и с традициями и технологиями складирования, включая использование напольного транспорта определенных брендов. Так, многие крупные компании используют электроприводную складскую технику именно западноевропейских, в первую очередь немецких, брендов – Jungheinrich, Still, Linde, Magaziner. Кроме того, достаточно известны шведские BT, Аtlet и итальянский OM. Значительную роль в продвижении этих марок на российский рынок сыграли лизинговые схемы приобретения техники, предлагаемые западноевропейскими банками, которые зачастую финансируют строительство и оснащение распределительных центров и складов.

Лизинг становится все более популярным. Так, с 2003 по 2005 год объем лизинговых сделок по складской технике и погрузчикам увеличился на 90%, то есть почти вдвое.
Техника из «еврозоны» представляет верхний ценовой сегмент и традиционно высокое качество. Между тем в последнее время в сегменте складской техники достойную конкуренцию европейским маркам составляют штабелеры, ричтраки и тележки японского производства – бренды Komatsu и Toyota.

В сегменте эконом-класса представлена болгарская техника – Balkancar, правда, в несравнимых с советскими временами масштабах. Гораздо более активно эту нишу заполняют китайские производители, продукция которых, помимо ценовой доступности, становится все более приемлемой с точки зрения качества, что наглядно подтверждают международные и российские профильные выставки. Все это является адекватной реакцией на запросы клиентов, так как в последнее время не только крупные компании, но и участники рынка с разными бюджетными возможностями обращают внимание не столько на ценовую доступность, сколько на качество и надежность складской техники.
Следует уделить особое внимание лидеру российского рынка погрузочной техники – вилочным погрузчикам. Вилочные погрузчики более универсальны, чем внутрискладская техника с электроприводом, которая характеризуется небольшим клиренсом и высокими требованиями к качеству покрытий.

Мировая статистика структуры рынка промышленного транспорта показывает, что объем сегмента вилочных погрузчиков с противовесом по-прежнему превышает объем сегмента складской техники – 62% против 38 в натуральном выражении. Более интенсивный рост сегмента вилочных погрузчиков специалисты связывают главным образом с продолжающимся ростом промышленности и строительства, где очень высоки потребности в погрузчиках, а не со сложными логистическими системами, которые применяются на складах. Именно поэтому больший объем продаж приходится на вилочные погрузчики с ДВС, а не с электроприводом.

В качестве общей закономерности можно отметить, что в странах со зрелой экономикой более интенсивно растет сегмент складской техники, а в развивающихся странах – сегмент погрузчиков с противовесом. Так, если говорить о европейском рынке, то в странах Восточной Европы, экономика которых развивается более динамично по сравнению с западной и где основное потребление техники обусловлено процессами индустриализации, а не ростом в логистике, больше востребованы погрузчики. И напротив, в экономически более развитых европейских странах потребление складской техники превышает потребление погрузчиков.

В России доля вилочных погрузчиков в структуре рынка погрузочной техники еще выше, чем в мире в целом, причем в нашей стране наблюдается явное преобладание импорта. Когда-то общий парк вилочных погрузчиков в СССР составлял более 150 тысяч единиц, из которых более половины обеспечивал болгарский Balkancar. Менее 5 тысяч приходилось на долю Японии, Германии и других «капстран», остальное поставляли советские изготовители. С 1992 года потребление погрузчиков стало резко падать, за год-два оно снизилось более чем в 10 раз.

Примерно с 2000 года начинается рост российского рынка погрузочной техники. К 2005 году темпы роста несколько замедлились, однако они остаются достаточно высокими – около 20% в год. Здесь явно преобладают зарубежные производители, в первую очередь из Японии и Германии. Сегмент российских погрузчиков, по разным оценкам, занимает долю от 7 до 10%, поэтому, рассматривая рынок складской техники, обычно говорят об импортной.

Сегодня на российском рынке лидирует японская погрузочная техника, в частности с большим отрывом от конкурентов – бренд Komatsu Forklift. Именно этот бренд на российском рынке представляет каждый пятый новый вилочный погрузчик с противовесом и каждый четвертый новый вилочный погрузчик с ДВС.
Что касается структуры отечественного рынка вилочных погрузчиков, то доля машин с ДВС значительно выше доли электропогрузчиков, хотя в последние годы темпы роста второй группы более высоки. Согласно данным за 7 месяцев 2006 года, соотношение между долей погрузчиков с ДВС и долей электропогрузчиков составило 61% против 39.
Также стоит отметить, что наиболее востребованы машины грузоподъемностью 1,5–3 тонны.

В последнее время потребители все чаще покупают новую технику, а доля погрузчиков secondhand снижается. Если в 2002 году соотношение между новыми и бывшими в употреблении погрузчиками было 57,5% против 42,5, то за 7 месяцев 2006 года оно составило 82,4% против 17,6 (рис. 1).



В то же время специалисты подчеркивают, что вторичный рынок погрузчиков, как и вторичный автомобильный рынок, будет существовать всегда, поскольку в ряде случаев бывшая в употреблении техника является оптимальным выбором. Такую технику покупают для решения краткосрочных задач малобюджетным способом, а также для формирования парка арендной техники.

Первопроходцами в освоении аутсорсинга такого бизнес-процесса, как эксплуатация и обслуживание складской техники, стали Coca-Cola, Pepsi и другие крупные иностранные компании, одними из первых начавшие осваивать российский рынок.

В отличие от передачи на исполнение сторонним организациям таких задач, как внедрение IT-технологий, преимущества аренды складской техники вместе с персоналом и полным сервисным обслуживанием со стороны арендодателя не всегда очевидны. Между тем экономические расчеты эффективности данной схемы показывают, что для компаний со 100-процентной прозрачностью бизнеса за 2 года эксплуатации арендованного погрузчика расходы будут почти вдвое меньше, чем при использовании техники, находящейся в собственности предприятия.

Таким образом, общая тенденция экономического роста и увеличения инвестиций в основные средства и обновление технического парка стимулируют рост объемов продаж складской техники и масштабов ее использования на условиях аренды и аутсорсинга. Рынок растет, правда, темпы его роста уже не столь интенсивны, как на начальной стадии, – в целом он структурирован и менее доступен для новых игроков, чем 5–6 лет назад.

В начале обзора говорилось о том, что на российском рынке техника premium-класса для высотного склада пока продается в небольших объемах. Между тем стоит отметить некоторые интересные технические решения, применяемые в среднем ценовом сегменте и востребованные у клиентов. Так, например, помимо классических вилочных погрузчиков с противовесом в последнее время особым спросом пользуются погрузчики Сombilift, которые являются лучшим решением при работе с длинномерными грузами в узких проходах.

Благодаря гидростатическому приводу на все колеса машина двигается в любом направлении, разворачивается на месте в пределах собственных габаритов, складирует длинномеры на консольных стеллажах, работает в проходах шириной от 1,2 метра. Поэтому о Combilift говорят, что это не просто машина, а логистическое решение. Собственно, это тоже одна из тенденций развития рынка – сегодня клиенты хотят не просто покупать технику, они выбирают оптимальное решение своих задач. Именно этим, к примеру, можно объяснить и растущую популярность такого средства механизации грузовых операций, как электрогидравлический подъемный стол, который в целом ряде случаев успешно заменяет лифт и обеспечивает грузовое сообщение между разными технологическими уровнями.

Не только производители стремятся соответствовать запросам клиентов и даже опережать их – компании-продавцы, в свою очередь, конкурируют по условиям и уровню сервисного обслуживания, что напрямую влияет на моторесурс машин, продолжительность безотказной работы и возможность предоставления максимальной гарантии. Кроме того, эксперты связывают дальнейшее развитие рынка именно с регионами, в связи с чем в продвижении того или иного бренда возрастает значение дилерской сети.

* Болгарские производители не рассматриваются.
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55385/
Ольга Шевцова

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1519

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

AXELOT завершил проект автоматизации управления и учета имущества в ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» «Талосто» управляет бизнесом вместе с SAP ERP Во время кризиса объем рынка транспортно-логистических услуг России сократился на 8% ГК «Эспро» изменила концепцию развития Открытия и уроки кризиса Оформить товар можно и за тысячи километров Парфюмеры заявляют о себе Транспортный контроль передадут таможенникам Трассу «Москва - Санкт-Петербург» начнут строить в октябре Холодильники нужны больше всех