Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Кадровая реакция. Дефицит сотрудников против технического прогресса Алексей Печников

Кадровая реакция Дефицит сотрудников против технического прогресса


Алексей Печников

Компании, погнавшиеся за последними достижениями науки и техники, оказались в тупике. Использовать дорогие системы автоматизации оказалось дороже, чем ожидалось. Многие даже решили отказаться от покупок современного оборудования. Под вопросом оказались стратегии дальнейшего развития бизнеса.

Сегодня почти каждый предприниматель решает задачу, как сделать так, чтобы стандарты управления на его фирме соответствовали мировому уровню.
В моде спрос на ERP-системы, которые буквально за несколько лет превратились в необходимый атрибут организации работы компании. Но гонка за прогрессом может стоить заказчикам намного дороже, чем они думали. Причем в прямом и переносном смысле этого слова.

Выбор даже идеально подходящей для фирмы системы автоматизации рискует обернуться непредусмотренными расходами, к которым она банально окажется не готовой. Компания может очутиться в тупике – за новую технику и ее настройку уже заплачены немалые деньги, а управлять современными машинами, в общем-то, некому. Мода на SAP (Systems, Applications and Products in Data Processing) привела к недостатку технических специалистов в этой области. Рост спроса разогнал цены на их услуги, и уже в конце прошлого года многие компании стояли перед выбором – либо почти двукратное, а иногда и большее, увеличение бюджета на комплектацию ИТ-отдела, либо отказ от новинки. Естественно, подавляющее большинство вынуждено было выбрать первое. Тем же компаниям, которые только готовятся к глобальной автоматизации своего бизнеса, теперь предстоит решить сложную головоломку. Надо подобрать такую систему, которая соответствовала бы размаху и специфике деятельности, но и учесть кадровый ограничитель, который вмиг может сделать ее слишком дорогой в эксплуатации.

Наука и техника

Если коротко, то ERP – это система бэк-офиса.
Суть ее работы сводится к автоматизации производства, бухгалтерии и прочих внутрихозяйственных бизнес-процессов. На рынке присутствует достаточно много производителей ERP, которые ориентируют свою продукцию либо на конкретный сектор деятельности фирмы (например, на системы, предназначенные только для бухгалтерии), либо просто на компанию того или иного размера (для крупных производителей или для представителей среднего бизнеса).

Корпорации с оборотом более $1 млрд в год, имеющие несколько десятков тысяч сотрудников по всему миру и несколько сотен филиалов, берут самые дорогие и большие системы. Сегодня они чаще всего выбирают SAP, но конкуренцию лидеру составляют Oracle и в меньшей степени BAAN. Естественно, эти ERP вовсе не идентичны. К примеру, функции управления человеческими ресурсами имеются в R/3 (последняя версия SAP) и Oracle, но отсутствуют в BAAN. Управление производством в R/3 разнесено по нескольким модулям с широким диапазоном возможностей, в то время как Oracle и BAAN группируют ее в одном модуле. Собственно, именно последнее преимущество и предопределило широкое распространение SAP.

Компании с оборотом от $10 млн до $1 млрд в год используют системы поменьше. В таких компаниях работает от нескольких десятков сотрудников до нескольких тысяч, а потому они заинтересованы не в самых дорогих предложениях. Помимо Oracle и BAAN предприниматели также изучают предложения от Microsoft. Если точнее – ее продукты Dynamics или Axapta.
Игроки рынка поменьше могут автоматизировать лишь отдельные процессы, например, бухгалтерский учет. Типичные представители систем этого уровня – локальные системы, например, наиболее известная в России «1С бухгалтерия» или западные Scala и SunSystems.

Дорога ложка к обеду

Если предприятие крупное, то расходы на выстраивание и последующую автоматизацию бизнес-процессов могут оказаться более чем значительными и достигнуть $2 – 4 млн. Небольшие компании должны быть готовы выложить $300 000 – 500 000. Ведь выбор в пользу R/3 или Oracle часто означает адаптацию технологической инфраструктуры, присущей приложению, в масштабах всего предприятия. Это может, например, повлечь за собой изменение корпоративной базы данных или стандартов промежуточного программного обеспечения в соответствии с требованиями пакета приложений. Цена может быть и выше.

Например, «РУСАЛ» внедрил единую систему управления своими заводами более чем за $10 млн. Суммы немалые, особенно, если речь идет о среднем, а тем более малом бизнесе.
Пытаются экономить и крупные корпорации, и средние компании. Например, программу Dynamics активно использует транснациональная Wal-Mart, которую к среднему бизнесу отнести никак нельзя. Многие корпорации просто автоматизируют с помощью SAP вовсе не все бизнес-процессы. Например, российское подразделение Samsung, естественно, работает на SAP, но бухгалтерские расчеты производятся с помощью одной из версий «1С». В общем, каждая компания ищет способы оптимизировать расходы на автоматизацию. Причем анализ, какую систему выбрать, может растянуться на несколько месяцев.

Гарантированного рецепта, что фирме в большей степени подойдет та или иная система, нет. Игорь Кубышкин, директор по консалтингу ГК «Оптима», рассказывает: «Если сравнивать стоимость проектов, то в целом внедрение SAP и Oracle обойдется на порядок дороже, чем решения на основе Microsoft Dynamics AX. Тем не менее при внедрении стандартной функциональности решения SAP оно может быть менее трудоемким, чем, например, разработка аналогичного решения на платформе Microsoft Dynamics AX».

Внедрение – тоже достаточно длительный процесс. Например, средние сроки проекта внедрения ERP системы Oracle JD при традиционном подходе колеблются от 6 до 18 месяцев. Разумеется, сокращать сроки внедрения ERP-системы можно путем привлечения большего количества консультантов за дополнительную плату. Но согласиться на это готовы отнюдь не все.

Дебет и кредит

Естественно, на финансовые жертвы бизнес идет не напрасно. Автоматизация может значительно увеличить продуктивность труда сотрудников. Иногда после внедрения ERP отделы закупок или продаж можно сократить практически вдвое. Например, в сети магазинов «Перекресток» уже в первые несколько месяцев после внедрения системы Axapta пропускная способность распределительного центра возросла в два раза, а среднее время сборки заказов снизилось с 28 до 22 часов.

Но прежде чем получить дивиденды от информатизации, компании-заказчику систем предстоит сделать еще много открытий. Главное – расходы, с которыми ей придется столкнуться для поддержания приобретенной и интегрированной техники. Особенно тяжко может прийтись тем, кто выбрал R/3, технические специалисты по которой являются безусловными лидерами по зарплате на рынке труда. «Стажер без опыта работы может рассчитывать на оклад $1500 – 2000 в месяц, специалист с небольшим опытом – на $3000 – 4000. Если же опыт уже достаточно серьезный, компенсация может превышать $8000. На рынке присутствуют также «контрактники», их оклад достигает 650 евро в день. При этом нужно отметить, что зарплатные ожидания специалистов по R/3 не всегда соответствуют их профессиональным навыкам, но ввиду того, что внедрение системы необходимо сейчас повсеместно, а кроме специалистов с ним не справляется никто, рынок готов переплачивать», – рассказывает Елена Бутковская, консультант департамента ИТ компании Cornerstone. Для сравнения: специалисты по Oracle в среднем обойдутся в $3000 – 4000, а по Axapta – в $2500 – 3500.

Расходы вовсе не такие маленькие, как может показаться на первый взгляд. Например, в российском подразделении Samsung сейчас трудятся 7 специалистов по SAP, но их не хватает, потребуются еще 1–2 вакансии. Если подсчитать за год, то расходы компании только на зарплату этих специалистов в среднем достигнут порядка $400 000. И это притом, что расценки в компании находятся вовсе не на максимальном уровне. Кроме руководителя «саперов», оклад около $4000 – 5000 получают лишь 2–3 человека.

Естественно, для крупной корпорации эти расходы не столь страшны, но и средней компании сэкономить серьезно не удастся. По мнению экспертов, нанимать меньше 3–4 специалистов по этой системе просто не имеет смысла. Тогда при малейшем сбое или вопросе придется обращаться к выездным экспертам, что обойдется куда дороже. Удержать «саперов» на меньших деньгах тоже невозможно. Некоторые компании держались до последнего, но с нового года и они были вынуждены поднять зарплаты. Иногда сразу на 40%.

Только для больших

Ситуация с кадрами уже удержала от внедрения SAP некоторых предпринимателей средней руки. Так что спрос на современные системы автоматизации рискует серьезно замедлиться. И во многих случаях это оправданно. Логично, что, например, ТНК-BP без нее не обойтись. Но, допустим, компании «Мир» она уже не столь необходима.
Означает ли это, что дефицит на рынке труда может затормозить развитие компаний в принципе?

Может, но не надолго. Заработная плата специалиста по ERP-системам зависит не от количества систем, которые он знает, а от того, насколько система, в которой он работает, на данный момент востребована. Количество специалистов, в частности, по направлению внедрения ERP-систем, растет медленнее, чем рынок самих систем. Для подготовки специалиста необходимо прохождение как минимум одного проекта по внедрению системы, а это в среднем занимает примерно год. Кроме того, SAP обладает более широким функционалом, и поэтому времени на его изучение в принципе нужно больше, чем, например, для Axapta.

Потому ближайшие года два-три высокий уровень окладов в этой области сохранится. Но потом он неизбежно пойдет на спад. Так уже было с предшественниками SAP, например Oracle. Когда система активно внедрялась, специалисты по ней стоили порядка $6000 – 7000, но в последние годы их доходы серьезно упали. Уровень заработной платы специалистов снижается. Практически везде, где необходимо было внедрение Oracle, оно успешно осуществилось, и сейчас предлагается не так много новых проектов, оплачиваемых по старым тарифам. Так же произойдет и с последней новинкой.
А пока предпринимателям предстоит помнить, что купить новую продвинутую систему, пусть и идеально подходящую для их бизнеса, вовсе не значит принять оптимальное решение. Потому многим компаниям с ограниченным бюджетом имеет смысл повременить с революциями. А через год-другой, может, рынок и успокоится.

ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ в мире сменилось несколько поколений корпоративных информационных систем.
ПЕРВОЙ БЫЛА MRP (Material Requirements Planning – планирование потребности в ресурсах), которая позволяет управлять движением материальных ресурсов на производстве. Этот стандарт появился в 1970-х годах.

ЕЙ НА СМЕНУ В 1980-Е ГОДЫ ПРИШЛА МRP-II (Manufacturing Resource Planning – планирование производственных ресурсов). К стандарту MRP добавлены элементы финансового планирования, обратной связи и моделирования бизнес-процессов.

В 1990-Е СНОВА ПРОИЗОШЛА СМЕНА СТАНДАРТА. ПОЯВИЛАСЬ ERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия). К системе класса MRP-II был добавлен модуль финансового планирования. СЕЙЧАС НА РЫНКЕ присутствует так называемая СИСТЕМА ERP II – второе поколение ERP. Эта система является не только бэк-офисной, но и фронт-офисной. Например, в ERP второго поколения входит модуль CRM (Customer Relationships Management – система управления взаимоотношений с клиентами)

МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ
РЫНОК ERP-СИСТЕМ можно разделить на три основных сегмента:
• «ТЯЖЕЛЫЕ» СИСТЕМЫ, например, Oracle или SAP;
• Системы, предназначенные для компаний СРЕДНЕГО БИЗНЕСА, например, Dynamics AX;
• УЗКОСПЕЦИАЛЬНЫЕ программы автоматизации, например, «1С» или «Парус»

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55458/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1186

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

консалтинг Консалтинг в логистике: за и против Кто управляет Россией Маркетплейс. Архитектура и организация Мой бывший… работодатель Невыносимая легкость контрабанды О путях решения проблемы переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров Вячеслав УХОВ ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ РЕЙТИНГА «Логистический оператор России» Почему не нужно внедрять "бережливое производство" Пришло время складывать