Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Воруют все?

Воруют все?


09.04.2008

Воровство на работе – это национальный спорт, профессиональный и массовый. Вот только некому воскликнуть в микрофон: «Нет, такой хоккей нам не нужен».

Воруют все. За медали и призы соревнуются менеджеры, торговцы и прочие разнорабочие под девизом «тащи с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость».

Впрочем, на каждую хитрую бизнес-единицу найдется свой наказующий перст.

НЕ ГОСТЬ, НО И НЕ ХОЗЯИН – вот типичная и довольно двойственная роль современного менеджера. Им, в отличие от их родителей, никто уже не пытается внушить, что они хозяева на предприятии. Ведь хозяин – это уже не безликое государство, а конкретный Пал Иваныч с его не менее конкретными методами наказания виноватых. Современные владельцы бизнеса считают подобные проблемы внутренним делом и решают своими силами. На вконец обнаглевших сотрудников могут напустить проверку, но практика показывает, что это не так уж эффективно.

Основной эффект проверок – сбор данных для статистики. Ее в этой теме достаточно. Не удивительно, что цифры чаще отображают западные процессы утекания денег в левые карманы. Ведь решать проблему с помощью аудиторов и консультантов там пытаются давно.

Так, воровство на рабочем месте только в США, по оценке Ассоциации сертифицированных экспертов в области экономических преступлений (ACFE), отнимает до 5% годовой прибыли компаний (более $600 млрд). В Великобритании годовой ущерб от корпоративных «оборотней» оценивают в 80 млрд. фунтов стерлингов ($160 млрд). Моральные убытки корпораций никто не подсчитывал. Чего стоит потеря веры в людей? – вопрос из области философии.

Махинации, с которыми сталкиваются руководители компаний и их службы безопасности – где таковые имеются, – очень разнообразны. Однако, по мнению специалистов из группы по расследованию мошенничества и содействию в спорных ситуациях компании Ernst & Young, мошенничество в России, так же как и во всем мире, можно разделить на две категории: незаконное присвоение активов и умышленное искажение финансовой отчетности.

Наибольшая доля мошенничеств приходится на финансовые департаменты (36%) и отделы продаж (32%). Злоупотребления в области финансов обычно связаны с намеренным искажением отчетности. Это делается для манипуляции показателями, влияющими на расчет премии менеджменту.

МОШЕННИЧЕСКИЕ СХЕМЫ имеют четкие экономические предпосылки. Есть несколько факторов, которые делают жизнь корпоративных оборотней особенно комфортной. Так, компании, использующие схемы обналичивания денег для ухода от налогов, нередко теряют куда более существенные суммы из-за злоупотреблений сотрудников. Чем выше доля наличных платежей в экономике предприятия, тем сложнее поиск заинтересованных лиц. Расходы «черной кассы» зачастую невозможно проконтролировать ввиду отсутствия подтверждающих документов, что создает благоприятную среду для злоупотреблений.

В Европе, где большинство расчетов осуществляется в безналичной форме, доказать факт махинации значительно проще. Кроме того, в большинстве компаний деятельность бухгалтерии сводится лишь к своевременному отражению финансовых операций и подготовке отчетности. На Западе, помимо расчетной, она выполняет еще и контрольную функцию, что позволяет периодически выявлять нарушения. Но в нашей стране бухгалтерия фактически бесправна, с ее мнением считаются далеко не всегда. Даже если «счетоводы» вовремя распознают мошенников, руководители отделов и высший менеджмент нередко все равно заставляют их принимать документы к оплате.

ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ КОМПАНИЙ (50%) – самая большая группа мошенников в России, в других же странах ворует в основном средний менеджерский состав и линейный персонал (77%). Это несколько объясняет то, что у нас мошенников реже ловят. Чем выше уровень вора, тем легче ему спрятать концы в воду.

Профессиональная Ассоциация сертифицированных экспертов в области экономических преступлений\\Association of Certified Fraud Examiners (ASFE) опубликовала доклад о корпоративном мошенничестве в США в 2004 году. Чем выше должность жулика, тем больший ущерб он наносит. Вороватый топ-менеджер, в среднем, грабит свою фирму на $900 тыс. – это в 6 раз больше ущерба, наносимого менеджером среднего звена, и в 14 раз больше ущерба, наносимого рядовым сотрудником. Чаще всего обворовываются производственные компании, банки и компании сферы услуг, реже всего жуликоватые сотрудники активизируются в фирмах, занятых в сельском хозяйстве. Подавляющее большинство мошенников никогда ранее не было замечено в совершении подобных преступлений.

АУДИТ КАК АУДИТ! Умные перевод-ные пособия, не адаптированные к российским реалиям, рекомендуют консалтинг и аудит как инструменты обеспечения безопасности компании. Многие российские предприниматели в то же время на личном опыте убедились, что это плохо работает. В чем же дело?

Да, аудиторы проводят анализ финансовой отчетности компании и дают независимое подтверждение сведений, приведенных в этой отчетности. Необходимо четко представлять, что внешний аудитор не настроен на выявление мошенничества и хищений. У него совсем другие задачи. Аудитор проверит правильность вашей бухгалтерской отчетности и даст заключение для предоставления в налоговые органы. Некоторые из аудиторских компаний даже защищают в налоговой интересы собственника. Но от внутреннего мошенничества это компанию не защитит.

Более того, в аудите есть термин «аудиторский допуск». Он означает, что если искажения, нарушения или исправления в документации не превышают 20%, то бухучет компании все равно считается правильным. А теперь посчитайте, сколько денег можно закопать в эти 20%!

То же самое – понятие о «существенности». То, что для аудитора – пять несущественных процентов, для собственника – сотни тысяч условных единиц!

внешний аудит – это чисто формальная процедура. Для противодействия внутрикорпоративным мошенникам следует создать подразделения внутреннего аудита. Российская практика последних лет показала эффективность таких подразделений внутри компании. Сотрудники такого отдела, изучая все документы компании, дают собственнику объективную и независимую информацию о реальной работе всех подразделений фирмы. Кроме того, в их компетенции находится постоянная разработка изменений внутринормативных документов фирмы.

Главное условие эффективной работы подразделения внутреннего аудита – это независимость и высочайший профессионализм сотрудников, отсутствие «неприкасаемых» отделов и работников на фирме и, конечно, подчинение собственнику, в виде исключения, генеральному директору. Впрочем, собственная разведслужба нужна только крупному бизнесу.

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ бизнес часто предпочитает обходиться более скромными средствами. Их защита строится, скорее, на сборе и анализе информации, разговорах с подозреваемыми, а также на применении некоторых провокационных шагов. Исследователи ACFE, о которых мы уже упомянули, сделали еще один интересный вывод: в большинстве случаев мошенничество выявляют не профессиональные контролеры, а сторонние наблюдатели, у которых что-то вызвало подозрение. Так, в 60% случаев это были коллеги жуликов, в 20% – клиенты фирмы, в 16% – субподрядчики, а в 15% случаев информация исходила от анонимных источников.

Что поможет вам вывести мошенников на чистую воду? В основе всего – полномасштабный сбор информации. Чтобы определить, в чей же карман утекают ваши деньги, надо оценить, кто из ваших сотрудников имеет для этого больше возможностей. Сбор информации также поможет определить людей, которые завязли в долгах или подвержены так называемой лудомании – зависимости от азартных игр. Люди с иными зависимостями тоже заслуживают дополнительного внимания. Правда, пристрастие к алкоголю или стимуляторам обычно в первую очередь сказываются на качестве работы. Человек может провалить работу раньше, чем его успеют поймать на воровстве.

КАК СОБИРАТЬ ИНФОРМАЦИЮ? Для начала можно попробовать простой способ – разговор в кабинете. По душам, так сказать. Зная, кому теоретически проще украсть, вы, во-первых, уже имеете в руках ниточку к расследованию. Во-вторых, вы можете сберечь ценного сотрудника от ошибочного шага, вовремя намекнув ему, что о чем-то догадываетесь. Если он еще не слишком увяз в двойной игре с вашей бухгалтерией, то может и одуматься. Или, – что вернее, – испугаться.

Прежде чем брать на работу сотрудника отдела сбыта или завскладом, соберите о них максимум информации. Неоценимую помощь в этом окажут люди с бывшего места работы. Так, самые ценные сведения обычно могут сообщить непосредственный начальник, подчиненный и офис-менеджер компании. Если ваш будущий завсклада нечист на руку, кто-то из его коллег обязательно проговорится.

В некоторых компаниях информаторов находят среди собственных сотрудников. Например, организуется «горячая телефонная линия», по которой можно сообщить о нарушениях, творящихся в компании. Называть фамилию при этом не обязательно. Система анонимной связи по телефону или электронной почте очень популярна на Западе, отмечают эксперты из PriceWaterhouseCoopers (PWC). Нельзя сказать, что в российских фирмах это хорошо приживается. Большинство людей не станут «стучать» на другого сотрудника, даже если у них имеются доказательства мошенничества. В практике экспертов немало случаев, когда о злоупотреблениях определенного работника было широко известно среди коллег, и, тем не менее, никто не сделал ни единой попытки донести эти сведения до руководства

Правда, в ходе эксперимента результаты были выше, чем предполагалось вначале. Так, за полгода действия программы число сообщений увеличилось с двух до 15 в месяц. Половина содержит информацию о материально существенных случаях хищений, из которых, впрочем, только 31% подтвердились, остальные — ложная тревога.

ПРОВЕРЯЙ, А ПОТОМ ДОВЕРЯЙ. Снизить уровень внутрифирменного мошенничества на складе, в магазине, в точке общепита нередко помогает грамотно оформленная материальная ответственность сотрудников. Это заодно и упростит процедуру складского учета. Эксперты утверждают: достаточно зафиксировать в трудовых соглашениях с завскладом, сбытовиками и грузчиками размеры финансовых санкций за пропажу товара, и ни один мошенник на складе не приживется. Закрепить эффект поможет ежедневное снятие складских остатков, еженедельная плановая инвентаризация и внеплановые проверки по мере надобности.

Руководителям компаний, где отделы сбыта и снабжения уже укомплектованы, стоит время от времени – не реже раза в год – внедрять в складские службы подставных грузчиков. Уже через пару недель лжегрузчик сможет предоставить достаточно информации для того, чтобы сделать выводы о чистоплотности службы сбыта компании. Впрочем, все эти меры не принесут результата, если будут простой формальностью. Это относится ко всей системе внутреннего контроля.

Эффективным инструментом контроля со стороны руководителя могут быть и откровенно провокационные шаги. К примеру, вы организовываете завоз на ваш склад собственного бракованного товара. За то, чтобы на склад приняли эту продукцию от якобы условного контрагента, вашим сотрудникам предлагается откат. Так можно убить двух зайцев.
Во-первых, вы узнаете, насколько честны сотрудники. Если же они окажутся нетверды в своей честности, то в следующий раз они будут тверже, принимая предложение об откате за новую проверку.

Иннокентий Анненский
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55516/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1011

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Raven Russia сократил инвестиции в строительство логопарка Relogix в Уткиной Заводи набирает обороты Грузовой терминал мощностью 100 тыс. т в год введен в аэропорту "Навои" в Узбекистане Международный центр логистики откроется в Ташкенте до конца года Москве недостаточно дорог для комфортного передвижения На Кавказе появится новый крупный логистический центр Растаможка по-новому Россию ждёт пересмотр таможенных процедур Рядом с «Пулково» построят склад Торжество Интернета